Урок 23. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа
Задачи:
· ребёнок поймёт, что пророческое служение Иоанна Предтечи заключалось в приготовлении народа к принятию Мессии через покаяние и крещение и засвидетельствовании о Христе, как об истинном Сыне Божием и Спасителе мира;
· узнает, что, обличая пороки людей, можно нажить себе жестоких врагов;
· задумается о том, что если случится опрометчиво дать клятву, выполнение которой не приведёт к добру, то, во избежание зла, лучше отказаться от выполнения этой клятвы.
№ м-ф |
Название медиафайла |
01 |
Иоанн Предтеча (икона) |
02/видео |
Пророчество Малахии о Предтече: 1 мин 04 с |
03 |
Пророк Захария и праведная Елисавета (икона) |
04/видео |
Явление архангела архангела Гавриила Захарии: 30 с |
05 |
Явление архангела Гавриила Иаокиму |
06 |
Явление архангела Гавриила Анне |
07 |
Явление архангела Гавриила Марии (Благовещение) |
08 |
Архангел Гавриил |
09/видео |
Явление архангела Гавриила Захарии и рождество Иоанна Предтечи: 2 мин 36 с |
10 |
Рождество Христово |
11 |
Избиение младенцев |
12 |
Мария с Богомладенцем и Иосифом (бегство в Египет) |
13 |
Пещера в пустыне |
14/ видео |
Иоанн Предтеча: 24 с |
15/видео |
Выход Иоанна на проповедь: 44 с |
16/видео |
Проповедь и крещение Иоаново: 50с |
17/видео |
Учение Иоаново - 1: 33 с |
18/видео |
Учение Иоаново - 2: 34 с. |
19/видео |
«Я не Христос»: 31 с |
20 |
Появление Христа на берегу Иордана |
21/видео |
Иисус приходит к Иоанну: 50 с |
22/видео |
Зачем Господь принимает Крещение покаяния: 23 с |
23 |
Крещение Иисуса Христа |
24 |
Богоявление |
25/видео |
Богоявление: 35 с |
26/видео |
Танец Саломии: 1 мин 52 с |
27 |
Усекновение главы Иоанна Крестителя |
28 |
Глава Иоанна Предтечи у Саломии |
29 |
Царь Давид |
30/видео |
«Не клянитесь вовсе…» (1 мин) |
31 |
Усекновение главы Иоанна Предтечи |
32/видео |
Обретение главы Иоанна Предтечи: 1 мин |
33/видео |
Почитание Иоанна Крестителя: 1 мин 06 с |
Более чем за 400 лет до рождения Иисуса Христа, Бог, через последнего ветхозаветного пророка Малахию, предвозвестил, что перед самым пришествием в мир Христа Спасителя явится Предтеча (м-ф 01. Иоанн Предтеча), то есть Предшественник Спасителя, который будет великим пророком (м-ф 02видео. Пророк Малахия об Иоанне Предтече: 1 мин 04 с).
Для рождения Предтечи Бог избрал благочестивых родителей (м-ф 03. Захария и праведная Елисавета): священника Захарию (из рода Аарона) и жену его Елисавету (из рода царя Давида, родственницу Пресвятой Девы Марии), которые были уже стары, а детей не имели. Они усердно молили Бога избавить их от такого несчастия, ведь бездетность в израильском народе, как мы помним, считалась наказанием от Бога!
О рождестве Иоанна Предтечи было возвещено Захарии архангелом Гавриилом (м-ф 04видео. Явление Архангела Гавриила Захарии: 30 с).
· Что вы можете рассказать об архангеле Гаврииле? (Архангел Гавриил являлся Иаокиму (м-ф 05. Явление архангела Иоакиму) и Анне (м-ф 06. Явление архангела Анне), родителям Пресвятой Богородицы, с вестью о даровании им дочери, Которую они нарекут Марией; был послан к Пресвятой Деве с благой вестью о том, что Она избрана быть Матерью Спасителя, (м-ф 07. Благовещение); возвестил Богоматери день Ее Успения (м-ф 08. Архангел Гавриил).
Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как Небесный Вестник важнейших ветхозаветных и новозаветных событий.
· Какой вывод мы можем сделать? (Рождество Иоанна Предтечи относится к числу важнейших событий Нового Завета.)
Пророк Иоанн Предтеча является как бы связующим звеном между Новым и Ветхим Заветом. Он возвестил людям о скором явлении Христа, и готовил их к принятию Мессии.
Иоанн Предтеча родился на шесть месяцев раньше Господа.
Однажды Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. Когда он вошел в святилище для каждения, там ему явился Архангел Гавриил (м-ф 09/видео. Явление архангела и рождество Иоанна Предтечи: 2 мин 36 с. Увидев Архангела, Захария смутился, на него напал страх. Но Гавриил успокоил его, сказав: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя: жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. Рождение его принесет радость многим. Он будет велик пред Господом и многих людей обратит к Богу. Он предыдет (то есть будет предшественником) пред Господом - Спасителем и будет приготовлять людей к принятию Спасителя».
Захария не сразу поверил Ангелу, потому что он и Елисавета были уже очень стары. На это Гавриил ответил Захарии: «Я - Архангел Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою. За то, что ты не поверил моим словам, ты будешь нем и не сможешь говорить до того дня, пока это сбудется». И действительно, до рождения обещанного сына, Захария оставался нем.)
Но недолго радовались праведные родители своему долгожданному сыну. Месяцев шесть спустя в Вифлееме родился Спаситель (м-ф 10. Р.Х.) .
· Вспомните, какие трагические события последовали за рождением Богомладенца, Которого волхвы, придя к царю Ироду, назвали царём Иудейским? (Царь Ирод, испугавшись, что потеряет свой престол, приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях (м-ф 11. Избиение младенцев).
Спасая Богомладенца от воинов Ирода, праведный Иосиф с Девой Марией и Младенцем Христом бежали в Египет (м-ф 12. Бегство в Египет), а праведная Елизавета, спасая Иоанна, убежала в пустыню. Царь Ирод, ища Иоанна, послал воинов в храм выведать у Захарии, где скрывается Елизавета. Когда Захария отказался открыть им ее местонахождение, воины убили его между храмом и жертвенником. По преданию, пролившаяся кровь его затвердела на мраморном полу и в течение многих лет напоминала о злодействе Ирода.
Праведная Елизавета поселилась с младенцем Иоанном в одной из пещер (м-ф 13. Пещера в пустыне). Согласно Преданию, жила она недолго: спустя 40 дней после убиения Захарии, святая Елисавета скончалась[1].
Хранимый Господом и питаемый ангелами святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой (м-ф 14/видео. Иоанн Предтеча: 24 с. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи).
Он оставался пустынножителем до тех пор, пока Бог не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа) (м-ф 15. Выход Иоанна на проповедь: 44с. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия, т.е. радостной вести о пришествии в мир Спасителя.)
Когда Иоанн вышел на свою проповедь, к нему стали собираться люди, потому что его голос звучал как голос Божий, призывающий людей к чистоте, к полноте жизни, достойному человечеству. Покайтесь, – говорил он, – ибо приблизилось Царство Божие» (м-ф 16 Проповедь и крещение Иоаново: 50 с. Тех, которые каялись в своих грехах, он крестил в реке Иордане. Но при этом Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами.)
· Что значит искреннее покаяние? (Искреннее сожаление о совершённых дурных поступках и стремление больше их не совершать. М-ф 17/видео. Учение Иоаново - 1: 33 с.)
· Как вы думаете, каких добрых дел требовал Иоанн от крещаемых? (Предположения детей)
После ответов детей м-ф 18/видео. Учение Иоаново - 2: 34 с. Когда его спрашивал народ: «Что же нам делать?», он говорил: «У кого две одежды, тот дай (одну из них) неимущему; и у кого есть пища, делай то же». Приходили к нему мытари, т. е. сборщики податей, и спрашивали, что им делать? Он сказал, чтобы они ни с кого не брали лишнего. Спрашивали его также и воины: «А нам что делать?» Он отвечал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем».)
К Предтече шли все новые и новые толпы людей. Некоторые из них усердно слушали проповедь пророка и, крестившись от него, становились верными его учениками. Многие думали, не Христос ли он? (М-ф 19/видео. «Я не Христос!»: 31 с. Но Иоанн объявил, что он не Христос, а что вслед за ним идет Сильнейший его, у Которого он не достоин развязать ремень у обуви, т. е. быть слугою, и Который будет крестить Духом Святым и огнем.)
Но Предтеча ожидал появления Мессии.
Наконец наступил долгожданный день. На берегах Иордана появился Иисус Христос (м-ф 20. Появление Христа на берегу Иордана), Который пришел, чтобы тоже креститься (м-ф 21/видео. Иисус приходит к Иоанну: 50 с. Иоанн сказал Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «…так надлежит нам исполнить всякую правду».)
· О какой правде говорит Христос? (Предположения детей)
Правдою Христос называет Закон. Иоанн крестил людей не по своему произволению, а по повелению Божию, и Сын Божий, придя в мир в образе человеческом, исполняет Закон Бога – Отца.
· Как вы думаете, имел ли Христос нужду в омовении от грехов водами Иордана? (Нет. М-ф 22/видео. Зачем Господь принимает Крещение покаяния: 23 с)
Иорданские воды были очень тяжелы грехом людей, которые ими омывались. И вот в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха, погружается Христос.
· Как вы думаете, что произошло с водами Иордана в момент прикосновения к телу Христову (м-ф 23. Крещение Иисуса Христа)?
В момент прикосновения к телу Христову, телу безгрешному, пронизанному и сияющему Божеством, воды Иорданские, носившие всю тяжесть человеческого греха, очистились до глубин и вновь сделались первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех и обновлять человека[2].
«Так надлежит нам исполнить всякую правду»… Христос ответил так не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но чтобы, во-первых, исполнить закон; во-вторых, водами погребсти человеческий грех и освятить водное естество; в третьих, подать всем людям образ и пример Крещения.
Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы (м-ф 24. Богоявление): Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»[3], и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя (м-ф 25/видео. Богоявление: 35 с).
Крещением Спасителя, на Которого Иоанн указал как на Агнца Божия, берущего на Себя грехи мира, великий пророк завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение.
Святой пророк безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.
Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены и за незаконное супружество с Иродиадой, женой его брата Филиппа (м-ф 26/видео. Танец Саломии: 1 мин 52 с. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная своей матерью, просила дать ей здесь же на блюде голову Иоанна Крестителя.)
Ирод опечалился от такой просьбы, потому что уважал Иоанна как пророка, боялся он и народа, который любил святого Предтечу, однако, чтобы не показаться неверным своей клятве, послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову (м-ф 27. Усекновение главы Иоанна Предтечи) и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери.
· Найдите и подчеркните в тексте (в подписи к рисунку) слова, которые ответят на вопрос: «Почему Ирод, хоть и опечалился, услышав просьбу Саломии, всё равно отдал приказ обезглавить Иоанна Предтечу?» (м-ф 28. Глава Иоанна Предтечи у Саломии) (Но ради клятвы и возлежащих с ним)
«Но ради клятвы и возлежавших с ним» - говорит Евангелие, - повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице.»
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежащих с ним…
· Ради кого на самом деле Ирод исполняет свою клятву? (Ответы детей)
Ради самого себя! Ради того, чтобы о нём не сказали плохо пирующие с ним, ради того, чтобы не показаться смешным в глазах других людей, он решил исполнить свою клятву и… отдал приказание обезглавить невинного человека, и более того - пророка Божия. И всё это ради своей клятвы, ради своего самолюбия!
Хотя нарушение клятвы и считалось грехом, однако благоразумные люди шли и на нарушение клятвы, если это клятва была богопротивна.
Например, царь Давид (м-ф 29. Царь Давид), поклявшись пред Богом убить одного глупого и нечестивого человека (Навала), при вмешательстве его мудрой жены (Авигеи), сумевшей отвратить гнев Давида, сразу же оставил угрозы и вложил меч в ножны, не чувствуя вины за то, что нарушает клятву, данную прежде. Ирод же, поклявшись дать пляшущей девице всё, что она пожелает, и, испугавшись разговоров пирующих, пошёл на страшное злодеяние, назначив наградой за танец голову Иоанна Крестителя.
Вот как далеко может увести самолюбие.
· Чем для нас поучительна эта история? (Если человек опрометчиво
дал клятву, выполнение которой не приведёт к добру, то не стоит стремиться выполнить клятву, ради самой клятвы, но, во избежании зла, нужно как можно скорее отказаться от выполнения этой клятвы.)
Более того в Евангелии Спаситель говорит: «Не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого»[4] (м-ф 30/видео. Не клянитесь вовсе: 1 мин).
Вот сети, которые, дьявол искусно расставил для самолюбца Ирода – клятва! Ведь, если бы не поклялся тогда Ирод, он не решился бы совершить убийство (м-ф 31. Усекновение главы). Но раз клятва была произнесена, ее следовало нарушить, потому что при выборе из двух зол нужно выбирать меньшее.
· Теперь обратим внимание на слова Саломии: «Дай мне здесь на блюде голову Иоанна». Для чего она прибавила «здесь»? (Предположения детей)
Саломия, опасаясь, чтобы Ирод, одумавшись, не раскаялся, торопит его, говоря: «Дай мне здесь», то есть теперь же повели принести ко мне голову Иоанна.[5]
· Что бы вы посоветовали человеку, которого торопят как можно быстрее выполнить его неосторожное обещание или клятву? (Во - первых, подумать, почему человек торопит; во-вторых, к каким последствиям приведёт исполнение клятвы, и не лучше ли вовсе от неё отказаться; и в третьих, вспомнить слова Иисуса Христа «Не клянись вовсе!»)
Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но, надругавшись над ней, закопала в своем дворце в “безчестном месте”. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого (м-ф 32/видео. Обретение главы Иоанна Предтечи: 1 мин. Предание сохранило рассказ об Обретении главы пророка Иоанна на горе Елеонской, когда благочестивый вельможа Иннокентий решил там строить храм. Сегодня Честная глава Иоанна Предтечи хранится в кафедральном соборе французского города Амьен).
О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» Святой Иоанн Предтеча - единственный святой, кроме Божией Матери, день рождения которого (7 июля) празднует Церковь. У всех других святых день их небесного рождения – это день смерти (м-ф 33/видео. Почитание Иоанна Крестителя: 1 мин 06 с.)
11 сентября в память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
На усмотрение учителя. Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери (законной жены Ирода) двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод вместе с Иродиадой, были сосланы римским императором в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Файлы для скачивания:
Конспект, тетрадь и медиафайлы урока
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)
[1] Святой пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. С-Пб 2006, с. 17
[2] Митрополит Сурожский Антоний. Слово на день Крещения Христова. 1973 г.
[3] Мк.1:11
[4] Мф. 5:34, 37
[5] Блаженный Феофилакт, архиепископ болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея, М.2000, стр. 158