Урок 20. Как зло вошло в мир. Грехопадение и его последствия. Обетование Спасителя. Буквы Цы, Червь, Ша, Шта

Урок 20. Как зло вошло в мир. Грехопадение и его последствия. Обетование Спасителя. Буквы Цы, Червь, Ша, Шта

 

Задачи:

 

·       ребёнок поймёт,  что грех Адама и Евы заключался в нарушении заповеди  Божией, в непослушании, в появлении сомнения в правдивости слов Бога, потере абсолютного доверия к своему Создателю,  стремлении возвыситься, стать подобными Богу;

·       придёт к выводу, что змеем мог быть только житель небесного,                                                         духовного мира, один из ангелов;

·       узнает, что зависть явилась причиной падения любимого ангела Божия    Денницы, и из-за зависти зло вошло в мир;

·       получит представление о проявлении коварства;

·       осмыслит, что с запретным знанием в сердце человека вошло зло, и это привело к тому, что люди, как их и предупреждал Бог, стали смертными;

·       узнает, что перед тем, как изгнать людей из рая, Бог обещал Адаму и Еве послать на Землю Спасителя.

 

 

№ м-ф

Названия  медиафайлов

01/видео

Богоподобие человека: 1 мин 45 с

02

Грехопадение

03

Костёр в лесу

04-06

Беда от огня: 04. Пожар в доме; 05. Пожар в лесу; 06. Пожар в поле.

07/видео

Грехопадение – 1: 1 мин 22 с

08/видео

Грехопадение -2: 1 мин 22 с

09/видео

Грехопадение-3: 48 с

10

Изгнание из рая

11

Леопард, поедающий косулю

12

Ангелы

13/видео

Ангелы: 30 с

14

Архангел Михаил (икона)

15/видео

Падение Денницы: 1 мин 42 с

16/видео

Обетование о Спасителе: 2 мин 

17

Адам и Ева покидают рай

18

Праотец Адам (икона)

 

 

1. Старославянская азбука. Урок 10

 

II.  Расскажите, что мы узнали о жизни первых людей в раю. (Ответы детей).

·       Для чего Бог поселил людей на Земле? Какое задание он им дал?

 (Возделывать и хранить Землю).

     Адам и Ева украшали свой мир, заботились о нем, вносили в него Божественную благодать, которую получали от общения с Богом.

·       Как вы понимаете слово «благодать»? Из каких двух слов состоит это слово? (Благо и дать. Благо – это добро, счастье.)

 Благодать – это радость, которую даёт Бог, любовь, которую Он изливает на каждого человека, добро, которым Он согревает людей.

     Весь свой труд Адам и Ева посвящали своему Творцу – Богу. Самой большой радостью для них был разговор с Богом, Который любил их больше, чем все остальные Свои творения.

Бог сотворил людей по Своему образу и подобию. До того мгновения,

когда Бог вдунул в Адама Дыхание жизни, тот был подобен прочим творениям1.

·       В чём же заключается образ и подобие Божие? (Человек сотворён бессмертным, разумным существом, обладающим даром слова, способностью любить и творить добро. Вместе с разумом, Бог даровал человеку свободу воли: человек сам решает, как ему поступить в том или ином случае).

     Образ – это те качества, которые делают человека человеком, а подобие – это те качества, которые делают человека подобным Богу. Образ врождён, дан, а подобие достигается. Образ мы видим во всех людях, а вот раскроется ли он в подобие…(М-ф 01/видео. Богоподобие человека: 1 мин 45 с)

     Что же произошло с человеком? Почему человек стал творить злые дела, ненавидеть других людей, убивать не только животных, но и себе подобных? Почему человек стал смертным?

     Откроем тетради (урок 20) и прочитаем, что говорится в Библии: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»

·       Вспомните, какую заповедь Бог дал людям? (Все плоды с деревьев можно есть, кроме плодов с древа познания добра и зла, дабы  не умереть).

     «И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».

     И Ева поверила в то, что Бог их обманывает! Она поверила змею и усомнилась в Боге, усомнилась в Том, Кто их создал, Кто дал им всё необходимое и самое лучшее, Кто любил их больше всех!

     Читаем дальше: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание: и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел2» (м-ф 02. Грехопадение).

·       Почему Адам и Ева вкусили запретный плод?

     В Библии говорится о том, что Ева увидела, что дерево хорошо для пищи.

·        Разве им нечего было есть? (Нет, Бог дал им всё благопотребное).

     Запретное дерево было приятно для глаза, но ведь рай сам по себе был весь прекрасен!

     В Писании указана ещё одна причина, по которой Ева не удержалась.

·          Найдите в тексте, что это за  причина. (Плоды дерева были вожделенны, т.к. давали знания).

·       Как вы понимаете слово «вожделенны»?

     В словаре  Владимира Ивановича Даля мы можем прочитать: «Вожделение – сильное желание, стремление, страстная наклонность к чему-либо, влечение3».

     Ева испытала страстное желание вкусить этот плод.

·       Давайте, подумаем, как нужно было Еве поступить в этой ситуации? (Призвать на помощь Бога).

     У православных христиан есть непреложное правило: перед принятием пищи обязательно читать молитву, в которой они просят Бога благословить вкушаемую пищу.

     Если бы Ева в тот момент призвала Бога, этой катастрофы не случилось.

·       Ещё раз внимательно перечитайте текст, и ответьте на вопрос: «Почему Ева испытала сильное желание вкусить запретный плод?»    

 ( Потому что они давали знание).

·       Можем ли мы отсюда сделать вывод, что знание – это плохо? (Предположение детей).

          Есть замечательная пословица: «Всякой вещи -  своё время».

·       Как вы думаете, есть  ли знания, которые могут  нанести вред?

Да – это преждевременные знания. Не знание опасно само по себе, а то, кто этим знанием будет обладать, и как оно будет применяться.

·       Почему родители запрещают маленьким детям брать в руки спички, ведь огонь – это жизнь.  При помощи огня  человек может согреться в любой холод в любом месте (м-ф 2. Костёр в лесу),  при помощи огня человек готовит себе пищу, да и вообще, как бы люди  жили, если бы не научились добывать огонь. (Ответы детей)

     Огонь – это не только жизнь, но и смерть, и показать человеку, как добывать огонь, можно только после того, когда он это поймёт. Но мало показать, как добывать огонь, нужно ещё научить человека, как им пользоваться, чтобы не погубить себя и других (м-ф 04-06. Беда от огня).

     Так и в истории с Адамом и Евой: они были ещё слишком молоды, и  не были готовы для познания зла.

     Вкусив плоды с запретного древа, Адам и Ева получили знания, которые были им не во благо.

     По сути, Адам с Евой поступили, как дети, нарушив запрет своего Бога - Отца.

·       Как вы думаете, Бог мог остановить Еву и Адама в момент вкушения плода?

·       Почему же Он этого не сделал? (Ответы детей).

     Бог сотворил людей со свободной волей. Он дал им всё необходимое и благопотребное, и сделал только одно маленькое ограничение: «Не ешьте от древа познания добра и зла, иначе смертию умрёте!»

     У людей  есть дар свободы воли (а дар обратно не забирают): только человек сам может решить поступить ему в соответствии с волей Божией или нарушить волю Бога.

     Каждый закон, каждая заповедь, данные Богом, имеют, как и все Его творения, вполне определенный смысл; их нарушение не может остаться без последствий.  Господь сразу после сотворения предупреждает человека, что нарушение Завета Божия, нанесёт вред самому человеку.

     Когда Адам и Ева решили, что можно ослушаться Бога, что слова Его не соответствуют истине, это привело к ужасным, катастрофическим последствиям.

     И Адам, и Ева - поверили лживым речам, усомнились в незыблемости установленных Творцом ограничений и запретов, призванных уберечь людей от зол и бед. Они решили, что печальные последствия, о которых предупреждал Создатель, минуют их. Имея столько свидетельств Божьей любви и доверия, они пошли против Его воли. И в тот же миг нарушилось совершенство мира!

     Самую существенную сторону в искушении первых людей составляло то, что они пожелали быть «как боги». Это было дерзновенное желание человека постигнуть всю полноту высшей тайны бытия4. По сути, Адам и Ева захотели без всякого труда, одним лишь нарушением Заповеди своего Творца, управлять вместе с Богом Вселенной.

     Совершив этот проступок, Адам и Ева испугались. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и Еву, и они скрылись от Господа в деревьях рая

·        Как вы думаете, можно ли скрыться от Господа? (Предположения детей. М-ф 07/видео. Грехопадение-1: 1 мин 22 с).

     Но любящий Господь зовет к себе Адама: “Адам, где ты?”

·       Почему тогда Господь зовёт  Адама, если и так  знает где он?

     Этим вопросом Господь не спрашивает о том, где Адам находится,  а призывает его к раскаянию.

     Адам ответил: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, и скрылся».

    Бог знал, отчего испугался Адам, но все же спросил: «Не ел ли ты от  дерева, с которого Я запретил тебе есть?»

     Вопрос Господом был поставлен прямо, но Адам не в силах был ответить на него так же прямо, а дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога: «жена, которую Ты  мне дал…»

     Господь обратился к жене: «Что ты это сделала?» Жена следует примеру Адама и отклоняет от себя вину: «Змей обольстил меня и я ела». Жена сказала правду, но именно в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, и заключалась ложь (м-ф 08 /видео. Грехопадение – 2: 1 мин 22 с)

         

 Бог очень огорчился. Его опечалило то, что Адам и Ева не раскаялись в содеянном грехе, а стали ссылаться друг на друга, таким образом, оправдывая каждый сам себя.

       Тогда Господь изрек Свой праведный суд. Жена была осуждена на подчинение мужу и на страдания при рождении детей. Обращаясь к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (м-ф 09/видео. Грехопадение – 3: 48 с)

     Затем Господь сделал одежды кожаные для Адама и Евы, одел их

и сказал: «Вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».

·       Как понимаете выражение «один из Нас»?, Кого имел в виду Бог? (Себя - Святую Троицу).

     Как говорит Библия, у ворот рая Бог поставил одного из высших ангелов - Херувима, который охраняет доступ к древу жизни: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (м-ф 10. Изгнание из рая).

     Слово «Херувим» обозначает или «полнота ведения» или «крепкий». И то, и другое значение показывает грозный вид и глубокую мудрость небесного стража, которого невозможно обмануть5.

·       Почему Адаму уже нельзя было жить вечно? (Предположения детей)

     Нарушив заповедь Божию, Зло вошло в сердце Адама, а Злу нельзя давать возможность жить вечно.

     У Адама и Евы была возможность покаяться перед Богом, но они этого не сделали. Мир утратил первозданное совершенство. Так, вместе со Злом и предательством в мире появился грех. Земной Рай покинул Землю: зло, которое познали Адам и Ева, воцарилось на всей Земле. Среди цветов проросли сорняки и колючки, звери одичали, стали нападать друг на друга и даже на людей; но самое страшное люди стали болеть и умирать. Законом жизни стала жестокость, жадность и ложь (м-ф 11. Леопард, поедающий косулю ).

·       Так  кто же тот змей? Один ли он из тех, кого создал Бог в 5-й день творения? (В ходе рассуждений дети должны понять, что из тех, кого сотворил Бог на Земле даром разума и слова обладали только Адам и Ева.)

·       Кто ещё  из творений Божиих обладает разумом? (Мф 12. Ангелы)

     Это был один из ангелов, принявший образ змея.

     Как мы помним, Бог создал два мира: мир небесный, или ангельский, и мир земной. О духовном мире Библия дает нам совсем мало сведений. Из контекста всей Библии можно составить следующее представление о духовном, или ангельском, мире.

       Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Об этом ясно говорит нам Сам Господь в книге Иова: “Когда сотворены были звезды, восклицали от радости все ангелы Мои”6

       Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие, как и люди, но бестелесные. Число их очень велико. По своим совершенствам они не одинаковы и делятся на несколько степеней. Самый низший из ангелов по своей природе выше самого одаренного человека. Судьбы духовного мира от нас скрыты, но одно событие, известное нам из Священного Писания, немного приоткрывает тайну этого мира7.

·       Как вы думаете, ангелы помогали Богу в сотворении мира? (Ответы детей).

     На иконах ангелов изображают с крыльями в знак того, что они быстро исполняют волю Божью, летают.

«Ангел» в переводе с греческого языка означает «вестник», «посланец». Ангелы бессмертны и не имеют такого тела, как у нас. Они одарены умом, могуществом.

     Все ангелы были сотворены добрыми. Они жили в непосредственном общении с Богом и находились в блаженном состоянии. Но Бог не хотел заставлять их, как и людей, любить Себя насильно, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать: желают ли они сами любить Его — жить в Боге, или нет (м-ф 13 /видео. Ангелы: 30 с)

     И вот один из высших ангелов по имени Денница возгордившись своим совершенством и могуществом, не захотел любить Бога и исполнять Его волю, а возжелал сам стать как Бог.  Он вышел из послушания Богу, сделался злым диаволом (клеветником) и увлек за собой многих подвластных ему ангелов. Он и те ангелы, которые ушли с ним, стали темными, злыми духами. Их называют бесами,  а главного Денницу называют ещё сатаною, что означает Противник, т.е. тот,  кто воспротивился Богу.

Вот как об этом говорит в Библии пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю… А говорил в сердце своём: « Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему8».

     Тогда же Архангел Михаил (м-ф 14)— вождь ангелов, оставшихся верными Богу, —  воскликнул: « Кто подобен Богу? НИКТО КАК БОГ!» И произошла на небе война: добрые ангелы, которые сохранили любовь и веру в Своего Создателя Бога, во главе с архангелом Михаилом прогнали с небес злых духов. Через пророка Даниила Бог так говорит в Библии: «Михаил, один из первых князей, пришёл помочь Мне9».

     Упал сатана вместе с бесами. Место их падения называют адом («ад» — место, удалённое от Бога).

     Так возникло зло в Божием творении (м-ф/видео. Падение Денницы: 1 мин 42 с)

·       Что называется злом? (Злом называется все, что делается против Бога, всё, что делается против Его воли.)

         В ваших тетрадях изображено изгнание денницы из рая. Этот рисунок нужно раскрасить.

 Денница возненавидел Бога, потому что хотел, но не мог занять Его место.

     Писание не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть диавола, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения диавола зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для него, поэтому с первого же дня появления человека, диавол стремился расторгнуть благодатный союз человека с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.

     Чтобы  зло не погубило Адама и Еву, Бог предупреждает человека, что если он ослушается и вкусит с запретного древа, то изменится сама природа человека, смерть войдет в человека.

     Пока человек был послушен Богу, он был бессмертен. Послушание и было бессмертие.

     Когда Бог возвещал Адаму и Еве последствия грехопадения,  дьяволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, Он сказал: «Проклят ты за то, что сделал это…»  Змею была определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли.

     Страшно было наказание за преступление заповеди Божией. Но все эти страшные повеления Божии, ставшие законами нашего мира, тем не менее, даны для блага человека. Ведь если бы Адам и подчинённый ему мир не стал бы смертным, то зло тем самым приобрело бессмертие, люди превратились бы в плотоносных демонов, не имеющих возможности исправиться, а мир стал бы адом. И чтобы этого не произошло, Бог вложил в природу сотворённого возможность возрождения и мира и его владыки10.    

     Изгоняя Адаму и Еву из рая, Господь не оставил их без утешения. Он тогда же дал обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни.  Господь обещает людям, что от Жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом11.

     Это было первое обетование о Спасителе мира (м-ф 16/видео. Обетование о Спасителе: 2 мин).    

     С надеждой на пришествие Искупителя, Адам и Ева по повелению Божию покинули пределы рая (мф 17. Адам и Ева покидают рай).

      Это обетование, или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение.

·       Послушайте одну старинную притчу.

     У одного богатого человека был сын –  лентяй. Отец, опасаясь, что после его смерти, сын промотает всё наследство,  решил проучить его. Вызвал он сына к себе и велел ему на следующий день заработать рубль. Сын походил, походил и пошел к матери. Мать пожалела сына и дала ему рубль. Сын принес денежку отцу.

·       Как вы думаете, что отец сделал с этим рублём? (Предположения детей)

Отец покрутил, покрутил рубль и бросил его в печь. Денежка загорелась. Сын удивился, но ничего отцу не сказал. А отец велел сыну и на следующий день заработать рубль.

·       Как поступит сын? (Предположения детей)

Сын снова попросил денег у матери, а отец снова бросил рубль в печь. И на третий день сын получил это же задание. Сын снова пошёл к матери.

·       Как вы думаете, как поступит мать? (Предположения детей)

 Мать отказалась сыну давать деньги, объяснив, что отец наверняка все понимает.

·       Какой совет вы бы дали сыну? (Предположения детей)

Пришлось сыну искать работу. В одном месте потаскал мешки, заработал полтинник, в другом потаскал, тоже полтинник. К вечеру сын еле до дома дошёл, так устал. Приходит он к отцу и протягивает рубль.

·       Как вы думаете, как поступит отец с честно заработанным рублём? (Предположения детей)

     Отец, как и в предыдущие дни, повертев денежку в руках, сказал: «Нет, сынок, опять ты меня обманываешь. Не ты эти деньги заработал».

И снова бросил рубль в огонь.

·       Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей)

Не стерпел тут сын,  бросился за этим рублем в огонь. Достал свой обгоревший рубль и плачет: «Да что же это такое! Я целый день спины не разгибал, с раннего утра до поздней ночи работал, а ты мои деньги в огонь, точно мусор, бросаешь!»
Посмотрел на него отец и говорит: «Вот теперь я верю, сынок, что ты сам этот рубль заработал. Чужих денег тебе не жалко было, чужие деньги дёшево стоят, а свои — трудом дались, вот ты их и пожалел. Запомни, сынок, чужому рублю — грош цена». И завещал отец сыну всё своё имущество.

 

·       Как вы думаете, почему я решила рассказать вам эту притчу? (Предположения детей)

·           Подумайте, почему эта притча напоминает мне историю Адама и Евы. (Предположения детей)

     Адам и Ева тоже не оценили то, что получили даром.  И только потеряв Земной Рай, в котором заключались и Благодать Божия, и бессмертие, и прямое общение с Богом[1], ведь, как говорит Священное Писание, Бог являлся им в раю видимым образом, они осознали, ЧТО они потеряли. Теперь же, чтобы вернуть утраченный Рай, человек должен приложить немало усилий.  Священное Писание говорит нам, что «Царство Небесное силою берётся[2] и всякий усилием входит в него[3]». 

·       Как вы думаете, о какой силе здесь говорится? (Предположения детей)

·       Подумайте, с чем человеку труднее всего справиться? (С собственными пороками)

Нередко, человек прикладывает немало усилий, воспитывая и поучая других людей, а надо в первую очередь все силы направить на воспитание самого себя. Вот этим усилием жить по заповедям Божиим, никого не обижая, не обманывая, никому не завидуя, всех любя и делая всем только добро, человек и входит в Царство Небесное.

 

     Но вернёмся к Адаму и Еве. Как говорит Священное Предание, они глубоко раскаялись  в том, что ослушались Бога и до конца своих дней испрашивали у Бога прощение за содеянное. Теперь Адам и Ева находятся в числе праотцев – ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как исполнителей воли Божией (м-ф 18. Праотец Адам).

·       Чему ещё нас  учит история Адама и Евы?

     Бог для Адама и Евы – Отец, именно через Него они вошли в этот мир, он их создал, дал им жизнь. Бог любил Адама и Еву и желал им только добра. 

     Мы входим в этот мир через своих родителей. Нам надо слушаться  родителей, т.к. у них больше жизненного опыта. Мама с папой любят нас, желают нам только добра, и как могут, пытаются уберечь нас от бед.

     Родители часто ставят детям запреты, нарушение которых может привести к непоправимой беде. Нередко ребёнок, не понимая этого, обижается, а то и злится.  Но именно в послушании родителям и заключается защита от многих несчастий.

     Эта история учит нас ещё и тому, что надо очень осторожно относиться к советам незнакомых людей, и прежде чем принять какое-либо решение, нужно обязательно посоветоваться с родителями.

     Человек не должен стремиться к преждевременным знаниям, всегда помня пословицу: «Всему своё время».

     У вас в тетради есть рисунок, на котором архангел Михаил изгоняет Денницу. Раскрасьте его дома.

 

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

 

 

 


1 Преп. Серафим Саровский. О цели христианской жизни. Беседа с Н. А. Мотовиловым: «И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертну».

 

 

2 Бытие 3-6

3 т.1, с. 224

4 В. Сорокин. Завет Божий с. 34. Продолжение цитаты: «В Библии не сказано, что Господь осудил человека за такое дерзновенное желание. Греховным в положении первых людей было не само по себе стремление к божественному совершенству, а стремление к внешне обособленному, абсолютному совершенству. Быть не с Богом и в Боге, а как Бог».

 

5 Д. Сысоев. Летопись начала. Часть IV, гл.I, стр.192. Издательство «Аксиос». М.2003

6 Иов. 38:7

7 Преосвященнейший Венианим, епископ Владивостокский и Приморский, профессор, кандидат богословия. Священная Библейская История Ветхого Завета. Глава 1. Ангельский мир.  Интернет – электронная библиотека Саратовской епархии РПЦ – http://www.lib.eparhia-saratov.ru/index.html)

8 Библия. Ис. 14, 11-15

9 Библия. Даниил 10-13

 

10 Даниил Сысоев. Летопись начала. Часть IV, гл.2-5

11 С. Слободской. Закон Божий, с. 103

 

[1] Бытие 3:8 «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня…»

[2] Мф 11:12

[3] Лк 16:16

 


Назад к списку