Урок 29. Масленица. Прощёное воскресенье. Традиции русского народа. Буква Юс малый

Урок 29.  Масленица.  Прощёное воскресенье. Традиции русского народа. Буква Юс малый

Задачи:

·       ребёнок узнает, что Масленица  - это старинный народный праздник проводов зимы и встречи весны;

·       придет к выводу, что праздник Масленицы был связан не только с долгожданной сменой времени года, но и с внутренним изменением самого человека перед началом нового полевого сезона;                

·       узнает, о Прощёном воскресенье и глубже осознает необходимость просить прощения у своих родных, близких и всех тех, кого он обидел.

   

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01

Блин

02

Блин – солнышко

03

Масленица – кукла

04

Блины – главное угощение

05 – 06

Катание с гор

07-10

Катание на лошадях

11

Строительство снежного города

12- 15

Взятие снежной крепости

16

Кулачный бой

17

Спортивное состязание «Столб»

18

Защитный круг

19

Кустодиев «Масленица»

20

Художественная роспись

21

Суриков «Взятие снежного городка»

22

Кустодиев «Масленица»

23

Прощёное воскресенье

24

Перов «Чистый понедельник»

 

 

I. Старославянская азбука. Урок 14

                             Масленица - народный праздник проводов зимы и встречи весны, а блины на нём  главное угощение (м-ф 01. Блин).

·       Как вы думаете почему? (Блин такой же круглый, как солнышко, такой же теплый и румяный (м-ф 02. Блин - солнышко). Люди устали от зимы, им ждут тепла и солнечного света, им хочется, чтобы земля родила богатый урожай)

 

     Масленица – это один из самых древних  праздников, возникший задолго до принятия на Руси христианства и встречали масленицу в дни весеннего равноденствия, т.е. когда день и ночь уравнивались по протяжённости.

     Но когда Русь стала православной ушла внутренняя языческая составляющая праздника, осталась только яркая внешняя его сторона. Традиционные черты Масленицы сохранились и до наших дней, для многих детей и взрослых это самое весёлое и любимое время в году.

·       Почему и дети,  и взрослые любят праздники?(Возможность встретиться с дорогими и близкими тебе людьми. Это время, когда семья (в общем смысле этого слова: бабушки, дедушки ,тёти, дяди) собирается за одним столом…  все вместе..)

·       Догадайтесь, сколько дней длится Масленица? (Семь дней или одну неделю).

К Масленице начинали готовиться еще с середины предшествующей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома – от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов и пирогов.

Вообще,  блины – древнейший вид изделий из муки зерновых культур, и появились, вероятно, раньше хлеба. С XV века блины были известны в русской традиционной культуре. Они присутствовали на столе во время наиболее важных ритуальных трапез: при родинах, крестинах, на свадьбах, праздниках и в дни поминовения усопших.

 В русских деревнях пекли пшеничные, гречневые, пшённые, ржаные, ячменные, овсяные блины и блинчики. А ели их со всевозможными добавками – творогом, яйцами, рыбой, маслом, сметаной и медом. Блины, замешанные на молоке, называли «молочными», блины из гречневой муки – «красными».           Готовили к праздникам и пироги-блинники, которые представляли собой сложенные стопкой и запеченные в русской печи блины, промазанные болтушкой из коровьего масла и сырых яиц.

     Также на масличную неделю заготавливали в больших количествах соленую рыбу, пряники, конфеты и орехи для детей; собирали молоко, сливки, творог, сметану и коровье масло.

 На Масленицу было принято накрывать обильные  столы с разнообразной молочной снедью, а также яйцами, рыбой, пирогами, блинами, квасом. По народным представлениям богатая масленичная еда, подчеркнуто бурное веселье, должны были призвать радость, благополучие  и процветание на крестьянские семьи и их хозяйство.

Масленица издавна была общенародным праздником и не имела никаких возрастных, социальных, семейных или иных ограничений. Её радостно встречали  все жители России. Неучастие в празднике могло быть оправдано только немощью, увечьем или болезнью человека.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника. Каждый день этой недели имел своё название:

понедельник - «встреча»,

вторник – «заигрыши» (ударение на «а»),

среда – «лакомка»,

четверг – «перелом», «широкий четверг», «разгул»,

пятница – «тёщины вечорки»,

суббота – «золовкины посиделки»,

воскресенье – «проводы», «прощеный день», «целовальник».

«Прихода» Масленицы ждали. К этому времени заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные катальные горы, снежные крепости и городки, качели; на ярмарках сооружали балаганы.

В отдельных деревнях встреча Масленицы представляла собой особый ритуал почетного ввоза специально сделанного из соломы чучела. Чучело было одето в традиционный крестьянский костюм и олицетворяло собой праздник (м-ф 03. Кукла - Масленица).

 

«Без блина – не маслена!», - гласит народная поговорка (м-ф 04. Блины – главное угощение). На Масленицу блины готовили и ели в огромных количествах не только дома и в гостях, но и на праздничных ярмарках. «Блин брюху не порча», «Блин - не клин, брюха не расколет», - приговаривали участники праздника, предаваясь масленичному веселью в преддверии надвигающегося строгого поста.  «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи!»

На  Масленицу были всевозможные развлечения: катания с ледяных гор (м-ф  05,06. Катания с гор) и на лошадях ( вф 07-10. Катания на лошадях), строительство снежных городков (м-ф 11. строительство снежного города), взятие снежных крепостей (м-ф 12-15. Взятие снежной крепости), «кулачные бои» (м-ф 16. кулачный бой), различные спортивные состязания (м-ф 17. Спортивное состязание «Столб»).

Излюбленным масленичным увеселением были катальные горы. Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки (на столбах с настеленными досками и залитым водою снегом). Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. Катались с гор на салазках, шкурах (кожуре) и рогожках по одному, по двое, а иногда и по 10 человек. Парни катались также на коньках  и просто стоя. Катанье сопровождалось шутками, озорством, хохотом («шутки идут, а другой раз и до драки дело доходило»).

Катания в народной традиции расценивались как особая форма соприкосновения с землей, в результате которого она скорее отогреется, пробудится от зимнего сна и даст обильный урожай.

Катание на лошадях с песнями, смехом, в ярких нарядных одеждах по народным представлениям было призвано очертить «защитный круг» вокруг селения, оградить его от злых, враждебных человеку сил (м-ф 18. Защитный круг).

Имела значение и одежда, в которой предстояло появиться на праздничных санях. Парни надевали крытые шубы; за отсутствием своей даже брали напрокат, а потом отрабатывали. Старшие собирались не только полюбоваться на катающуюся молодежь, но и присмотреть за ней.

Санное катанье на украшенных лошадях компанией нарядной молодежи, сопровождавшееся песнями, шутками, состязаниями в скорости и удальстве, было одной из ярчайших форм русской традиционной праздничной культуры (м-ф 19. Кустодиев. Масленица). Оно было воспринято от крестьянства всеми слоями населения, нашло отражение в  народной (миниатюрная роспись шкатулок (м-ф 20. Художественная роспись) и др.) и профессиональной живописи (м-ф 21. Суриков « Взятие снежного городка», м-ф 22. Б.М. Кустодиев « Масленица» и др.) вошло в фольклор и литературу.

В Петербурге, как и по всей России, тоже катались  на санях. В свое время сама Императрица Екатерина II принимала участие в таких забавах и ездила в больших санях, к которым для свиты привязывали еще попарно 14 или 16 маленьких санок. В большие сани закладывали 12 прекрасных лошадей, великолепно убранных.  Нарядные дамы в бархатных или атласных шубках с соболями сидели рядом с кавалерами.

Катальные горы заняли свое прочное место на гуляньях петербуржцев, их строили на Неве, и даже перед Зимним дворцом (на Дворцовой площади недалеко от Александровской колонны). Вокруг невских гор устраивали балаганы («сараи»), в которых показывали экзотических и дрессированных животных, давали кукольную комедию (театр Петрушки), можно было увидеть «китайские тени» (теневой театр), пляски на канате и др. цирковые номера.

 

·       На какой день недели приходится последний день  Масленицы? (На воскресный).

 

С приходом на Русь православной веры «масленичная неделя» уже не приурочивалась к дням весеннего равноденствия, а стала предшествовать самому большому и строгому христианскому постуВеликому и получила новое название – «сырная (творожная) седмица». В «сырную» неделю мясо употреблять было уже нельзя, а молоко, сыр (творог), коровье масло, яйца и рыбу еще можно.

Первая неделя Великого  поста - особенно строгая. «Масленичная, (сырная) неделя», напротив, отличалась особым обилием сытной и вкусной пищи, праздничным весельем.

     Последний день Масленицы – прощёный (Прощальное, Прощёное воскресенье). Катанье на лошадях, как и все гулянья,  проходили только днем. Вечером же наступало время просить друг у друга прощенья.

Все  родственники, знакомые должны были повиниться друг перед другом и испросить прощения за все нанесенные в прошедшем году обиды. Так же следовало поступать и при встрече на улице с незнакомыми и случайными  людьми. Традиция предписывала приход младших к старшим, бедных к богатым. Тот, кто пришел «прощаться», становился на колени у входа и обращался к хозяевам со словами: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам в этом году!». Присутствовавшие должны были ему на это ответить: «Бог Вас простит, и мы тут же!». Затем они целовались в знак примирения.

 При первых же звуках церковного колокола, созывавшего к вечерней службе, участники праздника спешили в свои храмы (м-ф 23. Прощеное воскресенье). После окончания церковной службы прихожане просили прощения друг у друга, подавали милостыню.

     Завершался воскресный день обильным семейным ужином (заговинами на Великий пост), на котором скоромные угощения старались доесть, так как следующий день  был  первым днем Великого поста.

·       Что можно отнести к скоромной пище? (В данном случае – молочные продукты, так как мясные продукты в праздничную (мясопустную, «сырную») неделю уже не ели. В церковной традиции люди постепенно готовились к строгому Великому посту).

    

     По народной традиции обязательным заключительным блюдом заговин была яичница.

·       Как вы думаете, почему заключительным было блюдо из яиц?  (На следующий день начинается Великий пост, который служит подготовкой к встрече главного праздника христиан – Воскресения Христова, которое даёт людям надежду на вечную жизнь с Богом, потому яйцо, как символ зарождающейся новой жизни, как символ надежды, и было заключительным блюдом заговин).               

     Завершив трапезу, все члены семьи усердно молились и после этого совершали обряд «прощения». Начинали его самые младшие, обращаясь с положенными словами к своим старшим братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам.  Последней  «прощалась» мать с отцом.

·       Как вы думаете, почему в последний праздничный день люди  испрашивали прощения друг у друга.

 

     Совсем не случайно масленица заканчивается прощёным воскресеньем: на следующий день, в понедельник, который называется чистым (м-ф 24. Перов. Чистый понедельник), начинается Великий пост.

     Великий пост – это семь недель строгого воздержания человека не только в пище, но самое главное - в своем поведении и даже в своих мыслях. На протяжении всего Великого поста православные христиане духовно готовятся к самому главному христианскому празднику - Воскресению Христову, к Святой Пасхе.

·       Подумайте, что значит «духовно готовиться»?

 

Как мы видим, древние традиции остались в памяти народной. Но с принятием христианства  эти традиции наполнились новым смыслом:  утратили поклонение силам природы и обрели связь с Творцом.

 

 Чтение отрывка И. Шмелёв «Лето Господне».

МАСЛЕНИЦА

«Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармонью. Мальчишки "в блина играют": руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать - не выронить, весело бьются мордами.

     Просторная мастерская, откуда вынесены станки и ведерки с краской, блестит столами: столы поструганы, для блинов. Плотники, пильщики, водоливы, кровельщики, маляры, десятники, ездоки - в рубахах распояской, с намасленными головами, едят блины. Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, "черные" блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно дает по плеши. Слышится сочно - ляппп! Всем по череду: ляп... ляп... ляпп!.. Пар идет от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Пар валит изо ртов, с голов. Дымится от красных чашек со щами с головизной, от баб-стряпух, со сбившимися алыми платками, от их распаленных лиц, от масленых красных рук, по которым, сияя, бегают желтые язычки от печки. Синеет чадом под потолком. Стоит благодатный гул: довольны.

     В субботу, после блинов, едем кататься с гор.

     Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычаньем высокие "дилижаны" с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом

     И как только не рухнут горы! Верхушки битком набиты, скрипят подпоры. Но стройка крепкая: владимирцы строили, на-совесть.

     Катальщики веселые, хотят показать себя. Скатываются на коньках с горы, руки за спину, падают головами вниз. Скатываются вприсядку, вприсядку задом. Кричат - ура!

     Зажигают иллюминацию. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки.

     Масленица кончается: сегодня последний день, "прощеное воскресенье".

      Приносят "масленицу" - в подарок. Такая радость! На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки; в елках, стойком на колышках, - вылепленные из теста и выкрашенные сажей, медведики и волки, а над горами и елками - пышные розы на лучинках, синие, желтые, пунцовые... - всех цветов. И над всей этой "масленицей" подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители.

     Я любуюсь-любуюсь "масленицей", боюсь дотронуться, - так хороша она. Вся - живая! И елки, и медведики, и горы...  Смотрю и думаю: масленица живая... и цветы, и пряник - живое все. Чудится что-то в этом, но - что? Не могу сказать.

     Пряник... - да не земля ли это, с лесами и горами, со зверями? А чудесные пышные цветы - радость весны идущей? А дрожащая золотая паутинка - солнечные лучи, весенние?..

     И другие блины сегодня, называют - "убогие". Приходят нищие - старички, старушки. Кто им спечет блинков! Им дают по большому масленому блину - "на помин души". Они прячут блины за пазуху и идут по другим домам.

     Звонят к вечерне. Заходит Горкин :

- Ну, я к вечерне пошел. Ну, давай друг у дружки прощенья просить, нонче прощеный день.

     Он кланяется мне в ноги и говорит: «Прости меня, милок, Христа ради». Я знаю, что надо делать, хоть и стыдно очень: падаю ему в ноги, говорю: «Бог простит, прости и меня, грешного».  Мы стукаемся головами и смеемся.

     Сегодня "прощеный день", и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника, у всех. Вассу кривую встретишь, которая живет в "темненькой", и у той надо просить прощенья. Идти к Гришке и поклониться в ноги? Недавно я расколол лопату, и он сердился. А вдруг он возьмет и скажет: «Не прощаю!"?

     Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились.

     Заговины нынче, а завтра строгие дни начнутся, Великий Пост.

     Приходит вечер. Я вытаскиваю из пряника медведиков и волков... разламываю золотые горы, не застряло ли пятачка, выдергиваю все елочки, снимаю розы, срываю золотые нитки. Остается пустынный пряник. Он необыкновенно вкусный.

     Поздний вечер. Заговелись перед Постом. Завтра будет печальный звон.

     Мы сидим в столовой и после ужина доедаем орешки и пастилу, чтобы уж ничего не осталось на Чистый Понедельник.

     Помолившись Богу, я подлезаю под ситцевую занавеску у окошка и открываю форточку. Слушаю, как тихо. Черная ночь, глухая. Вот она, тишина Поста. Печальные дни его наступают в молчании, ночью».

 

 

Игра.  «Шапочки». Двое играющих надевают шапки, кто первым сорвал шапку с противника, тот и выиграл.

 

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)


Назад к списку