Урок 09. Откуда мы знаем о Боге. Библия – Книга книг

Урок 9.  Откуда мы знаем о Боге. Библия – Книга книг

 

Задачи:

 

·       ребёнок узнает, что молитва – это обращение к Богу, и что «Отче Наш» – главная молитва православных христиан;

·       овладеет понятием «завет» как синонимом слов наказ, наставление, заповедь;

·       узнает, что Библия состоит из Ветхого Завета, включающего период от сотворения мира до рождения Иисуса Христа, и Нового Завета, повествующего о земной жизни Иисуса Христа и о Его учении;

·       у ребёнка появится интерес к Библейским событиям.

 

 

№ м-ф

Названия  медиафайлов

01(видео)

Герда подходит к замку: 26 с

02(видео)

Герда читает молитву «Отче Наш»: 44 с

03(видео)

Автор Священного Писания: 1 мин 49 с

04(видео)

Ветхий и Новый Завет: 1 мин 07 с

05 (видео)

Пророки: 36 с

06

Адам  и  Ева

07

Скрижали

08

Вифлеемская звезда

09

Звезда над пещерой (икона «Рождество Христово)

10

Икона «Рождество Христово» (Ангел, пастухи, волхвы)

11

Поклонение волхвов

12

Крещение Господа (икона)

13 (видео)

Крещение Господа: 11 с

14

Проповедь Господа

15

Крест Господень

16

Воскресение Господне

 

 

·       Ребята, скажите, пожалуйста,  знаете ли вы сказку «Снежная королева»?

·        А кто написал эту сказку?

·        Давайте вспомним, о чём эта сказка, кто главные герои?

     (Очень кратко! Жили – были мальчик Кай и девочка Герда. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Однажды осколок странного зеркала, которое смастерил злой-презлой троль, попал в глаз и в сердце Кая, и его сердце стало тоже злым. Как-то зимой Кай пошёл кататься на санках, и его похитила Снежная королева. Она увезла его в свой замок, который находился далеко-далеко на Севере.

    Когда Кай не вернулся домой, Герда долго и горько плакала: она ничего не знала о Кае, где он и жив ли? Когда наступила весна, Герда отправилась на поиски Кая).

 

·   Кто Герде помогал в пути? (Старушка-колдунья, вороны, принц и принцесса,  северный олень и даже маленькая разбойница).

 

·   Как вы думаете, почему они помогали ей? (У Герды было очень доброе сердце. Всех, кто встречался ей на пути, Герда одаривала своей любовью и добротой).

 

     Не зря в народе говорят: «Доброму человеку весь мир – свой дом».

 

     А теперь, ребята, давайте вспомним эпизод, когда Герда подходит к замку Снежной королевы и пробует туда войти, но стража Снежной королевы не даёт ей прохода. (М-ф 01/видео. Герда подходит к замку: 44 с). Представьте: маленькая, беззащитная Герда один на один со злой и могущественной Снежной королевой и целой армией безжалостных стражников. И всё-таки Герде удаётся попасть в замок и найти  Кая.

·   Но, как? Каким образом беззащитная маленькая девочка победила целую армию и саму Снежную королеву? (Предположения детей).

 

     К сожалению, сказки Ганса Христиана Андерсена, да и не только его сказки, не совсем точно переведены на русский язык. Так вот, сам Андерсен об этом говорит ясно: Герда начала читать «Отче Наш», и тогда легион снежинок вокруг неё превратился в ангелов и проложил ей дорогу (М-ф 02/видео. Герда читает молитву «Отче Наш»: 26 с. Она побежала вперед, что было силы; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, освещенное северным сиянием. Нет, снежные хлопья неслись по земле, и чем ближе они подлетали, тем крупнее становились. Вспомнила тут Герда большие красивые снежинки, которые она видела под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Вид у них был диковинный: одни напоминали больших безобразных ежей, другие — клубки змей, третьи — толстых медвежат со взъерошенной шерстью; но все они сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Герда принялась читать “Отче наш”, а холод был такой, что ее дыхание тотчас превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, и вдруг из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, коснувшись земли, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах; все они были вооружены щитами и копьями. Ангелов становилось все больше и больше, а когда Герда дочитала молитву, ее окружал целый легион. Ангелы пронзали копьями снежных чудовищ, и они рассыпались на сотни кусков. Герда смело пошла вперед, теперь у нее была надежная защита; ангелы гладили ей руки и ноги, и девочка почти не ощущала холода.

Она быстро приближалась к чертогам Снежной королевы.)

·   А вы знаете, что такое «Отче Наш»? (Ответы детей).

 

     Это – молитва Господня, самая важнейшая из всех христианских молитв. Её преподал Своим ученикам, а через них и всем христианам Сам Господь Иисус Христос, потому она и называется Господня.

 

·   Как вы думаете, что такое молитва? (Ответы детей).

Молитва – это обращение к Богу всем сердцем.

     Герда всем своим сердцем обратилась к Богу за помощью, и Господь тут же послал ей на помощь ангелов.

     Об этой важнейшей молитве мы с вами будем говорить через 2 года, а сегодня я вам сообщу только о том, что эта молитва записана в Священном Писании - Библии.

 

·   Ребята, что напоминает само слово «Библия»? (Ответы детей).

Билиотека: библио – книги, тека – хранилище, т.е. библиотека – это хранилище книг. Biblia в переводе с греческого – « книги».

     Откройте в тетради урок 9 и посмотрите на рисунок.  Видите, как много книг входит в Библию.  Самые ранние книги были написаны почти 33 века назад, а самые поздние  более 19 веков назад.

·   Сколько частей в Библии?

·   Как называется каждая часть?

     Библия разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

·   Как вы думаете, что обозначает слово Завет? (Ответы детей).

     Помните сказку «Сивка-бурка»?

·   Кто из сыновей выполнил отцовский наказ?    (Иванушка).

     Иванушка единственный из сыновей выполнил наказ, завет отца, потому именно ему и достаётся Сивка-бурка, который помогает Иванушке жениться на царской дочери и стать царём.

     Библия – это наказ, завет, наставление людям от Бога.

     Переверните страницу и запишите в ваших тетрадях после слова «завет» - наказ, наставление.

     Ветхий (т.е. Старый) Завет написан пророками, людьми через которых Бог открыл Свою волю людям.

·   Как вы думаете, в чём заключается воля Божия? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим, что в одной  семье родителям надо на какое-то время отлучиться. Что они заповедуют своим детям перед расставанием?

 (Ответы детей. Помнить наказ родителей: не забывать своих родителей, не ссориться, не обижать друг друга, старшим заботиться о младших, а младшим слушаться старших, беречь свой дом, содержать его в чистоте и порядке, быть добрыми, милосердными, помогать друг другу…)

     Как говорит Библия, воля Божия тоже заключается в том, чтобы люди любили Бога, любили друг друга и творили только добро.

     Новый Завет рассказывает о рождении  Сына Божия Иисуса Христа, о Его земной  жизни, о том, как через Крестную Смерть Иисуса Христа человек может восстановить свои отношения с Богом. Книги Нового Завета написаны учениками Иисуса Христа.

     Библию писало более 50-ти человек, которые жили в разное время, но, в христианском представлении, Библия целостна (м-ф 03. Автор Священноного Писания/видео: 1 мин 49 с).

     Библия - это не  сборник книг, а единая Книга, которая рассказывает об ожидании и пришествии в наш мир Сына Божьего Господа Иисуса Христа (м-ф 04. Ветхий и Новый Завет/видео: 1 мин 07 с).

     Прочитаем стихотворение, посвящённое Книге Книг – Библии:

 

Откроем Книгу Книг – Священное Писание,

Там, в Библии, найдём мы истинное знание.

Она на главные вопросы даст ответ.

В ней Ветхий есть и Новый есть Завет.

 

·       Подумайте, какие вопросы являются главными для человека? (Из ответов детей. Как появился первый человек? Как возник наш мир? Почему человек умирает? Можно ли победить смерть?..)

 

 

Ветхозаветное повествование

Расскажет о начале мироздания,

Истории Израиля, его царей, пророков,

Обетовании Спасителя и ожиданьи сроков.

 

·       Что такое повествование? (Повесть, рассказ.)

·       Какие два слова включает в себя слово «Ветхозаветное»? (Ветхий Завет.)

·       Что получилось? (То, о чём рассказывает Ветхий Завет.)

·   Какие два слова «спрятались» в слове «мироздание»? (Мир и здание, т.е. создание, сотворение.)

·       Что получилось? (Создание, сотворение мира).

     Ветхий Завет рассказывает о том, как был сотворён наш мир и человек, о жизни первых людей, и о том, как человек потерял отношения с Богом и стал смертным.

·       Как вы понимаете слова  «Обетовании Спасителя». Что такое обетование? (Твердое обещание)

 

     Ветхий Завет рассказывает об обетовании, т. е. твёрдом обещании Бога послать на землю Спасителя, Который  спасёт людей  от вечной смерти.

·       Что значит «ожидание сроков»? (Предположения детей)

     В Ветхом Завете называется срок или время прихода Спасителя.

 Израиль – это народ, который создал и воспитал Сам Бог, и из которого произошёл Спаситель мира.

·   О пророках мы с вами уже говорили. Вспомните, каких людей называют пророками. (Это благочестивые люди, через которых Бог открывал людям свою волю.)

 

Священное Евангелие Христово

Поведает о воплощеньи Слова.

О Рождестве Его чудесном и Крещении,

О Крестной Смерти и о тайне Воскресения.

 

·       Какие слова непонятны? (Ответы детей.)

 

     ( Из опыта. Евангелие – Книга Нового Завета, в которой говорится о земной жизни Спасителя – Иисуса Христа. Воплощенье - значит рождение. Как повествует Библия, Бог сотворил  мир Словом. В Священном Писании Сын Божий называется Словом.)

 

·       О чём повествует Евангелие?  Рождении, Крещении, Крестной смерти и Воскресении Спасителя)

 

Так возлюбил Своё творенье Бог,

Что во спасение людей отдать Он Сына смог.

На белом свете Книги нет мудрей,

Источник веры христианской в ней.

 

 

·   О чём мы узнали из последнего четверостишия?

 

Ветхий Завет написан пророками, которые все были израильтянами (м-ф 05/видео. Пророки: 36 с)

     В Новом Завете 27 книг, и первые четыре книги называются Евангелиями, что в переводе означает Благая Весть, и  рассказывают о земной жизни Спасителя.

      Из Евангелия мы узнаем, о чудном рождении Сына Божия - Иисуса Христа, и о том, зачем Бог,  в образе Человека,  пришёл в свой собственный мир.

     Все православные христиане прошли таинство Крещения. Как рассказывает Библия, Иисус Христос  тоже принял таинство Крещения.

·   Как понимаете слово «Воскресение»? (Ответы детей).

     Воскреснуть, значит вновь стать живым после смерти. Библия рассказывает нам, что Иисус Христос принял страшную Смерть: Его распяли на Кресте  люди, которые так и не поверили, что Он и есть обещанный Спаситель - Сын Божий. Бог-Отец через три дня воскресил Своего Сына. Иисус Христос вошёл в саму смерть, победил её и освободил от вечной смерти всех людей, которые любят Бога и живут по Его заповедям.

 

Работа в тетрадях.

     Сейчас мы с вами зарисуем то, о чём говорится в книгах Ветхого и Нового Завета.

·       В ваших тетрадях нарисована развёрнутая книга. Над ней написано слово «Библия». От этого слова отведены к каждому развороту книги две стрелочки. Над первой написано «Ветхий Завет», над второй – « Новый Завет».

     Работаем над Ветхим Заветом.

·   О чём рассказывается в Ветхом Завете?

Ветхий Завет начинается с рассказа о сотворении мира.

·       Что нарисуем? (Предположения детей).

После обсуждения.  В левом углу рисуем землю – круг, голубое небо вокруг Земли.

     Ту часть земли, на которой день закрасим жёлтым цветом и нарисуем солнце; другую, на которой ночь закрасим чёрным цветом и нарисуем луну и звёзды.

     Далее в Ветхом Завете рассказывается о жизни первых людей в раю.

·       Кто знает, что такое рай? ( Ответы детей).

     Рай – это прекрасный сад, который Бог насадил для первых людей. В раю рядом с Богом все были абсолютно счастливы. Рай – это добро.

В правом углу так и  пишем: Рай – Добро.

·   Кто знает, как звали первых людей?

Ниже напишем – Адам и Ева (М-ф 06. Адам и Ева).

     Мы знаем, что в мире много зла. Но Бог не творил зла. О том, как зло вошло в мир, рассказывается  в Ветхом Завете.

     Нарисуйте, пожалуйста, рядом со словом Адам змея, а почему змея, мы узнаем позже. На змее напишите слово «зло».

     После того, как зло вошло в мир, Бог дал людям 10 заповедей - правила жизни, выполнение которых защищает человека от зла.

     Внизу нарисуйте две скрижали - это каменные таблички, на которых Бог Сам начертал 10 заповедей (м-ф 07. Моисей со скрижалями). Скрижали мы изобразим в виде двух прямоугольников, над которыми напишем число 10.

     В Новом Завете рассказывается о Рождении Спасителя  - Иисуса Христа.

На празднике, посвящённом Рождеству Христову, мы узнали, что в момент Его рождения на небе появилась… (ответы детей) необычная звезда, которая привела мудрецов с Востока к Новорожденному Христу.

·   Кто знает, как называется эта звезда? (Вифлеемская. М-ф 08-09).

     В левом верхнем углу второго разворота книги нарисуем Вифлеемскую звезду, свет которой озарит всю страницу, покажем это наподобие солнечных лучей, только голубого цвета. Рядом напишем буквы Р.Х.

·   Кто догадался, что они обозначают? (Рождество Христово).

     Рождество Иисуса – это тайна, которая в то время была известна не многим.

·   Кто увидел, что Бог пришёл в мир? (Ангелы, пастухи, три мудреца и животные. М-ф 10-11).

     А вот о Крещении Иисуса узнали сразу тысячи людей. Крестился Иисус, перед тем, как выйти на Своё служение людям. Крещение Иисуса совершилось на реке Иордан, в которой  крестилось уже очень много израильтян. Крещение – это очищение.  Христос же войдя в реку Иордан Сам очистил её воды (м-ф 12 «Крещение Господа).

·   Как зарисуем Крещение Иисуса Христа? (Лента реки)

Во время крещения на Господа с небес сошел  голубь. (М-ф 13. Богоявление/видео: 11 с) На следующем уроке мы узнаем, почему это произошло, а сейчас нарисуйте над лентой реки голубя, спускающегося с небес.

     Из Евангелия мы узнаем, чтобы спасти людей от зла, Иисус Христос 3 года ходил по земле, на которой родился, открывая людям тайны Царства Небесного, уча как пройти земной путь, чтобы не погибнуть, а обрести жизнь вечную (м-ф 14. Проповедь Господа). Множество людей ходили за Господом по Палестине, так называется земля, на которой родился, жил и принял крестную смерть Спаситель, видели чудеса Им совершённые, слушали Его. Господь наставлял людей любить Бога, любить друг друга и не творить зла.

     Но не всем нравилось то, что говорил Иисус. Те, кого Господь обличал в лживости и хитрости, приговорили Христа к смерти, к смерти самой позорной, страшной и мучительной – к распятию на Кресте. Так казнили лишь убийц и разбойников. Приговорили Того, Кто пришёл спасти людей. Иисус Христос принял мучительную смерть на Кресте (м-ф 15. Крест Господень).

     Зачем Господь должен был пройти через такие мучения – это тайна, которую Бог нам не открыл.

     От ленты реки, где принял крещение Господь, проведём следы, ведущие ко Кресту, который мы нарисуем в правом нижнем углу.

·   Подумайте, почему мы изобразили следы, и Чьи они? (Это следы Иисуса Христа, показывающие, что Господь ходил по земле, уча людей добру; и что земной путь Спасителя окончился на Кресте).

 Крест, на котором Христос принял страшную смерть, стал символ спасения людей от вечной смерти, ведь как говорит Библия, через три дня Бог - Отец воскресил Своего Сына (м-ф 16/икона. Воскресение). Воскресение Иисуса Христа изобразим столпом света.

·   Итак, глядя на рисунок, расскажите, что вы узнали о Библии.

Благодарю за урок.

 

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)


Назад к списку