Урок 9. Преподобный Антоний Печерский. Киево-Печерская Лавра[1]. Патерик. Тит и Евагрий
Задачи:
· получит представление о святынях Киево-Печерского монастыря и его роли в духовном развитии Руси;
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Антоний Великий |
02 |
Антоний Печерский |
03 |
Князь Владимир |
04 |
Гора Афон |
05/видео |
Принятие пострига на горе Афон: 23 с |
06 |
Пострижение в иноки |
07/видео |
Постриг прядей: 35 с |
08 |
Преставление прп. Серафима Саровского |
09/видео |
Игумен монастыря отправляет Антония на Родину: 44 с |
10/видео |
На Руси: 51 с |
11 |
Антоний Печерский копает пещеру |
12/видео |
Начало Киево-Печерской Лавры: 31 с |
13 |
Киево-Печерская Лавра |
14 |
Князь Владимир |
15/видео |
Нестор Летописец. Повесть временных лет :28с |
16 |
Нестор Летописец |
17/видео |
Мощи святых: 44 с |
18 |
Мощи прп. Нестора Летописца |
19 |
Ниша |
20/видео |
Святые отцы КПЛ: 1 мин 15 с |
21/видео |
Пещеры КПЛ: 1 мин 16 с |
22/видео |
Тит и Евагрий |
23 |
Мощи прп. Тита |
24 |
Рефлексия |
__Скоро узнаю:__
__Я сегодня узнаю:_ Об Ангельском мире
Как возникла Киево-Печерская Лавра –
_Наш помощник:_ духовный светоч Руси
Повесть временных лет
Жития святых
На прошлом уроке мы познакомились с Антонием Великим (м-ф 01. Антоний Великий) - основателем первых монашеских общин. А сегодня на уроке мы познакомимся с основателем русского монашества Антонием Печерским (м-ф 02. Антоний Печерский), жившем в первые десятилетия после Крещения Руси, которое произошло при князе Владимире в 988 году (м-ф 03. Князь Владимир).
С юности Антипа[2], так звали Антония до пострижения в монахи, всеми своими помыслами стремился к духовному совершенству. От сведущих людей он узнал, что особенно благочестиво и праведно ведут свою жизнь монахи на Святой горе Афон (м-ф 04. Святая гора Афон) в Греции, которую Сама Матерь Божия ещё при земной жизни освятила Своим присутствием, указав, что это Её особенный удел, защищаемый Ею Самою и Её Сыном. Туда и направился молодой Антипа (м-ф 05/видео. Принятие пострига на горе Афон: 23 с. Обойдя монастыри, бывшие во множестве на Святой Горе Антипа он остановился в одном из них и, пробыв там некоторое время послушником, принял монашеский постриг с именем Антоний, в честь преподобного Антония Великого, основателя монашеского жительства.)
· Как вы думаете, почему принятие монашеского звания называют постригом? (Предположения детей)
Дело в том, что для принятия монашества Церковь постепенно выработала довольно сложный порядок, или как принято говорить, чин (м-ф 06. Пострижение в иноки). Во время этого чина, вступающий в монашество, после принесения всех полагающихся монаху обетов, дважды вручает совершающему чин пострижения, ножницы. И только на третий раз совершающий обряд пострижения принимает ножницы от будущего монаха и выстригает ему (или ей) крестообразно небольшие пряди волос С этот мгновения вступающий становится полноправным членом монашеской братии и навсегда покидает прежнюю, мирскую жизнь (м-ф 07/видео. Постриг прядей: 35 с). Основан чин пострижения на обычае, берущем начало в глубокой древности. В Древнем Риме, да и в Греции – колыбели Православия, существовало обыкновение коротко постригать обращаемых в рабство, потому что по остриженным волосам легко было отличить раба от свободного.
· Чем раб отличается от свободного человека? (Ответы детей)
Раб – это невольник, т.е. человек, который выполняет волю своего хозяина, у которого находится в полном подчинении. Человек, решивший принять монашество, должен осознать, что отныне становится рабом Божиим.
· Что это значит? (С момента пострижения человек будет жить по воле Божией)
· Что значит, жить по воле Божией? (Жить по заповедям Божиим, наибольшая из которых: возлюби Бога и ближнего)
Монах – это человек, отошедший от мирских забот и суеты, чтобы всю свою жизнь посвятить служению Богу (м-ф 08. Преставление прп. Серафима Саровского).
· Как вы думаете, в чём заключается смысл служения Богу? В чём смысл всех богослужений? (Спасение человека от вечной смерти)
Монах – это молитвенник за весь мир.
· Как вы думаете, почему только на третий раз от постригаемого в монахи принимают ножницы? (Этим подчеркивается важность наступившего момента и проверяется непоколебимость принятого решения)
Кстати, любой православный человек также является пострижеником, т.к. во время обряда крещения крестообразно выстригается по нескольку волосков.
Но вернёмся к новопостриженному Антонию (м-ф 09/видео. Игумен монастыря отправляет Антония на Родину: 44 с. Пробыв на Афоне несколько лет и укрепившись в иноческой жизни, Антоний, по повелению Божию, возвращается на Русь для основания монашества.
Достигнув Киева, Антоний посетил уже существующие там обители, но ни в одной из них не нашёл той строгости монашеской жизни, к которой привык на Афоне (м-ф 10/видео. На Руси: 52 с. Решив стать отшельником, стал он ходить по горам и лесам киевским, пока не пришёл на холм, где была выкопана пещерка. Поселившись в той пещерке, Антоний продолжал вести строгую постническую жизнь, вкушая один хлеб, и то через день, и воды немного.) Вознося молитвы Богу, Антоний стал копать пещерку дальше (м-ф 11. Прп. Антоний Печерский копает пещеру), не давая себе покоя ни днём, ни ночью. И так пребывал он в непрестанных трудах и молитвах (м-ф 12. Начало Киево-Печерской Лавры: 31 с. Прослышав о святом Антонии, люди стали приходить к нему за молитвенной помощью, за советом и наставлением. А те, кто хотел жить под духовным руководством подвижника, стали расселяться возле пещеры отшельника. Когда собралось 12 человек братии, которых Антоний принял и постриг, выкопали большую пещеру с церковью и кельями.) Так было положено начало Киево-Печерской Лавре (м-ф 13. КПЛ) - одной из самых древних и драгоценных сокровищ Киевской Руси, великой святыне Православия (славянское слово «печера» по - русски звучит как «пещера»).
Летопись относит возникновение будущей Лавры к 1051 г.
· Что такое летопись? Из каких двух слов состоит это слово? (Ответы детей)
«Лето» - по древнерусски «год»; летопись буквально: «записи по годам», «год за годом». Так называют особые литературные произведения древней Руси, которые рассказывают о событиях русской истории год за годом. Каждый новый рассказ (летописная статья) начинается со слов «В лето…». Далее следует иногда подробный рассказ о происходивших в этом году событиях, целая летописная повесть, иногда летописец ограничивается короткой фразой, например «В лето 1235. Мирно бысть» (то есть «мирно было»).
Летописей очень много. Как полагают, летопись начали составлять ещё в первые десятилетия после Крещения Руси, тысячу лет назад, при святом князе Владимире (м-ф 14. Князь Владимир), Крестителе Руси.
Первый из известных летописных сводов называется «Повесть временных лет». Он составлен в Киево-Печерском монастыре, ставшем на многие годы главным духовным центром Руси, очагом просвещения и веры русского народа (м-ф 15/видео. Нестор Летописец: 1 мин 02 с. Один из авторов «Повести временных лет» - знаменитый Нестор Летописец монах Киево_- Печерского монастыря, живший в конце XI - начале XII века. Его летопись рассказывает о том, откуда пошла земля Русская, об основании Киева – «матери городов русских», о первых походах киевских князей, О Крещении Руси и начале Русского государства. Летописцы, как правило, были высокообразованными людьми.
Именно в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца[3] (м-ф 16. Нестор Летописец) впервые упоминаются пещеры Киево-Печерской Лавры, в которых самой большой ценностью являются нетленные мощи святых Божиих угодников (м-ф 17/видео. Мощи святых: 44 с), среди которых и первый летописец Руси преподобный Нестор (м-ф 18. Мощи прп. Нестора Летописца). После погребения в пещерах преподобного Антония, здесь стали хоронить и остальных монахов. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши (м-ф 19. Ниша). Тело усопшего клали на доску и задвигали в нишу, которую закрывали деревянным щитом. По прошествии 2-х лет место погребения открывалось и, если останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте и замуровывали, если тело истлело, то костные останки переносились в крипты-костницы (специальные подземные помещения). Имена и духовные подвиги Печерских монахов, мощи которых находили нетленными, кратко записывались на досках, прикрывающих место погребения. На этих же досках писались лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как святые.
Мощи 122 святых покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры; у изголовья изображение святого и пред ними теплится лампада; над гробницею или нишей табличка с именем святого (м-ф 20/видео. Святые отцы КПЛ: 1 мин 15 с ).
· Вспомните, зачем перед образом святого возжигается лампада?
Лампады знаменует собою Христа как Свет миру, Который просвещает всякого человека. А также означают свет, которым сияют святые праведники.
· Как вы думаете, почему останки святых называют мощами? (Мощи – от слова мощь, сила. От мощей святых исходит Божественная сила)
По учению Православной Церкви благодатные силы, действующие через тела святых при их жизни, продолжают действовать в них, и после смерти (м-ф 21/видео. Пещеры КПЛ: 1 мин 16 с).
С досок, которые закрывали место погребения усопшего, записанные сведения впоследствии были переписаны и сохранены в Печерском Патерике.
· Прочитайте в тетради значение слова «патерик». .
Слово патерик произошло от греческого слова pater – отец, а по-русски «отечник» – от слова «отец». Патерик или отечник – это сборник, в который включены сказания о жизни, чудесах святых отцов, иноков, их поучения о благочестии.
В Киево – Печерском патерике мы можем прочитать поучительную историю о Тите и Евагрии.
О двух враждовавших между собой братиях: Тите-священнике и Евагрии-диаконе (м-ф 22/видео. Тит и Евагрий: 1мин 42 с. Были два брата по духу: диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, ...как рыкающий лев, ища, кого поглотити (1Пет 5:8), возбудил между ними вражду, и такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к Святым Тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, — до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: «Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя». Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: «Прости и благослови меня, отец мой!» Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: «Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем». И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: «Что все это значит?» И он рассказал: «Видел я Ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел Ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же Ангел подал руку и поднял меня». Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37). (М. Викторова. Киево- Печерский патерик. С. 55.)
· Как вы думаете, почему эту историю включили в Отечник? (Ответы детей)
В особенности же сильно подействовал этот печальных случай на самого Тита. Видя, как за примирение с братом своим он получил не только прощение греха своего, но и телесное здравие, он более уже не думал гневаться на кого-нибудь, но усвоил себе постоянную любовь к людям. Преп. Тит после этого всегда помнил слова Писания: «Прощайте, и прощены будете».
Святые мощи преподобного Тита почивают в одной из Киевских пещер (м-ф 23. Мощи прп. Тита). Скончался преп. Тит около
Мощи Антония Печерского сокрыты от взора людей. Когда приближалась кончина преподобного Антония и он простился с братией, внезапно между ним и иноками обвалилась земля. Иноки хотели откопать мощи преподобного, но из-под земли вырвалось пламя и отогнало их. Они решили отойти влево и копать там, но на них обрушился поток воды. Место погребения по лаврской традиции отмечено иконой святого, рядом с его кельей. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и по сей день
· Подумайте, что главное из всего услышанного на уроке?
(- на нашей земле есть бесценная духовная сокровищница – Киево-Печерская Лавра, в пещерах которой почивают нетленные мощи 122 угодников Божиих, от которых верующие люди получают Божественную помощь;
- беззлобие, миролюбивое отношение ко всем людям – залог истинного счастья, потому что истинное счастье - внутри нас, истинное счастье – это мир и покой на душе, которого не может быть у злобного человека).
Рефлексия (м-ф -24).
Файлы для скачивания:
Конспект, тетрадь и медиафайлы урока
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)
[1] Лавра - название наиболее крупных и особо значимых мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху.
[2] Сказания русской летописи в пересказе Алексея Карпова. М.2001, стр. 87
[3] Святыни Киево-Печерской Лавры. Киев 2005, стр.5