Урок 19. Человек – образ и подобие Божие. Жизнь первых людей в раю. Древо Жизни. Древо Познания Добра и Зла. Первая Заповедь. Что такое Заповедь. Послушание. Буквы Отъ, Омега

Урок 19.  Человек – образ и подобие Божие.  Жизнь первых людей в раю. Древо Жизни. Древо Познания Добра и Зла. Первая Заповедь. Что такое Заповедь. Послушание.  Буквы Отъ, Омега

 

Задачи:

·       ребёнок поймёт, что образ и подобие Божие в человеке заключает в себе бессмертную душу, способность любить и жертвовать собою ради других, силу ума, свободу воли, стремление к истине и добру;

·       получит представление об описанной в Библии жизни первых людей в раю, и о первой заповеди Божией;

·       узнает, что царское достоинство Адама заключалось в хранении воли Божией на Земле.

 

 

№ м-ф

Названия  медиафайлов

01

Адам и Ева

02

Сотворение Адама

03/видео

Предвечный совет: 26 с

04

Адам и Ева в раю

05

Буря на море

06

Пожар

07

Землетрясение

08

Смерч

09

В раю

10

Рай

11/видео

Человек – существо духовное: 50 с

12/видео

Древо жизни и древо познания добра и зла: 36 с

 

 

 

I.        Старославянская азбука. Работа по уроку  9

II.      Сегодня мы узнаем о жизни первых людей в раю (м-ф 01. Адам и Ева).

          Вы знаете, ребята, вам не кажется, что мы упустили что-то очень важное в рассказе о сотворении мира!

     Посмотрите, и свет, и твердь, и море, и сушу, и растительность, и животных Господь создал только словом. Помните, как говорится в Библии: «И сказал Бог: Да будет…  И стало так».

·       Найдите в предыдущем уроке,  что  сказано о сотворении человека? 

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни (м-ф 02. Сотворение Адама); и стал человек душою живою».

     Особым актом (действием) творит Господь человека. Сотворил сначало тело, а затем вдунул в него "дыхание жизни" т.е. вложил в него как бы частицу Своего Божественного Существа.

·       Как вы думаете, Кому Господь сказал « Сотворим»? (Ответы детей.  Бог – это Святая  Троица: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Святой Дух, т.е. Они совещались между Собой.)

     Совет Пресвятой Троицы о сотворении человека получил был назван Предвечным Советом (м-ф 03/видео. Предвечный Совет: 26 с).    

     По повелению Божиему, пресмыкающихся произвела …вода; зверей - … земля, а человека сотворил Сам ... Бог.

     Более того, человек сотворён по образу и подобию Божию! Что это значит?

Из Библии мы знаем, что Бога не видел никто никогда и, что Бог – Дух, т.е. у Него нет тела, как у нас. Тогда в чём заключается образ и подобие Божие1?

·       Вспомните, что мы знаем о Боге, как Личности? Богэто …Добро и Любовь.

·       Как вы думаете, зачем Бог сотворил мир? (Ответы детей).

     Бог Сам ответил на этот вопрос через Библию: «И увидел Бог всё, что Он создал  хорошо весьма».

     Богу от мира ничего не надо и от человека тоже ничего не надо. Бог создал мир как нечто совершенное и прекрасное и поселил туда человека, чтобы человек  жил в любви и радости, красоте и гармонии.

     Читаем дальше: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, чтобы возделывать его и хранить его» (м-ф 04. Адам и Ева в раю).

     Господь создал для людей такую прекрасную землю, для того, чтобы человек заботился о  земле, её жителях и творил добрые дела. Бог – Добро и Любовь, и человека Он создал для Любви и Добра.  Вот в этом и заключается образ и подобие Божие: Человек наделён способностью любить других и жертвовать собою, стремиться  к Истине, к Добру, к Правде Божией.

     Человек обладает разумом и  даром Слова, и в этом тоже образ  Божий.

     Но  это ещё не всё. Бог – свободная Личность, и человеку Бог даровал свободу воли2.

·       Что вы понимаете под свободой воли? (Предположения детей)

      Человек свободен в своём выборе3. Над чувствами и желаниями человека никто не властен, только он сам может решить, как ему поступить в том или ином случае.

     Но и это ещё не всё! Человек, как говорит Библия,  был сотворён бессмертным. Почему человек стал умирать, мы узнаем позже, но по православному вероучению, душа человека бессмертна.

·       Как вы думаете, душа и тело – это одно и тоже?

     Моё тело – это моё тело,  оно принадлежит мне. А где же я сама? А вот моё осознание самой  себя как  Личности, одарённой разумом, чувствами и свободной волей,  и есть моя душа4.

·       И всё-таки душа и тело тесно связаны друг с другом. Как вы думаете, каким образом?

      Тело, с помощью органов внешних чувств, даёт те или иные впечатления душе, а душа в зависимости от этого, так или иначе  управляет телом, руководит его деятельностью5.

      Именно душа, а не тело стремится к Любви, к Добру, к познанию, к сотворению прекрасного.

·       Как вы думаете, почему в способности человека творить также проявляется образ Божий?

     Бог – Творец, и человек тоже сотворён со способностью творить. Только Бог творит из ничего, а человек из подручного материала.

  Образ Божий есть то, что человеку дано от рождения, каждый человек несёт в себе образ Творца. Носителем образа Божьего в человеке является его душа. Образ Божий заключается в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения, а также в ее бессмертии (как невозможности разрушения или уничтожения).

 Подобие же Божие есть некая задача, которая требует от человека духовной работы над собою, и заключается в стремлении человека к истине, добру, любви, милосердию, святости, т. е. к уподоблению себя Богу.

 

Бог сотворил человека непричастным злу, добрым, беспечальным, неподлежащим действию  ни одной из сотворенных Богом стихий6.

·       Какие стихии вы знаете? (Вода. Огонь, Земля и Воздух.)

·       Какой вред может причинить вода человеку? (Утонуть. М-ф 05. Буря на море)

·       Огонь? (Сгореть. М-ф 06. Пожар)

·       Земля? (Землетрясение. М-ф 07)

·       Воздух? (Ураган, смерч, холод – замерзнуть, жара – солнечный удар… М-ф 08. Смерч)

      Вода не могла потопить человека, огонь не мог сжечь, земля не могла поглотить в пропасти, воздух не мог повредить человеку никаким образом. Адам разговаривал с Богом, и слышал Его (М-ф 09. В раю), понимал язык ангелов и всех зверей.

     Жизнь людей в раю была исполнена любви и радости. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти. Питались они плодами райских деревьев. Среди животных не было вражды, животные  не поедали друг друга, а как написано в Библии: «… дал Господь всем в раю в пищу всякую зелень и плоды».  Жили все вместе и питались травой и растениями. Животные  не боялись людей, а наоборот, любили и слушались их (м-ф 10. Адам и Ева в раю). Бог являлся им в раю видимым образом, как Отец детям, и сообщал им всё нужное.  И была в раю во всём воля Божия и Божий порядок (М-ф 11/видео. Чловек – существо духовное: 50с).

     Адам и Ева не знали, что такое зло, и все, что они делали, было Добром и Красотой. Потому-то они не ведали ни горя, ни болезней и жить могли вечно. Как это было чудесно.

     Читаем дальше: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла…7»

·       Что мы ещё узнали о рае?

     Из Библии мы узнали, что посреди земного рая росли два особых дерева. Одно называлось древо жизни, вкушая его плоды, Адам и Ева не старели, не болели, и не умирали.

     Второе дерево называлось деревом познания добра и зла.

·       Прочитайте текст внизу под рисунком.

«И заповедал Господь  Бог человеку говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь8» (м-ф 12/видео. Древо жизни и древо познания добра и зла: 36 с).

·       В ваших тетрадях  нарисуйте  древо жизни и древо познания добра и зла, так, как вы их себе представляете.

     На прошлом занятии мы говорили о том, что человек вошёл в этот прекрасный, полностью обустроенный для него мир,  как царь.

·       А в чём выражается царское достоинство? (Царь призван хранить

правду Божию на земле).

     Адам вошёл в этот мир как царь, в чём заключалось его царское достоинство? (Хранить волю Божию на Земле.)

·       А в чём заключалась воля Божия для Адама? (Наполнять землю своими детьми, чтобы умножался род человеческий, обладать землёю, хранить и возделывать её и владычествовать над всеми животными9).

·       Что значит владычествовать над всеми животными? (Оберегать и  заботиться о них).

·       Какую заповедь Господь дал людям?

     Это была первая заповедь Божия, заповедь послушания, которую Адам, как  царь земли, должен был свято исполнять. Господь Бог позволил Адаму пользоваться всем в раю, повелев воздерживаться только от одного – древа познания добра и зла, чтобы знал Адам, что находится под Господом, Которому должен повиноваться и исполнять Его повеления10. Господь ожидает от человека согласование своей деятельности с Его волей. Это непременное и основополагающее условие Завета Божия. Через согласование своей воли с волей Божией человек отвечает на любовь Божию.

     В виде насаженного в раю «древа познания добра и зла» Господь поставил свободному человеку условия, завет, заповедь: самому явить своё место в Божественной любви. Свобода человека – это испытание его любви и благодарности своему Творцу.

Мы не знаем сущности тех деревьев, которые были помещены в раю. Среди свв. отцов есть высказывание, что дерево запретное было само по себе самое обыкновенное, а вся суть была в запрете как испытании свободы человека11.

 

В конце урока учитель начинает решать с детьми тест «Образ и подобие Божие в человеке», который, если не успеют, дети  закончат дома.

 

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)



1 Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. (Интернет – православная бибилиотека – http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=4) «Что такое образ Божий по учению свв. отцов? В святоотеческих текстах, содержится широкий спектр мнений по этому вопросу.

В общем и целом свв. отцы согласны в том, что образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум, человек тоже есть существо разумное. Бог существо духовное - человек, также имеет в себе духовную составляющую — душу. Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом — человек также обладает творческими способностями, хотя в отличии от Бога творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной.

Что такое Божие подобие? Большинство древних отцов и современных православных богословов проводят различие между понятиями образа и подобия, хотя некоторые не делали такого различия. В частности, на тождественности этих терминов настаивали свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские.

В русской богословской традиции такого мнения придерживался свт. Филарет Московский, который, ссылаясь на еврейский текст Библии, показывал, что понятия образа и подобия нередко являются в Свщ. Писании взаимозаменяемыми.

Свт. Василий Великий следующим образом определяет различие между образом и подобием. Он анализирует 26 и 27 стихи первой главы книги Бытия. В 26-м стихе сказано: "И сказал Бог сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". А в 27-м стихе говорится: "И сотворил Бог человека по образу Своему по образу Божию сотворил его", т. е. волеизъявление Божие содержит два элемента — образ и подобие, а сотворение лишь один — образ, о подобии 27-й стих умалчивает.

Многократно говоря о том, что такое образ Божий в человеке, отцы Церкви тем не менее явно уклоняются от того, что бы дать формальное определение этого понятия.

Разные отцы, даже близкие по духу, говорят об образе Божием  в человеке различно, иногда даже у одного и того же автора, в различном контексте, встречаются весьма различные высказывания по этому вопросу. Справедливо поставить вопрос: а можно ли вообще дать формальное определение образа Божия? Еще в конце IV-го века свт. Епифаний Кипрский писал: "Церковное учение верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу Божию, не определяет". Этими словами св. отец признает, что человек сотворен по образу Божию, но в то же время считает невозможным дать определение этого понятия. В этом нет ничего удивительного, апофатическая антропология является естественным следствием апофатического богословия, если Бог по Своей сущности неопределим, то и человек, сотворенный по образу Божию, также не может быть во всей полноте охвачен рассудочным определением.

 

2 С. Слободской. Закон Божий, с. 106

 

3 В. Сорокин. Завет Божий, с. 34: «Человек развивался и совершенствовался по закону любви к Богу и ко всему творению. Но любовь предполагает всегда свободу выбора. В Завете Божием это означает, что человек может стремиться к утверждению в своей жизни условий Завета, а может и противиться им. В своём выборе он свободен. Священное Писание, однако, говорит, что всякий выход человека за пределы условий Завета Божия наносит вред самому человеку, отчуждает его от истинно блаженной жизни».

 

4 Толковая Библия Лопухина. Интернет-версия. Бытие. Гл.2. 4. Творение первого человека: «и стал человек душею живою...» Соединение высшего божественного начала (дыхания Божья) с низшем материальным (прахом от земли) дало в результате человека как живую душу, т. е. как сознательную личность, одаренную разумом и свободной волей».

 

5 С.Слободской. Закон Божий, с. 98

 

6 О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым: «Адам сотворён был до того не подлежащим действию ни одной из сотворённых Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жёг, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Всё  покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари».

 

7 Бытие2:9

8 Бытие 2:17

9Бытие 1-28

10 Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, т.1, беседа 14, с. 113

11 В. Сорокин. Завет Божий, с. 25

 

 

 


Назад к списку