Урок 23. Дети праведного Ноя. Хамство. Уважение к родителям. Буква Ю

Урок 23. Дети праведного Ноя. Хамство. Уважение к родителям. Буква Ю

 

Задачи:

·       ребёнок узнает, что маленький Ханаан был проклят за то, что его отец Хам надсмеялся над своим отцом Ноем;

·       ребёнок поймёт, что к своим родителям нужно относиться с большим уважением и почтением.

 

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01

Радуга

02/видео

Мудрость Творца: 53 с

03/видео

Опьянение Ноя: 43 с

04/видео

Сим и Иафет покрывают отца: 27 с

05

Ной проклинает Ханаана

06/видео

Потомки Сима, Иафета и Хама: 1 мин 39 с

 

 

I.        Старославянская азбука. Урок 13

 

     II.  Ребята, хочу предложить вам  небольшой тест на стр. 48, который поможет нам вспомнить события Всемирного потопа.

 

1. Праведный Ной потомок  _ _ _ _.

2. Дети Ноя: _ _ _ , _ _ _ , _ _ _ _ _.

3. Господь определил очистить землю от нечестивого человеческого рода

_ _ _ _ _ .

4. Бог повелел Ною построить _ _ _ _ _ _  для своего _ _ _ _ _ _ _ _ _  и

_ _ _ _ _ _ _ _ , которые не могут жить в воде.

5. Ной строил ковчег ____лет.

6. «Посадка» пассажиров в ковчег продолжалась _____ дней.

7. Дождь лил ______ дней и ночей.

8.Всемирный потоп продолжался более ____ месяцев.

9. По выходе из ковчега Ной устроил  ж _ _ _ _ _ _ _ _ _ к  и принёс благодарственную _ _ _ _ _ _  Богу.

 

10. Бог  б _ _ _ _ _ _ _ _ _ л   Ноя и его сыновей.

 

11. Р _ _ _ _ а  - вечный завет между Богом и землёй, что не будет более потопа на  и _ _ _ _ _ _ _ _ _ е   всякой плоти.

 

Слова для справок: жертвенник, Сим, водою, 7,  истребление, благословил, животных, Иафет, радуга, Каин, жертву, 40, Сиф, Ева, ковчег, Авель, 100,   семейства, Адам, Сифа, 11, Хам.

 

·       Почему в Библии говорится, что Бог установил завет с землёй, а не с людьми? (Предположения детей) М-ф 01. Радуга

     Ответ мы найдем в самой Библии: «Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;  поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».1

·       Как вы думаете, почему обещанием  никогда больше не наводить на землю всемирного потопа, Бог проявил Свою любовь и заботу о Ное и его потомках.   (Предположения детей).

      Если бы Господь не дал твёрдого обещания, что потопа больше не будет, то   Ной или кто-нибудь из его семьи и от малого дождя могли прийти в большое смятение. Установив такой завет, Бог избавил  людей от подобного страха2 (м-ф 02/видео. Мудрость Творца: 53 с).

По выходе из ковчега, Ной начал возделывать землю и насадил виноградник.

     Однажды, выпив виноградного вина, Ной опьянел.  Допотопное человечество совершенно не было знакомо с употреблением вина; впервые со всем этим пришлось познакомиться только Ною, поэтому легко могло случиться, что он, не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем следовало, и впал в это состояние.3 Он лежал в своём шатре обнажённым (м-ф 03/видео. Опьянение Ноя: 43 с).

     В том, что Ной спал обнажённым, не было ничего удивительного, т.к. вплоть до позднего Средневековья (16-17 век) люди спали нагими, и лишь одеялами защищали себя от ночной прохлады. Кроме того, одежда восточных народов была весьма лёгкой и, по сути, представляла собой той или иной формы накидки4. Но надо заметить, что и отношение к своему телу у людей было благоговейное, человек никогда не выставлял напоказ какие-либо части своего обнажённого тела, чтобы никого этим не ввести в смущение.

     Мимо шатра, в котором спал опьяневший Ной, проходил его сын Хам. Он увидел отца своего, вот в таком беспомощном состоянии…

·       А сейчас я попрошу детей, знающих эту историю, хранить молчание, а тех, кто не знает,  ответить на вопрос: «Как  бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?» (Ответы детей).

     А вот, как поступил Хам: «И увидел Хам наготу отца своего, и, вышедши, рассказал двум братьям своим5».

·       Правильно ли поступил Хам? (Дети должны обосновать свой ответ.)

     Родители – это  врата, через которые человек входит в этот мир. И эти врата освящены Богом. Человеку в этот мир возможно войти только через  родителей. Именно им Господь доверяет самое дорогое – душу человеческую.

     Из 10 заповедей, которые Господь дал людям, первые четыре говорят об 6отношении людей к Богу, а остальные шесть об отношении людей друг к другу. И первая из этих шести заповедей  говорит: «Чти отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».

Бог ясно указал людям, что по значимости после Него, Отца Небесного, сразу стоят наши земные родители.

     А что сделал Хам? Вместо того, чтобы поспешить укрыть наготу отца своего, он наоборот поспешил рассказать двум другим братьям в какое смешное положение попал их отец.

·       Подумайте, как поступили Сим и Иафет? (Предположения детей)

     Вот, что об этом говорится в Библии: «Сим же и Иафет  взяли одежду, и, положив её на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего…7» (м-ф 04/видео. Сим и Иафет покрывают отца: 28 с)

Когда Ной проснулся и узнал, что сделал над ним сын его Хам (м-ф 05: Ной проклинает Хама), то проклял его в лице сына Хамова - Ханаана, сказав, что потомки Ханаана будут в рабстве у потомков Сима и Иафета. За почтительное уважение к своему отцу, Ной благословил Сима и Иафета, предсказав, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по всей земле и примут истинную веру от потомков Сима.

       Первобытное общество было патриархальным, Патриарх - это глава рода. Он имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть. В то же время он выполнял роль священника, принося жертвы, был хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб. Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям, действительно, имело решающее значение для их будущей судьбы8 (м-ф 05. Потомки Сима, Иафета и Хама: 1 мин 39 с).

·       А теперь подумаем, почему Ною пришлось наказание возложить не

на Хама, а на внука своего Ханаана? (Предположения детей)

     При выходе из ковчега Бог  благословил Ноя и его сыновей, и Ной не мог проклясть Хама, который получил благословение от Господа. И, во-вторых, получив проклятие в лице своего сына, Хам понёс тем большее наказание, т.к. для родителей гораздо мучительнее видеть своих детей страдающими, нежели самим страдать9.

·       Подумайте,  почему Сим и Иафет, чтобы  накрыть отца, двигались задом? ( Предположения детей).

     Давайте, мы наш поиск ответа начнём с вопроса:

·       «Когда человек от чего-то отворачивается?» (Когда он чего-то не хочет видеть, например, что-то неприятное или страшное).

·       А почему человек хочет закрыться от этого? (Т.к. этот неприятный или страшный образ может вновь и вновь возвращаться к человеку. Например,  детям, которые  любят смотреть фильмы ужасов, часто снятся кошмары).

          Чтобы худые образы не возникали в голове, человек не должен впускать их в себя. Например, если человек не знает бранных слов, то они и в мыслях у него не всплывут.

     Сим и Иафет отвернулись и пошли задом для того, чтобы в мыслях у них никогда не возникал образ нагого отца.

     Сим и Иафет  пошли к отцу задом, потому что любили и уважали его: они понимали: Ною, когда он проснётся, будет очень неприятно от того, что  сыновья увидели его наготу.

   

·       Библия – это Книга жизни. Какой жизненно необходимый вывод мы можем сделать из этой библейской истории? (Нам тоже нужно хранить свой разум от непристойных образов как видимых, так  и словесных. В противном случае эти худые образы будут, как мусор, засорять наше сознание.

·       А что мы можем отнести к худым  видимым  и словесным образам?

(Ответы детей: фильмы и компьютерные игры с драками, убийствами, насилием; непристойные картинки, бранные слова…)

·       Сегодня мы узнали о том, как поступил по отношению к своему отцу сын Ноя -  Хам.

     Некоторых людей называют хамами, а некоторые поступки хамскими.

Дома спросите у родителей и  посмотрите в толковых  словарях, что обозначает слово «хам» и запишите найденные определения.. Подумайте, связано ли  слово «хам»  с именем библейского персонажа?

 

 

Файлы для скачивания:

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

 

Файлы для скачивания:

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

Файлы для скачивания:

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Бытие 9: 9-11                             

2 Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия, т.1, стр. 286

3  Толковая Библия Лопухина. Электронная библиотечка на диске, с. 100: “и выпил вина и опьянел... Умеренное употребление винограда и виноградного сока представляет собой прекрасное и здоровое лечебное средство, так что, рассматриваемая с этой точки зрения Ноем культура винограда есть полезное и хорошее дело. Но допотопное человечество совершенно не было знакомо с нею и с употреблением вина; впервые со всем этим пришлось познакомиться только Ною, и легко могло случиться, что он, не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем бы это следовало, и впал в то состояние, которое здесь указано. Самое выражение “начат” (LXX, славян.) уже показывает, что он положил начало употреблению вина и подвергся опьянению по совершенному неверию и по не­знанию меры употребления вина. Эти ошибки даже праведников являются луч­шим предостережением для нас против нашей самонадеянности (1 Кор. 10:12) и наиболее действительным лекарством в тех случаях, когда нами овладевает от­чаяние и малодушие ввиду нашей греховности (Иер. 8:4). “Для того и описа­ны, говорит Иоанн Златоуст, не только добродетели сынов, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали” (Бес. 29).

4 А. Кураев. Школьное богословие, Москва 1997, с. 133

5 Бытие 9-22

6 Исх.20-12

7 Бытие 9-23

8   Архиепископ Венианим (Пушкарь). Священная библейская история Ветхого Завета Глава II. Допотопное и послепотопное человечество. Потомки Ноя. Интернет – электронная библиотека Саратовской епархии РПЦ – http://www.lib.eparhia-saratov.ru/index.html)

 

(С.Ляшевский. Библия и наука. Часть IV. Жизнь после потопа. Возвращение Ноя на родину.
Благословение Симу и Иафету
. . (Интернет – электронная библиотека Благовещение – http://www.wco.ru/biblio/)

                         

 «Как поразительно величественны судьбы Божии: отец нового человечества, предвидя будущее, предвидя судьбы Ветхозаветной Церкви, история которой должна завершиться пришествием на землю Спасителя и Примирителя Бога с человеком, как называл Господа Иисуса Христа Иаков, благословляет своего старшего сына быть родоначальником того единственного народа, в котором сохранится истинное Богопочитание и Богопонимание. Из рода Сима произойдут великие мужи, такие как Авраам, Мелхиседек, Боговидец Моисей и множество других пророков. В конце царства рода Симова из рода его произойдут Сам Царь Славы Христос и Царица Ангелов и человеков Пресвятая Богородица, великий Иоанн Креститель и святые апостолы. Этот избранный удел Ной отдал своему старшему сыну Симу, по пророчеству Ноя все и сбылось, и не могло быть иначе.
      «Иафет же наследует шатры Сима», он будет наследником Царства Богоизбранного народа. И, действительно, после пришествия на землю Сына Божия вся Новозаветная Церковь отдается в наследство роду Иафета. Греки, римляне, русские и все европейские христианские народы – это иафетиты, из которых произошли бесчисленные сонмы святых: мучеников, святителей, преподобных. Великое духовное «пространство» получил Иафет и, кроме того, получил первенство на всей земле. «Да распространит Господь Бог Иафета» и да «наследует он шатры Сима» – предвидеть это по откровению Божию мог только отец всего человечества, праведный Ной.
      Далее в Библии перечислено потомство трех сыновей Ноя. От Сима к Аврааму идет прямая ветвь, в которой указано десять генераций. Потомство Иафета и Хама названо только до внуков. Далее сказано, что внуки Хама рассеялись, и часть из них поселилась на земле, названной по имени сына Хама – Ханаанской.
      Необходимо отметить, что семиты впоследствии сильно смешались с хамитами.

9 Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытие, т.1,  стр. 306-307

 


Назад к списку