Урок 17. День шестой: Животные и человек. Буква Укъ

Урок 17.   День шестой: Животные и человек.  Буква Укъ

 

Задачи:

·       ребёнок узнает, что 6-й день творения проходил в два этапа:

зверей, по повелению Божию, произвела земля, а человека сотворил Сам Бог – Святая Троица, по Своему образу и подобию;

·       овладеет первичным представлением о понятии «род»;

·       овладеет понятием «симметрия» и поймёт, что дни творения расположились симметрично: 1-4; 2-5; 3-6;

·       узнав об удивительной птице бусели, ребёнок начнёт осмысление идеи заботы о родителях.

·        

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01

Бусель (аист)

02/видео

6-й день: 1 мин 36 с

03 – 09

Семейство кошачьих: кошка, рысь, пантера, тигр, лев, гепард, барс

10

Семейство кошачьих

11

Динотерий

12

Мастодонт

13

Мамонт

14

Слоны

14-22

Скот:15. Козы; 16. Конь; 17. Корова; 18. Лошадь; 19. Осёл; 20. Пони; 21. Поросята; 22. Баран, овцы.

23

Верблюд

24

Верблюд – корабль пустыни

25

Верблюд в пустыне

26

Горб верблюда

27

Адам и Ева

28/видео

Сотворение человека: 40 с

29/видео

Божий мир: 2 мин 34 с

 

I.                Старославянская азбука. Урок 7

 

     На прошлом уроке мы говорили о пятом дне творения. Кого, согласно Библии, Бог сотворил в этот день?

Очень многому люди могут поучиться у наших братьев меньших, например, у птицы бусель (м-ф 01. Бусель – это вид аиста) заботе о родителях. Птица бусель или аист живут очень долго. С возрастом их тела сильно ослабевают и почти целиком теряют оперение. Когда престарелая птица практически теряет способность самостоятельно добывать себе пропитание и даже передвигаться с места на место, тогда их более молодые собратья помогают им, прикрывая их своими крыльями, прочищая их старые перья и согревая их теплом своих тел. Им приносят пищу в клювах и даже переносят с места на моего либо на спинах, либо поддерживая крыльями.

·       Есть даже  такое выражение «отбуселить». Догадались, что оно обозначает? (Подсказки: 1.Слово отбуселить образовано от названия птиц: бусели;  2. Что можно сказать об этих удивителтных птицах: какие они? (…благодарные, заботливые). 3. Значит отбуселить – это что сделать? (…отблагодарить).

     Сегодня мы будем говорить о 6-ом, последнем, дне творения – дне, когда был сотворён человек.

     Но сначала ребятам надо зарисовать 5-й день творения в табличку (стр. 38-39). Повторим, что говорит Библия о сотворении мира:

«В начале  Бог сотворил … небо и землю» ( небо – духовный ангельский мир, земля – первоначальное вещество  из которого Бог сотворил  наш видимый мир.)

1-й день – « И сказал Бог: да будет… свет».

2-й день – « И сказал Бог: да будет … твердь».  ( Твердь – небесный свод).

3-й день – « И сказал Бог: да соберётся вода в одно место и да явится…суша. И назвал Бог сушу… землёю, а собрание вод…морями. И сказал Бог: да произрастит земля …зелень).

4-й день – « И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной. И создал Бог …солнце, луну и звезды.

5-й день – « И сказал Бог: да произведет вода… пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших».

Зарисуем схематично: проведем линию, разделяющую море и сушу.

В воде нарисуем рыбу, на суше черепаху, змею, а в воздухе птицу – чайку в виде галочки.

     Итак, ребята, вода и воздух наполнились жизнью, но суша оставалась ещё почти пустою. И вот настал период её заселения (м-ф 02/видео. 6-й день: 1 мин 36 с).

     Открыли тетради на стр. 36: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо

·       Как вы понимаете выражение: «произведет земля душу живую по роду её»? Что значит «по роду»? (Ответы детей)

. По роду, значит семьями: животные одной семьи всегда чем-то похожи друг на друга, например семейство кошачьих: кошка (м-ф 03), рысь (м-ф 04), пантера (м-ф 05), тигр (м-ф 06), лев (м-ф 07), гепард (м-ф 08), барс (м-ф 09).

·       Что объединяет всех животных семейства кошачьих (м-ф 10)? (Ответы детей)

       В эпоху шестого дня творения сначала на земле появились четвероногие  громадные и неуклюжие динотерии (м-ф 11), мастодонты (м-ф 12) и мамонты (м-ф 13)1. Они уже вымерли, но учёные-геологи не раз находили  в земле их останки. Благодаря этим находкам,  мы знаем, как выглядели эти животные.

·       Ребята, вы  догадались,  к какому роду животных относятся мамонты, динотерии и мастодонты? (К роду слонов (м-ф 14. Слон).

А как вы догадались? (По внешним признакам: хобот,  форма тела, огромные ноги-столбы…)

Дальше читаем «…да произведет земля… скотов…»

·       Как понимаете слово скот? (Ответы детей).

Давайте заглянем в наш помощник – словарь. Читаем: «Скот - четвероногие сельскохозяйственные животные».

·       Назовите их. (Корова, лошадь, коза, овца,  свинья… м-ф 15-22)

     Это животные, которые не только помогают людям в работе, но и  кормят нас, и одевают: овцы и козы дают нам шерсть, коровы и свиньи – кожу, из которой шьют обувь и одежду. Самого человека ещё не было, а животных-помощников уже сотворил Бог человеку, например, верблюда (м-ф 23).

·       Как ещё называют верблюда?

Верблюда, который вот уже тысячи лет перевозит грузы и людей через все пустыни и прекрасно приспособлен для жизни и передвижения в безводных засушливых местностях, называют «кораблём пустыни» (м-ф 24. Верблюд – корабль пустыни).

     В пустыне не редкость сильные песчаные бури, поэтому у верблюда очень длинные ресницы, которые не дают песку попадать в глаза. Ещё у верблюда есть специальные мышцы, которые закрывают его ноздри, чтобы песок не попал и туда (м-ф 25. Верблюд в пустыне). Особые подушечки на ступнях верблюда позволяют ему передвигаться по песчаной поверхности намного легче, чем, если бы у него были копыта, как у лошади. Толстая густая шерсть защищает животное как от палящего полуденного солнца, так и от холода пустынных ночей.
      Самое чудесное, однако, заключается в том, что верблюд может не пить несколько дней. А если ему удаётся найти какой-нибудь растительный корм, то он может обойтись без воды несколько недель. Верблюд может потерять четвёртую часть той воды, что содержится в его теле, и чувствовать себя замечательно. Хотя, конечно, выглядеть он будет несколько отощавшим. Если бы человек потерял хотя бы половину той жидкости, что теряет верблюд, он бы сильно заболел. Кровь стала бы очень густой, вязкой, и сердце не смогло бы перекачивать её по органам нашего тела. А вот верблюд теряет жидкость не за счёт крови, и его сердце работает отлично.
      После вынужденного воздержания от воды верблюд, страдающий от жажды, может выпить 120 литров воды за 10 минут! Кое-кто думает, что верблюды накапливают воду в горбах (кстати, есть одногорбые и двугорбые верблюды), но на самом деле в горбах содержится запас жира. Этот жир и снабжает животное дополнительной энергией во время длительного путешествия без воды. В горбе верблюда может содержаться до 50 килограмм жира. Кроме всего этого, верблюду помогает выжить в пустыне его хорошо сбалансированная температура тела. Ночью его температура падает, а днём медленно повышается, так что вплоть до полудня ему совершенно не жарко. Температура тела человека в течение дня почти не меняется, за исключением тех случаев, когда человек болен. Поэтому человеку в пустыне становится жарко уже с утра.
      Вот какое это удивительное животное! Всё в нём прекрасно приспособлено для того, чтобы помогать людям передвигаться по пустыне!

·       Почему человека, который, как говорит Библия, самое любимое Божие создание, Бог сотворил в самую последнюю очередь (м-ф 27. Адам и Ева)? (Ответы детей)

 

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (м-ф 28/видео. Сотворение человека: 40 с).

     На следующем уроке мы продолжим разговор о человеке и его роли на земле, а сейчас нам надо зарисовать 6-й день творения в нашу табличку, после чего  я  открою вам секрет этой таблички.. 6-й творении надо рисовать под 3-м днём творения.

·       Кто появляется на Земле в шестой день творения? (Животные, живущие на земле и человек).

·       Пусть каждый нарисует свое любимое животное, но с одним условием… Каким? Догадались? (Оно должно жить на земле).

И нарисуем венец творения – человека.

·       Ребята, а теперь внимательно посмотрите на нашу табличку

·        Кто-нибудь увидел, как выстроились дни творения? (Предположения детей).

Да они же парами выстроились или симметрично! Хотите узнать, что значит симметрично? Посмотрите, друг на друга, мысленно проведите черту, разделяющую человека пополам, только вдоль, а не поперёк. Видите, человек тоже сотворён симметрично: У правого глаза есть пара – левый глаз; у правого уха есть пара – левое ухо, продолжите сами…(Щёки, руки, ноги).

Смотрите, какие пары получились:

1-й с 4-ым:   свет – светила (солнце, луна, звёзды)

2-й с 5-ым : небесный свод – птицы, вода - рыбы

3-й с 6-ым: земля, растения – животные, человек

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой[1] (м-ф 29/видео. Божий мир: 2 мин 34 с).

У-ль: Сейчас вы начнете в своих тетрадях зарисовывать, как выглядела Земля в 6-й день творения. Кто не успеет, дорисует дома.

(Желательно, чтобы дети рисовали под тихую классическую музыку).

 


Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)


1 С. Слободской. Закон Божий с. 92

 

[1] Бытие 1:31


Назад к списку