Урок 08. Монастырь – духовный светоч мира

Урок 8.  Монастырь – духовный светоч мира

 

Задачи:

·       ребёнок прочувствует, что живёт в удивительное время – время возрождения Святого Православия на Руси и монашества как формы служения Богу;

·       овладеет понятиями: «монах», «инок», «монастырь», «настоятель монастыря», «отшельник», «мощи святых»;

·       поймёт, что монах (инок) – это человек, который ищет единения с Богом и посвящает свою жизнь служению Богу;

  • узнает, что первые монастыри возникли на месте подвигов святых людей, которые уходили в пустынные и глухие места, чтобы проводить свою жизнь в посте и молитве, и быть всецело преданными Богу.

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01

Монастырь

02

Монахи

03

Монах

04

Обитель

05

Инок

06

Первые Христиане-мученики: 1 мин 20 с

07

Римские катакомбы

08

Константин Великий

09

Император Константин «Крест в небе»: 21 с

10

Собор Святого Петра в Риме

11

Появление монашества: 47 с

12

Антоний Великий

13

Родина монашества: 44 с

14/видео

Преподобный Антоний Великий: 57 с

15

Пустыня

16

Пещеры

17/видео

Монастырь: 34 с

18

Успенский собор ТСЛ

19

Государь Николай II прикладывается к раке с мощами

прп. Серафима Саровского

20

Рака с мощами

21

Мощи святого Ильи Муромца в пещерах Киево-Печерской Лавры

22

Старец Анатолий Оптинский

23/видео

Монастырь: 15 с

24

Рефлексия

 

 

Ступеньки  познания:

 

                                             

                                                                                                     __Скоро узнаю__

                                           __Я сегодня узнаю                        Как появился первый                               

                      Почему монастырь духовный светоч мира         монастырь на Руси                                      

                                           Кто есть монах                      

___Наш помощник__

      Жития святых

 

     Сегодня мы будем говорить о монастырях.

·       Что такое монастырь (м-ф 01. Монастырь)? (Предположения детей)

·       Кто живёт в  монастыре?

·       Кто такие монахи (Монахи: м-ф 02 )?

     Слово монах происходит от греческого слова «монос», одно из значений которого - особый путь (м-ф 03. Монах).

     Монах – это человек, который избрал особый жизненный путь и посвятил свою жизнь служению Богу.

·           Монастыри ещё называют монашеской обителью? Как вы понимаете  это слово?    (Предположения детей): м-ф 04. Обитель)  

 Слово монастырь по-гречески звучит монастерион и переводится как место обитания монахов. От слова «обитание» произошло другое слово – обитель.

·       Как вы думаете, почему древнее, исконно русское название монаха – инок (м-ф 05. Инок)? (Предположения детей)

     Инок - значит иной - человек, живущий иной, особенной жизнью, которая отличается от жизни всех остальных людей. Он живёт на земле, но душа его устремлена к Богу! На древнеперсидском языке «монах» означает: ищущий единения с Богом. Жизнь монаха – это жизнь безмолвная.

     Не всякий человек может стать монахом – это удел избранных.

А как же возникли первые монастыри? История монашества насчитывает около 1700 лет. Но чтобы понять, как и почему возникли монастыри, нам надо вернуться в ещё более далёкие времена, а именно, в то время когда христианство ещё только зарождалось.

Трудной и опасной была жизнь первых христиан. Люди, не познавшие христианского учения, смотрели на христиан с опасением и удивлением. Христиане не были похожи на язычников. Они не поклонялись идолам, не приносили жертв в языческие праздники. Христиан со всех сторон окружала клевета и подозрительность: язычники думали, что на своих собраниях они занимаются опасным колдовством и наводят колдовские чары на своих противников.

     Тех, кто уверовал во Христа Спасителя и желал следовать Его заповедям, жестоко преследовали,  мучили, убивали, бросали на растерзание хищным зверям во время цирковых представлений на утеху язычникам (м-ф 06/видео. Первые христиане-мученики: 1 мин 20 с). Поэтому на молитву христиане собирались  тайно в наглухо запертых домах или в подземельях-катакомбах1 (м-ф 07. Римские катакомбы).

     Людям, уверовавшим во Христа, нужно было иметь не мало мужества и стойкости, для того, чтобы войти в состав  христианской общины.  Члены христианских общин, в которых царил дух братской любви, охотно и добровольно подчинялись наставникам и старшим, заботились о больных, увечных и немощных. Там даже имущество было общим, и распоряжались им главы общин на общую пользу.

     Любовь к ближним, незлобивость, глубокая порядочность и честность во всём привлекали к учению христиан всё больше и больше людей. А их проповедь о Едином, Всемогущем, Всеблагом Боге, Творце всего сущего, и Благая весть о Воскресшем Христе обращали к истинной вере всё новых и новых последователей. Свидетельством истинности Христовой веры становилось в глазах язычников и готовность христиан претерпевать во имя Господа самые лютые мучения: чем больше исповедников погибало за веру  тем во много крат более новых последователей  приходило ко Христу. 

     Почти 300 лет христиане терпели разнообразные преследования и гонения , пока на престол Рима не вступил молодой император Константин (м-ф 08), который был благорасположен к  христианам.

·       Вспомните, какое знаменательное событие  изменило всю его жизнь? (м-ф 09/видео. Император Константин. Крест в небе: 21 с)

    После этого события, уразумев силу Распятого на кресте Христа и уверовав, что Он есть Единый истинный Бог[1], Константин издаёт указ, дозволяющий всем без боязни принимать христианство[2].

     С этого времени христианство перестало быть гонимым, напротив,  принадлежность к православной вере  стала поощряться. От света Христовой веры вскоре пало язычество, и повсюду начали воздвигаться великолепные храмы (м-ф 10. Собор святого Петра в Риме). 

     Но великое множество людей, недавно пришедших ко Христу, хоть и стремилось следовать заповедям Божиим и строить свою жизнь в соответствии с ними, всё же не могло сохранять ту же высоту духа и строгость жизни, какие царили в ранних, немноголюдных христианских общинах.

     Вот тогда-то, некоторые особенно горячо устремлённые к Богу, видя, что мирские житейские заботы становятся преградой на пути духовного совершенствования и безраздельного служения Господу, начали постепенно отделять себя от окружающих: принимали на себя строгие обеты, не вступали в брак, не заводили семей, время проводили в непрестанной молитве, неукоснительно и строго соблюдали посты, воздерживались от всяких утех.

     Другие поступали ещё решительнее: раздавали имущество бедным, а сами пребывали в добровольной нищете и смирении.

Третьи же шли ещё дальше: раздав то, что имели, уходили в пустынные и глухие места, поселялись уединённо и проводили жизнь в посте и молитве, угождая Богу всецелой преданностью Ему. Таких людей называли пустынниками и отшельниками.

·       От какого слова произошло слово «пустынник»?

·       А отшельник?

      Ото- шёл, т.е. отошёл от мирской жизни, от людей, от мирской суеты… Так из отшельничества постепенно выросло монашество (м-ф 11/видео. Появление монашества: 47 с).

     А начало ему положил преподобный Антоний Великий (м-ф 12. Антоний Великий).

·       Что означает слово «преподобный»?

·       От какого слова произошло? (Подобный)

·       По чьему подобию создан человек?   (По Божьему).

·       Какой смысл привносит в слова приставка ПРЕ-?   (Высшую степень какого-то качества, прекрасный, премудрый, пресветлый…)

     Преподобный означает в высшей степени явивший в себе подобие Божие. Все святые, именуемые преподобными, были монахами (м-ф 13/видео. Родина монашества: 44 с)

Преподобный Антоний Великий[3] родился в далёкой и жаркой стране Египте (м-ф 14. Преподобный Антоний Великий -1: 57 с. Его родители были людьми богатыми и почитаемыми, им принадлежало обширное имение. Будучи христианами, они и Антония воспитали в горячей преданности вере Христовой.

     Едва Антонию минуло 20 лет, как вдруг один за другим умирают его родители. В распоряжение юноши перешло немалое богатство, и он был в нерешительности, каким образом им  распорядиться.

     Однажды он, как обычно, пришёл в храм  на воскресное богослужение. В тот день там читался отрывок из Евангелия, в котором говорится о богатом юноше, спросившем у Христа, как стать совершенным. Спаситель же ответил ему так: « Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною[4]».  Евангелие, разумеется, читал один из священнослужителей храма, но Антонию показалось, что он слышит голос Самого Господа, обращенный прямо к нему. Антоний внял этому повелению и немедля продал всё, что ему принадлежало. Большую часть полученных денег он роздал неимущим, оставив лишь небольшую  сумму для своей болезненной сестры, чтобы она могла жить скромно, но без нужды. Заботу о сестре он поручил благочестивым женщинам, служившим при храме, а сам покинул селение и поселился в его окрестностях, вблизи обитавшего там старца-отшельника, стараясь подражать ему во всём.)

     Но вскоре Антоний перебрался в ещё более глухое место, а затем ушёл жить в самую настоящую пустыню (м-ф 15. Пустыня). Вдали от реки, в раскалённых песках, он обнаружил развалины древней, давным-давно заброшенной крепости. Одно из её подземелий и стало на долгие годы его жилищем.

     Много лишений и испытаний вынес там угодник Божий. Часто полчища нечистых духов являлись ему в виде страшных чудовищ, опасных зверей и ядовитых змей. Горячей молитвой и крестным знамением отражал подвижник все эти дьявольские  козни. И неустанно молил Господа научить его жить благочестиво и достойно.

     Господь внял молениям Антония и послал к нему ангела в обличье человека, очень похожего на Антония. Человек этот, неизвестно откуда взявшийся в пустыне, постоянно был занят, не теряя ни единой минуты. Молитву он чередовал с трудом: если не работал, то молился, окончив молитву, тотчас принимался за труд.

«Делай так - и спасёшься», - сказал неведомый сосед Антонию и стал невидим. Антоний понял, кто был послан к нему Богом для назидания и утешения.

     20 лет прожил Антоний в пустыне и достиг подлинной чистоты сердца и ума.  Но как ни далеко он ушёл от людей, слухи о его святой жизни постепенно распространились среди народа. Многие благочестивые люди, ищущие спасения, стали приходить к нему и селиться по соседству.

     Некоторые находили для себя пещеры (м-ф 16. Пещеры), а некоторые сооружали шатры. Значительную часть пришедших составляли греки, и обиталище своё они называли монастерион, что означает...(ответы детей: место обитания монахов).

По-гречески называли они и свои жилища – пещеры и палатки. Звучало это как келлион. Отсюда пошло название отдельной комнаты монастыря, или отдельного домика монаха - келья.

     Всё новые и новые люди стекались к Антонию, становясь верными учениками и последователям преподобного. Некоторые из учеников, побыв здесь некоторое время, испросив благословения Антония уходили, но не к своим бывшим жилищам, а чтобы разнести повсюду полученные знания о духовной жизни. Так ученики и последователи Антония стали учреждать  другие жительства монахов, или монастыри.   

     Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни и свои правила - монастырский устав. Монах должен неукоснительно подчиняться монастырскому уставу. Монах ничего не может сделать без благословления

(разрешения) настоятеля монастыря. Настоятель – это глава монастыря, которому чаще всего принадлежит сан игумена, что значит с греческого ведущий или наставник, отсюда и назначение настоятеля (м-ф 17/видео. Монастырь: 34 с).

     Самое главное в  монастыре – это храм, которых, как правило, несколько.

 (м-ф 18. Успенский собор ТСЛ). В монастырских храмах благоговейно хранятся святыни – мощи святых, которые несли свой подвиг в этих местах (м-ф 19. Государь Николай II прикладывается к раке с мощами прп Серафима Саровского). Мощи – это нетленные останки святых, которые хранятся в специальных раках – ковчегах (м-ф 20. Рака с мощами).

·       Как вы думаете, почему их так назвали – мощи? (Предположения детей)

     Мощи (м-ф 21. Мощи преп. Илии Муромца в КПЛ) от слова мощь, т.е. сила. От мощей святых угодников исходит очень большая исцеляющая сила. Но вот только исцеляет Господь молитвами святого угодника далеко не каждого.

·       Как вы думаете,  почему?

     По православному вероучению, причина болезней – нарушение Божиих заповедей: зависть, обиды, обман, клевета, злоба, ненависть, воровство, непочитание родителей, своеволие… Исцеление получают те люди, которые осознали причину своих болезней и поняли, что жить, творя зло, нельзя.

·       Давайте подумаем, зачем люди приезжают в монастыри? (Предположения детей)

     Люди приезжают в монастыри, чтобы хоть на время уйти от мирской суеты и побыть наедине с собой и с  Богом. Некоторые приезжают за мудрым советом?

·       Как вы думаете, у кого в монастыре можно получить мудрый совет, наставления, руководство к дальнейшей жизни. (Предположения детей)

     Во многих монастырях живут монахи-старцы (м-ф 22. Анатолий Оптинский).

·       Как вы думаете, кто такой старец?

     Старец – это опытный духовный наставник. Слово «старец» означает в первую очередь именно мудрый опыт, а не почтенный возраст, хотя в монашеской жизни и то и другое чаще всего совпадают.[5]

     Одним из оазисов старчества в дореволюционной Руси была Оптина пустынь, так называется монастырь под Москвой. В Оптину пустынь за мудрым советом и наставлением приезжали люди разных сословий: и дворяне, и крестьяне, и рабочие, и купцы, князья и цари.

 

     Во все времена люди, которым нужна духовная помощь и поддержка, спешат в монастыри, к этому чудному свету (м-ф 23/видео. Монастырь: 15 с).

 

Проверь себя;

 

 

Монастырь

(обитель)

Монах

(инок)

Келья

Старец

Мощи

Место

о _ _ _ _ _ _я

монахов.

Е _ _ _ _ т

Сирия

_____ век.

Спасение души.

 

Иной.

«Монос» -

один,

о_ _ _ _ _ _й.

- отрёкся

от м_ _ _

- служит _ _ _ _

-молитвенник

за весь _ _ _

Ж_ _ _ _ е

монаха 

М _ _ _ _ й

духовный

наставник

 

Чудо-

творные

останки

с_ _ _ _ х

 

 

Рефлексия (м-ф 24)

 

Файлы для скачивания:

   Конспект, тетрадь и медиафайлы урока   

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)


1 Катакомбы (лат.) – Подземные гробницы, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины. Катакомбы состояли из коридоров и камер (крипт) для погребения. Энциклопедия Кругосвет.

[1] Дмитрий Ростовский. Жития Святых. Сентябрь. День 27

[2] Православие от А до Я. Словарь – справочник. Москва 2006, стр. 366

[3] Жития святых Дмитрия Ростовского. Январь. День 17

[4] Мф 19:21

[5] Энциклопедия Кругосвет:  www.krugosvet.ru


Назад к списку