Урок 15. День четвёртый: солнце, луна, звёзды. Буквы Людие, Мыслете, Нашъ, Онъ, Покой

Урок 15.  День четвёртый: солнце, луна, звёзды. Буквы Людие, Мыслете, Нашъ, Онъ, Покой

 

Задачи:

  • дети узнают, что согласно Библии, солнце, луна и звёзды появились только в 4-й день творения;
  • поймут, что Земля делает оборот вокруг Солнца за год, и за счёт чего на Земле происходит смена времён года;
  •  у детей появится интерес к народным приметам;
  • ребёнок овладеет понятием пунктуальность и захочет быть пунктуальным.

 

 

№ м-ф

Названия  медиафайлов

01

Небеса

02

Растительность

03/видео

И сказал Бог… (26 с)

04/видео

4-й день творения (35 с)

05

Звезды

06/видео

Светильники на тверди небесной  (1 мин 04 с)

07/видео

Знамения (51 с)

08

Звёздная карта

09

Созвездия Малая и Большая Медведицы

10

Полярная звезда

11 – 15

Луна

16

Лунные  четверти

17

Лунный  месяц. Фазы луны

 

I. Старославянская азбука. Работа по уроку 5.

 

II. Откроем нашу  табличку и вспомним, что говорится в Библии о том, что было в начале и о первом  дне творения?

·      В начале – что это значит? (С этого момента потекло время).

·      Что в начале сотворил Бог? (Небо и землю).

·      Что имеется в виду под небом? (Духовный, ангельский мир).

·      Что имеется в виду под землей? (Первоначальное вещество, воды, из которого Бог потом образовал видимый мир, нашу Вселенную).

·      Что дальше говорится в Библии о земле? (Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами».

·      Что значит «тьма над бездною?» (Кругом во всей Вселенной была тьма, света ещё не было).

·      Как  понимаете: «…и Дух Божий носился над водами»? (Дух Божий обнимал и согревал собою все первозданное вещество, как птица, которая распростёртыми крыльями обнимает и согревает своих птенцов).

     Итак, в начале Бог сотворил первоначальное вещество, из которого потом образовал нашу Вселенную,  Дух Божий согревал это вещество.

·                Расскажите о первом дне творения. (И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью).

·                          Расскажите о втором дне творения.  (В Библии говорится, что во второй день Бог создал твердь – небеса, воздушный океан (м-ф 01. Небеса).

·                          На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что происходило в третий день творения. Откройте, пожалуйста, ваши рисунки и расскажите об этом. (Библия говорит о том, что первое повеление Бог дал воде: собраться в одно место, и появились моря и суша (земля). Второе повеление Бог дал земле: произрастить зелень, и появилось великое множество разнообразных трав, цветов, деревьев (м-ф 2. Растительность).

·                Зарисуем третий день творения в нашу табличку.

Рисуем землю – круг; землю обвели ещё одним  кругом большего размера. Что это? ( Твердь - воздушный океан). В круге – земле нарисовали сушу. Теперь будем раскрашивать: твердь – голубым цветом; моря – синим цветом; суша – зеленым.

     Сегодня мы узнаем, что происходило с водами, которые остались над твердью, в четвертый день творения.

     Итак, начнём. Открыли рабочие тетради. Я буду читать, а вы внимательно следите за мной.

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной,  для освещения земли, и  для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; и поставил их Бог на тверди небесной… И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый (м-ф 03/видео. И сказал Бог: 26 с».

·      Выстроим цепочку творений по дням:

1 день: свет;

2 день: твердь (небеса, воздушный океан);

3 день: моря-суша и растительность;

4 день: …   (солнце, луна, звёзды м-ф 04/видео. 4-й день творения: 35 с).

·      Как вы думаете, можно сосчитать все-все  звёзды на небе? (М-ф 05. Звёзды)

Действительно, этого не могут сделать даже учёные со всеми своими умными приборами. А вот Библия говорит, что «Господь исчисляет количество звёзд; всех их называет по именам1» и что «главная задача звёзд – светить на землю» (м-ф 06/видео. Светильники на тверди небесной: 1 мин 04 с).

·          Вы уже знаете, что для создания жизни нужны …(Отвечают дети: тепло и свет).

     Нашему солнцу было бы не справиться с такой задачей. Впервые дни творения нужен более мощный источник тепла и света, такой как первозданный свет. Температура первозданного света 1-го дня творения достигала 15 тысяч градусов2, а температура солнца только 6 тысяч градусов! 

 

·      Для чего ещё Бог создал солнце, луну и звёзды? (Для знамений, времен, дней и годов).

·      Как понимаете слово « знамение»? (Знак, предзнаменование).

·      Как вы думаете, какие знаки могут подавать нам солнце, луна и звёзды? ( Предположения детей. М-ф 07/видео. Знамения: 51 с)

     Народ с древности наблюдает за небесными светилами и составляет свои народные приметы, из которых можно многое узнать, например, если солнце окружают, так называемые, венцы – жди сильных ветров или даже жестокой бури; если луна представляется с толстыми рогами и красноватою,  жди сильных дождей. Если зимой звёзды по небу рассыпались, сияют ярко – жди больших морозов.

Умение распознавать знаки, подаваемые светилами, уберегает людей от многих бед и опасностей и спасло не одну человеческую жизнь.

 

Послушайте отрывок из рассказа Бориса Шергина «Миша Ласкин».

 

Однажды с Мишей сидели на берегу. Спокойная река отражала красный облачный

закат. С полдесятка ребят укладывали в лодку весла.

    Старший из ребят кричал:

    - Слушать  мою команду! Через час всем быть здесь. Теперь отправляйтесь за

хлебом. И они все ушли. Миша говорит:

    - Это  они собрались за реку на ночь. Утром будут рыбу промышлять. А домой не  скоро  попадут. Глупый ихний капитан - не понимает, что если небо красно с вечера,  то  утром  будет сильный ветер. Если говорить, они не послушают. Надо спрятать у них весла.

    Мы  взяли  из лодки весла и запихали их под пристань, в дальний угол, так, что мышам не найти.

    Миша верно угадал погоду. С утра дул морской ветер. Кричали чайки. Волны с шумом налетали на берег. Вчерашние ребята бродили по песку, искали весла.

    Миша сказал старшему мальчику:

    - Забрались бы вы с ночи на тот берег и ревели бы там до завтра.

    Мальчик говорит:

    - Мы весла потеряли. Миша засмеялся:

    - Весла я спрятал.

 

По состоянию небесных светил ориентируются земледельцы: когда пахать, когда семена сеять, когда урожай собирать. Много могут рассказать небесные светила наблюдательным людям.

     А звёзды – путеводители в морях. Мореплаватели даже составили звёздные карты, по которым прокладывают морские пути (вф 08. Звёздная карта).

     Ребята, в ваших тетрадях изображён корабль, который двигается, ориентируясь по звёздам. На небе мы видим изображение созвездия Малая Медведица (м-ф 09. Созвездия «Большая и Малая Медведицы»), наиболее яркие звёзды которого образуют  фигуру, похожую на ковш. Крайняя звезда ручки ковша – это Полярная звезда3, она, как компас,  указывает направление точно на север. Полярная звезда видна почти на самом северном полюсе неба и потому служит исходным пунктом ориентировки на звездных картах (м-ф

10. Полярная звезда). И если мореплаватели заблудятся в бескрайнем океане, то, найдя на звёздном небе созвездие Малой Медведицы, они быстро определят, где север, где юг и в какой стороне находится их дом.

Дома раскрасьте этот рисунок.

·      А как понимаете слово «времена»? (Ответы детей).

Человечество ведет времяисчисление. Вся история Земли записана во времени. Если мы говорим, что Иисус Христос жил 2000 лет назад, то мы понимаем, когда и в какие времена это было. Если мы скажем, что что-то будет через 200 лет, мы тоже поймём, когда это будет, т.е. человечество ориентируется во времени.

·      Что управляет днём? (Солнце, с восходом солнца наступает день).

·      А  ночью? (Луна и звёзды).

·      Светилам было ещё поручено управлять годами. Сейчас мы с вами разберёмся, как солнце управляет годом (Вызвать двоих ребят).

     Маша, ты у нас будешь изображать землю, а Паша – солнце.

Земля вертится вокруг солнца. Сейчас Паша будет стоять на месте, а Маша обойдет Пашу вокруг. Я поставлю флажок, который точно отметит начало движения Земли вокруг солнца. (Маша обходит Пашу «от точки до точки»).

      Земля делает оборот вокруг солнца ровно за год.

     Маша, а сейчас обойди Пашу ещё раз, но уже вращаясь ещё и вокруг себя.

Вот так, ребята, и наша Земля: она вращается вокруг солнца и одновременно  вокруг себя. Оборот  вокруг себя Земля совершает за сутки, а вокруг солнца за год.

     В разное время Земля получает разное количества тепла от солнца. Если тепла больше, то на той части земли… (лето), если меньше, то …(зима), а в переходные периоды – весна и осень.

(При помощи прибора теллурий, который должен быть в кабинете физики, можно объяснить детям, почему происходит смена времён года.)

·      Ребята, кто из вас знает, почему луна бывает такой разной : то полная (м-ф 11), то половинка (м-ф 12), то как бы  с одной стороны «обрезанная» (м-ф 13), то в виде серпа (м-ф 14-15), то её вообще нет?

     Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на схему (м-ф 16: Лунные четверти). Луна вращается вокруг Земли. При разных положениях Солнца, Земли и Луны относительно друг друга мы по-разному видим её освещенный диск. Часть освещенного диска называется фазой Луны. Принято выделять 4 фазы Луны:

1.   Новолуние – Луна находится между Солнцем и Землёй, и поэтому диск Луны, обращённый к Земле полностью темный. Вот тогда мы Луну и не видим.

2.    Первая четверть - растущий лунный серп выглядит в форме полудиска.

Посмотрите, какое интересное название «четверть»! Прямо как у нас в школе!

     Для удобства учебный год разделён на 4 части, и каждая из четырёх частей называется четвертью, которым даны порядковые номера: первая, вторая, третья, четвёртая. Полный оборот вокруг Земли Луна делает почти за 28 (27,3) суток. Это время называют лунным месяцем. Для удобства лунный месяц тоже разделили на 4 части или четверти. Только первая четверть лунного месяца, как бы нулевая, т.к. начинается с новолуния.

·      Как вы думаете, почему вторая четверть называется «полнолуние»?

(Потому что диск Луны освещён солнцем полностью, т.е. луна полная).

     И в последней III четверти освещено вновь ровно полдиска, только с другой стороны, по сравнению с фазой первой четверти.

     Как же разобраться где 1-я фаза, а где 3-я? Это очень просто!  Если к лунному серпу приставить воображаемую "палочку", чтобы получилась буква "Р" (Растущий), то месяц растёт – это 1-я четверть, если же месяц выглядит, как буква "С" (Старый), то он убывает – это 3-я четверть.

     Смотрите, что получается: солнце отсчитывает годы, а луна не только месяцы, а ещё и недели (вф 17: Лунный месяц. Фазы луны)! Одна четверть лунного месяца соответствует неделе)

Теперь нам надо все это зарисовать).

Рисуем: земля - круг, твердь – круг больше, на земле – сушу, в космосе: с одной стороны Земли – солнце, с другой стороны Земли – луну и звёзды. Раскрашиваем: моря- синим цветом, сушу – зелёным, твердь – голубым, солнце – оранжевым, луну – жёлтым и звёзды – синим цветом.

·      В Библии написано, что, сотворив солнце, луну и звёзды, Бог снова сказал, что это хорошо. Почему? (Ответы детей: смена времён года, чередование дня и ночи, возможность ориентироваться во времени…)

     Это хорошо ещё и потому, что Бог подарил нам это небо – эту бесконечную Красоту. Мир подобен своему Создателю. Через творения Божии нам открывается всё величие Божие. У кого из нас не захватывало дух, глядя в бескрайнее космическое пространство. Там, на тверди небесной, всё так упорядочено и строго!

В ваших тетрадях нарисуйте 4 фазы луны.

     Справа от рисунка луны, изобразите смену времён года (можно на примере дерева, детских забав в разное время года…).

 


Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)


1 Пс.146:4

2 Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. Первый день творения. (Интернет – электронная библиотека Благовещение – http://www.wco.ru/biblio/)   «Свет – первооснова всего мироздания. Первичная светящаяся туманность, рассеянная в необъятной вселенной – это тот первоисточник, до которого простирается человеческое познание о начале мира. Что было до него, и откуда появился свет, почему излучение было столь высокой температуры – об этом человеческий разум безмолвствует, ибо источник света – непостижимый Бог.
      В этом излучении, температурой свыше 15 тысяч градусов, все химические элементы находились в газообразном состоянии».

 

3 Полярная звезда очень необычна. Прежде всего, Полярная звезда яркая звезда, которая ближе всех расположена к северному полюсу мира. Поэтому вследствие суточного вращения Земли вокруг своей оси звезды движутся вокруг Полярной звезды (м-ф 10) Из-за этого Полярную звезду также называют Северной. А вот около южного полюса мира нет ярких звезд, поэтому нет звезд с названием "Южная звезда".  Конечно же, Полярная звезда не самая яркая на нашем небе. Ее легко найти, продлив линию, соединяющую две звезды ковша Большой Медведицы.(м-ф 09) Полярная звезда является самой последней звездой в ручке ковша Малой Медведицы. На м-ф 10 Полярная звезда - самая яркая звезда справа, над пролетающим метеором потока Персеид.

 

 


Назад к списку