Урок 31. ПРАЗДНИК «ПАСХА»

Урок 31. ПРАЗДНИК  «ПАСХА»

 

Задачи:

 

·       ребёнок ещё раз осмыслит причины и глубину грехопадения первых людей в раю;

·       осознает необходимость прихода на землю Спасителя;

·       поймёт, что Иисус Христос открыл двери рая для всех людей;

·       задумается, что не каждый человек может войти в райские двери;

·       придёт к выводу, что вся человеческая жизнь – это, в первую очередь, непрестанный труд над собой;

·       узнает, что Пасха – праздник всеобщей радости;

·       узнает, как благочестиво готовились к Пасхе его предки.

 

 

№ м-ф

Названия  медиафайлов

01

Стихира Воскресение Твое Христе Спасе

02-03

Праздники в иконописи: 02. Благовещение; 03. Рождество Христово.

04

Воскресение Христово (икона)

05

Сошествие во ад (икона)

06

Стража у гроба

07

Пасхальный стол

08/видео

Символическое значение яйца : 41 с

09/видео

Освещение куличей, пасхи, яиц: 09 с

10

Пасхальный звон

11

Христос Воскресе (текст, ноты)

 

 

Проснулась я и слышу –

Весна стучит в окно!

Капель несётся с крыши,

Везде светло-светло!

И кажется не птицы,

А Ангелы летят.

О том, что Пасха! Пасха!

Они нам говорят.

 

Стихира (м-ф 01: Воскресение Твое Христе Спасе)

 

·       Как вы думаете, почему Святая Пасха – самый великий и светлый праздник для православных христиан?

 

     Святая Пасха – это праздник победы Любви над злом, Жизни – над смертью.

Воскресение Христово – это суть православной веры. В Христианскую Пасху верующие празднуют избавление через Христа всего человечества от греха и смерти. Пасха является главным и самым большим христианским праздником, потому что, по православному вероучению, Своей Крестной Смертью Христос выкупил у смерти каждого из нас, и теперь каждый человек получил возможность иметь жизнь вечную.

·       Что  же мы празднуем в Пасху? (Ответы детей)

     О том или ином православном празднике нам может рассказать икона праздника (м-ф 02. Благовещение, 03. Рождество Христово) 

     Но в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке (м-ф 04. Воскресение Христово), появившееся в российских храмах только  в 18 веке, после правления Петра I, пришло к нам с Запада (позднейшая католическая версия).

Традиционная же православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Тайна воскресения, как и тайна воплощения — непостижимы.

     Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад» (м-ф 05. Сошествие во ад).

·        Но почему Господь после крестной смерти попадает в ад, ведь Он абсолютно безгрешен? (Предположения детей)

На этой иконе мы и видим Христа в момент сошествия во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Плоть Христа. Ад думал, что принял тело умершего человека, а внезапно напоролся на Бога; думал, что принял землю, а встретил Небо; принял то, что видел, и попался на То, чего не видел. Под покровом человеческого естества было сокрыто Божество, и ад, словно жадная рыба, вместе с приманкой плоти проглотил крючок Божества. Христос ворвался во ад, и Своей Божественной энергией сжёг, разрушил ад. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы — Отец Света.

На иконе разрушение ада показано в виде сокрушенных врат. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило, крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа.

·       Посмотрите на икону и скажите, кто окружил Господа?

     Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, — это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю, и с надеждой смотрят на Него.

     Господь сходит во ад, чтобы вывести оттуда души праведников.

·       «Пасха» означает «переход», «стремительное избавление». Как вы это понимаете? (Своей Крестной Смертью и Воскресением Господь осуществил Переход праведников из ада в рай,  избавил людей от рабства смерти и греху).

      «Сошествие во ад Господа» показывает нам, как далеко пришлось пойти Богу, чтобы спасти людей, что  Христос — не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, — зачем Бог пришел на землю и принял смерть1.

     В Евангелии Господь прямо говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт!2»

     Когда тело Господа сняли с Креста и похоронили в пещере, иудейские вожди, которые осудили Христа и добились Его казни, пошли к римскому правителю Понтию Пилату и просили у него разрешения приставить ко гробу римских воинов, чтобы охранять гроб. К камню, закрывавшему вход в гробницу, приложили печать. Все это было сделано из предосторожности, так как они вспомнили предсказание Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти. Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые доказательства  воскресения Христа (м-ф 06. Стража у гроба).

     Праздник Воскресения Христова так велик, что вспоминается весь год, каждую неделю – в седьмой, воскресный день.      

Празднику предшествует строгий Великий пост, который начинается  вслед за Прощёным воскресением, и Страстная неделя, посвященная воспоминаниям последних дней жизни Спасителя.

В русской деревне подготовка к празднику начиналась с понедельника: крестьянки стирали, мыли избу, прибирали двор. В народе говорили: «Страстной понедельник на двор идет – всю дорогу вербой метет», «С Великого понедельника до Великого дня целая неделя, по горло бабам дела!»

В вымытых и прибранных домах расстилались новые половики; на стены, окна и божницу развешивали белые вышитые полотенца, подвязанные бантами или украшенные цветными шелковыми лоскутками, искусственными цветами. Все это великолепие не снималось вплоть до конца Пасхальной недели.

Мужики-хозяева заготавливали припасы и корм для скотины на все праздники.

В Церквях тоже готовились к Пасхе: начищали подсвечники и паникадила, наполняли маслом лампады, мыли окна и пол, готовили праздничное облачение.

     В конце Страстной недели делались последние приготовления к Пасхе: заканчивалась уборка, крестьяне запасались провизией, во всех домах красили яйца, пекли куличи, делали творожную «пасху» (м-ф 07. Пасхальный стол).

     Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. В яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение живоносного гроба и воскресения Христова. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово (м-ф 08/видео. Символическое значение яйца: 41 с). Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира. Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали творожную пасху, а затем вместе с пасхальными яйцами освящали их  или в Страстную субботу, или по окончании пасхальной литургии в воскресенье (м-ф 09/видео. Освещение куличей, пасхи, яиц: 10 с).

     Обряд христосования  - троекратного целования со словами «Христос воскресе» и ответом «Воистину воскресе», служит выражением общей радости и всеобщего прощения, которое даровано нам воскресением Спасителя.

Существует старая христианская традиция – обмениваться в Церкви при христосовании крашеными яйцами в знак любви и братского единства верующих.

В день Пасхи и на протяжении всей Светлой недели яйца дарили родственникам, знакомым и соседям, приходившим поздравить с праздником. Брали с собой, когда шли в гости, раздавали нищим «на помин души».

На Пасху, когда придя с заутрени, садились разговляться, яйцо съедали первым.

     (Если урок в классе учитель читает отрывок из «Лето Господне». Если в зале, то сценка «Пасхальный колобок» и викторина).

 

     Замечательные свидетельства о том, как самый главный православный праздник встречали в первопрестольной столице, оставил в своей книге "Лето Господне" русский писатель Иван Шмелев. Вот как он рассказывает об этом (во время прочтения отрывка дети раскрашивают рисунки в учебной тетради).

 

 

"…Пост уже на исходе, идет весна.

….Скоро Пасха! Принесли из амбара "паука", круглую щетку на шестике, - обметать потолки для Пасхи. У Егорова в магазине сняли с окна коробки и поставили карусель с яичками. Я подолгу любуюсь ими: кружатся тихо-тихо, одно за другим, как сон. На золотых колечках, на алых ленточках. Сахарные, атласные.

…В булочных - белые колпачки на окнах с буковками - X. В.

...Страстные дни. Я еще не говею, но болтаться теперь грешно, и меня сажают читать Евангелие.

 

     Я несу от Евангелий страстную свечку (Учитель поясняет, что в четверг вечером накануне Страстной пятницы в Храмах читают Евангелие (12 Евангелий), вспоминая последние дни Иисуса Христа перед Крестной Смертью) смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу - доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике...

 

     Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки - пришел Христос. И все - для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни - страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями - и ничего, потому что везде Христос.

     У Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Толстый Воронин и пекаря, засучив руки, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы. Дают попробовать мне на пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому слышно. Я помогаю тереть творог на решетке. Золотистые червячки падают на блюдо, - совсем живые! Протирают все, в пять решет: пасох нам надо много. Для нас - самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом - для гостей, парадная, еще "маленькая" пасха, две людям, и еще - бедным родственникам. Для народа, человек на двести, делает Воронин под присмотром Василь-Василича, и плотники помогают делать. Печет Воронин и куличи народу.

     Ударяют печально, к Плащанице (Учитель поясняет, что в 14 часов в Страстную пятницу на середину храма выносят Плащаницу – образ погребальных пелен Господа..). Путается во мне и грусть, и радость: Спаситель сейчас умрет...

 

     В церкви выносят Плащаницу. Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть - это только так: все воскреснут. Я сегодня читал в Евангелии, что гробы отверзлись и многие телеса усопших святых воскресли. И мне хочется стать святым, - навертываются даже слезы. Горкин ведет прикладываться. Плащаница увита розами. Под кисеей, с золотыми херувимами, лежит Спаситель, зеленовато-бледный, с пронзенными руками. Пахнет священно розами. С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви.

 

     У нас пахнет мастикой, пасхой и ветчиной. Полы натерты, но ковров еще не постелили.

     Мне дают красить яйца.

     Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро... Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом встретимся все... и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, - все мы встретимся там. И Горкин будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как беленькие пуши, которые я видел в поминаньи. Стоит Плащаница в Церкви, одна, горят лампады. О н теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. И это для Него Ганька полез на крест, и отец в Кремле лазит на колокольню, и Василь-Василич, и все наши ребята, - все для Него это!

     Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал - посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые - от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах - новые красные "дорожки". В столовой на окошках - крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней - зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым. Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега, - повезли в церковь можжевельник. Совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот:

О, незабвенный вечер, гаснущий свет за окнами... И теперь еще слышу медленные шаги, с лампадкой, поющий в разду-мьи голос -

Ангели поют на не-бе-си-и...

     Таинственный свет, святой. В зале лампадка только. На большом подносе - на нем я могу улечься - темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и красные яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в поддевках, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят тревожно: "Ради Бога, не опрокиньте как!" Они отвечают успокоительно: "Упаси Бог, поберегемся". Понесли святить в церковь. Идем в молчаньи по тихой улице, в темноте. Звезды, теплая ночь, навозцем пахнет. Слышны шаги в темноте, белеют узелочки.

     В ограде парусинная палатка, с приступочками. Пасхи и куличи, в цветах, - утыканы изюмом. Редкие свечечки. Пахнет можжевельником священно. Горкин берет меня за руку.

     Он ведет меня в церковь, где еще темновато, прикладывает к малой Плащанице на столике: большую, на Гробе, унесли. Образа в розанах. На мерцающих в полутьме паникадилах висят зажигательные нитки. В ногах возится можжевельник. Священник уносит Плащаницу на голове. Горкин в новой поддевке, на шее у него розовый платочек, под бородкой. Свечка у него красная, обвита золотцем.

     Крестный ход сейчас, пойдем распоряжаться

Горкин наказывает нашим:

- Жди моего голосу! Как показался ход, скричу - вали! - запущай враз ракетки!

У него дрожит голос. Мы стоим с зажигальником у нитки. С паперти подают - идет! Уже слышно -

...Ангели по-ют на небеси-и..!

- В-вали-и!.. - вскрикивает Горкин, - и четыре ракеты враз с шипеньем рванулись в небо и рассыпались щелканьем на семицветные яблочки.

В черном небе алым Крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет - X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени - кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди.

Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых...

- Ну, Христос Воскресе... - нагибается ко мне радостный, милый Горкин.

Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.

...сме-ртию смерть... по-пра-ав..!

     Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная.

Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. Встряхивают волосами, вытирают кулаком усы и лобызаются по три раза. "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе"... "Со Светлым Праздничком"... Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся - плотники, народ русый, маляры - посуше, порыжее... плотогоны - широкие крепыши... тяжелые землекопы-меленковцы, ловкачи - каменщики, кровельщики, водоливы, кочегары...

     Угощение на дворе. Орудует Василь-Василич, в пылающей рубахе, жилетка нараспашку, - вот-вот запляшет. Зудят гармоньи. Христосуются друг с дружкой, мотаются волосы там и там. У меня заболели губы...

Трезвоны, перезвоны, красный - согласный звон. Пасха красная. (м-ф 10. Пасхальный звон)

(Учитель дочитывает отрывок под пасхальный звон)

. Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него - все волшебное. Вот - с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное... И вот, фарфоровое - отца. Чудесная панорамка в нем... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое... - Б о г?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне".

 

 

 

ПАСХАЛЬНЫЙ КОЛОБОК. ( Сценарий Т. Шорыгиной)

1-й ведущий. Жили-были бедные дед и баба.

2-й ведущий. Очень бедные.

1-й ведущий. И не было у них курочки-рябы.

2-й ведущий. Ох, не было!

1-й ведущий. И не снесла она им яичка.

2-й ведущий. Ох, не снесла!

1-й ведущий. И не могли они испечь пасхального кулича!

2-й ведущий. Ох, не могли!

1-й ведущий. Дед бабе говорит:

Дед. Чем же, баба, нам на Пасху разговеться-то?

Баба. Ох, уж и не знаю, дед. Ведь мука-то у нас давно уже кончилась.

Дед. Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по амбару пометем, по сусекам поскребём; может, хоть на колобок наберётся.

2-й ведущий. Так они и сделали.

1-й ведущий. По амбару помели, по сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей посолили.

Ведущие (вместе). Бога поблагодарили!

2-й ведущий. Испекли постный колобок и на окно положили.

Ведущие (вместе). До утра простынугь.

1-й ведущий. А наутро проснулся Колобок раньше всех.

К о л о б о к.. Что-то дедушки и бабушки не слышно. Спят поди. Намаялись со мной вчера, даже службу в храме проспали. Покачусь-ка я в церковь, пока они спят, окроплюсь у батюшки святой водой, хоть этим старичков утешу.

1-й ведущий. Соскочил Колобок с подоконника на землю и айда в церковь, да не по дороге, а прямиком через лес. Навстречу ему волк.

В о л к. Колобок, Колобок, я тебя съем.

К о л о б о к. Что ты, Волк, ведь я еще не освящённый. По амбару метён, по сусекам скребён, на водице мешен, слезицей солён, но еще не освящён. Не ешь меня волк, Я тебе песенку Пасхальную спою:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря уже глядит с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Волк. Спасибо тебе, Колобок, за песенку!

2-й ведущий. Колобок покатился дальше, а навстречу ему медведь.

М е д в е д ь. Колобок, Колобок, я тебя съем.

К о л о б о к. Что ты, Медведь, ведь я еще не освященный. По амбару метен, по сусекам скребён, на водице мешен, слезицей солён, но еще не освящен. Жди меня здесь. Не ешь меня, медведь, я тебе песенку пасхальную спою:

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

1-й ведущий. Колобок покатился дальше, а навстречу ему лиса.

Л и с а. С праздничком тебя, Колобок. Далеко ли ты, мой сладенький, направился?

Ко л о б ок. Я, Лиса, в церковь спешу.

Л и с а. Куда, сладенький? Я что-то не расслышала.

К о л о б о к. В церковь Божию, святой водой окропиться.

Л и с а. Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький, поближе.

К о л о б о к. Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у батюшки святой водой окропиться. Я тебе песенку пасхальную спою:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

1-й ведущий. Прикатился Колобок в церковь и сразу к батюшке. Окропился святой водой и хотел домой скорей катиться, к бабушке, к дедушке.

2-й ведущий. А прихожане его и спрашивают:

Прихожане: Колобок, где твое красное яичко?

К о л о б о к. Нет у меня,  красного яичка. Мои дедушка и бабушка бедные.

Прихожане. На, возьми, Колобок, отнеси яички дедушке и бабушке.

Ведущие  (вместе): И надавали Колобку яичек целую корзину.

1-й ведущий. Катится Колобок обратно через лес прямиком, а навстречу ему Волк, Медведь и Лиса.

Звери: С праздником тебя, Колобок,  с наступающим Христовым Воскресением! Будет нам чем на Пасху разговеться!

Колобок. Экие вы, звери, несмышлённые! Ведь я же постный: не на молочке и маслице мешен, а на водице! Как же вы мною разговеетесь?

Звери:  А что же нам тогда делать?

Колобок: Возьмите вот по красному яичку, а как ночью-то пасхальная служба отойдёт, так и разговеетесь! И песенку мою не забудьте!

Звери: Ну спасибо тебе, Колобок? Передай поклон Дедушке и Бабушке!

Ведущие. Прибежал Колобок домой.

Дед. Где ты был, Колобок?

Баба. Мы о тебе сильно беспокоились!

Колобок. Я, дедушка и бабушка, в церкви был, святой водой окропился и вам красных яичек принёс. Будет вам, чем на Пасху разговеться!

 

 

Викторина:

 

1.     Кто первый получил от Господа обетование, что в мир придёт Спаситель, который победит зло и спасёт людей от вечной смерти? (Адам)

2.     А почему Адаму Господь даёт это обещание, ведь Адам был создан бессмертным? (Кратко вспоминается история грехопадения).

3.    Сколько лет ждали люди  пришествия в мир Спасителя? (5,5 тысяч лет)

4.    Кто первый узнал, что Спаситель уже пришёл в мир? (Богородица)

5.    Как называется праздник, посвящённый этому событию? (Благовещение)

6.    Какая традиция  существует в День благовещения? (Выпускать на волю птиц)

7.    Почему на Благовещение принято выпускать птиц? (Птички символизируют души людей, которые, как и птички, находились в неволе, в аду, но с приходом в мир Спасителя души праведных людей отпускаются на волю. И, как и птички, которые устремляются ввысь в небо, души праведников устремляются ввысь, к Богу).

8.    Почему символом  Пасхи выбрано яйцо? (Пасхальные яйца верующие дарят друг другу,  как символ чудесного явления  — Воскресения Христова. Как живой птенец чудесным образом вылупляется из неживого яйца, так и Господь чудесным образом воскресает из мертвых!)

9.    Почему яйца красят именно в красный цвет ? (Красный цвет – цвет радости и цвет крови. Красный цвет пасхальных яиц напоминает людям,  какой ценой они были выкуплены у смерти).

10.Каким блюдом должно заканчиваться заговенье на Великий пост? (Блюдом из яиц)

По древней традиции именно пасхальными яйцами начинается разговение.

 

Игры:

 

1. Эстафета «Спортивная ходьба».

В руке ложка с яйцом. Делая каждый шаг, необходимо пятку одной ноги вплотную приставлять к носку другой. Дистанция – 5 метров туда и обратно. Ложка передаётся по эстафете. Эстафета заканчивается, когда последний участник вернётся на исходную позицию. Побеждает команда, не уронившая яйцо.

 

2. Эстафета «Кто быстрее»

Команды выстраиваются в ряд. В руке у каждого игрока ложка. Задача: быстрее переложить яйцо следующему игроку, не разбив его.

 

3. «Кот в мешке».

В непрозрачный мешок закладывается 5-7 предметов (по количеству участников команд). Не заглядывая в мешок, на ощупь определить, что это за предмет. (Яйцо, яблоко, луковица, конфета, катушка, ластик, точилка…)

Количество мешков соответствует количеству команд. 

 

4. Командное битьё яиц.

По сигналу «противники» сходятся, и каждый старается нанести удар так, чтобы разбить скорлупу яйца игрока другой команды. Победитель забирает яйцо.

 

5. Шапки


(реквизит – шапки по числу игроков)

Выбирают ведущего, все игроки отворачиваются. Ведущий прячет яйцо под одной из шапок. Игроки по очереди пытаются отгадать, под какой. Ведущий приподнимает ту шапку, на которую указывает игрок; угадавший становится ведущим.

 

 

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 



1 А. Кураев. Школьное богословие. М.1997, с. 263

2 Ин. 11-25


Назад к списку