Урок 03. Русская народная сказка « Сивка-бурка». Отец и сын

Урок 3.  Русская народная сказка « Сивка-бурка». Отец и сын

 

Задачи:

- ребёнок узнает, что благословение – это напутствие на доброе дело и

  дарование помогающей силы;

- придёт к выводу, что послушание и терпение - очень важные свойства характера;

- поймёт, почему слово отца – закон.

 

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01

Название сказки

02

Потоптанная пшеница

03

Появление Сивки-бурки

04/видео

Сивка-бурка топчет пшеницу: 22 с

05

Иван ловит Сивку-бурку

06

Царский указ

07

Первый прыжок

08

Второй прыжок

09

Третий прыжок

10

Встреча

11

Свадьба

12/видео

Преображение Иванушки: 25 с

13

Иванушка на Сивке-бурке

 

 

Со звонком ребят встречает Иванушка.

 

Иван: Здравствуйте, О.О.! Здравствуйте, ребята! О.О.,  можно ребятам  вопрос задать?

Учитель: Конечно можно!

Иван: В сказке на просьбу батюшки выбрать себе невест, сыновья отвечают: «Так что ж, батюшка, благослови». А что значит это слово « благослови»? (Ответы детей. При помощи учителя дети должны понять, что благословение – это одобрение, разрешение, наставление, напутствие на какое-либо доброе дело).

Учитель: Вместе с родительским благословением на доброе дело, человек получает уверенность, что он на верном пути, и это придаёт ему силы.

Иван: Ребята, вы помните, что делали сыновья, прежде чем пойти исполнять повеления  отца?  (Кланялись отцу). И я вспомнил, как мы почтительно относились к своим родителям, величали их батюшка, матушка и обращались к ним только на «Вы». Да, в хорошие времена мне посчастливилось жить: ни маленькие дети, ни уже взрослые, ничего не делали без благословения родителей, а слово отца было закон, никто не смел отца ослушаться. Нарушь Иван-царевич отцовское благословение и не возьми в жёны лягушку, на которую указала ему стрела, не получил бы в дар такую дивную жену – Василису Премудрую.

Учитель: Да, Иванушка, быть отцом – это большая ответственность.

     Интересно и происхождение слова «отец». Оно берёт своё начало от имени Адам, так звали самого первого человека, самого первого отца, от которого произошли рождённые им дети. Дети, внуки, правнуки Адама звали его, а затем и своих отцов - ата. Прошло много веков и слово «ата» у разных народов зазвучало по-своему, но у всех народов это слово сходно по звучанию1. У нас, например, отца раньше называли тятя.

     А сын – это тот, кто всегда следует за отцом, отсюда и слово «наследник». За кем следуешь, то и наследуешь. Отец учил сына всему, что умел сам. Для того, чтобы выжить в те далёкие времена, нужно было уметь всё делать самому: и пахать, и сеять, и за домашними животными  ухаживать, и строить, и воевать, и семью защищать; быть сильным, выносливым, смелым, трудолюбивым, мудрым…

Иван: Да, я теперь понимаю, почему слово отца было закон.

Учитель: Русский народ из уст в уста через сказку передавал законы жизни, которым научались дети с младенчества.

     Сегодня мы услышим ещё одну сказку, в которой Иванушка, единственный из троих сыновей, выполнил батюшкин наказ. А какую награду он получил за послушание отцу, вы узнаете, дослушав сказку до конца.

 

Итак, отгадайте название сказки:

Конь ретивый,

Долгогривый.

Скачет полем,

Скачет нивой.

Был он другом у Ивана,

И помог ему сполна он.

 

Откройте тетради (урок 3) и запишите название сказки (м-ф 01. Название сказки):

 

СИВКА-БУРКА

 

     Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи.

     Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить (м-ф 02. Потоптанная пшеница). Вот старик и говорит детям:

— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.

     Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

     На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

    На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень. Сидит — не спит, вора дожидается.

     В самую полночь прискакал на пшеницу разношерстный конь (м-ф 03. Появление Сивки-бурки), одна шерстинка золотая, другая — серебряная; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть; не столько ест, сколько топчет (М-ф 04/видео. Сивка-бурка в пшенице: 22 с).

     Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан (м-ф 05. Иван ловит Сивку-бурку). Рванулся конь изо всех сил, но не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:

— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!

— Хорошо, -  отвечает Иванушка-дурачок, - да как я тебя потом найду?

— Выйди за околицу, - говорит конь,- свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»  Я тут и буду.

     Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.

     Пришел Иванушка домой.

— Ну, что, дурак, видел? - спрашивают братья.

— Поймал я, - говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещал он больше не ходить на пшеницу -  вот я его и отпустил.

     Посмеялись вволю братья над дураком, только уж с этой ночи никто пшеницу не трогал.

     Вот живут-поживают. Вдруг от царя приказ (м-ф 06. Царский указ). Была у царя дочка-красавица, какой на свете не сыскать, а всё никак не могла себе жениха по сердцу найти. Вот царь и приказывает:

— Посажу я дочку в высокий дворец, у окошка решётчатого. Кто на коне до окна допрыгнет, царевну поцелует — за тем ей и замужем быть.

     Стали со всех сторон собираться молодцы на добрых конях — за царевной прыгать. Старшие братья тоже собираются, и Иван -дурак с печи ноги спустил, да и просит:

- Дайте и мне, братцы, коня, я тоже поеду счастья попытаю.

     Братья над ним смеются.

— Сиди дома, дурак! Туда же! За соколами — курица..

     Стал Иван горько плакать, горько рыдать. Вывели они ему шелудивую лошадёнку.

- Езжай, дурак! Людей смеши.

     Лошадёнка на ногах шатается, на каждом шагу спотыкается. Люди над дураком смеются.

     Выехал Иван в чисто поле, в широкое раздолье, свистнул молодецким посвистом:

— Сивка-Бурка, вещий каурка!

     Вот Сивка бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, из ноздрей дым валит. Иван-дурак в одно ухо влез, в другое вылез, стал молодцом, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Поскакал во дворец. Народ на него смотрит — любуется.

     Во дворце, в башне бревенчатой, царевна сидит — раскрасавица. Разогнал Иван коня, прыгнул, три бревна не допрыгнул (м-ф 07. Первый прыжок).

     Народ охнул. Иван крякнул. Завернул коня в чисто поле, да как мимо братьев ехал, плёткой их протянул. Вот прискакал в чисто поле, коню в одно ухо влез, в другое вылез, стал дураком, домой пошёл, на печь завалился.

     Братья приезжают, рассказывают:

— Ну, Ванька, какой богатырь был — мы такого и сроду не видывали. Только три бревна не доскакал. Видел народ, откуда приехал, да не видел, куда уехал.

Иван-дурак сидит на печи, и спрашивает:

— Братья, а не я ли это был?

— Да ты что, дурак! Сиди на печи да протирай нос.

     Вот на другой день братья стали снова собираться. А Иван- дурак говорит:

— Братья! Дайте и мне коня.

— Ну, возьми хромую кобылёнку.

     Поехал Иван на хромой кобылёнке. Народ над ним смеётся, пальцем показывает. А Иван выехал в чисто поле, посвистал Сивку-Бурку, сделался молодцом, поскакал во дворец, разогнал Сивку-Бурку, прыгнул — одно бревно не допрыгнул (м-ф 08. Второй прыжок).

     Поскакал назад, братьев плёткой протянул, в чисто поле прискакал, дураком сделался, Сивку-Бурку отпустил, домой пошёл, на печь залез.

     Приехали братья, стали рассказывать:

— Снова был молодец, снова прыгал, одно бревно не допрыгнул.

     А Иван-дурак с печи:

— Это не я ли, братцы, был?

— Да ты что, дурак! Обалдел?! Сиди на печи да протирай нос.

     Ну, и на третий день стали братья собираться. А Иван с печи просит:

— Дайте, братья, и мне коня.

— Куда тебе, дурак! Сиди на печи. Ведь ни разу и до города не доехал.

     Стал Иван громко плакать, горько рыдать.

- Ну, возьми одноглазого жеребёнка.

     Потрусил Иван-дурак на одноглазом жеребёнке. Народ над ним смеётся, хохочет, пальцами показывает.

     Свернул Иван в чисто поле, Сивку-Бурку крикнул, добрым молодцем стал, ко дворцу поскакал, разогнал коня, в самое небо взвился, царевну поцеловал да из рук у неё узорчатый платок выхватил (м-ф 09. Третий прыжок). Повернул коня, поскакал назад, братьев плёткой по щекам хлестнул, в чисто поле прискакал, дураком сделался. Сивку-Бурку отпустил, домой пришёл, на печь залез.

     Приехали братья, стали рассказывать:

— Снова был добрый молодец, до царевны доскакал, царевну поцеловал, шитый платочек из рук вырвал, а сам прочь повернул.

     А Иван-дурак сидит за трубой, да и спрашивает:

— Братья, а это не я ли был?

— Да ты что, дурак! Последний ум потерял.

     На другой день царь большой пир созвал. Всем молодцам велел на этот пир придти.

     Собралось народу видимо-невидимо, а богатыря нет как нет. Приплёлся и Иванушка на хромой кобылёнке. Стала царевна всех медом обносить. Каждому ковш подаст, поклонится, а сама поглядывает, не утёрся ли кто платком вышитым, — это и есть ее суженый. Только суженого нет как нет.

Взглянула царевна на печку, а там Иван-дурак сидит. Кафтанишко на нём худой, а рожа вся в саже, волосы дыбом, рот до ушей. Подала ему царевна ковшик с мёдом, поклонилась, а братья друг друга подталкивают.

— Ишь, царевна-то! Дураку мёду поднесла.

А Иван-дурак мёд выпил, узорчатым платком утёрся. Увидала это Царевна, побелела вся и говорит:

— Царское слово назад не ворочается! (м-ф 10. Встреча)

Взяла Ивана-дурака за руку, с печи свела, к царю подвела.

— Вот, — говорит, — батюшка, кто мой суженый.

Народ ахнул, заплакал, а царевна опять говорит:

— Царское слово назад не ворочается. Знать, у меня судьба такова.

     Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят —и глазам своим не верят.

     Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой (м-ф 11. Свадьба) и сделали пир на весь мир. Я там был: мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

     Тут-то братья узнали, что значит отцовский завет держать (М-ф 12/видео. Преображение Иванушки: 25 с).

 

Иван: Ну почему Иванушка всё терпел  от своих братьев?

Учитель: Ребята, а вы как думаете? (Ответы детей).

Иванушка не только добрый, но ещё и смиренный.

Иван: Недрачливый, что ли?

Учитель: Дети, а что вы понимаете под словом смирение? (Предположения детей.)

     Давайте вслушаемся в само слово: смире-ни-е, т.е. быть с миром со всеми. Смирение, послушание, терпение, скромность и есть те качества, которые всегда почитались в народе. Иванушка, получив в дар коня (м-ф 13. Иванушка на Сивке-бурке), не возгордился, не стал хвастаться перед братьями, а наоборот продолжал нести все тяготы младшего и глупого брата, подчиняясь воле старших братьев.

Иван: Мне кажется, я бы не удержался, и после первого же испытания сказал, что это я тот добрый молодец, который только на два бревна не допрыгнул до царевны.

Учитель: Как вы думаете,  мог ли Сивка-бурка с первого раза допрыгнуть до царевны? (Мог, ведь он волшебный конь).

·       А почему же тогда он только с третьего раза допрыгнул? ( Предположения детей).

     Я, ребята, думаю, что Сивка-бурка сразу не допрыгнул не потому что не мог, а потому что Иванушка ещё не был готов выйти на царское служение. Ведь царём Иванушку сделала не царская одежда, которую он надел, а нечто другое.

Иван: А в чём заключается царское служение? ( Предположения детей)

     Царь призван хранить Правду на земле, к своим подданным относиться по-отечески, понимая, какая власть ему дана, и что на нём лежит ответственность за всё Отечество. Царское призвание быть мудрым, добрым, справедливым, честным, милосердным, уметь сострадать чужому горю, не гордиться и не возноситься перед другими людьми, думать не только о своём благополучии, но и о благополучии других людей.

     Сивка-бурка сразу не допрыгнул до царевны потому, что Иванушка, перед тем как выйти на царское служение, проходил  испытание на терпение, смирение,  готовность подчиняться не только воле старших братьев, но и воле свыше.

     Иванушка, будучи самым младшим и глупым в своей семье, прошёл через боль, страдание и унижение, не озлобившись, оставаясь добрым, послушным и смиренным, и тем самым заслужил право быть царём.

Иван: Да, О.О., вот если бы не послушался Иванушка-дурачок своего отца, не стал бы добросовестно стеречь пшеницу, весь век лежать бы ему на печи «да сопли на кулак наматывать».

Учитель: Недаром в народе говорят: «Кто родителей почитает, того Бог не забывает».

 Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)



1 Славянорусский корнеслов, стр. 183, С-Пб 2005г.


Назад к списку