Урок 16. Почему израильский народ 40 лет странствовал по пустыне. Вступление в Землю Обетованную
Задачи:
· ребёнок поймёт, что Бог обрёк израильтян на сорокалетнее странствие по пустыне потому, что в решительный момент, народ, проявив малодушие и недоверие Богу, показал полную неготовность к завоеванию Земли Обетованной;
· придёт к выводу, что израильтяне понесли справедливое и необходимое наказание: вступив через клятву в союз с Богом, израильский народ стал богоизбранным, роль которого заключалась в хранении и распространении веры в Единого Бога среди языческого мира, а потому в Землю Обетованную должно было войти новое, прошедшее школу всевозможных испытаний, обновленное и возрожденное поколение, наученное всегда и во всём полагаться на Бога.
№ м-ф |
Название медиафайлов |
01/видео |
Исход: 1мин 18 с |
02 |
На горе Синай |
03 |
Скиния |
04 |
Аарон и его сыновья |
05 |
Облако Господне над скинией |
06/видео |
Ковчег – впереди стана: 19 с |
07/видео |
У границ Земли Обетованной: 25 с |
08/видео |
Неверие израильтян: 45 с |
09/видео |
Переход через Красное море: 2 мин 48 с |
10 /видео |
«Нам нужен новый вождь!»: 1 мин 25 с |
11/видео |
40 лет за каждый день: 48 с |
12/видео |
40 лет – время испытаний: 56 с |
13/видео |
Конец странствования. Иисус Навин: 1 мин |
14/видео |
Моисей на горе Нево: 47 с |
15 |
Прощание с Моисеем |
16 |
Вершина горы Нево |
Из Египта с Моисеем вышло до шестисот тысяч человек, не считая жен и детей (м-ф 01/видео. Исход: 1 мин 18 с).
· Какое значимое событие для всего человечества произошло на 50-й день по выходе из Египта у горы Синай? (Заключение Завета)
·С какой целью Бог заключает Завет с израильским народом? (Ответы детей)
Обобщение учителя. Целью Завета было выделение израильского народа из среды остального человечества, которое, забыв о Боге, впало в идолопоклонство. Став богоизбранным, израильский народ должен быть хранить и распространять знания об истинном Боге, жить по Закону, данным Богом на горе Синай (м-ф 02. На горе Синай), и готовиться к принятию рождения из среды своего народа Спасителя всего мира.
Через Моисея Господь так сказал израильскому народу: «…если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов… будете у Меня царством священников и народом святым»
·Подумайте, Кому принадлежала высшая власть в израильском народе? (Высшая власть сохранялась за Моисеем, но она исходила от Самого Бога, а Моисей был только посредником между Богом и народом.)
Как Правитель или Царь Своего народа, Бог должен был иметь особое место Своего присутствия среди израильтян, и таким местом сделалась … (ответы детей: скиния (м-ф 03).
Целый год стояли лагерем израильтяне у горы Синай.
Наступил второй год после выхода евреев из Египта. Когда скиния была готово, и было совершено торжественное освящение её вместе с посвящением Аарона и его сыновей на священное служение (м-ф 04. Аарон и его сыновья), настало время собираться в путь.
Знаком, по которому израильтяне должны были собираться в путь, было Облако присутствия Господня, которое поднималось над Скинией (м-ф 05. Облако над скинией).
Ковчег Завета, как высшая святыня, шел впереди стана (м-ф 06/ видео. Ковчег – впереди стана: 20 с).
За время долгой стоянки у Синая люди уже отчасти забыли о тяжестях пути в пустыне, а также о чудесных знамениях, сопровождавших их в пути. Поэтому когда народ опять был вынужден с неимоверными усилиями продвигаться вперед по скалам и пескам, то снова посыпались упрёки в сторону Моисея. Горечь египетского рабства уже успела значительно изгладиться из памяти народа, и измученные люди вспомнили Египет, то, как они ели там мясо, рыбу, огурцы, дыни, лук, чеснок… «А ныне, - сетовали они, - душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших».
По прошествии двух лет выхода из Египта, с тяжелыми испытаниями израильтяне наконец дошли до южной границы Ханаана (м-ф 07/видео. У границ Земли Обетованной: 25 с)
Прежде чем перейти границу и начать завоевание Земли Обетованной, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена.
Спустя сорок дней разведчики вернулись в лагерь. Но сведения их были не утешительны. Они не отрицали чудесного плодородия обетованной земли и в доказательство принесли на шестах огромные грозди винограда, гранаты, сочные смоквы, но вместе с тем, они так напугали рассказами о силе и исполинском росте палестинских жителей, неприступности их городов и крепостей, что повергли весь стан в отчаяние (м-ф 08/видео. Неверие израильтян: 43 с). «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! Для чего Господь ведет нас в землю сию, - вопили они, - чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?[1]»
Проклятия и жалобы становились все громче и, в конце концов, завершились бурными беспорядками. Подстрекатели и смутьяны требовали смещения Моисея, выбора нового вождя и возвращения в Египет.
Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого им надо иметь только крепкую веру в Бога, Который так чудесно вывел их из Египта.
Надо сказать, что многими чудесами и знамениями Бог освобождал свой народ от египетского рабства. И одно из чудес – переход через Красное море. Фараон, на себе испытавший могущество истинного Бога, вынужден был отпустить израильтян, но вскоре пожалел об этом и решил вернуть их назад. Собрав войско с колесницами и всадниками, фараон отправился в погоню.
На третий день по выходе из Египта израильтяне подошли к Чермному (или Красному) морю и вдруг с ужасом увидели догоняющее их египетское войско во главе с самим фараоном.
· Как вы думаете, что могли сделать обременённые детьми, стариками, женщинами, и к тому же безоружные израильтяне, увидев грозное египетское войско? (Предположения детей)
Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, израильтяне стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Моисей, ободряя народ, с крепкой верой молился Господу. И вдруг столп облачный, который указывал дорогу, передвинулся назад и стал между египтянами и израильтянами. Темной стороной он был обращён к египтянам, а светлой - к евреям. В лагере египтян стало темно, и они не могли видеть израильтян. Таким образом, облачный столп скрыл от египетского войска израильский стан, а израильтянам освещал путь. Так продолжалось целую ночь.
В это время Моисей по повелению Божию взял жезл и простёр руку свою на море (м-ф 09/видео. Переход через Красное море: 2 мин 48 с. Господь поднял сильный восточный ветер на всю ночь, и воды расступились. Израильтяне стали переходить по сухому дну на другой берег, а вода была им стеною по правую и левую стороны .
Слыша в еврейском стане движение, египтяне погнались за израильтянами по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время народ израильский вышел на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простёр руку свою с жезлом на море, и вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников войска фараонова, и потопила египтян.)
Дополнительный материал для учителя. Такое необычайное событие, конечно, не могло пройти незамеченным в тогдашнем мире, и предания о нем долго сохранялись у соседних народов. Племена к востоку от Чермного моря имеют предание, передающееся в течение веков, что однажды весь залив во время сильного отлива обнажился от воды, которая стенами стояла по обеим сторонам, делая видимым дно». Жрецы Илиопольские (город Илиополь) рассказывают, что «когда царь египетский преследовал иудеев, то Моисей ударил воды своим жезлом и они расступились так, что израильтяне могли пройти как по суху. Когда же египтяне решились вступить на этот опасный путь, то были ослеплены огнем с неба, море ринулось на них, и они все погибли частью от молнии, частью от волн».
Но увещевания Иисуса Навина и Халева во всём положившись на Бога, смело идти в Землю Обетованную, еще больше раздражали толпу маловеров, и они с яростью накинулись на них, собираясь побить камнями. Смельчаков спасло только то, что они спрятались во дворе Скинии. Разъяренная толпа обступила Скинию и хотела побить камнями не только Иисуса и Халева, но и своего вождя Моисея и первосвященника Аарона (м-ф 10 видео. «Нам нужен новый вождь!»: 1 мин 25 с). Наверное, возбужденная толпа не остановилась бы, если бы слава Господа в виде облака не осенила Скинию.
Обращаясь к Моисею, Господь сказал: "Доколе будет раздражать Меня народ сей»?
· Как вы думаете, почему отчаяние, в которое впали израильтяне, оскорбило Господа? (Предположения детей)
Народ, несмотря на все, полученные от Бога чудеса и благодеяния, высказал Ему полное недоверие. Вместо того, чтобы, во всём полагаясь на Бога, смело и мужественно идти вперед, они малодушно предались отчаянию и воплю, готовые избрать нового вождя, который поведёт их обратно в Египет.
«Доколе, - продолжал Господь, обращаясь к Моисею, - будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его[2]".
С пламенной молитвой Моисей обратился к Богу о помиловании Израиля. И опять молитва вождя спасла израильтян от неминуемой гибели.
Господь повелел Моисею сообщить народу следующее: «Скажи им: как говорили вы вслух Мне («Для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам»), так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, и Иисуса, детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели,
сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» (м-ф 11/видео. 40 лет за каждый день…: 48 с).
· Какое наказание должен понести израильский народ?
В течение оставшихся 38 лет израильтянам предстояло скитаться в пустыне, пока не умрёт последний из роптавших на Бога. И только тем, кому еще не исполнилось двадцать лет, кроме Иисуса Навина и Халева, только им суждено вступить во владения Земли Обетованной.
·Почему Бог вынужден был обречь израильтян на сорокалетнее странствование? (Предположения детей)
Освобожденный Богом народ, оставался малодушным и маловерным, и потому недостоин он был Земли Обетованной. В Землю Обетованную должно войти новое поколение, которое не знало египетского рабства; поколение рожденное и воспитанное уже в суровых условиях кочевой жизни; поколение, которое воспитает Сам Господь.
·Почему это наказание не распространялось на Иисуса Навина и Халева? (За непоколебимую веру в Бога)
В награду за непоколебимую веру в промысел Божий их ожидала высокая честь — ввести молодое поколение в Землю Обетованную.
· Как вы думаете, как старое поколение израильтян отреагировало на повеление Божие вернуться в пустыню? (Предположения детей)
Вместо того, чтобы повиноваться Божиему повелению, зачинщики
бунта, собрав большое войско, решили самовольно, без благословения Божия, предпринять завоевание Обетованной Земли.
При первом же столкновении с амаликитянами и хананеянами израильское войско было разбито. Только после этого евреи смирились, и Моисей вновь обрел власть над своим народом.
То, как поступили израильтяне, ещё раз показало, что они недостойны
были, называясь народом Божиим, войти в Землю Обетованную.
С тяжелым сердцем Моисей повёл народ обратно в пустыню.
· Подумайте, с какой целью Господь повелел Моисею вести израильский народ обратно в пустыню? (Ответы детей)
Пустыня была школой не только физического, но и нравственного воспитания, из которой народ должен был выйти обновленным и возрожденным (м-ф 12/видео. 40 лет – время испытаний: 56 с. Эти сорок лет странствий были трудным временем для народа, временем испытаний, из которых он должен был выйти обновленным и возрожденным. Суровый климат Синайского полуострова, неудобства кочевой жизни должны были приучить иудеев в любых обстоятельствах своей жизни полагаться на Бога. Они должны были научиться ценить духовные блага – верность Богу и соблюдение Его заповедей – выше материальных. Только тогда Господь даст им в изобилии все – плодородные земли, обильные урожаи, благоденствие и мир.)
Итак, в Землю Обетованную должно войти новое поколение, которое не знало египетского рабства; поколение, рожденное и воспитанное уже в суровых условиях кочевой жизни; поколение, которое воспитает Сам Бог. И только тем, кому еще не исполнилось двадцать лет, суждено было вступить во владения Земли Обетованной (м-ф 13/видео. Конец странствования. Иисус Навин: 1 мин. Сорокалетнее странствие подходило к концу. В пустыне родилось новое поколение иудейского народа, которому суждено было вступить в Землю Обетованную. Это поколение выросло в суровых условиях пустыни, в условиях постоянных опасностей и лишений. Оно было сильно духом и верой в единого Бога.
Их отцы, запятнавшие себя маловерием, привязанностью к земным благам умерли в пустыне и были похоронены там. Из всего многочисленного народа, вышедшего из Египта, только Иисус Навин и Халев, доказавшие свою преданность Богу, достигнут цели долгого пути. Иисус Навин станет вождем народа, и под его руководством иудеи завоюют Землю Обетованную.)
За то, что Моисей в конце сорокалетнего странствования единожды проявил маловерие, ему также не суждено было ступить на Землю Обетованную. Но Господь с вершины горы Нево, куда Моисей по повелению Божию поднялся один, показал ему эту Землю (м-ф 14/видео. Моисей на горе Нево: 47 с).
С вершины этой горы Моисей больше не вернулся (м-ф 15. Прощание с Моисеем). Кончина его окутана тайной (м-ф 16. Вершина горы Нево) Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня»[3], говорится в Священном Писании.
Проверь себя, решив кроссворд: