Урок 11. Обетование Божие Аврааму. (Явление Бога Аврааму в виде трёх странников. Ветхозаветная Троица. А. Рублёв. Троица)
Задачи:
· ребёнок получит представление о Ветхом Завете как об истории богопознания, истории спасения человечества;
· узнает, что, согласно Священному Писанию, Господь решил создать Свой народ, родоначальником которого был избран Авраам;
· поймёт, что задачей богоизбранного народа было хранение памяти о Едином Боге;
· захочет всегда быть радушным гостеприимным хозяином.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01/видео |
Священное Писание: 1 мин 05с |
02/видео |
Избрание Авраама: 1 мин 13 с |
03/видео |
Обетование о Спасителе: 1 мин 04 с |
04/видео |
Трудный путь спасения: 2 мин 05 с |
05/видео |
Путь спасения человечества: 35 с |
06/видео |
В Землю Обетованную: 41 с |
07 |
Земля Обетованная |
08/видео |
Земля Обетованная: 1 мин 02 с |
09 |
Рождество Христово |
10/видео |
У дубравы Мамры: 20 с |
11 |
Посмотри на небо… |
12/видео |
Явление Аврааму Пресвятой Троицы-1: 1 мин 01 с |
13/видео |
Явление Аврааму Пресвятой Троицы -2: 1 мин |
14/видео |
Явление Аврааму Пресвятой Троицы - 3: 28 с |
15 |
Памятник Андрею Рублёву |
16 |
Икона А. Рублёва «Троица» |
17 |
Икона «Троица» |
18 |
Битва Руси с монголами |
19 |
Монголо-татарское иго |
20 |
Разорение русских городов |
21 |
А. Рублёв. Троица |
22/видео |
История создания иконы «Троица»: 1 мин 39 с |
23 |
А. Рублёв. Троица |
В этом году мы продолжим изучение Священного Писания - Библии.
· На какие две части делится Библия?
· Какой период времени включает в себя Ветхий Завет и Новый Завет?
· Вспомните, что означает слово «Завет». (Ответы детей: завет – это наказ, наставление).
Слово завет имеет ещё одно значение – договор, союз (м-ф 01 Священное Писание: 1 мин 05 с).
Ветхий Завет - это древний (старый) договор или союз Бога с израильским народом - народом, который создал и воспитал Сам Бог, для сохранения в нем истинной веры и подготовки к принятию Спасителя.
· Кого Бог избрал родоначальником Своего народа, в котором родится обещанный Спаситель мира? (м-ф 02/видео. Избрание Авраама: 1 мин 13 с. И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.)
· Как вы понимаете слова Господа: «и благословятся в тебе все племена земные»? (Предположения детей)
Племена – это все народы земные, т.е. через Спасителя мира Иисуса Христа, Который родится в потомстве Авраама, благословение Аврамово распространится и на язычников, которые примут Христа как Спасителя.
· Докажите, что с самого начала Ветхий Завет обращен к Грядущему Спасителю, Который сойдёт в наш мир и восстановит утраченное единение человека с Богом. (Дети вспоминают историю грехопадения и обетование, данное Богом Адаму о послании в мир Спасителя: изгоняя Адаму и Еву из рая, Господь обещает людям, что от Жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом[1]: м-ф 03/видео. Обетование о Спасителе: 1 мин 04 с )
История спасения человечества есть стержень Ветхого Завет м-ф 04/видео. Трудный путь спасения -1: 2 мин 05 с. Вся история человечества является примером великой заботы, которую проявляет Бог о человеке. Начиная с творения первых людей и заканчивая нашими днями, Господь не перестает проявлять по отношению к людям неиссякаемое милосердие. Создав человека, Господь устраивает все для его гармоничной и счастливой жизни. Он поселяет его в райском саду, удостаивает плодов древа жизни, которые дают человеку бессмертие. Когда человек совершает грехопадение и отвергает милостивого Творца, Господь не оставляет его и здесь. Он попускает смерти овладеть человеком, дабы впадший в грех не жил вечно и вечно не умножал беззакония. Изгоняя человека из рая, обители счастья и блаженства, Господь обещает ему, что разлука не будет вечной. Придет время и Сам Господь сойдет на землю, чтобы человек опять мог приобщиться вечности и блаженству, мог воссоединиться с Богом. С этого момента вся история человечества станет путем, ведущим к этому самому важному событию – воплощению Сына Божьего. Труден и тернист будет этот путь. Человек на всем его протяжении будет пытаться свернуть с него, впасть в язычество, забыть истинного Бога. Но главным условием воплощения Спасителя было сохранение людьми истинной веры. Ибо язычество утрачивает и знание о грехопадении человека, и понимание необходимости его спасения.)
По сути, весь Ветхий Завет – это трудный путь возвращения человека к Богу, который мы пройдём вместе с богоизбранным народом, и поведёт нас Сам Господь! (м-ф 05/видео. Путь спасения: 35 с. Господь, желая спасти все человечество, изберет его малую часть, один народ, в котором еще теплился огонек истинного богопочитания. Он поведет этот народ через темные века идолопоклонства, в которое впадет все остальное человечество, к свету Вифлеемской звезды, к Рождеству Спасителя.)
Итак, Аврааму было 75 лет, когда он, повинуясь Богу, взял жену свою Сарру, всё своё имение, которое они приобрели, всех слуг и отправился в страну, которую указал ему Господь (м-ф 06/видео. В Землю Обетованную: 41 с).
Земля, в которую привёл Господь Авраама называлась Ханаанскою (м-ф 07. Земля Обетованная).
· Как вы думаете, чьи потомки жили на этой земле?
Жили там потомки Ханаана - хананеяне - один из самых нечестивых народов (м-ф 08/видео. Земля Обетованная: 1 мин 2 с.
Вступив на эту землю, Авраам устроил жертвенник и принёс Единому Богу благодарственную жертву.
После этого земля Ханаанская стала называться Обетованной т.е. обещанной, т.к. Бог обещал её Аврааму и его потомству. Теперь эта земля называется Палестиной.)
Именно на этой земле от Девы Марии родился обещанный Спаситель – Иисус Христос м-ф 09. Рождество Христово).
· В чём заключался подвиг Авраама? (Аврааму было уже 75 лет, но, он, имея твёрдую веру в слово Божие, оставляет своих сродников, отеческий дом, родную обжитую землю и отправляется в неведомые земли.
В этом Авраам показал несокрушимую веру в Бога.
В земле Ханаанской Авраам поселился близ города Хеврон[2], у дубравы Мамры (м-ф 10/видео. У дубравы Мамры: 20 с).
Авраам с Сарою были уже очень стары, но детей у них так и не было. Авраам постоянно думал об этом и очень скорбел. Чтобы утешить Авраама, однажды Господь явился ему в видении и сказал (м-ф 11. Посмотри на небо…): «… посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. … столько будет и у тебя потомков». Авраам поверил Господу и Бог вменил ему это в праведность»[3].
Когда Аврааму было уже 99 лет, т.е. 24 года прошло с тех пор, как он, повинуясь Богу, покинул родную землю, и, веря слову Господа, ожидал рождения обещанного сына, произошло удивительное событие: Сам Господь явился ему в виде трёх Странников (м-ф 12/видео. Явление Аврааму Пресвятой Троицы-1: 1 мин 01 с : Однажды во время дневного зноя, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатёр, поджидая гостей, особенно нуждающихся в это время, в подкреплении и покое. Авраам любил принимать странников, считая для себя великой радостью служить им[4]. И вдруг видит: стоят против него три Мужа. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.
Когда Странники зашли к нему, Авраам омыл им ноги омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства. Затем подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. Сам же стал под деревом подле них.)
Посмотрите, ребята, с каким пламенным усердием, радушием, с какой радостью и большим удовольствием Авраам встречает, как он думает, простых странников[5]!.. Сам все делает и предлагает! Когда странники ели, этот столетний человек стоял пред ними! Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними!
М-ф 13/видео. Явление Аврааму Пресвятой Троицы - 2: 1 мин: Странники спросили у него: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из Них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».
Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, услышав эти слова, засмеялась про себя и подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь такое утешение, и господин мой стар».
Но Странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын». Сарра же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но Он сказал ей: «Нет, ты засмеялась».)
То, что этот чудный Гость оказался знающим его жену по имени, и еще больше то, что Он изрек обетование о рождении от нее сына, уже хорошо известное Аврааму по предшествующим случаям общения с Господом, открыло ему глаза на действительную небесную природу этого Гостя. (м-ф 14/видео. Явление Аврааму Пресвятой Троицы - 3: 20 с. И понял Авраам, что перед ним не простые странники, а Сам Бог говорит с ним[6].)
Через год после явления Аврааму Бога в виде трёх странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сары родился долгожданный сын, которого они назвали Исааком.
Чудесное явление Бога Аврааму в виде трёх Странников отображено в иконе святого иконописца Андрея Рублева (м-ф 15. Андрей Рублёв) «Троица», где Странники изображены в виде трёх Ангелов (м-ф 16/икона. А. Рублёв. Троица).
· Давайте сравним иконы «Явление Бога Аврааму» (м-ф 17. Явление Бога Аврааму) и икону Андрея Рублёва «Троица» (можно использовать рисунок в тетради). В чем вы видите разницу?
На иконе Андрея Рублева нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму. Андрей Рублёв изобразил Ангелов не вкушающими, а беседующими. О том, что изображена сцена на библейский сюжет, говорят лишь чаша с головой тельца на столе, дерево и палаты Авраама на фоне.
Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых Ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг — символ вечности, света и любви. Жесты Ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.
Время жизни Андрея Рублёва совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига (м-ф 18. Битва «Руси» за свободу). В те времена Русь была раздираема междоусобными войнами русских князей, и разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, что только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины» (м-ф 19. Монголо-татарское иго).
Именно в тот нелегкий, но знаменательный период русской истории (около 1411 года), когда обескровленная и униженная чужеземным игом (м-ф 20. Разорение городов), Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды, Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу» (м-ф 21. «Троица»), которую написал по повелению игумена Троицкого монастыря Никона Радонежского, - под руководством которого он начал свой путь монаха, - "в похвалу Сергию Радонежскому" (м-ф 22. История создания иконы: 1 мин 39 с. Основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира»)
· Кому Бог, через святого иконописца Андрея Рублёва, даровал эту чудотворную икону (м-ф 23. А. Рублёв. Троица)? (Предположения детей)
Своё изображение Бог даровал не только для Руси, но и для всего человечества. Пресвятая Троица, изображающая Божественную гармонию, была символом единения: люди, созданные по образу и подобию Божию, и жить должны по образу Пресвятой Троицы: в мире, согласии и любви.
В основе философского замысла “Троицы” - мысль о могущественной всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой служит реальным залогом осуществления единства человечества. В цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах голов Ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.
Содержание «Троицы» многогранно. Святой иконописец изобразил на иконе Предвечный Совет Пресвятой Троицы.
· Как вы понимаете выражение «Предвечный Совет»?
Предвечным Совет назван потому, что осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный Совет Святой Троицы осуществляется в Божественной вечности; а Советом он назван потому, что в нем участвуют все Лица Пресвятой Троицы.
На Предвечном Совете Бог изъявляет Свою Божественную волю о сотворении человека по Своему образу и подобию. Предвидя человеческое грехопадение прежде создания мира, Бог в вечности определил пути спасения человечества. На предвечном Божественном Совете Святой Троицы принято решение о Воплощении Сына Божия, о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. На иконе Андрея Рублева отброшены все бытовые подробности библейского повествования, затрудняющие восприятие Божественного замысла о человеке. Смысловой и композиционный центр иконы - чаша с головой закланного тельца, символизировавшего жертвенный подвиг Христа.
(На усмотрение учителя. Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец выступил Предначертателем этого решения.
Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спасения человечества изъявил согласие к Воплощению, что отражено в словах Писания: "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне" (Евр. 10:7-10), а также в словах "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16).
Третье Лицо Святой Троицы Святой Дух предуготовил Себя быть ниспосланным Отцом во имя Сына, чтобы Своим благодатным действием духовно преображать верующих в Сына Божьего, усваивать им плоды Его жертвы, сообщать им бесценный дар Богопознания, делать их "причастниками Божьего естества" (2 Пет 1:4).
Для справки. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения.
За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством».
За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на фаворе, Вознесение — на горе Елеонской...)
Работа в тетради. Тест: Проверь себя:
История спасения человечества есть стержень Ветхого Завета.
Ветхий Завет это древний (старый) договор, или _ _ _ _ Бога с богоизбранным народом, в котором родится Спаситель.
Родоначальником этого народа Бог избрал _ _ _ _ _ _ _.
Аврааму было 75 лет, когда он, повинуясь Богу, взял жену свою Сарру, всё своё имение, всех слуг и отправился в страну, которую _ _ _ _ _ _ ему Господь.
Земля, в которую привёл Господь Авраама называлась
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . Жили там потомки Ханаана хананеяне - один из самых нечестивых народов.
Вступив на эту землю, Авраам устроил жертвенник и принёс Единому Богу благодарственную _ _ _ _ _ _ .
После этого земля Ханаанская стала называться _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, т.е. обещанной, т.к. Бог обещал её Аврааму и его потомству. Через 2000 лет на этой земле от Девы Марии родится обещанный Спаситель – Иисус Христос. Теперь эта земля называется _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
Когда Аврааму было уже 99 лет, произошло удивительное событие: Сама Пресвятая Троица явилась ему в _ _ _ _ _ _ трёх Странников. Бог сказал, что через год у Авраама родится обещанный сын. В назначенный срок у Авраама и Сарры родился долгожданный сын, которого назвали
_ _ _ _ _.
Слова для справок: жертву, Ханаанскою, Исаак, союз, указал, образе, Авраама, обетованной, Палестиной.
Файлы для скачивания:
Конспект, тетрадь и медиафайлы урока
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)
[1] С. Слободской. Закон Божий, с. 103
[2] Хеврон (ныне Эль-Халил) - один из древнейших городов Палестины, в
[3] Быт. 15: 4-6
[4] Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. М.1993, т.1.Беседа 41, стр. 446-447
[5] Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. М.1993, т.1.Беседа 41, стр.447
[6] Толковая Библия Лопухина. Бытие. Глава 18