Урок 13. День второй: твердь. Буквы Живете, Зело, Земля

Урок 13. День второй: твердь. Буквы  Живете, Зело, Земля

 

Задачи:

·       ребёнок поймёт, что видимое небо, воздушное пространство, которое защищает Землю – это твердь;

·       придёт к выводу, что воздушное пространство  Земли нужно оберегать от загрязнения;

·       узнает, что твердь не пропускает на землю жёсткое космическое излучение.

 

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01/видео

Небо – ангельский мир: 37 с

02/видео

1-й день: 54 с

03/видео

День второй: 39 с

04/видео

2-й день: 1 мин

05

Вид Земли из космоса

06

Шатёр (И. Билибин)

07/видео

Твердь: 46 с

08– 11

Небо – воздушный океан

 

 

I.        Старославянская азбука. Работа по уроку 3.

 

II.      

·       Тема нашего урока «Второй день творения». Что подразумевается под днём творения? (Некий период времени, эпоха)

·       Давайте вспомним, что говорит Священное Писание о том, что сотворил Бог в начале?

     В начале сотворил Бог небо и землю. Небо – это ангельский,  невидимый мир (м-ф 01/видео. Небо- ангельский мир:37 с). Под землей подразумевается вещество из которого затем Бог сотворил наш видимый мир.

·       Что говорится о  первом дне  творения? (И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро, день един. М-ф 02/видео. 1-й день: 54 с)

 

·       А как мы прямо сейчас можем отделить свет от тьмы? (Мы каждый раз отделяем свет от тьмы, мигая).

     Сейчас мы  зарисуем, что сотворил Бог в начале и в первый день творения в особую табличку. А почему она особая вы поймете, когда узнаете, что происходило в каждый из 6-ти дней  творения.

     Открыли тетради. Найдите таблицу, которая расположена сразу после 17 урока.

     Учитель объясняет, как делать таблицу:

     Как говорит Библия, в начале Бог сотворил … (небо), что означает невидимый духовный ангельский мир. В таблице под словом «В  начале» у вас нарисован ангел, его нужно будет раскрасить. И … (землю), что означает видимый мир, т. е. Господь сотворил пространство и первоначальное вещество – воды,  из которого Он сотворил наш мир.

     Нарисуйте произвольно замкнутую кривую линию – это и будет изображение земли, т.е. того первоначального вещества, которое в Библии называется водами.

·       Как изобразим первый день творения? (Из тьмы вырывается столп света).

В тетради прочитаем, что произошло во второй день творения: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь. И отделил Бог воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй (м-ф 03/видео. День второй: 39 с)».

·       Ребята, а вас ничего не  удивляет? (Опять создал Бог небо – твердь).

·       Что подразумевается под небом в первый день творения?               (Ангельский мир).

·       Как вы думаете, о каком небе говорится во второй день творения?

Твердь (небо) – это небесный свод, наше воздушное пространство или небо, которое мы видим над головой (м-ф 04/видео. 2-й день:1 мин).

·       Что вы  понимаете под твердью?

(Выслушав ответы, подвести детей к понятию, что твердь – это некая стена, ограда, которая разделяет воды, которые остались в космическом пространстве (над твердью) и воды, покрывшими саму  землю (под твердью).

     Во второй день творения из общей массы выделился наш земной шар (м-ф 05. Вид Земли из Космоса). У меня опять возник образ яйца. Можно твердь сравнить со скорлупкой яйца, которая отделяет пространство внутри скорлупы, т. е. самого яйца, от пространства за скорлупой, т.е. внешнего.  Ведь скорлупка яйца тоже выполняет роль некой ограды: она ограждает внутреннее пространство яйца от внешнего мира.  Скорлупка – это как бы стены домика будущего птенчика.

     В ваших тетрадях есть рисунок яйца. Давайте раскрасим его так, чтобы было понятно то, о чём мы сейчас сказали: внутреннее пространство яйца раскрасим нежно - голубым цветом  (чуть нажимая на карандаш) – это воды под твердью;   пространство за пределами яйца – синим цветом – это воды над твердью, а саму твердь, т.е. скорлупку, ярко-голубым цветом (сильно нажимая на карандаш).

·       Давайте прочитаем стихи рядом с рисунком:

Нбу и3 земли2 подо1бно по всему2 я3ице2...

Скорлупа2 а4ки нбо, пле1ва а4ки w4блацы,

Бэло1къ же а4ки вода2, желто1къ а4ки землz2...

     Твердь в еврейском тексте выражается словом “ракиа,” что значит — пространство, шатер.

  В Библии пророк Исаия пишет: «Бог распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья1». Какое прекрасное сравнение: шатер для жилья.

·       А  что такое шатер?

     В тетрадях есть рисунок, который нужно раскрасить. На нём изображена наша планета Земля, находящаяся как бы в шатре. Шатёр – это большая палатка, крытая тканью ( м-ф 6. Шатёр).

·       Вы знаете, кто живет в шатрах? (Шатры, обычно, используют для жилья кочевые народы).

     Шатёр – это жилище. Его стены ограждают живущих в нем от неблагоприятных внешних воздействий.

·       Каких? (Холод, ветер, дождь, снег, палящие лучи солнца…)

·       Что может случиться, если ткань шатра будет недостаточно прочной? (В любой момент непрочная ткань может прорваться, и тогда внутрь жилища будет проникать и холод, и ветер, и снег, и дождь, и палящее солнце, да и  дикие звери такую ткань быстро прорвут).

·       Вспомните, как Бог называет наше небо? (Твердь).

·       Давайте подумаем, почему ещё Творец назвал наше небо твердью. Какой смысл несет в себе само это слово- твердь?       (Твердь –  твердыня, твёрдый, прочный, надёжный).

     В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение тверди (хорошо, если учитель прямо  на уроке зачитает определение из словаря, с целью научения детей пользоваться справочными материалами, словарями…): твердь - твердое основание, опора чего-нибудь.

·   Получается, что небо – твердое основание и опора… чего?    (Земли).

     Читаем дальше: твердыня – крепость, прочно укрепленное место.

·   Как вы думаете, вот это определение – крепость, прочно укрепленное место -  подойдет тверди небесной?

     Посмотрите, что получается: небесная твердь – это  крепость. Сотворив твердь, Господь выстроил для нас стены нашего земного дома, и не просто стены, а крепостные стены (м-ф 07/видео. Твердь:46 с).

     Весь воздушный океан, который нас окружает – это тоже твердь, он может быть твёрдым, а может быть мягким. Воздушный океан, как мягкой шубой укутывает нашу Землю (м-ф 08-11. Небо – воздушный океан)

·   Как вы думаете, зачем нашему дому-планете Земля такие прочные стены? (В открытом космосе нет кислорода, который необходим  земным жителям, а твердь не даёт воздуху покинуть наше воздушное пространство, в космосе есть вещества, от которых надо оберегать Землю и земных жителей, да и солнце нас просто бы сожгло…)

·   Что будет, если стены дома будут разрушаться? (В таком доме невозможно будет жить).

·   А если твердь будет разрушаться?  (На Земле тоже невозможно будет жить.)

     И она уже разрушается.

·   Как вы думаете,  кто и как разрушает небесную твердь?

(Разрушают сами люди: загрязнением воздуха, выхлопными газами автомобилей, заводскими трубами. Космические ракеты нарушают целостность наших небес, но  это, конечно, не значит, что Вселенную не нужно изучать. Человек должен найти средство, как изучать природу, не нанося ей вреда).

·   Для кого Земля является домом? (Для людей, животных и растений).

     Земля - наш общий дом и люди должны её беречь. Ведь я думаю, никому из людей не придёт в голову разрушать свой дом.

·   А сейчас, мы  изобразим, как выглядела наша Вселенная во второй день творения.

·   Как вы думаете, воды над твердью и воды под твердью мы изобразим одним цветом? (Нет).

     Да, ребята, воды над твердью и под твердью мы изобразим разным цветом: раз Бог разделил воды, значит у них разное назначение. Какое? Бог нам этого не открыл, об этом мы можем  только догадываться.

·   Как вы думаете, что образовалось из вод, которые остались над твердью? (Космическое пространство).

·   Что происходило с водами, которые остались под твердью? (Из них образовалась наша планета Земля).

          Итак, воды над твердью мы закрасим тёмно-синим цветом, а под твердью голубым).

·   Рисуем нашу Землю. Какую форму имеет Земля? (Круг).

·   Чем Земля была покрыта? (Водой).

·   Закрасим Землю синим цветом.

·   Что образовалось вокруг Земли? (Твердь ).

·   Нарисуем вокруг Земли ещё один круг, большего размера.

·   Каким цветом закрасим небо? (Голубым).

·   А воды, которые остались над твердью – космическое пространство, каким цветом закрасим? ( Темно синим).

     В Библии сказано: « И увидел Бог, что это хорошо».

·   Почему твердь – это хорошо? (Твердь, как крепостные стены защищает землю. Бог сделал наш мир не только видимым, но и защищённым).

 

            Для справки. Второй библейский день надо понимать как период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Что же касается всего космоса, то, по утверждению ученых, он продолжается до настоящего времени. Во Вселенной и теперь происходят взрывы невероятно сжатого вещества, из которого впоследствии рождаются новые звёзды.


Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)


1 Ис. 40:22


Назад к списку