Урок 25. 2-я Заповедь: Блаженны плачущи, ибо они утешатся
	Задачи: 
	• придёт к выводу, что без осознания своей духовной нищеты и плаче о своих грехах, человек не может быть кротким;
	• на примере жития преподобного Сергия Радонежского поймёт, что есть истинная кротость.
	№ м-ф Название медиафайлов
	01 Нагорная проповедь
	02/видео Старинное сказание: 4 мин 28 с
	03 Таблица «Комментарии к старинному сказанию»
	04 Рисунок «Два пути»
	05 Таблица-подсказка «Слёзы евангельские и слезы мирские
	06 Волшебное слово
	07 Старичок
	08 Павел и старичок
	09 Лена прячет краски
	10 Лена
	11 Бабушка
	12 На рыбалку!
	13 Лабиринт
	14 Башня Радости
	15 Рефлексия
	                                                                                                   
	
	                                                                                                _Скоро узнаю:__
	                                      __Я сегодня узнаю:_                     Связь: нищий духом –
	                                Что есть слёзы евангельские,            плач о своих грехах -                   
	                                      и что есть слёзы мирские                     кротость                    
	     __Я знаю:_
	Кто есть нищий духом
	     На прошлом уроке мы начали изучать Заповеди блаженства, с которых Господь начал Нагорную проповедь (м-ф 01. Нагорная проповедь), в которой изложил всю суть Своего учения.
	Вторая Заповедь Блаженства, данная Господом, звучит так:
	  Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
	     О каком плаче идёт речь и о каком утешении? Давайте разберёмся.
	     Сейчас мы послушаем одно старинное сказание (м-ф 02/видео. Старинное сказание: 4 мин 28 с)
	• Почему бочонок смог наполниться от одной единой слезинки? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим таблицу.
	Комментарии к старинной легенде о богатом князе (м-ф 03. Таблица «Комментарии…» 
	                             Ты думаешь, что ты богат, а ты нищ, и слеп, и наг.
	                                                                                                           (Откр. 3:17,18)
	Князь Ключевые слова
	Кто он? Человек, богач, князь
	Какой он? Немилостивый, насмешливый, обижающий: наказывал невинных, поджигал деревни, топтал поля
	Его цель в жизни? Богатство, наслаждение, власть
	Счастлив ли он? Почему? ________________________________
	________________________________
	Цель прихода к старцу? Посмеяться над старцем и посмотреть на его реакцию
	Его главный вопрос к старцу? (Со смехом) Что же мне делать, чтобы меня Бог простил?
	Реакция на ответ старика наполнить бочонок? Рассмеялся и принял с легкостью
	(«Понял, что я грехи ему ради забавы расписывал, и задачку мне забавную выдумал»)
	Оправдались ли его старания наполнить «глупый бочонок»? Речка, другая речка, лесной источник, от речки к речке, от озера к озеру, у каждой лужи… 
	Первый шаг к голосу совести И страшно стало князю…
	Второй шаг к голосу совести И вспомнил князь, сколько людей в неволю взял, скольких погубил, сколько добра отнял…
	Голос совести Стыдно стало за дела свои, согнулся  он в три погибели…
	Возвращение к старцу Без смеха, без дерзости 
	Что осознал Как слаб перед Богом каждый человек, и как страшно идти против воли Божией
	Первый шаг к раскаянию Пропала вмиг его гордость, больно и стыдно ему стало за свою жизнь…
	Слёзы  раскаяния Так больно, что слёзы выступили…
	Общий вывод Все грехи окупятся, если ты плачешь о них…
	(С ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЙ одолел зло внутри себя)
	• Когда  бочонок наполнился?   
	Вывод. Бочонок наполнился только тогда, когда сердце князя наполнилось болью за тех людей, которых он обидел и слезами за свои дела.
	Это сказание напоминает притчу – краткий иносказательный  поучительный рассказ. В притчах часто используются образы. 
	• Как вы думаете, бочонок – это образ чего?
	Бочонок – это образ сердца. Пустой бочонок – это пустое, сухое, нераскаянное сердце. Полный – это сердце, наполненное слезами раскаяния.
	Раскаяние — это глубокое сожаление о своём поступке и твёрдое намерение больше к этому не возвращаться. 
	• О каком же плаче говорит Иисус Христос во второй Заповеди Блаженства?  (Плач о своих грехах.) 
	• Посмотрите на рисунок «Два пути» (м-ф 04). 
	• Согласны ли вы с тем, что это путь нашего героя?
	•  Можно ли сказать, где князь свернул с прямого пути и встал на путь греха? (Нельзя)
	• Можно ли указать на схеме, где князь вернулся на прямой путь? (Да)
	• Свяжите это с событиями в легенде (смотри таблицу).
	1. Страшно стало – это первый шаг к голосу совести. Обведите эти слова в таблице.
	2. Вспомнил свои дела – второй шаг к голосу совести. Обведите в таблице слово «вспомнил».
	3. Зазвучал голос совести – стало стыдно. Обведите слово «стыдно».
	4. Согнулся он в три погибели, а глаза запали, как у больного. Обведите нужные слова в таблице.
	5. После того, как  князь осознал, кто он есть на самом деле, понял, как страшно идти против воли Божией. Теперь князь осознал, как слаб перед Богом каждый человек. Обведите нужные слова в таблице.
	6. Пропала вмиг его гордость, больно и стыдно ему стало за свою жизнь… Обведите нужные слова.
	7. …Так больно, что слёзы выступили.
	• Подумайте, каким образом  2-я Заповедь блаженства  «Блаженны плачущи, ибо они утешатся» связана с 1-й заповедью «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»? 
	• Чтобы правильно ответить на этот вопрос, вспомните, что подразумевается под нищетой духовной.  Как иначе называется духовная нищета? 
	Нищета духовная иначе называется смирением. Посмотрите в нашем словарике (в конце тетради), что подразумевается под смирением? (Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия.)
	     Смирение – первый шаг к слезам раскаяния. 
	  Слёзы бывают разные: есть слёзы евангельские, а есть мирские. 
	  Буквально слово Евангелие в переводе с греческого означает «благая весть», т.е. благая весть о спасении. Следовательно, евангельские слёзы, те, которые ведут ко спасению души.
	     Задание в тетради. В ваших тетрадях нарисован цветок, на лепестках которого написаны разные виды слёз. Евангельские слёзы раскрасьте голубым цветом, а мирские – зелёным. Выполнить правильно задание вам поможет таблица- подсказка (м-ф 05. Таблица-подсказка «Слёзы евангельские и слёзы мирские»:
	Евангельские слёзы Мирские слёзы
	1. Текут из раскаявшегося сердца.
	2. Смешиваются со слезами страдальцев.
	3. Смывают вред, который нанесли Небесной Любви.
	4. Горюют о потерянном Рае. 1. Слёзы ярости, злости.
2. Слёзы о потерянных вещах.
	3. Слёзы обид и неудовлетворённых желаний.
	4. Слёзы от физической боли.
	
	• Что Господь обещает плачущим о своих грехах? (Что они утешатся)
	     Священное Писание прямо говорит: «И отрёт Господь всякую слезу с очей их, и не будет уже ни болезни, ни плача, ни горя, ни слёз, ни смерти уже не будет…» 
	     В этом евангельском повествовании говорится об утешении в будущей жизни. 
	• А как вы думаете, в этой жизни может ли получить утешение человек, плачущий о своих грехах? (Предположения детей)
	     Сейчас мы послушаем рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Подумайте, как этот рассказ связан с темой нашего урока (м-ф 06. Волшебное слово).
	Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке (М-ф 07. Старичок -1).
	- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
	Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
	- С тобой что-то случилось?
	- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
	- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
	- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
	- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
	- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
	Павлик засопел от обиды.
	- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
	- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”
	Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
	• Можно ли назвать слёзы Павлика евангельскими? Почему? (Ответы детей)
	     Как мы помним, в этом рассказе Павлику помог … (отвечают дети) старичок, открыв ему …(отвечают дети) волшебное слово «пожалуйста».
	• Вспомните слова старичка о том, как нужно говорить это волшебное слово? 
	(После ответов детей м-ф 08. Павел и старичок. Давайте обратимся к самому произведению: «…помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...»
	Я попробую, - усмехнулся Павлик.
	• Почему Павлик усмехнулся? 
	Вывод: Он не очень-то поверил старичку, так как считал, что 
	вся проблема в его близких, которых не исправишь одним словом, пусть даже волшебным. 
	 Он вскочил и побежал домой.
	Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой (м-ф 09. Лена прячет краски).
	• Почему Лена накрыла краски рукой? (Ответы детей)
	“Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”
	Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
	- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
	Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала (м-ф 10. Лена):
	- Ка-кую тебе?
	- Мне синюю, - робко сказал Павлик. 
	• Обратите внимание на слова «смущённо пробормотала». Что смутило Лену? (Лена не привыкла к подобному поведению брата)
	Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
	«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
	Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
	Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
	- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
	Бабушка выпрямилась.
	• Почему бабушка выпрямилась? (От удивления. Она тоже не привыкла видеть  внука таким.)
	Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке (м-ф 11. Бабушка).
	- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
	Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
	“Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.
	За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
	- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. 
	• Почему все сразу замолчали?
	Брат поднял брови и усмехнулся.
	• Почему теперь уже брат усмехнулся? (Он не поверил в столь разительную перемену в брате)
	- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
	- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
	- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
	- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
	“Помогло! Опять помогло!”
	     Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки (м-ф 12. На рыбалку!).    
	• Как вы думаете, этот старичок действительно, как думал Павлик, был волшебником, а слово волшебным?
	• Тогда почему с близкими Павлика произошли такие поразительные перемены по отношению к нему?
	• Как вы думаете, как бы развивались отношения Павлика с родными, если бы он не встретил этого старичка?
	• От какого же зависело счастье Павлика? (От него самого, от его отношения к близким) 
	     Очень часто люди видят причину своих огорчений, слёз, обид в других людях. Но стоит человеку изменить своё отношение к людям, как всё меняется. И вчерашний недруг может стать верным другом. 
	Жизненные ситуации, в которые попадает человек, можно представить в виде лабиринта (м-ф 13. Лабиринт) с несколькими выходами. Но нередко люди блуждают по этому лабиринту, не находя ни единого выхода. И нужно нечто или некто, что поможет человеку найти выход. 
	В данном рассказе выход из лабиринта Павлику помог найти старичок, который, по сути, открыл ему духовный закон, данный Спасителем: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
	Какой вывод из всего сказанного можно сделать?
	Вывод: Каждый получит то, что давал другим людям. 
	Божьи заповеди, данные людям, – это те ниточки, которые выводят из лабиринта жизненных ситуаций. Люди, которые не внемлют Божественным заповедям, могут всю жизнь блуждать по лабиринту, не находя выхода.
	• Так какое утешение может  получить человек, плачущий о своих грехах, уже в этой жизни? (Мир и покой в своей душе и в отношении с людьми,  умиротворение совести)
Задание в тетради. Заполните вторыкые две ступени, ведущие вверх – ко спасению и вниз – к погибели (м-ф 14. Башня Радости – 2).
	Башня радости
	ЦАРСТВО  НЕБЕСНОЕ
	9.  С _ _ _ _ _ _ _ я  за Христа
	8.  Г _ _ _ _ _ я  за  Христа
	7.  М _ _ _ _ _ _ _ _ ы
	6. Чистое  с _ _ _ _е
	5. М _ _ _ _ _ Ь
	4. Жажда П _ _ _ _ ы Божией
	3. К _ _ _ _ _ _ Ь
	2. Плач - слёзы  р а с к а я н и я
	1. Нищета духовная – смирение
	_____________________________________________
	- 1.     Гордыня
	- 2.  Слёзы  я р о с т и,   з л о с т и,  о б и д ы
	- 3. Д _ _ _ _ _ _ ь, н _ _ _ _ _ _ь
	4. «Бери от жизни  _ _ _»
	-5. Ж _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ е
	- 6. Нежелание очиститься от дурных с _ _ _ _ _ _ й
	- 7.  Разрушать  _ _ _ ,  сеять в _ _ _ _у
	- 8.  Взбунтоваться п _ _ _ _ в Господа
	- 9. Бесчестие,  к _ _ _ _ _ а на Христа
	ТЬМА
Подведём итог урока. Рефлексия (м-ф 15)
	Файлы для скачивания:
	Конспект, тетрадь и медиафайлы урока
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)