Урок 01. Тепло и уют родного дома. Русские народные сказки.

Урок 1. Тепло и уют родного дома. Русские народные сказки.

Задачи:

  • ребёнок получит представление об укладе и традициях жизни русских крестьян, устройстве русской избы;

  • поймёт, что в старину сказки передавались из уст в уста, дополняясь и обогащаясь рассказчиками, поэтому сказки называются «народными», а сказочное творчество - «устным»;

  • будет способен отличать волшебные сказки от других;

  • ребёнок включится в игру и захочет помочь Иванушке найти свою сказку.


№ м-ф

Название медиафайлов

01

Дом

02 – 18

«Земля русская»

19

Святой угол

20

Господь Вседержитель

21

Владимирская икона Божией Матери

22

Серафим Саровскй

23

Блаженная Ксения Петербургская

24

Лампада

25

Лучина

26 - 33

У Лукоморья …


Тема нашего сегодняшнего урока «Тепло и уют родного дома».

Учитель пишет на доске слово « Дом». Посмотрите, ребята, слово «Дом» я написала с большой буквы, как имя собственное.

? Как вы думаете почему? (Предположения детей).

А написала я это слово с большой буквы потому, что имела в виду не само здание, в котором мы живём, а нечто другое.

? Давайте подумаем, что включает в себя понятие « Дом»?

Есть такое выражение «Дом – там, где твоё сердце».

  • А где наше сердце?

Сердце наше там, где наши родные и близкие, те, кто нам дорог (м-ф 01).

? Дом – это там, где нас… (любят и всегда ждут).

А начинается родимый дом с родной земли. Наша Родина – Россия, Русь

«О светло светлая

и красно украшенная

земля русская!» (м-ф 02).

Многими красотами дивишь ты: (м-ф 03)

Озёрами многими (м-ф 04),

Дивишь ты реками (м-ф 05)

И источниками месточтимыми (м-ф 06),

горами крутыми (м-ф 07),

холмами высокими (м-ф 08),

дубравами частыми (м-ф 09),

полями дивными (м-ф 10),

зверьми различными (м-ф 11, 12,13),

птицами бесчисленными (м-ф 14),

городами великими (м-ф 15),

сёлами дивными…

…Всего ты исполнена,

земля русская!..

(Во время прочтения стихотворения учитель показывает видеофайлы «Земли русская»( с 1 по 18).

Этим певучим строкам из «Слова о русской земле» больше 700 лет. Русь – светлое пригожее место, страна света! «Слово» так и начинается:

«О светло светлая

И красно украшенная

Земля русская!»

Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие во времени, а точнее в далёкое прошлое.

Откройте в ваших тетрадях урок 1 и посмотрите, какой чудо-терем изображён на рисунке. Вот в таких теремах раньше жила русская крестьянская семья. Сколько мастерства, фантазии, любви вкладывали люди при постройке своего дома. Свой дом люди называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров, по своей значимости находится в одном ряду таких понятий как жизнь, добро, родная земля. Возводя дом, человек как бы отгораживается от большого пространства, строит свою маленькую вселенную. В устроенное жилище привносит особый порядок. Дом наполняется образами, отражающими извечное стремление человека привлечь силы света, добра, а от злых сил уберечься.

Крыша дома в народных представлениях связывалась с небом, а клеть (жилые помещения) с землёй.

Сама крыша напоминала распахнутые крылья большой птицы, которая заботливо накрыла дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что дом-птица охраняет домашний очаг. Венчал крышу дома конь.

Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты.

Движение солнца по небосводу отражалось на фронтоне (учитель показывает на рисунке фронтон: треугольная верхняя часть терема, ограниченная двускатной крышей). По краям крыши прикреплялись резные доски – причелины (от слова чело - лоб, учитель показывает их на рисунке), которые украшались резьбой в форме круга – символа солнца. Левый край символизировал утреннее восходящее солнце. Конёк и солнечные знаки на доске-полотенце посередине фронтона – это символ полуденного солнца.

В тетрадях на доске-полотенце мы видим «бегущее солнце», Правый край крыши – причелина – символизирует вечернее заходящее солнце.

? Как выдумаете, почему такое особое значение придавалось символам солнца? (Солнце – это свет, это тепло, это жизнь.)

Давайте потихонечку откроем дверь и войдём в дом.

Мы с вами оказались в одной из крестьянских семей. Давайте рассмотрим убранство горницы.

В правом углу горницы на специальной полочке, (м-ф 19. Святой угол.) покрытой вышитым узором полотенцем, располагаются иконы с изображением Господа Иисуса Христа, Божией Матери и особо почитаемых святых (м-ф 20/ Господь Вседержитель, м-ф 21/ Владимирская икона Б.М., м-ф 22/ прп. Серафим Саровский, мф-23/ Блаженная Ксения Петербургская). Иконы ещё называют образами, и перед ними зажигается лампадка (м-ф 24. Лампада).


• Как вы думаете, зачем перед образами возжигаются лампады? (Предположения детей)
     
Лампады знаменует собою Христа как Свет миру, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. А также означают свет, которым сияют праведники.

Такой угол называется святой. Каждый заходящий в дом, первым делом, крестясь, кладёт поклон святым образам. (Очень хорошо, если учитель п окажет, как это делается). Перед святыми образами человек произносит молитву.

Под образами ставится сноп с колосьями – хлеб земной, без которого человеку не прожить. Тут же находится обеденный стол, который украшает свежевыпеченный хлеб.

? Как вы думаете, почему художник в ваших тетрадях не нарисовал хлеб на столе?

Конечно, ему хотелось, чтобы вы сами это сделали. Нарисуйте, пожалуйста, на полотенце, которое лежит на столе, горячий каравай хлеба.

? Как показать, что хлеб горячий? (Нарисуем пар, поднимающийся от хлеба).

Когда семья садится за трапезу, глава семьи – отец или дед обязательно прочитывает молитву перед вкушением пищи и после, вознося благодарение Богу.

Посмотрите как тепло и уютно в этом доме. Отец плетёт корзину и его сыновья рядом с ним, глядя, обучаются этому непростому делу.

Мать прядёт пряжу и рядом с ней дочери, обучаются, наблюдая за работой матушки. Бабушка в люльке качает маленькую внучку.

Работы по дому много, всем хватает - и малым и старым, и поэтому люлька специально подвешена посередине горницы, чтобы каждый проходящий мимо качнул её, улыбнулся малышу, полюлюкал с ним.

Нам, ребята, несказанно повезло: мы очутились в деревне поздним зимним вечером, в ту пору, когда обычно рассказывались сказки.

? Как вы думаете, почему сказки обычно рассказывались зимними вечерами?

(Зима – самое свободное от работы время. Весной подготовка к посевной: проверка готовности посевного инвентаря, инструментов, почвы, вспашка земель, подготовка грядок, сам посев семян, посадка картофеля, овощей, приведение сада и садовых деревьев и кустарников в порядок… Лето – самая напряжённая пора: косьба, жатва, уборка хлеба.

Осенью – уборка урожая, заготовки на зиму: варят варенье, солят капусту, огурцы, помидоры; убирают на хранение и консервируют овощи и фрукты.)

Весной, летом и осенью работы очень много. Ну, а зимой можно немножко и передохнуть. Днём занимаются домашними делами, а вечером… вечером вся семья соберётся у зажжёной лучины.

? А вы знаете, что такое лучина? (Ответы детей. Тонкая длинная щепка, которую зажигали, и она, тлея, давала свет м-ф 25. Лучина)

Старшие плетут лапти, малыши тут же смотрят и учатся, как это делать, а кто-нибудь из взрослых заводит сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь…» Притаились дети у лучины и не шевельнуться. Тихо и мерно звучит голос сказочника.

Или: « Жили-были старик со старухой…» И каждый вечер – новая сказка.

? Как вы думаете, почему сказка называется «сказкой»? (Ответы детей)

Да, сказку не читали, а рассказывали, и создавали их, часто прямо по ходу рассказывания. Сказки передавались из уст в уста, т.е. устно, из поколения в поколение.

? А как все эти сказки дошли до нас? ( Ответы детей).

Да, ребята, собиратели сказок специально ездили (да и сейчас ещё ездят) по деревням и сёлам и записывали народные сказки.

? Как вы думаете, почему и дети, и взрослые любят сказки?

Да, сказка – это особый волшебный мир, живущий по своим законам.

? А какой основной закон действует в сказках? (Добро всегда побеждает зло).

Сказочный мир населён персонажами, которых нет в реальной жизни.

? Каких сказочных персонажей вы знаете? (Ответы детей).

Волшебная сказка – неизведанная страна. В ней оживает чудесный мир, заполненный невиданными существами.

Вот как об этом написал в своей поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин:

«Там чудеса: там леший бродит (м-ф 27),

Русалка на ветвях сидит (м-ф 28);

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей (м-ф 29);

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей (м-ф 30);

… Там ступа с Бабою-Ягой

Идёт, бредёт сама собой (м-ф 31);

Там царь Кощей над златом чахнет (м-ф 32);

Там русский дух… там Русью пахнет! (м-ф 33)»


Учитель: Ребята, вы слышите, кто-то вздыхает? (Учитель ищет и находит заранее спрятанную куклу Ивана-царевича).

Учитель: Здравствуй, добрый молодец! Как тебя звать-величать?

Иванушка: Зовут меня Иван.

Учитель: Что ты, Иванушка, не весел, буйну голову повесил?

Иван: Как мне не горевать, добрый человек! Не помню я ни рода своего, ни племени! Помню только, что всю свою жизнь прожил я в одной чудесной сказке.

Учитель: А что же с тобой случилось?

Иван: Кто-то похитил меня из моей сказки и перенёс в ваш мир. Но самое печальное, что я ничего не помню, кроме своего имени.

Учитель: Не горюй, Иванушка, мы поможем тебе? Давай познакомимся: меня зовут О.О., я учитель, а это мои ученики. Именем Иван названы герои многих русских народных сказок.

Иван: Что значит русская народная сказка?

Учитель: Ребята, что значит народная сказка? (т. е. эти сказки сочинил народ).

Иван: Вы, наверное, шутите. Как же может весь народ собраться в одном месте и сочинять сказки, даже царский дворец не вместит весь русский народ.

Учитель: Иванушка, конечно, не весь русский народ принимал участие в создании сказок.

? Ребята, может, вы ответите Иванушке, как рождались сказки?

(В ответе либо из уст учеников, либо самого учителя должно прозвучать, что в народе были люди, которые сочиняли сказки прямо по ходу рассказывания. Затем кто-то из слушателей рассказывал эту сказку другим людям. Он мог уже что-то добавить своё. А кто-то из этих слушателей рассказывал другим слушателям, тоже может быть, что-то добавляя, т.е. сказки передавались из уст в уста, часто немного дополняясь и изменяясь. Так и рождались сказки. Мы можем встретить несколько вариантов одной и той же сказки).

Иван: Я очень рад, что попал к таким добрым людям, но одно меня беспокоит, вдруг я не добрый герой, а злой, а вы будете мне помогать!

Учитель: И на этот вопрос тебе ответят дети.

? Ребята, давайте вспомним сказки, в которых герой - Иван, и в какой сказке он злой герой. (Ответы детей: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – крестьянский сын», «Иван – Быкович», «Иван – царевич и серый волк»…)

Учитель: Вот видишь, во всех сказках Иван - добрый герой, непослушным быть может, но обязательно добрый, и всегда приходит на помощь.

Иван: А в какой сказке Иван непослушный? ( Ответ детей: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», а непослушный потому, что…).

Иван: Нет, это не про меня, я уже не маленький мальчик, а добрый молодец.

Спасибо вам, ребята! Радостно у меня на душе стало от вести, что я добрый человек.

Учитель: Значит, мы просто обязаны тебе помочь! Иванушка, к следующему занятию я подберу сказки, в которых герой – Иван. И ты, Иванушка, нам помогай, вспоминай других героев своей сказки.

ДЗ: раскрасить рисунки. (Учитель показывает детям в правом нижнем углу страницы изображение листика и говорит, что такие листики расположены в конце каждого урока. Тем детям, которые успешно завершат путешествие, выполнив все задания, учитель закрасит листик зелёным цветом. Затем учитель показывает «Древо достижений», расположенное в конце тетради и объясняет, что число листиков на древе соответствует числу листиков в тетради или числу путешествий. После того, как учитель раскрасит листик, ребёнок может закрасить листик на Древе. Очень здорово, если у всех детей деревья к концу года станут зелёными).


Файлы для скачивания :  

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (Архив RAR)


Назад к списку