Урок 20. Падение Царства Иудейского. Пророки Исаия, Иеремия. Вавилонский плен

Урок 20. Падение Царства Иудейского. Пророки Исаия, Иеремия. Вавилонский плен

Задачи: 

·       ребёнок узнает, что, по слову пророка Исаии, религиозные обряды не имеют никакого значения, если их не совершать с чистой и справедливой совестью;

·       поймёт, что пророки  подвергались преследованиям  со стороны своих соотечественников потому, что  открыто обличали злые дела отрекшихся от Бога израильтян, которые хотели жить не по воле Бога, а по своей собственной;

  • задумается о том, что благочестие может быть лживым.

 

 

№ м-ф

Наименования медиафайлов

01/видео

Пророки: 1 мин 26 с

02

Царь Давид

03/видео

Призвание пророка Исаии: 1 мин 02 с

04

Жертвоприношение

05

Моление к Богу

06

Идолопоклонство

07

Разрушение храма

08/видео

Пророчество Исаии о грядущем пленении: 27 с

09/видео

Пророчество Исаии о рождении Спасителя: 40 с

10

Иисус исцеляет больных

11/видео

Пророчества Исаии о распятии Господа: 1 мин 17 с

12

Пророк Исаия

13/видео

Заключение: 50 с

14/видео

Нравственное падение иудеев: 37 с

15/видео

Служение языческим богам: 1 мин 10 с

16/видео

Утрата веры иудеев в обетование Спасителя: 57 с

17/видео

Пророк Иеремия: 30 с

18

Пророчества Иеремии: 20 с

19/видео

Пророчества Иеремии: 23 с

20

Пророчества Иеремии

21/видео

Разрушение Иерусалима: 54 с

22/видео)

Иеремию освобождают воины Новохудоносора: 42 с

23/видео

Плач Иеремии: 22 с

24

Гора Нево - место сокрытия Ковчега

25/видео

Пророки: 1 мин 37 с

26/видео

Возвращение иудеев из плена: 1 мин 47 с

 

 

     После падения царства Израильского, царство Иудейское существовало еще более ста лет (м-ф 01/видео. Пророки: 1 мин 26 с. Господь продлил дни Царства Иудейского, потому что среди иудейских царей некоторые были благочестивыми; также и народ больше помнил Бога, чем в царстве Израильском. Пророки, посылаемые Богом в Иудейское царство, обличали иудеев в нечестии и много предсказывали о пришествии Спасителя на землю.)

Исаия был потомком царя Давида (м-ф 02), родственником царей иудейских. Господь призвал его к пророческому служению особым явлением (м-ф 03/видео. Призвание пророка Исаии: 1 мин 02 с. Исаия видел Господа сидящим на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестокрылые Серафимы и взывали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» Один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, коснулся уст Исаии и сказал: «Вот, грехи твои очищены». После этого Господь повелел ему идти обличать неверие и пороки иудеев).

     Исаия громко и пламенно призывал еврейский народ к покаянию, обличал его нечестие. Он призывал жителей Иудеи отказаться от языческих богов и обратиться к Истинному Богу.

     Пророк также клеймил лицемерное, лживое благочестие и набожность богачей, которые строго постились, совершали жертвоприношения в Иерусалиме и одновременно угнетали бедняков, обижали вдов, сирот и маленьких детей. Впервые в истории Израиля и Иудеи он проповедовал, что религиозные обряды не имеют никакого значения, если их не совершать с чистой и справедливой совестью.

     «Так говорит Господь, - обращался Исаия к народу от имени Бога,-  К чему Мне множество жертв ваших? Я пресыщен всесожжениями овнов…(м-ф 04. Жертвоприношение

·       Как вы понимаете слова: «Я пресыщен всесожжениями овнов…»? (Ответы детей)

     Пресыщение, значит, получение чего-то с избытком, сверх меры, т.е. иудеи приносили Богу бесчисленные жертвы, полагая, что кровью безвинных животных они омоют свои бесчисленные грехи.

     «Не носите больше даров тщетных, - продолжает Господь устами Исаии, - курение отвратительно для Меня…(м-ф 05. Моление к Богу

·       Почему Господь называет дары тщетными, а курение для Него отвратительным? (Предположения детей)

     Допустим, человек сделал зло вам или вашим близким. Затем он приходит к вам с подарками, прося прощение. Вы его простили, но он снова и снова  причиняет вам зло, и каждый раз идёт к вам за прощением. Вы его снова и снова  прощаете. Доходит до того, что, уже идя к вам с дарами просить прощение, человек обдумывает очередной злой поступок.

·       Что, в конце концов, вы скажите этому человеку? (Мне не нужны твои дары, мне нужно чтобы ты прекратил причинять мне зло)

     Так и Господь говорит через пророка Исаию: «Так говорит Господь: … когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро... Тогда придите — и рассудим, - говорит Господь, - Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю…».

·       Как вы понимаете слова Господа: «Тогда придите — и рассудим. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю…». «Тогда» - это когда? (Когда прекратите творить зло!)

     И только тогда, когда человек прекратит творить злые дела, Господь простит его и уже не вспомнит прошлых грехов, а до этой поры все дары и жертвоприношения человека тщетны.

     Но израильский народ всё больше и больше отвращался от Бога и впадал в идолопоклонство (м-ф 06. Идолопоклонство). Израильтяне не слышали и слышать не хотели гласа Божьего.

·       Как вы думаете, почему израильтяне так легко увлекались служениям идолам? (Служение Истинному Богу требовало соблюдения Заповедей Божиих,  добродетелей, молитвы, сокрушение о своих грехах, постов, а служение идолам, наоборот, сопровождались плясками и пиршествами[1].)

     Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Если Бога нет, то всё дозволено». Так же и израильский народ, дав клятву Богу, соблюдать Его Заповеди и быть  народом Божиим, забывал Бога,  чтобы жить не как заповедал Господь, а так, как хочется.

     Но, как говорит Священное Писание, Бог поругаем не бывает. И пророк Исаия возвещал своим соотечественникам, если они не оставят идолопоклонство и не будут жить праведно, то их постигнет наказание Божие. Он предсказывал грядущую гибель Самарии, разрушение Иерусалима и храма Божьего (м-ф 07. Разрушение Иерусалима), о том, что сами иудеи будут отведены в плен (м-ф 08. Предсказание Исаии о грядущем пленении: 27 с. Возвещая наказание Божие нечестивому народу, вместе с тем пророк Исаия говорил, что если они искренне раскаются в своих грехах, то Господь простит иудеев, освободит их из плена и возвратит в свое Отечество.)

     Но особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Спасителе мира Мессии (м-ф 09/видео. Пророчество Исаии о Рождении Спасителя: 40 с. Исаия ясно предсказал о том, что Иисус Христос произойдет из рода царя Давида, что Спаситель родится от Девы и будет не просто Человек, но вместе и Бог: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит - с нами Бог»[2])

      В своих пророчествах Исаия говорит о том великом терпении и снисхождении к немощи человеческой, с которыми Христос будет относиться к кающимся и обездоленным людям: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы»[3]. Эти слова, сказанные от имени Мессии, точно определяют цель пришествия Христа: исцелить душевные недуги людей.

     Кроме душевных недугов, Мессии предстояло исцелять и физические немощи (м-ф 10. Иисус исцеляет больных), как предсказал Исаия: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь: ибо прольются воды в пустыне и в степи – потоки».[4] Это пророчество исполнилось, когда Господь Иисус Христос, проповедуя Евангелие, исцелял тысячи всевозможных больных, слепорожденных и бесноватых. Своими чудесами Он засвидетельствовал истину Своего учения и Свое единство с Богом Отцом.

Пророк предсказал, что Сын Божий будет совершать чудеса, пострадает, умрет за грехи людей (м-ф 11. Пророчества Исаии о распятии Господа: 34 с. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Ранами Его мы исцелились».)

     Изображая страдания Иисуса Христа, Исаия (м-ф 12. Пророк Исаия) говорит о них так живо, как будто сам, как замечают святые отцы, стоял у Креста во время страданий Спасителя.

     Исаия предсказывал, что после Воскресения основанная Господом Церковь распространится по всей вселенной.

     В своих пророчествах Исаия пишет и о радостных условиях в торжествующем Царстве Мессии: «Он (Мессия) будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли - решать по истине... Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа... К корню Иесееву (Мессии)… обратятся язычники, и покой его будет слава»[5].

Подобно всем пророкам Божиим - вестникам истины, Исаия постоянно подвергался преследованиям.

·       Как вы думаете, почему пророки Божии подвергались преследованиям  со стороны своих соотечественников? (Пророки открыто обличали злые дела отрекшихся от Бога израильтян, которые хотели жить не по воле Бога, а по своей собственной.)

     Святой пророк Исаия претерпел мученическую смерть. По повелению нечестивого царя Манасии,  Исаия был распилен деревянной пилой (м-ф 13. Заключение: 50 с).

Пророк Иеремия

Между падениями Царства Израильского и Иудейского прошло 100 лет. Это время Бог дал иудеям для покаяния и исправления (м-ф 14/видео. Нравственное падение иудеев: 37 с).

     В те времена иудейский народ хоть наружно и хранил преданность вере отеческой, внутренне далек был от истинного служения Богу.

     Входя в близкие отношения с окрестными народами, иудеи в большинстве своем,  подчиняясь чужим обычаям,  служили языческим мерзостям (м-ф 15/видео. Служение языческим богам: 1 мин 10 с. Не только в окрестностях Иерусалима, по холмам и долинам, но и в самом Иерусалиме, подле храма Господня, воздвигнутого Соломоном, были поставлены идолы, которым приносились жертвы также, как Истинному Богу.)

·       Почему Бог не мог допустить, чтобы израильский народ, как и другие народы, впал в язычество?

     Бог создал израильский народ, чтобы воспитать его в истинной вере, чтобы в нём смог родиться Спаситель всего человечества. Но народ иудейский перестал даже праздновать Пасху, свой самый главный праздник, установленный Богом в честь избавления израильского народа от египетского рабства, которое было прообразом избавления всего человечества от рабства греха и смерти (м-ф 16/видео. Утрата веры иудеев в обетование Спасителя: 57 с)

     Для спасения богоизбранного народа, а в их лице и всего человечества, Бог посылает к иудеям пророка Иеремию (м-ф 17/видео. Пророк Иеремия: 30 с).      

     Святой пророк Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии и за 600 лет до Рождества Христова. Иеремия был  сыном священника и принадлежал к потомкам древнего священнического рода. К пророческому служению Иеремия был призван на 15 году своей жизни. На протяжении сорока лет он нес нелегкое бремя своего пророческого служения еврейскому народу. Он проповедовал в то время, когда совершилось падение Иудейского царства (м-ф 18/видео. Пророчества Иеремии - 1: 20 с) .

     Иеремия, обличал иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну(м-ф 19/видео. Пророчества Иеремии-2: 23 с). Он останавливался всюду, где собирался народ: в воротах города, у входа в храм, у самого царского дворца и увещевал с угрозами и нередко со слезами.  

     Не раз приводим он бывал к царям и вельможам, и он всем прямо и открыто говорил, что если они не покаются и не отвратятся от лжи, то их постигнут злые напасти (м-ф 20. Пророчества Иеремии.)

     Предупреждения, увещания и угрозы пророка приводили в ярость народ, но Иеремия, подвергаясь жестоким преследованиям, продолжал бесстрашно проповедовать. Иудеи отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить.

     Наконец, Иеремия решил совсем перестать проповедовать: «Не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его». Но не мог Иеремия долго таить свой пророческий дар: «И был в сердце моем как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился удерживая его, и не мог»[6].

      Иеремия также предсказывал о торжествующем Царстве Мессии: «Вот наступают дни, говорит Господь, - и восставлю Давиду Отрасль[7] праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно. И вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь - оправдание наше!»[8]

      В книге пророка Иеремии часто упоминается о его столкновениях с лжепророками, которые, в противовес Иеремии, успокаивали людей, говоря, что никакого бедствия не случится, и все будет благополучно.

·       Почему люди охотно верили лжепророкам? (Потому что те говорили, что за их злодеяния им ничего не будет, этим успокаивая народную совесть)

          И вот, наконец, наступили печальные дни для Иудейского царства, о которых много раз напоминал пророк своему народу. В 586 году до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и храм, а иудейский народ увел в плен (м-ф 21/видео. Разрушение Иерусалима: 50 с).

     Падение Иерусалима Иеремия встретил в заточении. И уже вавилоняне, которые захватили Иерусалим, выпускают его и оказывают ему почести, как пророку, человеку Божию (м-ф 22/видео. Иеремию освобождают воины Новохудоносора: 42 с). Удивительно, но захватчики, враги обходятся с ним лучше, чем соплеменники, причем лучше именно на том основании, что он пророк - человек Божий. Военачальник Навузардан предлагает пророку на выбор либо остаться на родине, либо идти в Вавилон. Иеремия предпочитает остаться (м-ф 23/видео. Плач Иеремии: 22 с. Оставшись в разрушенном Иерусалиме, Иеремия горько оплакивал бедствия своего отечества и народа.)

 Свою скорбь он изложил в Священной книге, которая впоследствии была названа «Плач Иеремии».

Спустя некоторое время в Иудее вспыхнуло восстание. Боясь ответственности за беспорядки, часть иудеев решает переселиться в Вавилон, а часть бежать в Египет. Перед переселением оставшиеся руководители приходят к Иеремии и говорят: «Скажи нам Слово Божие, что нам делать? И как ты скажешь, так и поступим». Иеремия, после молитвы к Господу, даёт Божий ответ: «Господь вам говорит оставаться здесь, а если побежите в Египет, то и там достанет вас меч царя Вавилонского». На это руководители ответили: «Не говорил тебе этого Господь, ты нарочно так говоришь, чтобы нас погубить, потому что ты просто шпион вавилонский. Вот, мы пойдем в Египет, и тебя с собою возьмем, чтобы тебе неповадно было пророчествовать».

·Почему вожди иудейские так ответили Иеремии? (Потому что он сказал им не то, что они хотели услышать)

     Получается так: мы, конечно, тебя спросили Слово Божие, только ты говори, что нам угодно, а не то мы тебя слушать не будем.     

     Действительно, они уходят и в Египте и уводят с собой Иеремию. Существует предание, что в Египте пророк был побит камнями своими соотечественниками, за то, что он обличал их в неверности Богу, а они этого стерпеть не смогли.

      В Священном Писании сказано, что Иеремия при разрушении Иерусалимского храма скрыл в пещере на горе Нево (м-ф 24. Гора Нево - место сокрытия Ковчега) Ковчег Завета с каменными скрижалями Десяти Заповедей и кадильный престол. Последующие попытки найти эти предметы не увенчались успехом[9].

·Чем знаменательна гора Нево? (На вершине этой горы скончался Моисей, кончина которого окутана тайной и именно Моисею Бог повелел построить Скинию и Ковчег Завета).

     Пророчества  Иеремии - "последняя попытка" со стороны Бога привести народ в чувство и избавить его от наказания и гибели.

     Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие народ иудейский будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут находиться в плену семьдесят лет. После 70-тилетнего плена, народ будет возвращен в своё отечество, будет восстановлено царство, и  будет заключен Новый Завет (м-ф 25/видео. Пророки 1 мин 37 с. Обо всех этих печальных событиях Господь через Своих пророков предупреждал народ задолго до их совершения. Народ не внимал словам Божиим, сказанным пророками. Их самих подвергали страшным мучениям и жестоким казням, гнали и злословили. Но пророки, вдохновленные и укрепленные духом Святым, желали погибнуть, но не изменить правде Божьей. Пророки разделяли с народом все его бедствия. Они сражались с иноземцами, шли с народом в плен, там продолжая наставлять и вразумлять его, объясняя смысл произошедшего. Через пророка Даниила, в вавилонском плену, Господь открыл людям великую тайну, знание которой вселяло радость и ликование в сердца верных Богу. Он назвал точное время рождения Того, Кто принесет на землю спасение от рабства греха и смерти[10]. Того, о Ком на протяжении всей истории ветхозаветного Израиля, идя на смерть, но не изменяя Слову Божьему, не уставали предвещать божественные пророки.)

Вернувшись из семидесятилетнего плена, иудеи навсегда исцелились от идолопоклонства и первым делом стали восстанавливать разрушенный храм (м-ф 26/видео. Восстановление храма, Иерусалима и разрушенных городов: 1 мин 47 с. Оставшиеся в Вавилоне иудеи оказали им помощь золотом, серебром и другим имуществом и сверх того богатыми пожертвованиями на храм. Иудеям были отданы священные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из храма Соломонова.

     Самаряне (жители бывшего Израильского царства) изъявили желание принять участие в постройке храма, но иудеи, чтобы сохранить свое богослужение в чистоте, отказали им в этом. Через девятнадцать лет постройка храма была окончена. Новый храм был не таким богатым и великолепным, как храм Соломона.  Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали[11].

 Но пророк Аггей, которого послал Господь к иудеям, утешил их, предсказав, что слава этого последнего храма будет больше, чем прежнего, потому что в этот храм придет Желанный всеми народами, Христос, Спаситель мира[12]. )   

 

 

     Ветхозаветные пророки подготовили необходимые условия для успешного распространения новозаветной веры.

 

 

 

Файлы для скачивания:

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

 


[1] Протоиерей      Николай Попов.  Священная История Ветхого Завета. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1977, стр. 110-111.

[2] Ис. 7, 14

[3] Ис. 61:1-2

[4] Ис. 35:5-6

[5] Ис. 11:1- 10

[6] Иер. 20:8-9

[7] Имя Отрасль впервые встречается у пророка Исаии. Оно относится к Мессии. Это символическое имя говорит о чудесном и необычайном рождении Мессии, а именно, что оно состоится без участия мужа, подобно тому, как отрасль, без семени, рождается прямо из корня растения.

[8] Иер. 23:5 и 33:16

[9] 2-я Мак.  2:4-8 «Было также в Писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.
Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место».

[10]Даниил 9, 23-26

[11] Езд 3:12

[12] Аггей 2: 6-9


Назад к списку