Урок 13 -14. Синайское Законодательство - нравственный Закон человечества. Заповеди об отношении людей друг к другу

Уроки 13-14.  Синайское Законодательство - нравственный Закон человечества. Заповеди об отношении людей друг к другу

 

Задачи:

·       ребёнок поймёт, что под  почитанием родителей подразумевается забота, внимание, уважение и разумное послушание и, что  с почтением нужно относится не только к своим родителям, но и ко всем людям, более старшего возраста;

·       овладеет понятием «разумное послушание», как  послушание, не противоречащее Заповедям Божиим;

·       осмыслит, что заповедь «не убий» относится не только к человеку, но и к животным и растениям;

·       поймёт, что присвоение, а тем более утаивание найденной вещи, есть нарушение 8-й Заповеди;

·       у ребёнка появится желание сделать всё возможное для того, чтобы утерянная вещь вернулась к своему хозяину;

·       осознает, что все Заповеди тесно переплетены друг с другом, и невозможно нарушить одну Заповедь, не нарушив другие;

·       придёт к выводу, что от человека не требуется невозможного: все Заповеди  выполнимы.

 

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01

Пророк Моисей

02/видео

5-я Заповедь: 41 с

03/видео

Что значит почитать родителей: 33 с

04

Бабка

05

Жаба

06

Береги природу!

07/видео

Отрывок из м-ф «Аленький цветочек»: 1 мин 15 с

08

Словарь. Зависть

 

 

·       С какими заповедями (м-ф 01. Пророк Моисей) мы познакомились на прошлом уроке? (С первыми четырьмя Заповедями об отношении людей к Богу)

Проверка д/з: соотнесение пословиц и картинок с первыми четырьмя Заповедями об отношении людей к Богу.

 

Сегодня мы познакомимся с остальными шестью Божьими Заповедями об отношении людей друг к другу.

     Открывает их заповедь об отношении к родителям (м-ф 02/видео. 5-я Заповедь: 41 с. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе.)

 

·       Как вы думаете, почему сразу после заповедей о любви к Богу, стоит заповедь о любви к  родителям?

     Родители – посредники между человеком и Богом. Они –  «врата», через которые человек входит в этот мир – и эти врата освящены Богом.  

                                                                                                                                                                                             

·       Как вы понимаете слово «почитание»? Что в себя включает это понятие? (Предположения детей м-ф 03/видео. Что значит почитать родителей: 33 с).

     Почитание предполагает заботу, внимание, уважение и разумное послушание.

·       Что значит «разумное послушание»?   (Предположения детей).

     После того как зло вошло в мир, оно одинаково воздействует как на детей, так и  на взрослых людей.  К сожалению, бывают случаи, когда родители просят своих детей поступить в разрез с заповедями Божьими, например, сказать неправду. 

·       Как поступить в этом случае? И можно ли осуждать родителей за это?        

     Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя отзываться о своих родителях плохо.  Нужно почтительно и смиренно напомнить, что такой поступок нарушает заповедь Божию и не может быть полезным, но напротив, принесет вред. Таким образом, вы и сами избежите зла и своих близких оградите от опрометчивого совета или поступка.

     Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из рассказа Валентины Александровны  Осеевой «Бабка» (м-ф 04. Бабка). Он напечатан в ваших тетрадях.

          После прочтения данного отрывка из рассказа нужно будет ответить на вопросы, написанные в конце текста:

 

В. Осеева. «Бабка» (отрывок)

 

     Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.
— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
— Старый человек… Куда же ей деться?
— Зажилась на свете… — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место — вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

…………………………..

Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
— Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
— Как это — главная? — заинтересовался Борька.
— Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.
Товарищ покачал головой.
— Чудно! Теперь старых все уважают…Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!
— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас... сыта и здрава.
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!
— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.
— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
— Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.

 

·       Чему, по совету бабки, родители должны были радоваться?

 

·       Как вы понимаете слова бабки: «Что убьёте, то не вернёте?»

 

Удивительная особенность пятой заповеди: из всех 10 заповедей она единственная, которая не только не грозит наказанием (прямо или косвенно), но напротив даёт обетование благ.

·       Какие блага обещает Господь человеку за почитание родителей? (Ответы детей)

 

     6-ю заповедь вы, прослушав рассказ  «Лошадь и жаба», назовёте мне сами.  

 

 Лошадь и жаба (м-ф 05. Жаба)

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлепать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи — хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю ее изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают, да еще хохочут.

Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на нее крикнул... Колеса глубоко увязли в грязи; трудно лошади свернуть в сторону. А все-таки собрала она все силы и объехала жабу.

Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» — сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

 

·       О чём заставляет задуматься  рассказ?

·       Этот рассказ, как я уже сказала, имеет прямое отношение к 6-й заповеди. Как вы думаете, о чём говорит эта заповедь. (Не убий)

·       Что включает в себя понятие «Не убий»? (Подвести детей к осмыслению, что «не убий» относится ко всему живому: человек, животные, растения.)

     6-я заповедь имеет отношение не только к человеческой жизни. Люди должны оберегать и жизнь животных. Нельзя без особой необходимости убивать животных. Ведь даже к тем, кому по роду своей профессии приходится умерщвлять  животных, например, к забойщикам скота, у людей особое отношение: ведь далеко не каждый человек сможет убить животное.

·            Сейчас пусть каждый из вас ответит самому себе: «Не обижал ли я беззащитных животных, включая «букашек и таракашек». Не лишил ли я, без особой необходимости, кого-нибудь из них жизни?»

·       Как вы думаете, к растениям эта заповедь имеет отношение?

     Конечно! Недопустимо без необходимости рубить деревья, ломать ветки, срывать цветы. Даже наслаждаясь природой, нужно чутко относиться и оберегать эту красоту.    

Послушайте, как об этом говорит словацкий поэт Павол Гвездослав :

 

Я соpвал цветок — и он увял,
Я поймал мотылька — и он умеp
У меня на ладони.
И тогда я понял, что пpикоснуться
К кpасоте можно только сеpдцем.

 

     Этой заповедью Господь напоминает нам, что этот прекрасный и удивительный мир – дар людям, и человек должен не губить его, а хранить и заботиться о нём (м-ф 06. Береги природу).

 

7.    Не прелюбодействуй, т.е. люби верно, не обманывай.

      Священное Писание прямо говорит о том, человек создан по образу и подобию Божию[1]. Образ Божий в человеке заключается и в способности любить. Любовь – это дар Божий. Настоящая любовь – это святое чувство. Господь говорит нам: «Не обманывай человека, который тебя любит». Прелюбодеяние – это обман, предательство, надругательство над чувствами любимого человека. Этой заповедью Господь учит людей быть чистым в мыслях и желаниях, быть верным в дружбе и любви.

     Чтение отрывка рассказа Б. Щергина «Миша Ласкин».

     Однажды  мой  отец  строил корабль недалеко от города, и мы с Мишей ходили глядеть  на  его  работу. В обеденный час отец угощал нас пирогами с рыбой. Он гладил Мишу по голове и говорил:

    - Ешь, мой голубчик.

    Потом нальет квасу в ковшик и первому подает Мише:

    - Пей, мой желанный.

    Я всегда ходил на стройку вместе с Мишей. Но однажды я подумал: "Не возьму сегодня Мишу. Умею с кем поговорить не хуже его".

    И не сказал товарищу, один убежал.

    Корабль  уже был спущен на воду. Без лодки не добраться. Я с берега кричу, чтобы  послали  лодку.  Отец  поглядывает  на меня, а сам с помощниками крепит мачту. А меня будто и не узнает.

    Целый  час  орал  я понапрасну. Собрался уходить домой. И вдруг идет Миша.

Спрашивает меня:

    - Почему ты не зашел за мной?

    Я еще ничего не успел соврать, а уж с корабля плывет лодочка. Отец увидел, что я стою с Мишей, и послал за нами.

    На корабле отец сказал мне строго и печально:

    - Ты  убежал  от Миши потихоньку. Ты обидел верного товарища. Проси у него прощенья и люби его без хитрости.

 

8.    Не укради.

Н.Н. Соколова

Первое покаяние.

Мне было шесть лет. Я услышала от брата, что если мячик проткнуть, то из него выйдет воздух, и он прыгать не будет. “Неправда, – решила я, – мяч прыгает потому, что он упругий, резиновый. Как в него забрался воздух? Он без отверстия, гладкий”.

Этот вопрос не давал мне покоя. Я решила сама проверить свойства мяча: взяла большой пёстрый мяч подруги и проткнула его иглой, будучи твёрдо убеждена в правоте своего рассуждения. Но – о ужас! Мяч тут же превратился в продавленное полушарие. Я его забросила подальше и никому ничего не сказала. Вскоре он попался на глаза взрослым, и они решили, что мяч накололся на гвоздь в заборе. Никто не знал о моей проделке, никто не жалел о мяче, так как были и другие мячики.

Но совесть меня мучила. “Если б это был наш мяч! Тогда я имела бы право его проколоть, – думала я. – Но ведь он был чужой! Значит, я его как бы своровала! Как стыдно! Что теперь мне делать? Как избавиться от греха?”

Я решила подойти к священнику в церкви и всё ему рассказать. Это была моя первая покаянная исповедь. Как я её боялась! “Батюшка будет меня ругать, – думала я. – Ну и пусть, так мне и надо”. Я собралась с духом и подошла к отцу Петру, когда он исповедывал. Замирая от страха, я кое-как рассказала всё, как было. Священник ласково погладил меня по голове и сказал: “Это детская любознательность. Бог простит, иди с миром”.

Тут мне захотелось с ним поспорить, доказать ему, что я – воровка. “Ведь мяч-то был чужой”, – заметила я. А батюшка заулыбался и впервые в жизни покрыл меня епитрахилью.

Но совесть продолжала мучить меня, пока я не покаялась перед подругой, мяч которой я испортила. Моя подруга с радостью простила меня, и только после этого я успокоилась.

·       Выбери пословицу из урока 14, которая подходит к данному рассказу.

 

9.                        Не лжесвидетельствуй (Не лги ни себе, ни другим)

·       Зачем человек лжёт? (Ответы детей).

Вывод. Человек лжёт, чтобы что-то выгадать, получить какие –либо преимущества, или возвеличиться перед другими людьми, или, например, чтобы избежать наказания, …

·       Но что происходит на самом деле? (Ответы детей)

     Сегодня мы познакомимся с рассказом Валентины Александровны Осеевой «Что легче?», который напечатан в ваших тетрадях.

     После прочтения рассказа, ребята делятся  на 6 групп: ребята первых парт каждой колонки объединяются с ребятами  вторых парт, а ребята, сидящие за третьими партами - с ребятами четвёртых парт своей колонки. Дети с последних парт присоединяются к группам своей колонки.

 

·       Каждая группа должна будет выполнить два задания. Первое задание индивидуально для каждой группы (по порядковому номеру группы), второе - одинаково для всех групп. 

 

В. Осеева «Что легче?»

 

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:

— Попадёт нам дома!

 Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

 — Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

 — Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

 — А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

 Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка— глядь, лесной сторож идёт.

 — Нет, — говорит, — в этих местах волков.

 Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

 Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.

 Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

 А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

 

Задание 1.

1       группа.    Почему двое из  мальчиков решили соврать родителям?

2       группа.     Почему один из мальчиков решил сказать правду?

3       группа. Что ложь принесла первым двум мальчикам? (Двойное наказание)

4       группа.  Почему тётка простила мальчика, сказавшего правду? (Повинился прямо с порога в том, что, заигрался с ребятами в лесу, и тем самым заставил свою тётю переживать и беспокоиться за него.)

5       группа. В тексте выделите предложение, в котором заключена основная мысль. (Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.)

6       группа. Как вы думаете, кто из мальчиков по настоящему любил своих близких? Обоснуйте свой ответ. (Третий мальчик: первые двое думали только о себе, как бы им избежать наказания, а третий мальчик - о тёте, которая переживала за него и беспокоилась).

 

Задание 2. Какую из пословиц вы бы вынесли в заглавие рассказа? Объясните свой выбор.

·       Ложь в правду рядилась, да о правду и разбилась.

·       Лжецу и в правде не верят.

·       Повинную голову и меч не сечёт.

·       Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

·       Раз солгал, а навек лгуном стал.

 

·       Ребята, подумайте, почему лжец, в конечном итоге, всегда проигрывает? (Ответы детей)

 

Народная мудрость, уберегая людей от беды, так говорит:

·       Резва ложь, да от правды не уйдёшь.

·       Враньё не ведёт в добро.

·       Как ни путай, а воля Божья распутает.

 

·       Как вы думаете, могут ли  у лгуна быть настоящие друзья? Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей)

 Вывод. У лгуна не может быть настоящих друзей, потому что люди, привыкшие жить по правде, постараются не иметь с лгуном никаких дел, не говоря уже о дружбе.     

 Народ даже такую пословицу сложил: «Сапог с сапогом, а лапоть с лаптем».

·       Что это значит? (Добрый с добрым, честный с честным, разбойник с разбойником,  лгун с лгуном…)

·       Чему учит эта заповедь? (Заповедь учит говорить только правду, никогда не перекладывать свою вину на другого человека, не говорить о другом человеке неправду, распространяя разного рода слухи, не сплетничать, не ябедничать; а если случится сделать что-то плохое, не скрывать (ведь тайное всегда становится явным), а признаться и попросить прощения.)

Завершить разговор о 9-й заповеди мне хочется такой пословицей: «Какую чашу другу налил, такую и сам выпьешь» в которой заключён один из духовных законов: «Каждый получит то, что давал другим людям».

 

    10-ю заповедь, вы, посмотрев небольшой отрывок из мультфильма «Аленький цветочек» и ответив на вопросы, назовёте сами (м-ф 07/видео. Аленький  цветочек: 1мин 15 с)

·       Как старшие сёстры поступили по отношению к Настеньке и к чудищу, который одарил их щедрыми подарками? (Жестоко и подло)

·       С каким вопросом Настенька обращается к сёстрам? (Сестрицы, милые, да за что же?!)

·       Так за что же старшие сёстры так поступили с Настенькой? Разве она их чем-то обидела? (Нет)

·       Что же толкнуло их на такой жестокий и подлый поступок? (Зависть)

·       Что же такое «зависть»? (Ответы детей)

·       А вот, что говорит толковый словарь Владимира Ивановича Даля и словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова (м-ф 08. Словарь. Зависть):

·       ЗАВИСТЬ - свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежеланье добра другому, а одному лишь себе[2].

·       Зависть - чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого[3].

 

·       Итак, вы догадались, от чего уберегает 10-я заповедь? (Ответы детей)

     Смысл последней заповеди, данной Моисею Богом на горе Синай звучит так:

10 –я Заповедь звучит так:  Не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему…

       Иными словами … не завидуй (м-ф 14. 10-я Заповедь: 22 с).

·       Как вы думаете, может ли быть счастлив завистливый человек? (Ответы детей)

     Зависть - страшное, всепоглощающее, всепожирающее, испепеляющее чувство, которое в первую очередь сжигает самого завистника. Зависть очень быстро переходит в ненависть, человек даже может потерять контроль над своими поступками. У завистника одна цель унизить, уничтожить объект зависти, даже за счет своего благополучия, здоровья, а иногда - даже и самой жизни.

Существует такая притча.

   Правитель сказал, что готов выполнить любую просьбу двух людей при условии, что второй получит в два раза больше, чем первый.

   Тогда первый проситель сказал:

   -Правитель, выколи мне один глаз...

Зависть, как и последующая за нею ненависть - беспредельны.

   Пожирающий огонь зависти никогда невозможно насытить, пока он не сожжёт все вокруг, включая самого завистника...

     Все заповеди связаны между собой, и нарушив одну из них, по цепочке нарушаешь и другие.

·       Давайте проследим, как 10-я заповедь перекликается с другими заповедями о должном отношении людей друг к другу?

·       5-я заповедь говорит: Почитай отца твоего и мать твою…

     История знает немало случаев,  когда дети поднимали руку на собственных родителей, чтобы, например, занять место на престоле, или поскорее получить наследство.

·       Что лежит  в основе этого страшного преступления?   

(Желание иметь то, что принадлежит ближнему твоему: родителям, бабушке, дедушке…), иными словами зависть.

·       Какие заповеди нарушали такие наследники? (Все: 5-ю: непочитание родителей; 6-ю: не убий; 7-ю, не обманывай, люби верно, предательством людей, которые тебя любят; 8-ю, не укради, самому действию кражи предшествует желание завладеть чужой вещью; 9-ю, не лги, человек лгал не только своими чувствами по отношению к ближним, но, как правило, и настоящая правда о том, что произошло, тщательно скрывалась).

·       Какую из пословиц, записанных в ваших тетрадях,  вы соотнесёте с 10-й заповедью? (Бездоннщй кадки водою не заполнишь)

·       Что подразумевается под бездонной кадкой? (Ненасытное завистливое сердце)

·  Как вы думаете, какого человека можно назвать счастливым?

     Счастлив человек, довольный тем, что у него есть, радующийся тому, что имеет.

     Но ещё более счастлив человек, умеющий радоваться достижениям, успехам других людей.

     В заключении урока я попрошу каждую группу ответить на один из следующих вопросов (по выбору):

  

1.     Дайте три объяснения, почему люди нарушают Заповеди Божии?

2.     Объясните, почему нужно стараться жить по Заповедям?

3.     Как изменится мир, если люди научатся жить по Заповедям?

 


Файлы для скачивания:

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

[1] Бытие 1:26, 27;

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 1 том. М. 2005, стр. 560

[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 2004, стр. 196


Назад к списку