Урок 05. Колокольный звон

Урок 5. Колокольный звон

 

Задачи:

·       ребёнок поймёт, что Заповеди Божии, основной смысл которых заключается в том, чтобы люди любили друг друга, - это правила жизни, выполнение которых уберегают людей от зла;

·       придёт к выводу, что колокол имеет особое значение в церковной жизни людей, выражая мощь, торжественность и чистоту православной церкви;

·       удивится красоте, разнообразию, колокольного звона, его способности «говорить» и реально защищать человека от болезней.

 

 

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01

Храм

02/видео

Литургия

03

Скиния

04/видео

Храм и человек: 1 мин 17 с

05/ видео

Значение колокола: 31 с

06

Крещение младенца

07

Венчание

08

Отпевание

09/ видео

Благовест, трезвон, перезвон: 2 мин 47 с

10/ видео

Свадебный звон: 20 с

11/ видео

Погребальный перезвон: 1 мин 23 с

12/ видео

Пасхальный звон: 30 с

13

Звонари

14

Царевич Дмитрий

15

Язык колокола

16

Ухо колокола

17

Освящение колокола

18

Рефлексия

 

 

М-ф 01. Лесенка познания.

                                                                                                   __Скоро узнаю__

                                        _Я сегодня узнаю                           Кто такой юродивый

                           зачем человек приходит в храм;                        Христа ради

                           в чём особое значение колокола                        

 

             Я знаю__

 церковь (храм) – Дом Божий

Церковь - сообщество людей,

собранных вокруг Христа

 

     На прошлом уроке мы говорили о том, что слово «Церковь» обозначает не только здание храма (м-ф 01. Храм Казанской Божией Матери), но и … (отвечают дети) сообщество людей (м-ф 02. Литургия), объединённых верой во Христа, которые стремятся жить по Его заповедям.

·           Как вы думаете, зачем человек приходит в храм ?  (Ответы детей)

     Храм – место особого таинственного присутствия Господня. Господь Сам повелел людям построить храм (м-ф 03. Скиния),  показав этим, что Бог может обитать с людьми, среди Своего народа. Храм – это место, где люди собраны вокруг Христа. Это место обитания Бога среди людей, место пламенных молитв, творимых теми, кто собирается вместе для прославления Бога (м-ф 04/видео. Храм и человек: 1 мин 17 с)  

·       Как вы думаете, а зачем Бог ищет человека? (Предположения детей)

     По православному вероучению, Бог, как любящий Отец, от которого убежало дитя, ищет человека, чтобы спасти его от вечной смерти, чтобы вернуть ему то, что было утеряно с грехопадением Адама – Рай.

     Бог зовет человека к Себе, чтобы  научить его жить по Заповедям.

·        Вспомните, что такое заповедь? (Заповедь -  наказ, наставление, поучение…)

     Заповедь – это наказ, научение. Бог заповедями научает нас жить праведно.

·       Как вы думаете, что заповедал Бог людям? Чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, представьте, что вашим  родителям нужно оставить вас на какое-то время одних.  Как вы думаете, что  родители  заповедуют на прощание?

 (Ответы детей).

     В первую очередь, родители попросят не забывать их, потому что в тот день, когда дети забудут своих родителей, они забудут все их заповеди.

     Для родителей главное, чтобы их дети жили дружно, любили друг друга, помогали друг другу, не ссорились и тем более не дрались, никому не завидовали, никогда не брали чужого, были правдивыми, честными, добрыми, с уважением относились ко всем людям, содержали дом в чистоте и порядке, заботились обо всех обитателях дома. 

     Иными словами, Заповеди – это правила жизни, следование которым уберегает от зла.

     Русская земля была наполнена храмами и монастырями, с колоколен которых доносились дивные звоны. С древнейших времён колокольный звон был неотъемлемой частью Святой Руси (м-ф 05/видео. Значение колокола: 31 с). Звон колоколов сопровождал человека с самого рождения  и до смерти (м-ф 06-08. Крещение. Венчание. Отпевание).

     Колокол на Руси с давних времён воспринимался как глас Божий. Не случайно язычники – люди, которые не верят в Единого Бога- Творца, а поклоняются явлениям природы как богам: солнцу, луне, дереву, воде, ветру, огню…, слыша колокольный звон говорили: «Это голос христианского Бога слышен».

     По звукам колокольного звона можно было определить, что происходит в городе: благовест (т.е. благая, радостная весть, звон в один колокол) призывал в церковь на богослужение, трезвон (звон во все колокола) оповещал о большом празднике, по особенному торжественно звонили к приезду высокопоставленных особ – царя, патриарха, членов царской семьи…(м-ф 09/видео. Благовест. Трезвон. Перезвон: 2 мин 47 с). весело звучали свадебные колокола (м-ф 10/видео. Свадебный звон: 20 с),  и как плач по умершему воспринимался погребальный звон (м-ф 11/видео. Погребальный звон: 1 мин 23с ).

     В Пасху в знак особого величия Праздника, перезвон продолжался весь день (м-ф 12/видео. Пасхальный звон: 30 с). Пасхальный звон называют Красным звоном.

     На Руси существовал обычай: в пасхальную неделю, т.е. целую неделю после Пасхи, которая называется Светлая седмица, на колокольню допускали любого желающего (м-ф 13. Звонари). Даже поговорку такую сложил русский народ: «В Светлую седмицу кто не звонарь?»

     Искусством колокольного звона не так просто овладеть, и передаётся оно от учителя к ученику.

     В Православной церкви к колоколу всегда относились как к священному музыкальному орудию. Звук больших колоколов создаёт ощущение неземной, необыкновенной силы и таинственности.

     Истории известны необыкновенные случаи, когда колокола принимались звонить сами, предсказывая несчастья, например, смерть царя или эпидемию страшной болезни. Например, колокол в маленьком испанском городе Велилья несколько раз принимался звонить сам собой и каждый раз предсказывал несчастья. В 1527 году предсказал войну с Францией, потом - смерть короля Карла Пятого, потом - эпидемию чумы, смерть наследного принца...[1]

     Шведские ученые еще в нач. 70-х гг. ХХ в. первыми в мире открыли, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, буквально за считанные секунды убивают болезнетворные вирусы (в частности, возбудителей тифа, гепатита и гриппа и др.).

     Не так давно и группа российских исследователей под руководством академика Ф.Я. Шипунова установила, что колокола “работают” как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, тем самым и разрушая болезнетворную среду.
     О том, что колокольный звон убивает микробов и бактерий, изгоняет грызунов, на Руси знали давно, и недаром во время эпидемий на протяжении многих веков было правило – звонить целыми днями во все колокола.
     Известно, что звонари не болеют простудными заболеваниями.
     В 2005 г. в газете "Уральский рабочий" была напечатана статья, в которой приводился следующий факт. Бульон с болезнетворными бактериями поместили под звучащий колокол. В результате размножение микробов (и это было видно под микроскопом) сперва прекратилось, а затем они и вовсе погибли.
    
История знает немало случаев, когда во время войн завоеватели увозили в плен церковный колокол, но пленённые колокола в неволе умолкали.  В древние времена русские князья жили недружно, постоянно воевали друг с другом. Во время таких княжеских междоусобиц русский князь Александр Суздальский покорил город Владимир и взял в плен соборный колокол. Привёз колокол в Суздаль, подняли его на звонницу, а он молчит! Как ни старались звонари не смогли добиться ни звука. Испугался князь и вернул колокол во Владимир. Возвратившись на прежнее место « пленник» зазвонил также прекрасно, как и прежде.

     Колокола, как правило, ценили. Но бывали случаи, когда уважительное отношение сменялось на гнев. И тогда колокола наказывали, так же как людей.

      Так, в 1591 году набатным колоколом оповестили об убийстве царевича Дмитрия (м-ф 14. Царевич Димитрий). Царь жестоко наказал не только людей, учинивших незаконную расправу над предполагаемыми убийцами, но и набатный колокол,  звонивший по убиенному царевичу. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык (ударную часть колокола: м-ф 15. Язык колокола),  отрубили ухо  (серьга, за которую подвешивают колокол: м-ф 16. Ухо колокола), принародно на площади наказали 12-ю ударами плетей и отправили в ссылку в Сибирь.  Тащить на себе колокол должны были люди, которые вместе с колоколом понесли наказание и также были сосланы в Сибирь.

     На Руси было принято дарить колокола в церковь. Дарили колокола в храм и члены царской семьи, и купцы, и даже зажиточные крестьяне. Особенно распространено на Руси было отливать колокол в поминовение души умершего, в память родителей. Считалось, что каждый удар такого колокола – глас в память об усопшем.

     Также как родившегося человека положено крестить, так и вновь отлитому колоколу, прежде чем занять своё место, необходимо получить благословение. Как мы помним, по православному вероучению, в благословении даруется особая сила - Божья помощь.

     На Руси существует специальный чин освящения колокола (м-ф 17. Освящение колокола), в котором содержится моление о благословении колокола, о ниспослании колоколу благодати, чтобы все «слышащие звенение его во дни и в нощи возбуждались к славословию святого имени Господа и к деланию заповедей Господних; также возносится моление о том, чтобы «при звенении благословляемого кампана утихли все бури ветренныя, злорастворенные воздухи, грады, вихри, громы страшныя и молнии вредныя, безведрия, и отгнаны были све наветы вражия».

     На Руси не было ни одного города, села или деревни, в котором не звучал бы звук колокола. В тихую погоду, иной раз, колокольный звон был слышен  за 30 км. Можно сказать, что вся Русь находилась под колокольным звоном.

     В тетради над поверхностью Святой Руси нарисуем большой колокол, который как куполом закрывает всю Русь.

 Проверь себя:

 

Рефлексия м-ф 17 (см урок 1)

 
 

Файлы для скачивания:

Конспект, учебник-тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)


[1] Журнал "Трамвай" №90-10 «Живой голос колокола»

 


Назад к списку