Урок 26. Урок – обобщение
Задачи:
· обобщить полученные знания о сотворении мира, жизни первых людей в раю, грехопадении и его последствиях;
· создать у детей ощущение успешно завершённой познавательной работы и побудить их к дальнейшему изучению Православной культуры.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01/видео |
Ангельский мир: 43 с |
02/видео |
Твердь: 20 с |
03 |
Вид земной оболочки из космоса |
04/видео |
Сотворение рыб, птиц, зверей: 47 с |
05/видео |
Бог Троица: 41 с |
06/видео |
Святой Кирилл о Троице: 49 с |
07 |
Явление Пресвятой Троицы Аврааму |
08 |
А. Рублёв «Пресвятая Троица» |
09 |
Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух |
10 |
Богоявление |
11/видео |
Сотворение человека: 28 с |
12/видео |
Богоподобие человека: 1 мин 45 с |
13/видео |
Падение Денницы: 1 мин 22 с |
14/видео |
Грехопадение: 1 мин 50 с |
15/видео |
Последствия грехопадения:
1 мин 09 с |
16/видео |
Иисус – Спаситель: 20 с |
17 |
Иисус Христос |
18 |
Спаситель |
С началом урока ребят встречает Иван-царевич.
Учитель: Ребята, вы посмотрите какой у нас дорогой гость! Здравствуй, Иванушка, извините, Ваше Высочество.
И. Здравствуйте О.О! Здравствуйте, ребята! Вы себе представить не можете, как сильно бьётся моё сердце от радости встречи с вами! Только прошу вас, называйте меня, как и прежде Иванушка.
У-ль: Хорошо, Иванушка! Судя по тому, что твоё сердце сильно бьётся только от радости, делаю вывод, что у тебя всё в порядке!
И. К счастью, да! Но я вот только не пойму, почему я опять попал к вам, но теперь, слава Богу, при памяти.
Учитель: Иванушка, это же здорово, что мы снова встретились! Ребята тебя часто вспоминали. Я думаю, что и наше занятие тебе будет полезно послушать. Как раз сегодня с ребятами мы будем повторять всё, что узнали из Библии о сотворении мира и жизни первых людей в раю.
Кстати, Иванушка, мы с детьми начали изучать старославянский язык. Хочешь послушать, как ребята уже умеют читать по - старославянски?
Иванушка: Конечно! Вот это здорово!
Дети читают по старославянски (в тетради): «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою».
Иванушка: Да, О.О., Библия такая трудная Книга, мне очень много в ней непонятно.
Учитель: Ребята, поможем Иванушке разобраться в том, что ему непонятно?
· Иванушка: Библия начинается со слов: «В начале …», а в начале чего? (Ответы детей: это таинственная точка, в которой время соприкоснулось с вечностью, с этого момента потекло время во Вселенной).
Учитель: У вас в тетрадях (урок 26) нарисована точка, изображающая ту таинственную точку, от которой берёт начало река времени. Изобразите реку времени в ваших тетрадях.
· Иванушка: Зачем Бог два раза создавал небо: в начале и во второй день творения? (Ответы детей: под небом, которое Господь сотворил в начале имеется в виду ангельский, невидимый мир (м-ф 01/видео. Ангельский мир: 43 с), под землёю – первоначальное вещество из которого Бог сотворил наш мир, а под небом, которое создал Бог во второй день творения имеется в виду наше видимое небо, воздушный океан (м-ф 02/видео. Твердь: 20 с).
· Иванушка: А что Бог конкретно создал из того первоначального вещества? (Всё!)
· Иванушка: Почему Бог так странно назвал небо - « твердь», оно же ведь не твёрдое? (Ответы детей: Твердь – это прочное, укреплённое место, крепость. Небесная твердь, как крепостные стены, защищает нас от вредного воздействия космического пространства (м-ф 03. Вид земной оболочки из космоса). Воздушный океан - твердь не позволяет воздуху покинуть землю).
· Учитель: Какое слово вставим в задании 2? (Воздушное)
У русского народа есть такая пословица «Бог - твердыня наша». Как вы её понимаете?
· Иванушка: Ребята, вы мне рассказываете такие вещи, о которых я даже не подозревал. Вот меня ещё, что удивило: из Библии я узнал, что растительность появилась в третий день творения, а солнце только в четвёртый. Разве так может быть?
Учитель: Иванушка, всё, что говорит Библия о создании и развитии Вселенной, подтверждают научные исследования; так что, я думаю, у нас нет оснований, не доверять Библии. И потом там же был первозданный свет, во много раз ярче и сильнее солнечного.
· Ребята, расскажите Иванушке какие опыты проводились учёными с растениями ( См. 5-й день творения).
Иванушка: Да, теперь я начинаю понимать, почему снова оказался у вас. Ведь я сомневался во многом, о чём повествует Библия, и даже в том, что вода произвела пресмыкающихся и рыб, а земля - зверей.
Учитель: Иванушка, ты всё перепутал! Во-первых, не сами вода и земля произвели пресмыкающихся, рыб, зверей, а Бог дал им эту силу – творческого творения (м-ф 04/видео. Сотворение рыб, птиц, зверей: 47 с).
· Учитель: Ребята, кого, по повелению Божию, произвела земля? (В 3-й день творения – растительность, в 6-й - зверей).
· Какие слова впишем в 3-е задание? (Птиц, рыб; растительность и зверей).
Иванушка: И всё - таки земле повезло больше всего, она произвела ещё и человека.
Учитель: Иванушка, откуда ты это взял, что человека произвела земля?
И. Как откуда? Из Библии! Господь же сказал Адаму: «Прах ты, и в прах возвратишься». А кому ещё Бог мог дать задание - произвести человека?
Учитель: Никому такого задания Господь и не давал!
· Ребята, Кто сотворил человека? (Ответы детей: Сам Бог – Пресвятая Троица.)
Иванушка: Как это понять – Пресвятая Троица, т.е. получается, что Богов три?
Учитель: Нет, Иванушка, по православному вероучению, Бог один, но в трёх Лицах: Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух.
Иванушка: Мне кажется, О.О., что-то здесь не то! Например, я и мой отец: как мы можем быть одной личностью, если нас двое!
Учитель: И Бог не одна Личность, а три Личности, но Сущность одна. Иванушка, это тайна, которую не могли постичь даже святые отцы (м-ф 05 /видео. Бог Троица: 41 с) . Чтобы хоть как-то объяснить эту тайну, равноапостольный Кирилл, который создал славянскую азбуку, сравнил Пресвятую Троицу с сущностью солнца.
· Ребята, расскажите об этом Иванушке и покажите ваши рисунки. (Ребята находят урок 10, рассказывают и показывают рисунки. После рассказа детей м-ф 06/видео. Святой Кирилл о Троице: 49 с).
Иванушка: А что это за мальчик на берегу моря сидит?
Учитель: О, это вообще интересная история. Когда блаженный Августин пытался написать книгу о Святой Троице, ему явился ангел в образе мальчика.
· Ребята, расскажите эту историю Иванушке. (Рассказ детей).
· В задании 5 изобразите, как равноапостольный Кирилл объяснял людям тайну Пресвятой Троицы? (См. урок 10)
На иконах Пресвятую Троицу изображают либо так, как Она явилась родоначальнику богоизбранного народа Аврааму (м-ф 07. Явление Бога Аврааму ), в виде трёх ангелов (м-ф 08. А Рублёв. Святая Троица) либо как (м-ф 09. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух) Бога-Отца в образе старца, Бога – Сына в образе Богочеловека Иисуса Христа и Святого Духа в образе голубя, так как Он явил Себя во время Крещения Иисуса Христа (м-ф 10. Богоявление).
Иванушка: И всё – таки, О.О., земля как-то участвовала в сотворении человека.
· Учитель: Ребята, объясните Иванушке, какую роль земля занимает в сотворении человека. (Ответы детей: Господь Бог создал человека из праха земного, т.е. из того первоначального вещества, из которого создано всё в нашем мире, но человека Бог создал по образу и подобию Своему, Божьему. М-ф 11/видео. Сотворение человека: 28 с).
Иванушка: Так, что же получается, что у Бога тоже есть и руки, и ноги, всё как у нас?
· Учитель: Ребята, объясните Иванушке, в чём заключается образ и подобие Божие в человеке.
( Образ Божий – это то, что отличает человека от всех других творений, а подобие – это то, что делает человека Богоподобным. Бог – Владыка всей Вселенной, человек – всей Земли; Бог – Свободная Личность, и человеку Он даровал свободу выбора, человек существо разумное, обладающее речью; Бог – это Любовь и Добро, и человек создан для Любви и Добра, Бог бессмертен и человек не должен был умирать и, по - православному вероучению, душа человека осталась бессмертной. М-ф 12видео. Богоподобие человека: 1 мин 45 с).
(СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Образ Божий есть то, что человеку дано, каждый человек, приходящий в мир, имеет образ Божий. Подобие же, напротив, есть некоторая заданность, задача, которая стоит перед человеком и которую он должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, это есть существенные свойства человеческой природы, в то время как черты подобия Божия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру. Чертами образа Божия обладают практически все люди, в то время как черты подобия Божия раскрывают далеко не все. Несмотря на эти различия, возможно говорить об образе и подобии как о двуедином понятии. Ведь богообразность потенциально заключает в себе богоподобие, а подобие Божие есть не что иное, как раскрытие образа Божия в жизни конкретного человека, именно это делает возможной взаимозаменяемость этих терминов в Свщ. Писании без ущерба для смысла.1)
Иванушка: Я, когда читал про Адама и Еву, был так зол на них: ведь это именно через них зло вошло в мир!
Учитель: Нет, Иванушка, зло вошло в мир ещё до сотворения Адама и Евы.
· Ребята, расскажите Иванушке как зло вошло в мир. (Через любимого ангела Божия Денницу. Он позавидовал Богу и хотел занять Его место. А когда у него не получилось, он отпал от Бога и вместе с другими падшими ангелами, которые стали бесами, Денница решил погубить любимое создание Божие – человека (м-ф 13видео. Падение Денницы: 1 мин 22 с).
Иванушка: Так получается, что Адам и Ева тут вообще ни при чём!
Учитель: Как это ни при чём?
· Ребята, объясните Иванушке, в чём состоит грех Адама и Евы.
(Поставили под сомнение слова Бога, поверив в то, что Бог их обманывает; ослушались Бога, съев запретный плод, захотели, как и Денница, стать подобными Богу, вместо того, чтобы раскаяться, стали вину сваливать друг на друга и даже на самого Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».)
Адам был введён в этот мир как царь, он получил при сотворении высокие способности и могущественные силы, был поставлен владыкой рая и земли, он пользовался обширнейшей свободой, какую только может иметь сотворённое существо. Но этой свободе был поставлен предел – древо познания добра и зла. Человеку же оказалось мало того, что даровал ему Господь. Он захотел уподобиться Богу, стать как Бог, но не упорным трудом, а просто вкусив запретный плод. Человек захотел обманным путём получить неограниченную свободу, захотел управлять Вселенной, и дерзнул преступить предел, положенной заповедью Божией.
· И что же последовало? (Ответы детей: сама сущность Адама повредилась: сотворив зло, а нарушение заповеди Божией есть величайшее зло, он больше не мог оставаться в раю и жить вечно. Так в мир вместе со злом вошла смерть (м-ф 14/видео. Грехопадение: 1 мин 50 с)
Иванушка: Я считаю, что это слишком суровое наказание.
Учитель: Господь предупредил человека, что будет, если он ослушается и вкусит с запретного древа. Если бы Адам не стал смертным, то зло тем самым приобрело бы бессмертие. Люди превратились бы в плотоносных демонов, не имеющих возможности исправиться, а мир стал бы адом, ведь лишившись своего царя, которого сам Бог благословил на царство, Земля утратила своё совершенство, она уже не стала дарить Адаму изобилие пищи. Звери тоже вышли из повиновения человеку, который нарушил волю Создателя (м-ф 15/видео. Последствия грехопадения: 1 мин 09 с)
Иванушка: И всё-таки, очень плохо, что Бог оставил человека, изгнав из рая!
· Учитель: Ребята, а вы согласны с тем, что Бог оставил человека?
(Ответы детей. Как говорит Библия, Бог не оставил человека, наоборот дал ему обетование, т.е. крепкое обещание, что пошлёт на землю Спасителя, Который снимет с людей тяжкое бремя греха, победит смерть и возвратит миру первозданное совершенство).
Иванушка: И когда же придёт обещанный Спаситель?
Учитель: Иван-царевич! Мы же тебе подарили Библию! Разве ты не понял, что Иисус Христос – Сын Божий, Который приходил на землю 2000 лет назад и есть обещанный Спаситель! (М-ф 16/видео. Иисус – Спаситель:20 с)
Иванушка: Но ведь в мире до сих пор существует и зло и смерть!?
Учитель: К сожалению, да. Но, Бог-Сын указал людям путь, ведущий в Царство Божие, в котором нет ни зла, ни смерти (м-ф 17. Иисус Христос[1]). Господь, став Человеком, прошёл по этому пути первым (м-ф 18. Спаситель).
Иванушка: Это же надо как я всё напутал! Ребята, благодарю вас за то, что вы помогли мне во многом разобраться.
Учитель: Ребята, давайте сделаем жителям Тридесятого государства подарок: нарисуем рисунки о сотворения мира и жизни первых людей в раю.
Иванушка: О.О., но мне уже надо возвращаться обратно домой. Как же мы получим ваши рисунки?
Учитель: А волшебная почта на что? Так что, Иванушка, как говорится, ждите писем с нашими рисунками.
Ребята прощаются с Иванушкой.
Хорошо, если на прощание Иванушка подарит детям на память для классной библиотечки детскую книжечку из серии «Православная детская библиотека».
Файлы для скачивания:
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)
1 Иерей Олег Давиденков. Догматическое богословие. (Интернет – электронная православная библиотека.
[1] Желательно прочитать на иконе заповедь Божию