Урок 16. Почему израильский народ 40 лет странствовал по пустыне. Вступление в Землю Обетованную

Урок 16. Почему израильский народ 40 лет странствовал по пустыне. Вступление в Землю Обетованную

 

Задачи:

·       ребёнок поймёт, что Бог обрёк израильтян на сорокалетнее странствие по пустыне потому, что в решительный момент, народ, проявив малодушие и недоверие Богу, показал полную неготовность к завоеванию Земли Обетованной;

·       придёт к выводу, что израильтяне понесли справедливое и необходимое наказание: вступив через клятву в союз с  Богом, израильский народ стал богоизбранным, роль которого заключалась в хранении и распространении веры в Единого Бога среди языческого мира, а потому в Землю Обетованную должно было войти новое, прошедшее школу всевозможных испытаний, обновленное и возрожденное поколение, наученное всегда и во всём по­лагаться на Бога.

 

 

№ м-ф

Название медиафайлов

01/видео

Исход: 1мин 18 с

02

На горе Синай

03

Скиния

04

Аарон и его сыновья

05

Облако Господне над скинией

06/видео

Ковчег – впереди стана: 19 с

07/видео

У границ Земли Обетованной: 25 с

08/видео

Неверие израильтян: 45 с

09/видео

Переход через Красное море: 2 мин 48 с

10 /видео

«Нам нужен новый вождь!»: 1 мин 25 с

11/видео

40 лет за каждый день: 48 с

12/видео

40 лет – время испытаний: 56 с

13/видео

Конец странствования. Иисус Навин: 1 мин

14/видео

Моисей на горе Нево: 47 с

15

Прощание с Моисеем

16

Вершина горы Нево

 

     Из Египта с Моисеем вышло до шестисот тысяч человек, не считая жен и детей (м-ф 01/видео. Исход: 1 мин 18 с).

·       Какое значимое событие для всего человечества произошло на 50-й день по выходе из Египта у горы Синай? (Заключение Завета)

·С какой целью Бог заключает Завет с израильским народом?  (Ответы детей)

     Обобщение учителя. Целью Завета было выделение израильского народа из среды остального человечества, которое, забыв о Боге, впало в идолопоклонство. Став богоизбранным, израильский народ должен быть хранить и распространять знания   об истинном Боге, жить по Закону, данным Богом на горе Синай (м-ф 02. На горе Синай), и готовиться к принятию рождения из среды своего народа Спасителя всего мира.

     Через Моисея Господь так сказал израильскому народу: «…если вы будете слушаться гласа Моего и со­блюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов… будете у Меня царством свя­щенников и народом святым»

·Подумайте, Кому принадлежала высшая власть в израильском народе? (Высшая власть  сохранялась за Моисеем, но она исходила от Самого Бога, а Моисей был только посредником между Богом и народом.)

     Как Правитель или Царь Своего народа, Бог должен был иметь особое место Своего при­сутствия среди израильтян, и таким местом сделалась … (ответы детей: скиния (м-ф 03).  

Целый год стояли лагерем израильтяне у горы Синай.

     Наступил второй год после выхода евреев из Египта. Когда скиния была готово, и было совершено торжественное освящение её вместе с посвящением Аарона и его сыновей на священное служение (м-ф 04. Аарон и его сыновья), настало время собираться в путь.

      Знаком, по которому израильтяне должны были собираться в путь, было Облако присутствия Господня, которое поднималось над Скинией (м-ф 05. Облако над скинией).

           Ков­чег Завета, как высшая святыня, шел впереди стана (м-ф 06/ видео. Ковчег – впереди стана: 20 с).

     За время долгой стоянки у Синая люди уже отчасти забыли о тяжестях пути в пустыне, а также о чу­десных знамениях, сопровождавших их в пути. Поэтому когда народ опять был вынужден с неимоверными усилиями продвигаться вперед по скалам и пескам, то снова  посыпались упрёки в сторону Моисея.  Горечь египетско­го рабства уже успела значительно изгладиться из па­мяти народа, и измученные люди вспомнили Египет, то, как они ели там мясо, рыбу, огурцы, дыни, лук, чеснок… «А ныне, - сетовали они, - душа наша изнывает; ни­чего нет, только манна в глазах наших».

По прошествии двух лет выхода из Египта, с тяжелыми испытаниями израильтяне наконец дошли до южной границы Ханаана (м-ф 07/видео. У границ Земли Обетованной: 25 с)

 Прежде чем перейти границу и начать завоевание Земли Обетованной, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена.

Спустя сорок дней разведчики вернулись в лагерь. Но сведения их были не утешительны. Они не отри­цали чудесного плодородия обетованной земли и в доказательство принесли на шестах огромные грозди винограда, гранаты, сочные смоквы, но вместе с тем, они так напугали рассказами о силе и исполинском росте палестинских жителей, неприступности их городов и кре­постей, что повергли весь стан в отчаяние (м-ф 08/видео. Неверие израильтян: 43 с). «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! Для чего Господь ведет нас в землю сию, - вопили они, - чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?[1]»    

     Проклятия и жалобы становились все громче и, в конце концов, завершились бурными беспорядками. Подстрекатели и смутьяны требовали смещения Моисея, выбора нового вождя и возвращения в Египет.

Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке,  старались успокоить взбунтовавшийся народ и убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого им надо иметь только крепкую веру в Бога, Который так чудесно вывел их из Египта.

     Надо сказать, что многими чудесами и знамениями Бог освобождал свой народ от египетского рабства. И одно из чудес – переход через Красное море.  Фараон, на себе испытавший могущество истинного Бога, вынужден был отпустить израильтян, но вскоре пожалел об этом и решил вернуть их назад. Собрав войско с колесницами и всадниками, фараон отправился в погоню.

     На третий день по выходе из Египта израильтяне подошли к Чермному (или Красному) морю и вдруг с ужасом увидели догоняющее их египетское войско во главе с самим фараоном. 

·       Как вы думаете, что могли сделать обременённые детьми, стариками, женщинами, и к тому же безоружные израильтяне, увидев грозное египетское войско? (Предположения детей)

     Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, израильтяне стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Моисей, ободряя народ, с крепкой верой молился Господу. И вдруг столп облачный, который указывал дорогу, передвинулся назад и стал между египтянами  и израильтянами. Темной стороной он был обращён к египтянам, а светлой - к евреям.  В лагере египтян стало темно, и они не могли видеть израильтян. Таким образом, облачный столп скры­л от египетского войска израильский стан, а израильтянам освещал путь. Так продолжалось целую ночь.

     В это время Моисей по повелению Божию взял жезл и простёр руку свою на море (м-ф  09/видео. Переход через Красное море: 2 мин 48 с. Господь поднял сильный восточный ветер на всю ночь, и воды расступились. Израильтяне стали переходить по сухому дну на другой берег, а вода была им стеною по правую и левую стороны .

     Слыша в еврейском стане движение, египтяне погнались за израильтянами по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время народ израильский вышел на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простёр руку свою с жезлом на море, и вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников войска фараонова, и потопила египтян.)

Дополнительный материал для учителя. Такое необычайное событие, конечно, не могло прой­ти незамеченным в тогдашнем мире, и предания о нем долго сохранялись у соседних народов. Племена к востоку от Чермного моря имеют предание, передающееся в течение веков, что однажды весь залив во время сильного отлива обнажился от воды, кото­рая стенами стояла по обеим сторонам, делая видимым дно». Жрецы Илиопольские (город Илиополь) рассказывают, что «когда царь египетский преследовал иудеев, то Моисей ударил во­ды своим жезлом и они расступились так, что израильтя­не могли пройти как по суху. Когда же египтяне реши­лись вступить на этот опасный путь, то были ослеплены огнем с неба, море ринулось на них, и они все погибли ча­стью от молнии, частью от волн».

Но увещевания Иисуса Навина и Халева во всём положившись на Бога, смело идти в Землю Обетованную, еще больше раздражали толпу маловеров, и они с яростью накинулись на них, собираясь побить камнями.  Смельчаков спасло только то, что они спрятались во дворе Скинии. Разъяренная толпа обступила Скинию и хотела побить камнями не только Иисуса и Халева, но и своего вождя Моисея и первосвященника Аарона (м-ф 10 видео. «Нам нужен новый вождь!»: 1 мин 25 с). Наверное, возбужденная толпа не остановилась бы, если бы слава Господа в виде облака не осенила Скинию.

Обращаясь к Моисею, Господь сказал: "Доколе будет раздражать Меня народ сей»?

·     Как вы думаете, почему отчаяние, в которое впали израильтяне, оскорбило Господа? (Предположения детей)

Народ, несмотря на все, полученные от Бога чудеса и благодеяния, высказал Ему полное недоверие. Вместо того, чтобы, во всём полагаясь на Бога, смело и мужественно идти вперед, они малодушно преда­лись отчаянию и воплю, готовые избрать нового вождя, который поведёт  их обратно в Египет.

«Доколе, - продолжал Господь, обращаясь к Моисею, - будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его[2]".

 С пламенной молитвой Моисей обратился к Богу о помиловании Израиля. И опять молитва вождя спасла израильтян от неминуемой гибели.

Господь повелел Моисею сообщить народу следующее: «Скажи им: как говорили вы вслух Мне («Для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам»), так и сделаю вам;  в пустыне сей падут тела ваши, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, и Иисуса, детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели,
сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» (м-ф 11/видео. 40 лет за каждый день…: 48 с).

·       Какое наказание должен понести израильский народ?

В течение оставшихся 38 лет израильтянам предстояло скитаться в пустыне, пока не умрёт последний из роптавших на Бога. И только тем, кому еще не исполнилось двадцать лет, кроме Иисуса Навина и Халева, только им суждено вступить во владения Земли Обетованной.

·Почему Бог вынужден был обречь израильтян на сорокалетнее странствование? (Предположения детей)

     Освобожденный Богом народ, оставался малодушным и маловерным, и потому недостоин он был Земли Обетованной. В Землю Обетованную должно войти новое поколение, которое не знало египетского рабства; поколение рожденное и воспитанное уже в суровых условиях кочевой жизни; поколение, которое воспитает Сам Господь.

·Почему это наказание не распространялось на Иисуса Навина и Халева? (За непоколебимую веру в Бога)

 В награду за непоколебимую веру в промысел Божий их ожидала высокая честь ввести молодое поколение в Землю Обетованную.

· Как вы думаете,  как  старое поколение израильтян отреагировало на повеление Божие вернуться в пустыню? (Предположения детей)

     Вместо того, чтобы повиноваться Божиему повелению,  зачинщики

бунта, собрав большое войско, решили самовольно, без благословения Божия, предпринять завоевание Обетованной Земли.

          При первом же столкновении с амаликитянами и хананеянами израильское войско было разбито. Только после этого евреи смирились, и Моисей вновь обрел власть над своим народом.

То, как поступили израильтяне, ещё раз показало, что они недостойны

были, называясь народом Божиим,  войти в Землю Обетованную.

 С тяжелым сердцем Моисей повёл народ обратно в пустыню.

·       Подумайте, с какой целью Господь повелел Моисею вести израильский народ обратно в пустыню? (Ответы детей)

Пустыня была школой не только физи­ческого, но и нравственного воспитания, из которой народ должен был выйти обновленным и возрожденным (м-ф 12/видео. 40 лет – время испытаний: 56 с. Эти сорок лет странствий были трудным временем для народа, временем испытаний, из которых он должен был выйти обновленным и возрожденным. Суровый климат Синайского полуострова, неудобства кочевой жизни должны были приучить иудеев в любых обстоятельствах своей жизни полагаться на Бога. Они должны были научиться ценить духовные блага – верность Богу и соблюдение Его заповедей – выше материальных. Только тогда Господь даст им в изобилии все – плодородные земли, обильные урожаи, благоденствие и мир.)

     Итак, в Землю Обетованную должно войти новое поколение, которое не знало египетского рабства; поколение, рожденное и воспитанное уже в суровых условиях кочевой жизни; поколение, которое воспитает Сам Бог. И только тем, кому еще не исполнилось двадцать лет, суждено было вступить во владения Земли Обетованной (м-ф 13/видео. Конец странствования. Иисус Навин: 1 мин. Сорокалетнее странствие подходило к концу. В пустыне родилось новое поколение иудейского народа, которому суждено было вступить в Землю Обетованную. Это поколение выросло в суровых условиях пустыни, в условиях постоянных опасностей и лишений. Оно было сильно духом и верой в единого Бога.
Их отцы, запятнавшие себя маловерием, привязанностью к земным благам умерли в пустыне и были похоронены там. Из всего многочисленного народа, вышедшего из Египта, только Иисус Навин и Халев, доказавшие свою преданность Богу,  достигнут цели долгого пути. Иисус Навин станет вождем народа, и под его руководством иудеи завоюют Землю Обетованную.
)

За то, что Моисей в конце сорокалетнего странствования единожды проявил маловерие, ему также не суждено было ступить на Землю Обетованную. Но Господь с вершины горы Нево, куда Моисей по повелению Божию поднялся один, показал ему эту Землю (м-ф 14/видео. Моисей на горе Нево: 47 с).

      С вершины этой горы Моисей больше не вернулся (м-ф 15. Прощание с Моисеем). Кончина его окутана тайной (м-ф 16. Вершина горы Нево) Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня»[3], говорится в Священном Писании.

 

Проверь себя, решив  кроссворд:

                                                           

                                     

  

По горизонтали: 

                          

1. Праздник, который  Моисей  установил по повелению  Господа в память об избавлении      израильского народа от египетского рабства.

                                                                            

2. Море, через которое перешли израильтяне, спасаясь от войска фараона. 

 

3. Брат Моисея, чей расцветший жезл находился в Ковчеге Завета.

 

4.  Гора, у подножия которой Бог заключил Завет с израильским народом.

 

По вертикали:

 

5. Две каменные доски, на которых Самим Господом были начертаны 10 заповедей Закона Божия.

 

6. Пища, которой Господь питал израильский народ после исхода из Египта во время 40-летних скитаний по пустыне.

 

7. Переносной храм, образец построения которого был таинственно показан­ Моисею на горе Синай.

 

8. Гора, с вершины которой Господь показал Моисею всю Землю Обетованную, и с которой Моисей уже больше не вернулся.

 

Файлы для скачивания:

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Чис. 14:2-3

[2] Чис. 14:11-12 

[3] Втор. 34: 6


Назад к списку