Урок 12. Моисей. Синайское Законодательство. Заповеди об отношении человека к Богу
Задачи:
· ребёнок узнает, что праздник ветхозаветной Пасхи установлен в память о чудесном избавлении израильского народа от египетского рабства;
· узнает, что 10 Божьих Заповедей – нравственные законы, по которым призвано жить всё человечество, были даны израильскому народу через пророка Моисея;
· придёт к выводу, что первые четыре Заповеди устремляют духовный взор человека к Богу.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Иисус Христос |
02 |
Израильтяне поклоняются тельцу |
03 |
Египетское рабство |
04 |
Пророк Моисей |
05 |
Исход |
06 |
Еврейская Пасха |
07/видео |
Бог желает заключить Завет с израильским народом: 38 с |
08/видео |
Заключение Завета у горы Синай: 1 мин 41 с |
09/ видео |
Получение скрижалий: 1 мин 05 с |
10/видео |
Две скрижали: 24 с |
01 |
Идол – деньги |
12/видео |
Икона – образ: 1 мин 06 с |
13/видео |
Иконопочитание: 1 мин 04 с |
14/видео |
3-я Заповедь: 33 с |
15 /видео |
3-я Заповедь: 38 с |
16/видео |
4-я Заповедь: 1 мин 36 с |
17 |
Жнея (к легенде) |
18 |
Спорительница хлебов |
От Авраама Бог произвёл народ, который стал называться израильским или еврейским.
· Какая миссия была возложена на этот народ? (Израильский народ должен быть хранить истинную веру, потому что в определённое Богом время, именно в нём должен был родиться обетованный Спаситель мира – Иисус Христос (м-ф 01. Иисус Христос.)
· Как стала называться Земля, в которую по повелению Божию переселился Авраам. (Земля, в которую переселился Авраам, стала называться Обетованной, т.е. Обещанной Богом потомкам Авраама.)
Как-то по всей земле, кроме египетской, настал голод, и потомки Авраама,
спасаясь от голода, переселились в Египет.
Живя в Египте среди язычников, израильтяне стали забывать Бога и перенимать языческие обычаи у египтян (м-ф 02. израильтяне поклоняются тельцу). За это Бог попустил египтянам поработить израильский народ (м-ф 03. Египетское рабство). Теперь, когда начались беды, израильтяне вспомнили истинного Бога и возопили к Нему о спасении. Бог услышал их и послал им пророка Моисея (04. Пророк Моисей), которому дал повеление вывести израильский народ из Египта. Сам Бог повёл свой народ в Землю Обетованную, идя перед ними днём в столпе облачном, показывая путь, а ночью в столпе огненном, светя им[1] (м-ф 05. Исход. Облачный столп).
В память об избавлении от египетского рабства, Моисей, по внушению Самого Господа, установил празднование Пасхи. Слово «Пасха» означает «прехождение», «избавление». Вечером, накануне праздника, иудеи должны были приготовлять пасхального агнца (м-ф 06. Еврейская Пасха) и есть с горькими травами и пресным хлебом - это Пасха Господня, которая должна была служить израильскому народу напоминанием о чудесном избавлении их от чужеземного лютого ига.
По выходе из Египта, Бог заключил с народом израильским Завет или Союз. Через пророка Моисея, который стал вождём израильского народа, Бог сказал, что если израильтяне будут слушаться гласа Божия и соблюдать Его Завет, то они будут народом святым, царством священников… (м-ф 07/видео. Бог желает заключить Завет с израильским народом: 38 с. «Так скажи дому Иаковлеву: если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, вы будете у Меня царством священников и народом святым…»
Моисей сошел с горы и передал эти слова народу. Израильтяне единогласно ответили, что они исполнят все, что скажет Бог.)
Народ израильский постом и молитвой начал приготовлять себя к тому, чтобы выслушать волю Божию (м-ф 08/видео. Заключение Завета у горы Синай: 1 мин 41 с. В пятидесятый день по выходе из Египта, Моисей вывел народ из стана на встречу с Богом. Когда народ с благоговейным трепетом собрался у подножия горы, вдруг над горой загремел гром, засверкали молнии, раздался сильный звук трубы, и гора исчезла в густых клубах дыма и огня. Народ с великим трепетом и с замиранием сердца смотрел на величественно-страшное зрелище.
Гора Синай сильно колебалась и вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне. Моисей и Аарон взошли на гору и стали ввиду народа. Народ в трепете стоял у подошвы горы и с вершины ее услышал голос: «Я Господь Бог Твой, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства…)
Господь изрёк Десятисловие, которое получило название 10 заповедей (м-ф 09/видео. Получение скрижалий: 1 мин 05 с. После принесения благодарственной жертвы, Моисей по повелению Божию взошёл на гору и пробыл там 40 дней и 40 ночей без всякой пищи. В это время он получил наставления как устроить походный храм или скинию. Также Господь дал ему две скрижали (каменные доски). На которых перстом Божиим были начертаны все 10 заповедей.)
Разделение заповедей на две скрижали означает то, что в них заключаются два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему (м-ф 10/видео. Две скрижали: 24 с).
Итак, через пророка Моисея на горе Синай Господь дает людям духовно-нравственные законы.
Давайте подумаем о тех законах, которым подчиняется наша жизнь. Существуют законы физики, химии, других наук. Их нарушить невозможно. Есть другой тип законов - действующих в государстве, например, правила дорожного движения. Если их нарушить, то ничего хорошего из этого не получится. Почему? Попробуем разобраться.
Представим себе такую ситуацию. Водитель движется по дороге с плотным потоком машин. Правил дорожного движения этот водитель или не знает или не хочет соблюдать. Какие последствия могут вызвать несоблюдение Правил? (Либо пострадает сам водитель, либо окружающие люди.
А теперь задумаемся. Мы ведь движемся не только по автомобильным дорогам, но и по дорогам жизни. Чтобы на жизненном пути не потеряться, не попасть в катастрофу и не погибнуть, надо тоже соблюдать определенные правила. Это заповеди, которые Бог дал людям более трех тысяч лет назад. Они помогают нам не только в земной жизни, но и сохраняют от погибели в Жизни Вечной.
Работа в тетради.
Заповеди о любви к Богу.
1. «Я есть Господь Бог твой: да не будут у тебя боги иные, кроме Меня».
· Как понимаете эту заповедь? (Ответы детей).
Этой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя, как на Источник всех благ и как на Руководителя всех поступков человека. Человек всегда должен помнить, что он живой и вечный образ Божий.
Первая заповедь – о достоинстве человека, Она устремляет духовный взор человека к Богу. Вот почему эта заповедь занимает первенствующее место среди других заповедей.
2. «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
· Как вы понимаете слово «кумир»? (Ответы детей)
Кумир или идол - это изображение или изваяние какой-либо твари небесной (солнце, луна…), земной или водной (животные, растения, камни…), которой люди вместо Бога покланяются и служат.
· Как понимаете 2-ю заповедь? (Ответы детей)
Вторая заповедь запрещает покланяться идолам, как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Эта заповедь писалась во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В то время целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных, всяких страшилищ — все, в чём видели необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем — Христианское учение принесло людям светлое учение об едином Творце Вселенной, любящем Отце, заботящемся о людях.
Для современного человека буквальное поклонение идолам — немыслимо и даже смешно. Но идолами называются не только изображения или изваяния, которым как Богу поклоняются невежественные люди, но и всякая страсть или «зависимость души», которая в душе человека становится идолом.
Идол (кумир) – это всё то, что поставлено на место Бога. Идолом является все то, к чему человек чрезмерно привязывается.
· Подумайте, что для современного человека может стать идолом, т.е. к чему может чрезмерно привязаться его сердце? (Предположения детей)
Современными кумирами стали богатство (м-ф 11. Поклонение деньгам), роскошь сребролюбие, гордость, честолюбие, преклонение перед вождями, лидерами, музыкантами…
· Почему это плохо? (В ходе рассуждений подвести детей к мысли, что в погоне за богатством и роскошью человек становится жадным, завистливым, не видящим нужд и бед других людей, а преклонение перед знаменитостями лишает человека своей неповторимой индивидуальности, т. к человек желает быть во всём похожим на своего кумира. Знаменитости, как правило, притягивают своим достатком, своими достижениями, своей яркой внешностью. Сосредоточенность на этих качествах может изменить систему ценностей человека, поставив их выше милосердия, добра, любви к людям…)
Потому Господь и предупреждает: «Не сотвори себе кумира».
· Прочитав ещё раз вторую Заповедь, подумайте в чём, ссылаясь на данную Заповедь, некоторые люди обвиняют христиан? (Предположения детей)
· Как вы думаете, не противоречит ли почитание икон второй заповеди? (Предположения детей)
· Давайте представим такую ситуацию, ребёнок, находясь в разлуке с мамой, прижимает к сердцу и целует мамину фотографию. Как вы думаете, зачем он это делает, ведь, по сути, он целует фотобумагу, а не маму? (Подвести детей к выводу, что ребёнок прижимает к себе и целует образ мамы, который держит в сердце, а фотография помогает этот образ воссоздать).
· Вспомните, что такое икона?
Слово икона в переводе с греческого языка значит образ, или изображение. В Православной Церкви так называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и святых (м-ф 12. Икона-образ: 1 мин 06 с).
· Кто дал людям первую икону? (Сам Господь – Спас Нерукотворный)
Употребление святых икон противоречило бы второй заповеди в том случае, если бы боготворили сами иконы. Но, глядя на иконы, верующие люди умом видят тех, кто на них изображён: Господа, Матерь Божию, святых и им поклоняются, а не доске и краскам (М-ф 13/видео. Иконопочитание: 1 мин 4 с).
3-я заповедь звучит так: м-ф 14/видео. 3-я Заповедь: 33 с. «Не произноси имени Господа твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
· Как понимаете эту заповедь? Что значит «напрасно»?
Имя Божие - это Святыня. Когда мы произносим «Господи», то, как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер и «на том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю».
Послушайте одну старинную притчу.
Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие попусту: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, хаджи, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Хаджи снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Хаджи в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника:
- Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!
Хаджи миролюбиво ответил:
- Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?
Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Этой заповедью Господь нас предупреждает, что «вызывать» Его можно только «по делу», нельзя вызвать и - промолчать. Нельзя вызвать Господа и - заговорить о пустяках, а то даже и ругнуться: «Господи, какой же я растяпа» или «О, Боже, как мне всё надоело!». Имя Божие нужно произносить с величайшим благоговением. Если призываешь Господа, то необходимо твёрдо верить и уповать на Его помощь, милосердие и справедливость.
Также недопустимо божиться, т.е. легкомысленно употреблять имя Божие в клятве, например: «Ей, Богу», «Бог свидетель»…)
У третьей заповеди есть и иная сторона – под запрет этой заповеди попадает также всякое злословие (сквернословие): поминание или призывание нечистой силы, ругань, особенно матерная. Мат, по слову святых отцов, это молитва дьяволу[2]; всякое соприкосновение с нечистой силой через слово повреждает душу.
Третья заповедь учит людей не произносить имя Божие всуе, быть внимательными к своим мыслям и словам, не поминать в своей речи нечистую силу, не сквернословить (м-ф 15/видео. 3-я Заповедь: 38 с).
Прежде чем познакомить вас с четвёртой заповедью, хочу рассказать ещё одну притчу.
Отец перед смертью завещал сыну, чтобы тот каждый день заходил в его комнату на пятнадцать минут и, ничего не делая, молча сидел.
· Как вы думаете, зачем отец дал такой странный наказ? (Предположения детей)
Если дети не дадут нужный ответ, учитель задаёт следующий вопрос:
· Как вы думаете, сидя в комнате умершего отца, что делал сын? (Думал об отце)
· Почему для отца было важно, чтобы сын его не забывал? (С памятью об отце, уйдут и все наставления отца)
Конечно, отец заботился о том, чтобы в суете повседневных дел, сын не потерял память об отце и его наставлениях.
· Кто догадался, какой смысл 4-й заповеди? (Что люди не забывали Бога и его наставления).
4 –я заповедь звучит так: м-ф 16/видео. 4-я Заповедь: 1 мин 36 с. «Помни день субботний, еже святити его. Шесть дней работай, а седьмой день – суббота Господу Богу Твоему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил»).
· О чём говорит эта заповедь?
· Почему христиане посвящают Господу не субботний день, а воскресный?
· Как понимаете выражение «святити его»? (т.е. проводить день свято, делать только те дела, которые приятны Богу: посещение храма, молитва, чтение священных книг, посещение больных, утешение скорбящих, помощь бедным).
В православной традиции воскресенье – это день встречи с Небесным Отцом в Церковных Таинствах – исповедь, Причастие. Это день душеполезных занятий – чтения и богомыслия, это день доброделания.
Работа в тетради:
Задание. К какой заповеди относится данный рассказ. Докажи, выделив в тексте главную мысль.
Жнея (легенда) (м-ф 17)
Дожинала одна бедная женщина свою полосу накануне Господня праздника. Время было уже к вечеру, а работы у неё оставалось ещё на целый день.
- Эх, - вздыхает жнея, - не успею я сегодня дожать, а оставить хлеб в поле нельзя. Время стоит знойное, оставить на день – всё зерно вытечет! Да вот жаль, что завтра праздник Христов. Неужто придётся работать в праздник? Видать, придётся, что поделать!
Принялась она снова за работу; слышит, а сзади вдруг кто-то подошёл к ней и тоже стал жать колосья, - только стебли шуршат.
Она хочет посмотреть, да никак не может глаза от серпа отвести. Вот только раз-другой серпом она взмахнула – смотрит, а вся полоска уж и дожата. Удивилась бедная женщина, оглянулась, - кругом копны нажатого хлеба, а против неё Сама Царица Небесная с серпом в руках.
- Помогай тебе Бог, - сказала Богородица. – Вот мы с тобой, добрая женщина, всю работу сегодня и справили, а завтра-то уж не работай, отдай его Богу, восхвали Его сердцем и разумом.
Бедная женщина хотела было поблагодарить Её, да не может, точно во сне.
А чудесная Гостья подняла с серпом к небу и положила Свой серп на облако, - и засверкал Её серп ясным месяцем.
И тут стала Она отдаляться от жнеи и уходить всё дальше и дальше, пока не скрылась из глаз (м-ф 18. Спортельница хлебов).
И долго в глубоких сумерках словно сияло что в той стороне, куда удалилась Чудесная Жнея…
Проверка выполнения задания: Вот мы с тобой, добрая женщина, всю работу сегодня и справили, а завтра-то уж не работай, отдай его Богу, восхвали Его сердцем и разумом. 4-я Заповедь.
.
· Почему Пресвятая Богородица пришла на помощь этой женщине? (Предположения детей)
Учитель обобщает ответы детей:
1. Эта женщина сокрушалась, что ей придётся работать в праздник Христов.
2. Богородица назвала эту женщину доброй. Из этого мы можем сделать вывод, что эта женщина сама не раз приходила на помощь другим людям.
3. Из легенды видно, как важно исполнение заповедей Божиих, раз даже Сама Царица Небесная пришла на помощь бедной доброй женщине.
Файлы для скачивания:
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)
[1] Исход 13:21
[2] Священник Михаил Шполянский. Десять Заповедей Закона Божьего: и их практическое применение в жизни. М. 2005, с. 27