Урок 27. 4-я Заповедь: Блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся
Задачи:
· узнает, что «правда» 4-й заповеди блаженства – это Божья правда, открытая людям через Священное Писание;
· поймёт, что у человека есть два жизненных пути: по Правде – С Богом, или по Кривде – без Бога;
· ребёнок прочувствует, что живёт в удивительное время – время возрождения Святого Православия на Руси.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Грехопадение |
02 |
Я есмь путь и истина и жизнь). |
03 |
Солнце Правды |
04 |
Два пути |
05 |
Опорные слова I части |
06 |
Опорные слова II части |
07 |
Опорные слова III части |
08 |
Опорные слова IV части |
09/видео |
Разорение храмов: 36 с |
10 |
Анатолий Оптинский |
11/видео |
Анатолий Оптинский: 2 мин 04 с |
12/видео |
Свщм Августин: 5 мин 54 с |
13/видео |
Восстановление храмов: 1 мин 05 с |
14 |
Башня Радости |
15 |
Рефлексия |
4. Блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
· Назовите антоним слова «правда». (Ложь)
· Из чьих уст прозвучала первая ложь на Земле? (Из уст падшего ангела Денницы, который явился Еве в образе змея. М-ф 01. Грехопадение)
· В чём заключалась эта ложь? Вспомните, что сказал Денница Еве, убеждая её съесть запретный плод? («…нет, не умрёте [если съедите запретный плод], но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».
· Какую цель преследовал падший ангел? (Чтобы в лице первых людей Адама и Евы погубить весь род человеческий).
Эта была даже не просто ложь, а клевета на Бога: Денница как бы говорил, что Бог обманул Адама и Еву, сказав, что они умрут, нарушив Его заповедь и съев запретный плод.
· Давайте подумаем, почему Ева поверила змею, а не Богу - Тому, Кто её создал и дал всё благопотребное. (Подвести детей к мысли, что Еве была выгодна эта ложь: ведь змей обещал, что они станут «как боги, знающие добро и зло»).
Адам и Ева возжелали, путём нарушения заповеди Божией, путём лжи и обмана занять место равное Богу.
· А теперь назовите синоним слова «правда». (Истина)
Христос сказал Сам о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь»[1] (м-ф 02. Я есмь путь и истина и жизнь).
· Как вы понимаете слова Господа? (Ответы детей)
Христос Спаситель в богослужебных текстах именуется Солнцем Правды. Так, например, в Рождественской службе Христос воспевается как утреннее Восходящее Солнце (м-ф 03. Солнце Правды): «…Тебе кланятися Солнцу Правды…»
В пословицах, которые сложил народ, ясно видно это несоответствие правды Божией кривде человеческой, которую человек постоянно видит вокруг себя, а подчас и внутри себя!
Правда у Бога, а кривда на земле. Правда с кривдой в одной упряжке не ходят. Кто правдой живет, тот добро наживет.
Итак, перед человеком есть два пути: жить по Правде – С Богом, или по Кривде – без Бога. (М-ф 04. Два пути)
Дорога Кривды |
Путь Правды |
1. Наши прародители (Адам и Ева) отошли от Бога, тем самым прервав духовную связь с Богом. |
1. Бог предоставил каждому человеку право выбора: быть с Ним или без Него. |
2. Тот, кто отошёл от Бога, грешит или не ведая того, или не желая думать об этом. |
2. Те, кто желает быть с Богом, тоже грешат, но через раскаяние, ищут дорогу к Богу. |
3. Истина – земное благополучие |
3. Истина – это правда о Творце, о мире, о человеке, о цели жизни в свете Божественных Заповедей. |
4. Куда приведёт эта дорога?
Вечные муки…______________
____________________________ |
4. … ибо они насытятся, т.е.
наследуют Царство Небесное (за кем следую, то и наследую) |
Алчущие и жаждущие правды, это те, которые живут по Правде Божией.
· В чём заключается Божия Правда? (В исполнении Заповедей Божиих)
· Что обещает Господь алчущим и жаждущим правды? (Что они насытятся.)
· Как вы думаете, что понимается под насыщением?
Под насыщением, понимается духовное насыщение, которое означает внутреннее успокоение через прощение грехов, приобретение силы для делания добра и спасение через Господа.
Сегодня мы познакомимся с притчей, которая называется «Таинственный огонь». Сейчас мы разделимся на 6 групп: ребята первых парт каждой колонки объединяются с ребятами вторых парт, а ребята, сидящие за третьими партами - с ребятами четвёртых парт своей колонки. Дети с последних парт присоединяются к группам своей колонки.
Каждая группа будет читать часть, соответствующую её порядковому номеру. Я прочту заключительную часть притчи. По ходу прочтения каждая группа должна будет озаглавить свою часть, используя опорные слова.
В тетради. Задание к притче. Озаглавь части притчи, используя опорные слова:
I. Небесная цепочка (м-ф 05. Опорные слова I части): Солнце светило ярко - набежали тучки - заморосил дождь - идти стало трудно - тучи затянули небо - потерял направление к дому - густая мгла – ветер шумел- лил дождь - страх охватил сердце - сбился с пути и ослаб.
II. (М-ф 06. Опорные слова II части). Счастье, …что он веровал в Бога - начал горячо молиться: "Спаси меня, Господи, не дай погибнуть... Верни меня, Господи, в мой милый дом… Я буду впредь всегда благодарить Тебя за все, буду стараться исполнять заповеди Твои...
III. (М-ф 07. Опорные слова III части). Рассвело - лес поредел- прекрасный Дом - солнце палило - приветливые люди - чистота, красота и порядок - чудесный сад - отведите меня к Нему.
IV. (М-ф 08. Опорные слова IV части). Лучистый, любвеобильный взгляд, простота в обращении – склонился перед Господином- Иван не удержался от слёз - хотел поцеловать Его руки, но Тот убрал их.
· По опорным словам текста озаглавьте V, VI, VII части притчи.
V. __________________________________________________
VI. ___________________________________________________
VII. ___________________________________________________
I.____________________________________________________
Иван жил на краю большого села.
Летом Иван любил один ходить в лес за грибами. Не раз слышал он от соседей, что гораздо больше грибов можно собрать в глубине леса, поднявшись в гору.
И вот углубился он в дремучий лес. Солнце светило ярко. Иван надеялся по нему найти обратный путь. Но вскоре набежали тучки, заморосил дождь. Идти стало трудно. Иван почувствовал, что поднимается в гору. Вот и березовая роща, о которой ему рассказывали, вот и мелкий ельник. А грибов-то как много!
Часто в притчах используются символы. Что это такое? Это иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве предметов и явлений.
· Образ солнца – это символ Христа в жизни Ивана.
· Как светило солнышко, когда Иван заходил в лес? (Ярко)
· О каком состоянии Ивана можно говорить в начале притчи? (В его душе ярко светило солнце.)
Иван обрадовался. Вскоре его корзина наполнилась доверху чудесными дарами леса. Пора было возвращаться, но тучи затянули небо, и Иван потерял направление к дому.
· Когда корзина наполнилась дарами леса, что произошло с небом? (Тучи затянули небо)
· Что произошло с Иваном? (Он потерял направление к дому)
· Подумайте, символом чего могут быть чудесные дары леса, которыми Иван наполнял свою корзину? (Предположения детей)
Дары леса – это символ земного богатства. Заблудившийся в лесу путник - это человек, который старался умножить свое богатство, который шел все дальше и дальше, таскал, трудился, но, забыв о Боге, сбился с пути.
До самой ночи ходил Иван и никак не мог выбраться из лесу. Тяжелая корзина с грибами уже не радовала, силы покидали его. Густая мгла спустилась на землю, ветер шумел, лил дождь. Страх охватил сердце Ивана: "Не попасть бы в зубы к волкам!" Ведь дома жена и дети ждали его, но он сбился с пути и ослаб.
II. _______________________________________________
Счастье Ивана было в том, что он веровал в Бога и изредка читал Священное Писание. Теперь, в дремучем лесу среди ночи, Иван вспомнил слова Господа: "Призови Меня в день скорби, и Я избавлю тебя..." Иван начал горячо молиться: "Спаси меня, Господи, не дай погибнуть лютой смертью от зверей. Верни меня, Господи, в мой милый дом к моим дорогим родным. Я буду впредь всегда благодарить Тебя за все, буду стараться исполнять заповеди Твои... Только выведи меня Сам из лесу".
III. __________________________________________________
О, какой длинной показалась Ивану эта ночь! Он взобрался на сук толстого дерева и просидел на нем до утра, прислушиваясь к отдаленному вою волков.
· Как вы думаете, в данной притче волки – это символ чего? (Символ злых сил)
· Обратите внимание, что вой волков был отдалённым. Что не давало волкам, т. е. злым силам, приблизиться к Ивану? (Горячая молитва к Богу)
Наконец рассвело. Иван снова пошел искать дорогу. Неожиданно лес поредел, и Иван увидел на холме прекрасный дом, похожий на сказочный дворец. Иван обрадовался, он надеялся, что здесь ему укажут путь в родное село. Наступил уже полдень, солнце палило, а Иван все поднимался в гору и никак не мог дойти до чудесного дворца. Он сильно проголодался, хотелось пить, ноги его ослабли. Наконец он дошел до высокой стены и сел отдохнуть.
"Кто живет здесь, - думал он, - как-то меня встретят?"
Он с трудом встал и побрел к воротам. Ворота открылись перед ним, и неизвестные, приветливые люди ввели усталого путника по ступенькам в дом, бережно усадили его, подали воды умыться. Потом его накормили и уложили спать. Он так изнемог от пути, голода и переживаний, что был не в силах говорить и сейчас же уснул.
· Что спасло Ивана? (Горячая молитва к Богу. Иван стал горячо молиться, и Бог не дал ему погибнуть.)
Было ясное утро, когда Иван проснулся и огляделся кругом. Какая везде чистота, красота и порядок! Где он находится? Чей это дворец? За окном пели птицы, и множество прекрасных цветов украшало чудесный сад. Те же приветливые люди, которые встретили Ивана вчера, снова улыбались ему:
- Наш Господин хочет тебя видеть. Надеемся, что ты отдохнул и желаешь поблагодарить Его за ночлег.
- Да, конечно, отведите меня к Нему. Я тронут Его гостеприимством.
IV. ___________________________________________________
Невозможно пересказать словами впечатление Ивана от встречи с Хозяином дворца. На всю жизнь Иван запомнил лучистый, любвеобильный взгляд глубоких голубых очей этого Человека. Высокий рост Господина, пышные каштановые волосы, спускающиеся до плеч, простота в обращении - все это потрясло Ивана до глубины души. Он склонился перед Господином, не удержался от подступивших слез и, упав на колени, хотел было поцеловать Его руки, но Тот убрал их и сказал:
V.
- Не сейчас, постой. Теперь ты вернешься домой, и жизнь твоя потечет обычным порядком. Но Я надеюсь , что ты не забудешь своего Спасителя. Ты далеко зашел, на обратном пути тебе придется идти и ночью.
· Как вы понимаете слова Спасителя: «Ты далеко зашел, на обратном пути тебе придется идти и ночью.»? (Ответы детей)
В погоне за земными богатствами заблудившийся человек очень далеко отошёл от Бога. Что значит «отойти от Бога»? Забыть или не желать помнить Его Заповеди, т.е. жить не по Заповедям Божиим, а так как хочется, порой не думая о других людях.
Обратный долгий путь – это путь возвращения к Богу: изменение себя и своей жизни в соответствии с Заповедями Божьими. Ночь и дикие звери символизируют многие духов злобы, которые подстерегают человека на этом пути.
Я дам тебе фонарь с огнем, чтобы ты не сбился с верного пути. Он будет освящать твой путь и отгонять диких зверей. Ты повесишь фонарик над входом в свой дом, когда вернешься в родное село, чтобы все прохожие видели его свет. Заправляй фонарь маслом, чисти металл, зажигай огонь, следи, чтобы он всегда горел.
VI.
С этими словами добрый Хозяин протянул Ивану блестящий изящный фонарик с прозрачными стеклами и острой маковкой, увенчанной крестом.
- Спасибо, - мог только прошептать Иван, - но как я верну Вам эту драгоценную вещь?
- Я бываю часто в селениях людей, - был ответ. - Я сам приду к тебе.
Слуги Господина дали Ивану на дорогу пищи и питья, показали, как заправлять огонь в фонаре. Иван поблагодарил всех и отправился в путь.
VII.
Никогда в жизни Иван не забывал чудесной встречи с Хозяином дворца. Ежедневно он чистил свой фонарь и заправлял маслом, протирал стекла. Свет от фонаря разливался вокруг дома. Не только родные Ивана, но и все жители села радовались этому фонарику. В длинные зимние ночи, когда вокруг была тьма, огонь фонаря указывал путникам дорогу и не давал им сбиться с пути.
Прошел не один год, а чудесный Хозяин дворца все не появлялся. Однако Иван ждал Его и старался содержать свой дом в чистоте, заботился, чтобы всегда была пища для желанного Гостя. Но Гость все не приходил, и Иван щедро раздавал приготовленную еду бедным людям.
С годами Иван постарел, не мог трудиться, но, сидя на скамеечке под фонариком, всегда мысленно беседовал с Хозяином дворца.
- Где же Ты, мой Спаситель? Когда я увижу Тебя?
Однажды - Иван не понял, было ли то во сне или наяву - он почувствовал, что Тот, кого он ждал всю жизнь, о ком скучал и томился, склонился к изголовью его постели и тихо шепчет:
- Я пришел, чтобы взять тебя к Себе. Я убедился, что ты любишь Меня. Теперь мы с тобой больше не расстанемся.
В тот час душа Ивана навеки соединилась с Господом.
· Что надо понимать под Чудесным Дворцом и Кого под его Хозяином? (Царство Христово и Самого Господа)
· Кто же были слуги, накормившие и омывшие усталого заблудившегося путника? (Это святые и ангелы Божии)
Огонь фонаря в этой притче символизирует Благодать Божию, которая освещает путь христианина.
Сам фонарь символизирует душу человека, которая требует труда над собой. Как металл фонаря надо было чистить, так и душу надо очищать покаянием.
· Как вы думаете, что символизирует масло, которым Иван заправлял свой фонарь? (Предположения детей)
Масло, которым Иван заправлял свой фонарь, - это добрые дела, без которых огонь Божий - огонь Любви не может гореть в сердце человека.
· Что автор хотел сказать этой притчей? От чего предостеречь? Чему научить? (Ответы детей)
Иван после встречи со Христом Спасителем всю оставшуюся жизнь жаждал Его увидеть вновь. И готовился к этой встрече всю оставшуюся жизнь, каждый день! И потому на нём сбылись слова Христа «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
Эта притча говорит о том, что если человек не будет упускать случая сделать доброе дело, послужив другому, хотя бы в самом малом, тогда у него в душе засияет таинственный огонь его душевного фонарика, который осветит и других людей, как освещал свет фонаря Ивана его родное село.
Работа в тетради.
В ваших тетрадях изображён фонарик, который вы, выбрав нужный цвет, превратите в свой «Фонарик добрых дел».
Под фонариком запиши самое «яркое» из твоих добрых дел.
Башня Радости (м-ф 09)
Башня радости
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ |
9. С _ _ _ _ _ _ _ я за Христа. М _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ о |
8. Г _ _ _ _ _ я за Христа |
7. М _ _ _ _ _ _ _ _ ы |
6. Чистое с _ _ _ _е |
5. М _ _ _ _ _ Ь |
4. Жажда ПРАВДЫ Божией |
3. Кротость |
2. Плач - слёзы раскаяния |
1. Нищета духовная - смирение |
_____________________________________________ |
- 1. Гордыня |
- 2. Слёзы ярости, злости, обиды |
- 3. Дерзость, гнев, ненависть, злопамятность |
4. «Бери от жизни ВСЁ!!!» |
-5. Ж _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ е |
- 6. Нежелание очиститься от дурных с _ _ _ _ _ _ й |
- 7. Разрушать _ _ _ , сеять в _ _ _ _у |
- 8. Взбунтоваться п _ _ _ _ в Господа |
- 9. Бесчестие к _ _ _ _ _ а на Христа |
ТЬМА |
Подведём итог урока. Рефлексия (м-ф 10)
Файлы для скачивания:
Конспект, тетрадь и медиафайлы урока
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)