Уроки 13-14. Синайское Законодательство - нравственный Закон человечества. Заповеди об отношении людей друг к другу
Задачи:
· ребёнок поймёт, что под почитанием родителей подразумевается забота, внимание, уважение и разумное послушание и, что с почтением нужно относится не только к своим родителям, но и ко всем людям, более старшего возраста;
· овладеет понятием «разумное послушание», как послушание, не противоречащее Заповедям Божиим;
· осмыслит, что заповедь «не убий» относится не только к человеку, но и к животным и растениям;
· поймёт, что присвоение, а тем более утаивание найденной вещи, есть нарушение 8-й Заповеди;
· у ребёнка появится желание сделать всё возможное для того, чтобы утерянная вещь вернулась к своему хозяину;
· осознает, что все Заповеди тесно переплетены друг с другом, и невозможно нарушить одну Заповедь, не нарушив другие;
· придёт к выводу, что от человека не требуется невозможного: все Заповеди выполнимы.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Пророк Моисей |
02/видео |
5-я Заповедь: 41 с |
03/видео |
Что значит почитать родителей: 33 с |
04 |
Бабка |
05 |
Жаба |
06 |
Береги природу! |
07/видео |
Отрывок из м-ф «Аленький цветочек»: 1 мин 15 с |
08 |
Словарь. Зависть |
· С какими заповедями (м-ф 01. Пророк Моисей) мы познакомились на прошлом уроке? (С первыми четырьмя Заповедями об отношении людей к Богу)
Проверка д/з: соотнесение пословиц и картинок с первыми четырьмя Заповедями об отношении людей к Богу.
Сегодня мы познакомимся с остальными шестью Божьими Заповедями об отношении людей друг к другу.
Открывает их заповедь об отношении к родителям (м-ф 02/видео. 5-я Заповедь: 41 с. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе.)
· Как вы думаете, почему сразу после заповедей о любви к Богу, стоит заповедь о любви к родителям?
Родители – посредники между человеком и Богом. Они – «врата», через которые человек входит в этот мир – и эти врата освящены Богом.
· Как вы понимаете слово «почитание»? Что в себя включает это понятие? (Предположения детей м-ф 03/видео. Что значит почитать родителей: 33 с).
Почитание предполагает заботу, внимание, уважение и разумное послушание.
· Что значит «разумное послушание»? (Предположения детей).
После того как зло вошло в мир, оно одинаково воздействует как на детей, так и на взрослых людей. К сожалению, бывают случаи, когда родители просят своих детей поступить в разрез с заповедями Божьими, например, сказать неправду.
· Как поступить в этом случае? И можно ли осуждать родителей за это?
Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя отзываться о своих родителях плохо. Нужно почтительно и смиренно напомнить, что такой поступок нарушает заповедь Божию и не может быть полезным, но напротив, принесет вред. Таким образом, вы и сами избежите зла и своих близких оградите от опрометчивого совета или поступка.
Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из рассказа Валентины Александровны Осеевой «Бабка» (м-ф 04. Бабка). Он напечатан в ваших тетрадях.
После прочтения данного отрывка из рассказа нужно будет ответить на вопросы, написанные в конце текста:
В. Осеева. «Бабка» (отрывок)
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.
— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
— Старый человек… Куда же ей деться?
— Зажилась на свете… — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место — вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
…………………………..
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
— Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
— Как это — главная? — заинтересовался Борька.
— Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.
Товарищ покачал головой.
— Чудно! Теперь старых все уважают…Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!
— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас... сыта и здрава.
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!
— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.
— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
— Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.
· Чему, по совету бабки, родители должны были радоваться?
· Как вы понимаете слова бабки: «Что убьёте, то не вернёте?»
Удивительная особенность пятой заповеди: из всех 10 заповедей она единственная, которая не только не грозит наказанием (прямо или косвенно), но напротив даёт обетование благ.
· Какие блага обещает Господь человеку за почитание родителей? (Ответы детей)
6-ю заповедь вы, прослушав рассказ «Лошадь и жаба», назовёте мне сами.
Лошадь и жаба (м-ф 05. Жаба)
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлепать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи — хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю ее изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают, да еще хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на нее крикнул... Колеса глубоко увязли в грязи; трудно лошади свернуть в сторону. А все-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» — сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.
· О чём заставляет задуматься рассказ?
· Этот рассказ, как я уже сказала, имеет прямое отношение к 6-й заповеди. Как вы думаете, о чём говорит эта заповедь. (Не убий)
· Что включает в себя понятие «Не убий»? (Подвести детей к осмыслению, что «не убий» относится ко всему живому: человек, животные, растения.)
6-я заповедь имеет отношение не только к человеческой жизни. Люди должны оберегать и жизнь животных. Нельзя без особой необходимости убивать животных. Ведь даже к тем, кому по роду своей профессии приходится умерщвлять животных, например, к забойщикам скота, у людей особое отношение: ведь далеко не каждый человек сможет убить животное.
· Сейчас пусть каждый из вас ответит самому себе: «Не обижал ли я беззащитных животных, включая «букашек и таракашек». Не лишил ли я, без особой необходимости, кого-нибудь из них жизни?»
· Как вы думаете, к растениям эта заповедь имеет отношение?
Конечно! Недопустимо без необходимости рубить деревья, ломать ветки, срывать цветы. Даже наслаждаясь природой, нужно чутко относиться и оберегать эту красоту.
Послушайте, как об этом говорит словацкий поэт Павол Гвездослав :
Я соpвал цветок — и он увял,
Я поймал мотылька — и он умеp
У меня на ладони.
И тогда я понял, что пpикоснуться
К кpасоте можно только сеpдцем.
Этой заповедью Господь напоминает нам, что этот прекрасный и удивительный мир – дар людям, и человек должен не губить его, а хранить и заботиться о нём (м-ф 06. Береги природу).
7. Не прелюбодействуй, т.е. люби верно, не обманывай.
Священное Писание прямо говорит о том, человек создан по образу и подобию Божию[1]. Образ Божий в человеке заключается и в способности любить. Любовь – это дар Божий. Настоящая любовь – это святое чувство. Господь говорит нам: «Не обманывай человека, который тебя любит». Прелюбодеяние – это обман, предательство, надругательство над чувствами любимого человека. Этой заповедью Господь учит людей быть чистым в мыслях и желаниях, быть верным в дружбе и любви.
Чтение отрывка рассказа Б. Щергина «Миша Ласкин».
Однажды мой отец строил корабль недалеко от города, и мы с Мишей ходили глядеть на его работу. В обеденный час отец угощал нас пирогами с рыбой. Он гладил Мишу по голове и говорил:
- Ешь, мой голубчик.
Потом нальет квасу в ковшик и первому подает Мише:
- Пей, мой желанный.
Я всегда ходил на стройку вместе с Мишей. Но однажды я подумал: "Не возьму сегодня Мишу. Умею с кем поговорить не хуже его".
И не сказал товарищу, один убежал.
Корабль уже был спущен на воду. Без лодки не добраться. Я с берега кричу, чтобы послали лодку. Отец поглядывает на меня, а сам с помощниками крепит мачту. А меня будто и не узнает.
Целый час орал я понапрасну. Собрался уходить домой. И вдруг идет Миша.
Спрашивает меня:
- Почему ты не зашел за мной?
Я еще ничего не успел соврать, а уж с корабля плывет лодочка. Отец увидел, что я стою с Мишей, и послал за нами.
На корабле отец сказал мне строго и печально:
- Ты убежал от Миши потихоньку. Ты обидел верного товарища. Проси у него прощенья и люби его без хитрости.
8. Не укради.
Н.Н. Соколова
Первое покаяние.
Мне было шесть лет. Я услышала от брата, что если мячик проткнуть, то из него выйдет воздух, и он прыгать не будет. “Неправда, – решила я, – мяч прыгает потому, что он упругий, резиновый. Как в него забрался воздух? Он без отверстия, гладкий”.
Этот вопрос не давал мне покоя. Я решила сама проверить свойства мяча: взяла большой пёстрый мяч подруги и проткнула его иглой, будучи твёрдо убеждена в правоте своего рассуждения. Но – о ужас! Мяч тут же превратился в продавленное полушарие. Я его забросила подальше и никому ничего не сказала. Вскоре он попался на глаза взрослым, и они решили, что мяч накололся на гвоздь в заборе. Никто не знал о моей проделке, никто не жалел о мяче, так как были и другие мячики.
Но совесть меня мучила. “Если б это был наш мяч! Тогда я имела бы право его проколоть, – думала я. – Но ведь он был чужой! Значит, я его как бы своровала! Как стыдно! Что теперь мне делать? Как избавиться от греха?”
Я решила подойти к священнику в церкви и всё ему рассказать. Это была моя первая покаянная исповедь. Как я её боялась! “Батюшка будет меня ругать, – думала я. – Ну и пусть, так мне и надо”. Я собралась с духом и подошла к отцу Петру, когда он исповедывал. Замирая от страха, я кое-как рассказала всё, как было. Священник ласково погладил меня по голове и сказал: “Это детская любознательность. Бог простит, иди с миром”.
Тут мне захотелось с ним поспорить, доказать ему, что я – воровка. “Ведь мяч-то был чужой”, – заметила я. А батюшка заулыбался и впервые в жизни покрыл меня епитрахилью.
Но совесть продолжала мучить меня, пока я не покаялась перед подругой, мяч которой я испортила. Моя подруга с радостью простила меня, и только после этого я успокоилась.
· Выбери пословицу из урока 14, которая подходит к данному рассказу.
9. Не лжесвидетельствуй (Не лги ни себе, ни другим)
· Зачем человек лжёт? (Ответы детей).
Вывод. Человек лжёт, чтобы что-то выгадать, получить какие –либо преимущества, или возвеличиться перед другими людьми, или, например, чтобы избежать наказания, …
· Но что происходит на самом деле? (Ответы детей)
Сегодня мы познакомимся с рассказом Валентины Александровны Осеевой «Что легче?», который напечатан в ваших тетрадях.
После прочтения рассказа, ребята делятся на 6 групп: ребята первых парт каждой колонки объединяются с ребятами вторых парт, а ребята, сидящие за третьими партами - с ребятами четвёртых парт своей колонки. Дети с последних парт присоединяются к группам своей колонки.
· Каждая группа должна будет выполнить два задания. Первое задание индивидуально для каждой группы (по порядковому номеру группы), второе - одинаково для всех групп.
В. Осеева «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка— глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Задание 1.
1 группа. Почему двое из мальчиков решили соврать родителям?
2 группа. Почему один из мальчиков решил сказать правду?
3 группа. Что ложь принесла первым двум мальчикам? (Двойное наказание)
4 группа. Почему тётка простила мальчика, сказавшего правду? (Повинился прямо с порога в том, что, заигрался с ребятами в лесу, и тем самым заставил свою тётю переживать и беспокоиться за него.)
5 группа. В тексте выделите предложение, в котором заключена основная мысль. (Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.)
6 группа. Как вы думаете, кто из мальчиков по настоящему любил своих близких? Обоснуйте свой ответ. (Третий мальчик: первые двое думали только о себе, как бы им избежать наказания, а третий мальчик - о тёте, которая переживала за него и беспокоилась).
Задание 2. Какую из пословиц вы бы вынесли в заглавие рассказа? Объясните свой выбор.
· Ложь в правду рядилась, да о правду и разбилась.
· Лжецу и в правде не верят.
· Повинную голову и меч не сечёт.
· Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
· Раз солгал, а навек лгуном стал.
· Ребята, подумайте, почему лжец, в конечном итоге, всегда проигрывает? (Ответы детей)
Народная мудрость, уберегая людей от беды, так говорит:
· Резва ложь, да от правды не уйдёшь.
· Враньё не ведёт в добро.
· Как ни путай, а воля Божья распутает.
· Как вы думаете, могут ли у лгуна быть настоящие друзья? Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей)
Вывод. У лгуна не может быть настоящих друзей, потому что люди, привыкшие жить по правде, постараются не иметь с лгуном никаких дел, не говоря уже о дружбе.
Народ даже такую пословицу сложил: «Сапог с сапогом, а лапоть с лаптем».
· Что это значит? (Добрый с добрым, честный с честным, разбойник с разбойником, лгун с лгуном…)
· Чему учит эта заповедь? (Заповедь учит говорить только правду, никогда не перекладывать свою вину на другого человека, не говорить о другом человеке неправду, распространяя разного рода слухи, не сплетничать, не ябедничать; а если случится сделать что-то плохое, не скрывать (ведь тайное всегда становится явным), а признаться и попросить прощения.)
Завершить разговор о 9-й заповеди мне хочется такой пословицей: «Какую чашу другу налил, такую и сам выпьешь» в которой заключён один из духовных законов: «Каждый получит то, что давал другим людям».
10-ю заповедь, вы, посмотрев небольшой отрывок из мультфильма «Аленький цветочек» и ответив на вопросы, назовёте сами (м-ф 07/видео. Аленький цветочек: 1мин 15 с)
· Как старшие сёстры поступили по отношению к Настеньке и к чудищу, который одарил их щедрыми подарками? (Жестоко и подло)
· С каким вопросом Настенька обращается к сёстрам? (Сестрицы, милые, да за что же?!)
· Так за что же старшие сёстры так поступили с Настенькой? Разве она их чем-то обидела? (Нет)
· Что же толкнуло их на такой жестокий и подлый поступок? (Зависть)
· Что же такое «зависть»? (Ответы детей)
· А вот, что говорит толковый словарь Владимира Ивановича Даля и словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова (м-ф 08. Словарь. Зависть):
· ЗАВИСТЬ - свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежеланье добра другому, а одному лишь себе[2].
· Зависть - чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого[3].
· Итак, вы догадались, от чего уберегает 10-я заповедь? (Ответы детей)
Смысл последней заповеди, данной Моисею Богом на горе Синай звучит так:
10 –я Заповедь звучит так: Не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему…
Иными словами … не завидуй (м-ф 14. 10-я Заповедь: 22 с).
· Как вы думаете, может ли быть счастлив завистливый человек? (Ответы детей)
Зависть - страшное, всепоглощающее, всепожирающее, испепеляющее чувство, которое в первую очередь сжигает самого завистника. Зависть очень быстро переходит в ненависть, человек даже может потерять контроль над своими поступками. У завистника одна цель унизить, уничтожить объект зависти, даже за счет своего благополучия, здоровья, а иногда - даже и самой жизни.
Существует такая притча.
Правитель сказал, что готов выполнить любую просьбу двух людей при условии, что второй получит в два раза больше, чем первый.
Тогда первый проситель сказал:
-Правитель, выколи мне один глаз...
Зависть, как и последующая за нею ненависть - беспредельны.
Пожирающий огонь зависти никогда невозможно насытить, пока он не сожжёт все вокруг, включая самого завистника...
Все заповеди связаны между собой, и нарушив одну из них, по цепочке нарушаешь и другие.
· Давайте проследим, как 10-я заповедь перекликается с другими заповедями о должном отношении людей друг к другу?
· 5-я заповедь говорит: Почитай отца твоего и мать твою…
История знает немало случаев, когда дети поднимали руку на собственных родителей, чтобы, например, занять место на престоле, или поскорее получить наследство.
· Что лежит в основе этого страшного преступления?
(Желание иметь то, что принадлежит ближнему твоему: родителям, бабушке, дедушке…), иными словами зависть.
· Какие заповеди нарушали такие наследники? (Все: 5-ю: непочитание родителей; 6-ю: не убий; 7-ю, не обманывай, люби верно, предательством людей, которые тебя любят; 8-ю, не укради, самому действию кражи предшествует желание завладеть чужой вещью; 9-ю, не лги, человек лгал не только своими чувствами по отношению к ближним, но, как правило, и настоящая правда о том, что произошло, тщательно скрывалась).
· Какую из пословиц, записанных в ваших тетрадях, вы соотнесёте с 10-й заповедью? (Бездоннщй кадки водою не заполнишь)
· Что подразумевается под бездонной кадкой? (Ненасытное завистливое сердце)
· Как вы думаете, какого человека можно назвать счастливым?
Счастлив человек, довольный тем, что у него есть, радующийся тому, что имеет.
Но ещё более счастлив человек, умеющий радоваться достижениям, успехам других людей.
В заключении урока я попрошу каждую группу ответить на один из следующих вопросов (по выбору):
1. Дайте три объяснения, почему люди нарушают Заповеди Божии?
2. Объясните, почему нужно стараться жить по Заповедям?
3. Как изменится мир, если люди научатся жить по Заповедям?
Файлы для скачивания:
Конспект, тетрадь и медиафайлы урока
[1] Бытие 1:26, 27;
[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 1 том. М. 2005, стр. 560
[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 2004, стр. 196