Урок 02. Русская народная сказка «Царевна- лягушка». Послушание и своеволие

 

 

Урок 2. Русская народная сказка «Царевна- лягушка». Послушание и своеволие

 

Задачи:

- ребёнок придёт к выводу, что в жизни русские люди любили друг друга,

стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и

следовать правилу «за добро добром и платят»;

- поймёт, что послушание выражается в исполнении повеления, а своеволие в самоуправстве;

- придёт к выводу, что тепло и уют в доме создаётся женой, которая должна уметь делать всё: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову к празднику сшить, и в танце себя показать.

 

 

№ м-ф

Название медиафайлов

01

Название сказки

02видео 1 мин

Начало сказки

03

Братья выпускают стрелы

04

Лягушка держит стрелу (И. Билибин )

05

Ива-царевич и лягушка

06

Свадьба

07

Царевна замешивает хлеб

08/видео

Задание 1. Хлеб: 1 мин 08с

09видео

«Утро вечера мудренее»: 1 мин 16 с

10/видео

Задание 2. Ковёр: 12 с

11видео

«Не тужи Иван-царевич»: 56 с

12видео

Лягушонка в коробчонке: 36 с

13видео

Василиса Премудрая: 30 с

14видео

Танец Василисы: 54 с

15видео

Танец старших невесток: 25 с

16

Старик

17/видео

Иван-царевич сжигает лягушечью кожу: 40 с

18/видео

Встреча с дедом:16 с

19

Медведь

20видео

Иван-царевич у бабы-яги: 2 мин

21

Баба - яга (И. Билибин)

22

Избушка бабы-яги

23/видео

Дуб: 13 с

24

Заяц

25

Щука

26

Иван-царевич и Василиса Премудрая

27

Дуб

28

Любовь и доброта разрушили злые чары Кощея

 

 

Со звонком ребят встречает Иванушка.

 

Иван: Ребята, скорее садитесь на свои места, мне не терпится вам сообщить радостное известие.

Учитель: (когда все ребята сядут): Иванушка, можно я сначала дам тебе добрый совет?

·   Ребята, что забыл сделать Иван? (Поздороваться).

Иванушка, при встрече со знакомыми, и особенно, когда заходишь в помещение, нужно здороваться с присутствующими там людьми.

Иван: Простите меня, это я от волнения. Здравствуйте, О.О. и ребята! Ребята, можно я посмотрю рисунки, которые вы разукрашивали дома?

(Смотрит рисунки). Теперь я точно уверен, что в моём государстве такие же удивительно красивые терема. И я жил в одном из них.

Учитель: Иванушка, это ещё раз подтверждает, что ты герой русской народной сказки.

Иванушка: Вы знаете, ребята, слушая сказку, я как будто перенёсся назад,  в свой родной мир.

Учитель: Ничего удивительного, Иванушка,  народ, сочиняя сказки, рассказывал в них о своей жизни и о том мире, который его окружал, а значит и о мире, в котором ты жил. А какое же ты радостное известие нам принёс?

Иван: Я вспомнил, что у меня был батюшка и два старших брата.

У-ль: Это очень хорошо, Иванушка, т.к. сегодня мы как раз будем читать такую сказку.

     Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать:

 

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

 

     Откройте в тетрадях урок 2 и запишите название сказки (м-ф 01. Название сказки).

 

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» (м-ф 02.Начало сказки:1 мин.  В старые годы  у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

— Сынки мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат. Сыновья отцу отвечают:

— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?

Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша).

     Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили (м-ф 03. Братья выпускают стрелы). У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь. А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка (м-ф 04. Лягушка держит стрелу), подхватила его стрелу Иван-царевич говорит ей(м-ф 05. Иван-царевич и лягушка):

— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:

- Возьми меня замуж!

— Что ты, как я возьму себе в жёны лягушку?

- Бери, знать, судьба твоя такая.

     Закручинился Иван-царёвич. Делать нечего, взял лягушку, принёс домой.

Учитель: Каким образом  Иван-царевич нашёл  свою суженую? (Стрела указала).

     Дорисуйте, пожалуйста, на рисунке стрелу, которая либо ещё летит, либо уже прилетела к лягушке.

Иван:  О.О., а почему Иван-царевич лягушку в жёны- то  взял, ведь он не знал, что она  царевной окажется!?

Учитель:  Ребята, а вы как думаете? (Ответы детей).

Учитель: Конечно, ребята, ведь батюшка  сказал: «Куда стрела упадёт, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца  не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу.

 

     Царь сыграл три свадьбы (м-ф 06. Свадьба): старшего сына женил на боярской дочери, среднего — на купеческой, а несчастного Ивана-царевича — на лягушке.

     На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:

- Ну, сынки мои дорогие, вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жёны хлеб печь. Пусть они к завтрему испекут по караваю мягкого белого хлеба. Поклонились царевичи отцу и пошли.

     Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка - квакушка, — что ты так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?

— Как мне не печалиться! — ответил Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай мягкого белого хлеба...

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

     Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать (м-ф 07. Царевна замешивает хлеб)!

     Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...

     Утром будит квакушка Ивана-царевича:

— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

     Глянул царевич на каравай — диву дался: никогда таких не видывал! Положил каравай на золотое блюдо, понес отцу.

     Пришли и старшие царевичи, принесли свои караваи, — только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.

     Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.

     Принял у среднего, взглянул на него и сказал:

— Такой каравай только от большой нужды будешь есть!

     Дошла очередь до Ивана-царевича. Принял от него царь каравай и сказал:

— Вот этот хлеб только в большие праздники есть! (М-ф 08. Задание 1. Хлеб/ 1 мин 08 с)

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам – испечь хлеб? ( Ответы детей).

Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

·       У вас в тетрадях нарисован каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.

     И тут же царь дал сыновьям новый приказ:

— Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками к завтрему выткут мне по ковру!

Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком.

     А Иван-царевич воротился невесел, ниже плеч буйну голову повесил (м-ф 09видео. «Утро вечера мудренее»: 1 мин 16 с. Ква-ква, Иван-царевич, — говорит квакушка, — почему так печалишься? Иль услышал от отца слово недоброе?

— Как мне не кручиниться! — отвечал Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись- ка лучше спать: утро вечера мудренее!

     Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой) и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят...

     Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.

     Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздуматъ, ни взгадать, разве в сказке сказать!..

     Вот пришли три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:

— Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!

Принял от среднего, посмотрел и сказал:

— Только у ворот его стелить!

Принял у Ивана-царевича, взглянул и сказал:

— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать! (М-ф 10. Задание 2. Ковёр: 12 с)

Учитель: Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковёр?

·   Почему важно умение жены рукодельничать?  От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (что такое утварь?), но и  то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить её.

·       В ваших тетрадях записана пословица «Красна пава перьем, а жена уменьем». Как вы её понимаете? Кто такая пава?

·       Как описана райская красота работы Василисы Премудрой?

·       Пожалуйста, разукрасьте ковёр, нарисованный в ваших тетрадях.

 

     И тут же отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует.

     Отправились царевичи к своим женам. Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?»

Иван:  Странное какое-то третье задание!  Испечь хлеб -  понятно. Как в народе говорят: « Хлеб – всему голова!»

Ковер  соткать могла только рукодельница

А танец-то тут причём???

Учитель: Давай слушать сказку дальше, может, и найдём ответ на твой вопрос!

 

     Как пришел он, спрашивает его квакушка (м-ф 11видео. «Не тужи Иван-царевич»: 56 с. Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?

— Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез...

— Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи, утро вечера мудренее!

     На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу:

- Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром — не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»)

     Пошел Иван-царевич к царю на пир один  А старшие братья явились во дворец со своими женами разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются (м-ф 12видео. Лягушонка в коробчонке: 36 с. Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!

     Вдруг поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся, зашатался. Все гости переполошились, испугались, повскакали со своих мест — не знают, что и делать.  А Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!)

     Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая сама, как солнце ясное светится (м-ф 13видео. Василиса Премудрая: 30 с).

     Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова промолвить не могут.

Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые...

     Стали гости есть, пить, веселиться.

          Василиса Премудрая из кубка пьет и не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки за правый рукав бросила.

     Жены старших царевичей увидели это и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят-— в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.

·   О чём говорит такое поведение невесток? (Об их глупости и завистливости).

·   Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют поведение и поступки других, пускай даже очень умных  людей? (Ответы детей).

     Подвести детей к мысли, что, во-первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во - вторых, порой, чтобы  как-то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.

 

     Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном- царевичем (м-ф 14видео. Танец Василисы: 54 с)  Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди.

     Пошли танцевать жены старших царевичей (м-ф 15видео. Танец старших невесток:25 с.  Как махнули своими левыми рукавами - только всех гостей забрызгали; как махнули правыми - костями- огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы).

Учитель:  Догадались, почему третье  испытание  для невесток -  танец?

     В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и … скромность.

   

Ребята, посмотрите, на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу под рисунком. «А сама-то величава, выступает будто пава». Как вы понимаете эти слова?

 

     Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.

     Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану-царевичу:

- Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь только тогда и разыщешь меня... Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

     Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

     Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал. И повстречал он тогда старого старичка.

— Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.

— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

     Рассказал Иван-царевич старичку свое горе.

— Эх, Иван-царевич, — говорит старичок, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было! Василиса Премудрая хитрей - мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди (м-ф 16. Старик).

     Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.

 

    Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

·   Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжёг лягушечью кожу. М-ф 17/видео. Иван царевич сжигает лягушечью кожу: 40 с)

·   Как поступил Иван? (Своевольно).

·   Какие мудрые слова сказал ему старичок? (М-ф 18/видео. Встреча с дедом: 16 с). Ох, Иван-царевич, зачем ты сжёг лягушечью кожу! Не ты её надел, не тебе её и снимать было.)

·   Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка?

(Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде.)

·   Нарисуйте клубочек, за которым пошёл Иван-царевич.

     Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по тонким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.

     Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.

     «Дай, убью медведя, — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».

     Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе (м-ф 19. Медведь).

     Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.

     Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень, Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень говорит ему по- человечески:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

     Пожалел Иван-царевич и селезня — не тронул его, пошел дальше голодный.

     Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. «Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется...» Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:

— Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

     И его пожалел царевич, пошел дальше.

     Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит-издыхает щука-рыба. Говорит Иван-царевич:

— Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется!

— Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной — не ешь меня, брось лучше в синее море!

     Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.

·   Почему Иванушка не тронул ни  медведя, ни  селезня, ни зайца, щуке помог?  (Пожалел, сжалился).

     Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Говорит Иван-царевич (м-ф 20. Иван Царевич у бабы-яги: 2 мин. Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом.

Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом.

     Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга, костяная нога. Увидела она царевича и говорит:

— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

— Ах, баба-яга, костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда и выспрашивала!

— И то правда! — отвечает баба-яга. Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что ищет жену свою, Василису Премудрую.

— Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.

— Да есть ли где его смерть?

— Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А тот дуб в дремучем лесу растет.)

Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее Иван-царевич и пошел.

Иван: А кто такая баба-яга?

Учитель: Иванушка, ты что, не помнишь кто такая баба-яга?

Иван: Нет, О.О., в моей сказке её точно не было.

Учитель:  Вот, видишь, Иванушка, ещё одна важная деталь: в твоей сказке бабы-яги не было!

·   Ребята, расскажите Иванушке о бабе-яге.

(М-ф 21. Баба – яга). Старая, седая, беззубая, страшная старуха. Живёт в избушке на курьих ножках. Ей служат лесные птицы и звери. Она может либо помочь герою, дав ему совет и помощников, либо его съесть…)

Иван: Непонятно, почему баба-яга решила помочь Ивану-царевичу, если она могла его  съесть?

Учитель: Иванушка, тут не так всё просто. Баба – яга тоже подчиняется законам тридесятого царства. Войти в царство, где живёт баба – яга можно только через её избушку, именно она охраняет тридесятое царство от непрошенных гостей (М-ф 22. Избушка бабы-яги).

 

Иван: То есть получается, что баба-яга решает, кого можно впустить в тридесятое царство, а кого нет.

Учитель: Если в сказке есть баба-яга, то именно с её разрешения герой туда и попадает.

Иван: А это чей домик? (Бабы-яги).

·   А как же он может повернуться к лесу задом, а к Ивану передом? Я вспомнил, в каком тереме я жил у моего батюшки. Так там такой фундамент крепкий.

Учитель: В этом рисунке есть ловушка. Ребята, вы догадались какая?

(Избушка бабы-яги стоит не на фундаменте, а на курьих ножках, которые   художник не нарисовал).

·   Ребята, дорисуйте избушке курьи ножки и покажите Иванушке, как должна выглядеть настоящая избушка бабы-яги. (Ребята дорисовывают).

     Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец.

·   Этот дуб воплощение  добра или зла?

·   Как вы думаете, одному Ивану – царевичу одолеть это зло?

Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть.

 

     Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать. «Эх, — думает, где-то медведь? Он бы мне помог!»

     Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. (М-ф 23/видео. Дуб: 13 с). Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.

     Выбежал из ларца заяц и пустился наутек. «Где -то мой заяц? - думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы...» (м-ф 24. Заяц)

Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам.

     Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо. «Где-то мой селезень?» — думает царевич. А уже селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море.

     Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:

— Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!

     Вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо (м-ф 25. Щука):

— Получай, Иван-царевич!

·   Нарисуйте яйцо в зубах у щуки.

     Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил,  Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

     Пошел Иван в Кощеевы палаты. Вышла к нему Василиса Премудрая и говорит:

— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать теперь я твоя весь век буду!

     Выбрал Иван лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство (м-ф 26. Иван-царевич и Василиса Премудрая).

     И стали они жить дружно, в любви и согласии.

Учитель: Почему Ивану-царевичу всё-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (В ответах обязательно должно прозвучать, что Ивану было бы не справиться без  зверей- помощников (м-ф 27. Медведь валит дуб).

Иван: Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели).

     Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Русский народ даже такую пословицу сложил: «За добро добром и платят». Добро сотворённое нами к нам же и вернётся. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог  победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую (м-ф 28видео. Доброта и любовь разрушили злые чары Кощея: 26 с)

    

 

 

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файлы необходимо разархивировать (Архив RAR)


Назад к списку