Урок 25. 2-я Заповедь: Блаженны плачущи, ибо они утешатся
Задачи:
• придёт к выводу, что без осознания своей духовной нищеты и плаче о своих грехах, человек не может быть кротким;
• на примере жития преподобного Сергия Радонежского поймёт, что есть истинная кротость.
№ м-ф Название медиафайлов
01 Нагорная проповедь
02/видео Старинное сказание: 4 мин 28 с
03 Таблица «Комментарии к старинному сказанию»
04 Рисунок «Два пути»
05 Таблица-подсказка «Слёзы евангельские и слезы мирские
06 Волшебное слово
07 Старичок
08 Павел и старичок
09 Лена прячет краски
10 Лена
11 Бабушка
12 На рыбалку!
13 Лабиринт
14 Башня Радости
15 Рефлексия
_Скоро узнаю:__
__Я сегодня узнаю:_ Связь: нищий духом –
Что есть слёзы евангельские, плач о своих грехах -
и что есть слёзы мирские кротость
__Я знаю:_
Кто есть нищий духом
На прошлом уроке мы начали изучать Заповеди блаженства, с которых Господь начал Нагорную проповедь (м-ф 01. Нагорная проповедь), в которой изложил всю суть Своего учения.
Вторая Заповедь Блаженства, данная Господом, звучит так:
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
О каком плаче идёт речь и о каком утешении? Давайте разберёмся.
Сейчас мы послушаем одно старинное сказание (м-ф 02/видео. Старинное сказание: 4 мин 28 с)
• Почему бочонок смог наполниться от одной единой слезинки? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим таблицу.
Комментарии к старинной легенде о богатом князе (м-ф 03. Таблица «Комментарии…»
Ты думаешь, что ты богат, а ты нищ, и слеп, и наг.
(Откр. 3:17,18)
Князь Ключевые слова
Кто он? Человек, богач, князь
Какой он? Немилостивый, насмешливый, обижающий: наказывал невинных, поджигал деревни, топтал поля
Его цель в жизни? Богатство, наслаждение, власть
Счастлив ли он? Почему? ________________________________
________________________________
Цель прихода к старцу? Посмеяться над старцем и посмотреть на его реакцию
Его главный вопрос к старцу? (Со смехом) Что же мне делать, чтобы меня Бог простил?
Реакция на ответ старика наполнить бочонок? Рассмеялся и принял с легкостью
(«Понял, что я грехи ему ради забавы расписывал, и задачку мне забавную выдумал»)
Оправдались ли его старания наполнить «глупый бочонок»? Речка, другая речка, лесной источник, от речки к речке, от озера к озеру, у каждой лужи…
Первый шаг к голосу совести И страшно стало князю…
Второй шаг к голосу совести И вспомнил князь, сколько людей в неволю взял, скольких погубил, сколько добра отнял…
Голос совести Стыдно стало за дела свои, согнулся он в три погибели…
Возвращение к старцу Без смеха, без дерзости
Что осознал Как слаб перед Богом каждый человек, и как страшно идти против воли Божией
Первый шаг к раскаянию Пропала вмиг его гордость, больно и стыдно ему стало за свою жизнь…
Слёзы раскаяния Так больно, что слёзы выступили…
Общий вывод Все грехи окупятся, если ты плачешь о них…
(С ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЙ одолел зло внутри себя)
• Когда бочонок наполнился?
Вывод. Бочонок наполнился только тогда, когда сердце князя наполнилось болью за тех людей, которых он обидел и слезами за свои дела.
Это сказание напоминает притчу – краткий иносказательный поучительный рассказ. В притчах часто используются образы.
• Как вы думаете, бочонок – это образ чего?
Бочонок – это образ сердца. Пустой бочонок – это пустое, сухое, нераскаянное сердце. Полный – это сердце, наполненное слезами раскаяния.
Раскаяние — это глубокое сожаление о своём поступке и твёрдое намерение больше к этому не возвращаться.
• О каком же плаче говорит Иисус Христос во второй Заповеди Блаженства? (Плач о своих грехах.)
• Посмотрите на рисунок «Два пути» (м-ф 04).
• Согласны ли вы с тем, что это путь нашего героя?
• Можно ли сказать, где князь свернул с прямого пути и встал на путь греха? (Нельзя)
• Можно ли указать на схеме, где князь вернулся на прямой путь? (Да)
• Свяжите это с событиями в легенде (смотри таблицу).
1. Страшно стало – это первый шаг к голосу совести. Обведите эти слова в таблице.
2. Вспомнил свои дела – второй шаг к голосу совести. Обведите в таблице слово «вспомнил».
3. Зазвучал голос совести – стало стыдно. Обведите слово «стыдно».
4. Согнулся он в три погибели, а глаза запали, как у больного. Обведите нужные слова в таблице.
5. После того, как князь осознал, кто он есть на самом деле, понял, как страшно идти против воли Божией. Теперь князь осознал, как слаб перед Богом каждый человек. Обведите нужные слова в таблице.
6. Пропала вмиг его гордость, больно и стыдно ему стало за свою жизнь… Обведите нужные слова.
7. …Так больно, что слёзы выступили.
• Подумайте, каким образом 2-я Заповедь блаженства «Блаженны плачущи, ибо они утешатся» связана с 1-й заповедью «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»?
• Чтобы правильно ответить на этот вопрос, вспомните, что подразумевается под нищетой духовной. Как иначе называется духовная нищета?
Нищета духовная иначе называется смирением. Посмотрите в нашем словарике (в конце тетради), что подразумевается под смирением? (Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия.)
Смирение – первый шаг к слезам раскаяния.
Слёзы бывают разные: есть слёзы евангельские, а есть мирские.
Буквально слово Евангелие в переводе с греческого означает «благая весть», т.е. благая весть о спасении. Следовательно, евангельские слёзы, те, которые ведут ко спасению души.
Задание в тетради. В ваших тетрадях нарисован цветок, на лепестках которого написаны разные виды слёз. Евангельские слёзы раскрасьте голубым цветом, а мирские – зелёным. Выполнить правильно задание вам поможет таблица- подсказка (м-ф 05. Таблица-подсказка «Слёзы евангельские и слёзы мирские»:
Евангельские слёзы Мирские слёзы
1. Текут из раскаявшегося сердца.
2. Смешиваются со слезами страдальцев.
3. Смывают вред, который нанесли Небесной Любви.
4. Горюют о потерянном Рае. 1. Слёзы ярости, злости.
2. Слёзы о потерянных вещах.
3. Слёзы обид и неудовлетворённых желаний.
4. Слёзы от физической боли.
• Что Господь обещает плачущим о своих грехах? (Что они утешатся)
Священное Писание прямо говорит: «И отрёт Господь всякую слезу с очей их, и не будет уже ни болезни, ни плача, ни горя, ни слёз, ни смерти уже не будет…»
В этом евангельском повествовании говорится об утешении в будущей жизни.
• А как вы думаете, в этой жизни может ли получить утешение человек, плачущий о своих грехах? (Предположения детей)
Сейчас мы послушаем рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Подумайте, как этот рассказ связан с темой нашего урока (м-ф 06. Волшебное слово).
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке (М-ф 07. Старичок -1).
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
• Можно ли назвать слёзы Павлика евангельскими? Почему? (Ответы детей)
Как мы помним, в этом рассказе Павлику помог … (отвечают дети) старичок, открыв ему …(отвечают дети) волшебное слово «пожалуйста».
• Вспомните слова старичка о том, как нужно говорить это волшебное слово?
(После ответов детей м-ф 08. Павел и старичок. Давайте обратимся к самому произведению: «…помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...»
Я попробую, - усмехнулся Павлик.
• Почему Павлик усмехнулся?
Вывод: Он не очень-то поверил старичку, так как считал, что
вся проблема в его близких, которых не исправишь одним словом, пусть даже волшебным.
Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой (м-ф 09. Лена прячет краски).
• Почему Лена накрыла краски рукой? (Ответы детей)
“Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала (м-ф 10. Лена):
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик.
• Обратите внимание на слова «смущённо пробормотала». Что смутило Лену? (Лена не привыкла к подобному поведению брата)
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
• Почему бабушка выпрямилась? (От удивления. Она тоже не привыкла видеть внука таким.)
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке (м-ф 11. Бабушка).
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
“Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали.
• Почему все сразу замолчали?
Брат поднял брови и усмехнулся.
• Почему теперь уже брат усмехнулся? (Он не поверил в столь разительную перемену в брате)
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
“Помогло! Опять помогло!”
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки (м-ф 12. На рыбалку!).
• Как вы думаете, этот старичок действительно, как думал Павлик, был волшебником, а слово волшебным?
• Тогда почему с близкими Павлика произошли такие поразительные перемены по отношению к нему?
• Как вы думаете, как бы развивались отношения Павлика с родными, если бы он не встретил этого старичка?
• От какого же зависело счастье Павлика? (От него самого, от его отношения к близким)
Очень часто люди видят причину своих огорчений, слёз, обид в других людях. Но стоит человеку изменить своё отношение к людям, как всё меняется. И вчерашний недруг может стать верным другом.
Жизненные ситуации, в которые попадает человек, можно представить в виде лабиринта (м-ф 13. Лабиринт) с несколькими выходами. Но нередко люди блуждают по этому лабиринту, не находя ни единого выхода. И нужно нечто или некто, что поможет человеку найти выход.
В данном рассказе выход из лабиринта Павлику помог найти старичок, который, по сути, открыл ему духовный закон, данный Спасителем: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Какой вывод из всего сказанного можно сделать?
Вывод: Каждый получит то, что давал другим людям.
Божьи заповеди, данные людям, – это те ниточки, которые выводят из лабиринта жизненных ситуаций. Люди, которые не внемлют Божественным заповедям, могут всю жизнь блуждать по лабиринту, не находя выхода.
• Так какое утешение может получить человек, плачущий о своих грехах, уже в этой жизни? (Мир и покой в своей душе и в отношении с людьми, умиротворение совести)
Задание в тетради. Заполните вторыкые две ступени, ведущие вверх – ко спасению и вниз – к погибели (м-ф 14. Башня Радости – 2).
Башня радости
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ
9. С _ _ _ _ _ _ _ я за Христа
8. Г _ _ _ _ _ я за Христа
7. М _ _ _ _ _ _ _ _ ы
6. Чистое с _ _ _ _е
5. М _ _ _ _ _ Ь
4. Жажда П _ _ _ _ ы Божией
3. К _ _ _ _ _ _ Ь
2. Плач - слёзы р а с к а я н и я
1. Нищета духовная – смирение
_____________________________________________
- 1. Гордыня
- 2. Слёзы я р о с т и, з л о с т и, о б и д ы
- 3. Д _ _ _ _ _ _ ь, н _ _ _ _ _ _ь
4. «Бери от жизни _ _ _»
-5. Ж _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ е
- 6. Нежелание очиститься от дурных с _ _ _ _ _ _ й
- 7. Разрушать _ _ _ , сеять в _ _ _ _у
- 8. Взбунтоваться п _ _ _ _ в Господа
- 9. Бесчестие, к _ _ _ _ _ а на Христа
ТЬМА
Подведём итог урока. Рефлексия (м-ф 15)
Файлы для скачивания:
Конспект, тетрадь и медиафайлы урока
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)