Урок 30. Благовещение. Традиции русского народа. Буквы Кси, Пси
Задачи:
· ребёнок узнает, что Дева Мария была предопределена Предвечным Советом Божиим, на котором Пресвятой Троицей было принято решение о спасении человека после его грехопадения;
· узнает, что праздник Благовещения установлен в честь евангельского события, когда Дева Мария получила благую весть, что Она избрана стать Матерью Господа;
· у ребёнка появится желание возродить традицию выхаживания зимой больных, ослабленных и раненых птичек, отпуская их на волю в день Благовещения.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Изгнание из рая |
02/видео |
Обетование о Спасителе: 18 с |
03 |
А. Рублёв «Троица» |
04 |
Рождество Пресвятой Богородицы |
05 |
Иоаким и Анна с Младенцем Марией |
06/видео |
Обручение Марии: 2 мин 37 с |
07/видео |
Мария в доме Иосифа: 1 мин 47 с |
08 |
Благовещение/икона |
09/видео |
Благовещение: 2 мин 03 с |
10 |
Благовещение (икона) |
11 |
Отпускание птиц |
12 |
Птичка |
13 |
Песня «Птичка» (слова, ноты) |
I. Старославянская азбука. Урок 15
Сегодня мы познакомимся с удивительным праздником Благовещение Пресвятой Богородицы.
· Какой смысл несёт в себе само слово «благовещение»? (Благая весть).
На этом уроке мы узнаем, какую благую весть и от кого получила Дева Мария.
· Вспомните, почему Адаму и Еве пришлось покинуть рай (м-ф 01. Изгнание из рая)?
· Что произошло в результате грехопадения?
Если бы Бог не дал Адаму и Еве твёрдого обещания, что пошлёт на землю Спасителя, то наши прародители могли бы просто погибнуть от отчаяния (м-ф 02/видео. Обетование о Спасителе: 18 с)
Священное Писание говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц (м-ф 03/икона. А. Рублёв «Троица») "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему[1]". В православном богословии это совещание Божественных Лиц о создании человека получило наименование Предвечного Совета Божия.
Бог, создавая человека свободным существом, предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей свободой и согрешит. Наделяя человека свободой, которая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог принимает на Себя и ответственность за последствия этого злоупотребления. Писание говорит, что это решение было предвечным, т. е. Бог предвидел падение человека и принял решение о спасении его еще до сотворения мира. Бог определил спасти человека Воплощением Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, и Его искупительной Жертвой. Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира. Без этого согласия творение мира было бы так же невозможно. В Священном Писании Христос называется Агнцем, предназначенным в жертву от создания мира[2].
Почему именно таким образом Господь благоволил спасти человека, мы не знаем. Апостол Павел говорит об Искуплении как о тайне воли Божией[3].
Святой иконописец Андрей Рублёв на иконе «Троица» изобразил Предвечный совет Пресвятой Троицы.
· Как вы понимаете слова из акафиста (хвалебной песни), посвященном празднику Благовещения Пресвятой Богородице: «Избранной в Предвечном Совете Богоотроковице Марии, послужити велию таинству Боговоплощения…» (Пресвятая Дева Мария была также предопределена предвечным Советом Божиим).
Прошло много столетий прежде чем в народе, сохранившем истинную веру в Единого Бога, от благочестивых и престарелых Анны и Иоакима родилась Дочь, Которую они вымаливали у Бога почти 50 лет (м-ф 04. Рождество Пресвятой Богородицы). Ангел, возвестивший им о рождении благословенной Дочери, сказал: « …через Неё дастся спасение всему миру, и наречётся она Мариею». Они дали обет посвятить Её Богу (м-ф 05. Иоаким и Анна с Младенцем Марией).
С 3-х лет Мария жила при храме, а когда Ей исполнилось 14 лет, то по обычаю того времени Она должна была вернуться домой или выйти замуж.
· Почему Деву Марию никто не мог принудить выйти замуж?
Мария была отдана родителями на служение Богу и Сама Пресвятая Дева дала обет не выходить замуж, а всю свою жизнь посвятить служению Богу.
Родители её к тому времени уже умерли, и священники, недоумевая, как же поступить, стали молиться, чтобы Бог Сам указал им, что делать.
И Господь открыл Свою волю: заботу о Деве Марии поручили Её дальнему родственнику старцу Иосифу (м-ф 06. Обручение Марии: 2 мин 37 с).
Иосиф был человек небогатый и занимался плотничеством. Дева Мария, живя в его доме, всё Своё время проводила в молитве к Богу, занималась рукоделием и читала Священные книги (м-ф 07/видео. Мария в доме Иосифа: 1 мин 47 с)
Однажды, когда Она читала Священное Писание, внезапно в сиянии небесного света Ей явился архангел по имени Гавриил с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира (м-ф 08. Благовещение/икона). Он сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога – Ты родишь Сына и наречёшь Ему имя Иисус; Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего».
Пресвятая Дева Мария с глубоким смирением ответила Ангелу: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Святая Дева Мария - этот чистейший духовный сосуд, избранный от всего человечества - по слову Архангела приняла от Бога Духа Святого и стала Матерью Богочеловека - Христа, Искупителя мира.
Святая Дева от лица всех людей дала согласие на благодатный союз с Богом, который когда-то был прерван первыми людьми. Это смиренное послушание Девы Марии открыло дверь спасения человеческому роду. Совершилась великая тайна. Произошло примирение человека с Богом. Так Бог через Святую Деву стал Человеком, чтобы человека сделать богом по благодати.
Так вдали от блеска и суеты мира сего, в тиши Назарета совершилось давно ожидаемое великое событие Боговоплощения (м-ф 09/видео. Благовещение: 2 мин 03 с).
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (м-ф 10. Благовещение/икона) отмечается 7 апреля.
В народном календаре XIX – XX веков Благовещение было одним из самых почитаемых праздников:
«Благовещение – самый большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучают».
Признавая важность праздника, народ, тем не менее, не отмечал его весельем (чаще всего Благовещение приходится на период Великого поста). Поведение человека в течение этого дня должно было наиболее приблизить его к Богу. Этому способствовало посещение церковной службы, строгое соблюдение правил, отдых от повседневных дел, размышления «о божественном». Народ сложил также такую поговорку: «В Благовещенье птичка гнёздышко не вьёт, дева косу не плетёт». Допускались только размеренные беседы о севе, пахоте, урожае.
Рано утром христиане, нарядившись в лучшую, непременно чистую одежду (считалось, что иначе нельзя прикасаться «к священному»), отправлялись в Церковь к заутрене, а, возвратившись, садились обедать. В ознаменование праздника разрешалось в этот день некоторое послабление поста: можно было есть рыбу, пироги-рыбники и растительное масло.
Празднование этого дня на Руси имеет давние традиции.
Во многих местах, а в особенности в городах, в этот праздник было принято выпускать на волю птиц (м-ф 11. Выпускание птиц). По представлению людей, птички могли ускорить приход весны, вымолить ее у Бога.
Слабых, больных и раненых птичек подбирали осенью и зимой. Лечили их и оставляли в доме до весны. А весной, окрепших, отпускали на волю в день Благовещения…(м-ф 12. Птичка)
Иван Шмелев в «Лете Господнем» пишет: «Мы идем от всенощной… Светло у меня на душе, покойно. Завтра праздник такой великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если бы не было Благовещенья, никаких бы праздников не было Христовых». «Горкин сказал: «Завтра и голубков, может, погоняем… первый им выгон сделаем. Завтра и голубиный праздничек, Дух-Свят в голубке сошел. То на Крещенье, а то на Благовещенье. Богородица голубков в Церковь носила, по Ее так и повелось.
Я просыпаюсь рано, а солнце уже гуляет в комнате. Благовещение сегодня! В передней, рядом, гремит ведерко и слышится плеск воды…
Пришла весна, и соловьев купают, а то и не будут петь. Птицы у нас везде. В передней чижик, в спальной канарейки, в проходной комнате – скворчик, в спальне отца канарейка и черный дроздик, в зале два соловья, в кабинете жавороночек, и даже в кухне у Марьюшки живет на покое, весь лысый, чижик, который пищит – «чулки – чулки – пагоденки», когда застучат посудой…
Я выхожу в переднюю. Отец, засучив рукава, берет соловья в ладонь, зажимает соловью носик и окунает три раза в ведро с водой. Потом осторожно встряхивает и ловко пускает в клетку. Соловей очень смешно топорщится, садится на крылышки и смотрит, как огорошенный. Мы смеемся.
И вдруг, зажурчало под потолком, словно гривеннички посыпались…
Жавороночек запел!
В круглой высокой клетке, затянутой до половины зеленым коленкором, с голубоватым «небом», чтобы не разбил головку о прутики, неслышно проживал жавороночек. Он висел больше года и все не начинал петь. Продал его отцу знаменитый птичник Солодовкин, который ставит нам соловьев и канареек. И вот жавороночек запел, запел-зажурчал, чуть слышно.
- Под самое под Благовещенье… точно, что обрадовал. Надо бы к благополучию, - говорит Горкин и крестится».
А во дворе сидит на крылечке Солодовкин с вязанкой клеток под черным коленкором. Он в отрепанном пальтеце, кажется – очень бедный. Но говорит, как важный, и здоровается с отцом за руку…
Солодовкин запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.
- Бери в руку. Держи – не мни…- говорит он строго, - В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..
Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руке. Я разжимаю пальцы и слышу – пырхх… - но ничего не вижу. Вторую, я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… - и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. А Солодовкин все еще достает под коленкором. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить… Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает наша новая пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь Василич… Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину: «Ну-ка, продай для воли!» Солодовкин швыряет гривенник, говорит: «Для общего удовольствия пускай!» Василь Василич по своему пускает – из пригоршни».
Вечер золотистый, тихий. Небо до того чистое, зеленовато-голубое, - самое Богородичкино небо… Вечернее солнце золотцем заливает залу, и канарейки в столовой льются на все лады. Но соловьи что-то не распелись. Светлое Благовещенье отходит»…
Дети выпускали птичек из клеток и пели «веснянки».
В ваших тетрадях есть рисунок девочки, которая выпускает, выхоженных за зиму, птичек на свободу. Давайте все вместе пропоём с этой девочкой одну из таких « веснянок» (текст в тетрадях).
Синички-сестрички,
Тетерки-чечотки,
Красозобые снегиришки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!..
Ребята, благодарю вас за урок и надеюсь, что вы поможете возродить эту прекрасную традицию: осенью и зимой подбирать и выхаживать слабых, больных и раненых птичек, а весной, в Благовещенье, выпускать их на волю.
И помните, что зимой птичек обязательно нужно подкармливать.
(Можно попросить учителя музыки выучить с детьми песню «Птичка» (Приложение 5), которую спеть в заключении урока).
Файлы для скачивания:
[1] Быт. 1: 26
[2] I Пет. 1:19-20 и Откр. 13:8
[3] Еф. 1: 9