Урок 16. День пятый: пресмыкающиеся, рыбы и птицы. Буквы Рцы, Слово, Твердо

Урок 16.  День пятый: пресмыкающиеся, рыбы и птицы. Буквы  Рцы, Слово, Твердо

 

Задачи:

 

·       ребёнок придёт к выводу, что растения живут и размножаются и при искусственных источниках тепла и света;

·       овладеет понятием «пресмыкающиеся»;

·       узнает, что рыб произвела вода;

·       поймёт, что мир 5-го дня творения – это царство не только гигантов: динозавров, плезиозавров, птеродактилей, но и маленьких червячков - паучков;

·       захочет всегда искать ответы на свои вопросы.

 

 

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01

И стал свет

02

Твердь

03

Моря, суша, растительность

04

Солнце, луна, звёзды

05

Солнце

06/видео

Почему растительность появилась до 4-го дня творения

(1 мин 11 с)

07

Гигантская растительность

08 – 15

Пресмыкающиеся

16/видео

5-й день творения (48 с)

17 – 18

Кораллы

19

Инфузория

20 – 24

Ракообразные

25 – 26

Панцирные ящерицы

27/видео

Царство гигантов (40 с)

28 – 30

Динозавры

31

Ихтиозавр

32

Плезиозавр

33

Птеродактиль

34

Археоптерикс

35

Мини – дракон

36/видео

«Плодитесь и размножайтесь»: 1 мин 11 с

37

Взрослый гоацин

38

Птенец-гоацин

39

Гоацины

40

Водяной паук

41

Гнездо водяного паука

42

Акула

43

Кит

44

Крокодил

45

Уж

 

 

I.   Старославянская азбука. Урок 6

 

II.

·       Давайте вспомним, что говорит Библия о сотворении мира:

в 1- й день был создан…( - свет м-ф 01);

во 2-й день - … ( твердь - небесный свод, атмосфера м-ф 02);

в 3-й день - …  ( моря, суша и растительность м-ф 03);

в 4- й день - … ( солнце, луна и звезды м-ф 04)

·       Ребята, а вас ничего не смущает? Как могла в 3-й день творения, без солнечных лучей, озаривших землю лишь в следующий четвёртый день творения, произрасти растительность, да ещё  такая мощная? (М-ф 05. Предположения детей)

     После просмотра м-ф 06/видео. Почему растительность произошла до 4-го дня творения:1 мин 11 с). И потом в Библии сказано, что на земле был первозданный свет первого дня творения.

·       Давайте  зарисуем 4-й день творения в табличку.  4-й день творения будем рисовать  точно под первым. Рисуем: солнце, луну и звёзды.

·       Подумайте, почему 4-й день творения мы нарисовали под 1-м?

( 1-й день - создание первозданного света, 4-й день – солнечного света, луны и звёзд).

Учитель: Откроем  тетради на уроке 16, прочитаем тему занятия: «Пятый день творения».

     Творческое действие пятого дня творения предположительно можно представить так: небо украшалось светилами, на земле развивалась исполинская растительность, но не было ещё на земле живых существ. Для их существования не было ещё надлежащих условий, так как воздух был насыщен вредными испарениями.  Атмосфера содержала в себе столько вредных примесей, и по преимуществу угольной кислоты, что ещё невозможно было существование животной жизни. Нужно было очистить атмосферу от вредных для жизни примесей.

·       Как вы думаете, кто исполнил эту задачу?

     Правильно, задачу эту исполнила гигантская растительность (м-ф 07. Гигантская растительность), ведь угольная кислота, входящая в состав углекислого газа, является одним из главных элементов растительной жизни, и так как ею была насыщена атмосфера, то созданная растительность быстро, грандиозно и величественно стала развиваться, поглощая углекислоту и очищая от неё атмосферу.

     Громадные каменноугольные залежи, которыми мы пользуемся до сих пор, есть не что иное, как та же атмосферическая угольная кислота, превращённая в процессе  развития растительности в твёрдое тело.

     Когда атмосфера очистилась, и появились условия для существования животной жизни, то она не замедлила явиться в силу нового творческого акта.

·       Прежде чем мы прочитаем текст из Библии о пятом дне творения, подумайте, какие животные могли появиться первыми? (Предположения детей)

      Первыми смогли появиться только те животные, которые могли в этих суровых условиях найти себе пищу. Большое количество  пищи для животных было в воде, и поэтому первая живая душа появилась в воде.

Господь так и повелел: «…да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую;»

·       Кто такие пресмыкающиеся? (Ответы детей.)

Для того, чтобы точно ответить на вопрос, что нужно сделать? (Посмотреть в словаре или энциклопедии).

     В словаре Ожегова читаем: «Пресмыкающиеся – животные передвигающиеся ползком, волоча брюхо по земле».

·       Какие животные передвигаются таким образом? (Змеи, черви, ящерицы, крокодилы, черепахи… «Пресмыкающиеся» м-ф 08-15)

·       На Земле уже были моря, океаны, реки, озёра и  даже болота. А где конкретно возникла жизнь, как вы думаете? (Ответы детей).

     Да, ребята, где только ни была вода: в морях, реках, болотах, везде, как говорит Библия «вода, по повелению Божию, производила душу живую».

 Читаем дальше: « … птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших… И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» (М-ф 16/видео. 5-й День творения: 48 с).

     Геологические исследования разъясняют и дополняют это краткое повествование. Спускаясь в глубь земных наслоений, геологи достигают такого слоя, в котором впервые появляется «душа живая». Этот слой - колыбель животной жизни. В нём встречаются самые простейшие животные организмы, затем появляются кораллы (м-ф 17 – 18. Кораллы) и инфузории (м-ф 19. Инфузория). Инфузории – это микроскопические одноклеточные животные, но только уже с более сложным строением тела, чем у других простейших животных, с которыми вы познакомитесь в более старших классах на уроках биологии, а также ракообразные организмы («Ракообразные» м-ф 20-24). А ещё выше исполинские пресмыкающиеся - панцирные ящерицы (м-ф 25-26. Ящерицы).

     Это было царство гигантов, перед которыми современный слон показался бы совсем маленьким (м-ф 27/видео. Царство гигантов: 40 с). Самые разнообразные, самые причудливые формы пресмыкающихся наполнили нашу Землю: динозавры, напоминающие легендарных гигантских чудовищ (м-ф 28-30. Динозавры); ихтиозавры (м-ф 31. Ихтиозавр) – длиной до 14 метров, с видом ящерицы, с головой дельфина, с зубами крокодила и хвостом с кожистым рыбьим плавником. Плезиозавры (м-ф 32. Плезиозавр), имеющие вид гигантской черепахи с длинной шеи 7 метров, с маленькой змеиной головой и жалом более 3-х метров длины. Одна из таких рептилий могла бы свободно заглянуть в окна 6-го этажа.

     Изумительную картину представлял также летающий мир. Птеродактиль (м-ф 33)- полуптица, полурептилия, такой  летающий дракон, с перьями, длинной головой, крокодиловыми зубами и тигровыми когтями, - вообще похожий на летучую мышь, но огромных размеров.  В следующем поколении можно было увидеть Археоптерикса (м-ф 34) – туловище и крылья у которых были покрыты уже  перьями, но на крыльях у плеч остались когти, которыми они цеплялись за ветви. Голова археоптерикса – это ещё не голова птицы, но морда зверя-дракона, как у птеродактиля, с острыми большими зубами и мягкими губами. Со временем у них, конечно, отпал позвоночный хвост, и голова стала головой птицы с клювом. Прямо драконы какие-то!Но таково творчество Божие.

     В Библии говорится о том, что сначала сотворил Бог драконов. Мы с вами прочитали рыб больших, а в самом тексте Священного Писания употреблено еврейское слово «ТАННИН», которое обозначает «дракон».

     Но, выполнив своё предназначение, динозавры исчезли с лица земли, но некоторые из этих чудовищ встречаются и сейчас, но только они теперь ничтожные карлики в сравнении со своими предками. Если некоторых жучков – паучков рассмотреть повнимательнее, то мы увидим, что это настоящие мини-драконы (м-ф 35. «Мини-дракон»).

·       Ребята, давайте подумаем, почему животный мир пятого дня творения – это маленькие  жучки-паучки и громадные динозавры  и птеродактили? (Предположения детей)

     Условия жизни на земле были всё ещё суровые. И выжить на земле пятого дня творения могли только животные, живущие либо в воде, либо маленькие жучки - червячки, которые на земле могли везде и всюду залезть и пролезть, либо животные - великаны, которые спокойно могли достать себе пищу с гигантских растений. Как вы думаете, наши птички с их нежными клювиками смогли бы выжить в том суровом мире? Конечно, нет. Они появляются только к концу пятого дня творения.

     Исполинские растительность и животные выполняли ещё одно предназначение. Геологические исследования показывают, что первобытная растительность, величественная по размерам, была бедна формами и красками. Кроме зелени она не представляла ничего: ни одного цветка, ни одного плода не нашли геологи в слоях земли того (каменоугольного) периода.

     Для того, чтобы земля стала плодоносить нужна была плодородная почва.

·       Что делает почву плодородной? (Останки животных и растений, которые попадают в неё).

Гигантская растительность и гигантские животные как раз и выполняли эту задачу (М-ф 36/видео. Плодитесь и размножайтесь: 1 мин 11 с).

   

 

     Если мы займёмся изучением животных и их жизни, то сразу поймём, что все они предназначены именно для своего образа жизни — будь то птицы, рыбы, звери или насекомые. У многих из них имеются очень оригинальные приспособления, которые помогают им выжить.

     Например, в Южной Америке, в лесах бассейна реки Амазонки, обитает странная птица — гоацин (м-ф 37. Взрослый гоацин). Она живёт рядом с рекой и ест листья и плоды. Мама-гоацин строит гнездо на ветвях деревьев или кустов, которые свешиваются прямо над водой. Когда из яиц появляются птенцы, то у них на крыльях можно увидеть нечто необычное — когти (м-ф 38.  Птенец Гоацин)! У очень немногих птиц вы найдёте на крыльях когти, но маленьким гоацинам они просто необходимы.
      Представьте себе, что птенцы гоацина ещё не умеют летать, а на гнездо нападает какое-то животное. Тогда птенец просто выпрыгивает прямо в воду. Потом он спокойно доплывает до берега и взбирается обратно в гнездо, цепляясь при этом своими когтями на крылышках (м-ф 39. Гоацины)! Без них малыш не смог бы вернуться домой и, скорее всего, погиб.
      Когда птенец научится летать, когти у него исчезают, ведь надобность в них отпадает!

 

Или водяной паук (м-ф 40. Водяной паук), который  строит свой домик под водой. Отправляясь под воду, ныряльщик берёт с собой запас воздуха, иначе ему нечем будет дышать. И водяной паук поступает точно так же: берёт с собой под воду запас воздуха!
      Этот паук строит себе гнездо среди подводных растений и водорослей (м-ф 41. Гнездо водяного паука). Гнездо водяного паука - сложная инженерная конструкция.
Сначала паучиха сплетает шёлковое полотнище и прикрепляет его к растениям. Затем она поднимается к поверхности за воздушным пузырьком, который под водой удерживается на волосках её брюшка. Она транспортирует этот пузырек в подводный дом. Воздух высвобождается прямо под шёлковым «навесом», который благодаря этому подымается, как купол. Паучиха постоянно следит за тем, чтобы в куполе был воздух, то и дело подымаясь за ним на поверхность. В этом подводном домике паучиха откладывает яйца, там же выводится её потомство. Место это достаточно защищено от врагов. Когда паучата подрастают, они тоже строят такие же подводные купола и носят в них воздух с поверхности. Хотя никто их этому не учит.

     Несколько тысяч лет назад праведный Иов, книга которого вошла в Священное Писание, написал: «Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?[1]»

Теперь нам надо зарисовать пятый день творения. События 5-го дня творения происходили только  на земле.  Давайте нарисуем только нашу Землю, да и то не всю, а как будто мы сфотографировали то, что увидели. Рисуем «фотоснимок»: проводим линию, которая отделяет воду от суши.  Кого мы изобразим в воде? Я предлагаю что-нибудь среднее между первобытными рыбами и современными. Что мы узнали о первобытных рыбах? (Очень большие, похожие на чудовищ). Какая из современных больших рыб похожа на чудовище? (Акула (м-ф 42); кит (м-ф 43). И не забудьте нарисовать фонтанчик, который устраивает кит.

     Теперь рисуем пресмыкающееся. Какое? Крокодила! (м-ф 44). А если кому из вас страшно крокодила рисовать, пускай рисуют черепаху или ужа (м-ф 45), он тоже безобидный. Только, чтобы его со змеёй не спутали, не забудьте ему 2 жёлтые точки нарисовать на голове. Ребята, нарисуйте того, кого вы выбрали.

Осталось нарисовать птицу. И не забудьте гигантскую растительность нарисовать и солнце.

     Итак, вся земля готовилась к самому главному событию: сотворению человека, о котором мы узнаем на следующем уроке.

       

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

 

 

 

 


[1] Иов 12, 7-9.

 


Назад к списку