Урок 07. Чудотворные иконы. «Спас Нерукотворный», «Нечаянная радость»

Урок 7. Чудотворные иконы. «Спас Нерукотворный»,  «Нечаянная радость»

Задачи:

·       ребёнок узнает, что, как рассказывает предание,  первый образ (икона) Иисуса Христа – нерукотворный и был дарован больному царю Авгарю[1] Самим Иисусом Христом для исцеления;

·       ребёнок поймёт причины особого уважения православных людей к Образу и  иконам Богородицы;

·       придёт к выводу, что в жизни человек может ошибаться, но он всегда может принять новое решение и коренным образом изменить своё поведение.

      

 

м-ф

Названия медиафайлов

01/видео

Спас Нерукотворный: 1 мин 18 с

02

Спас Нерукотворный (икона)

03

Апостол Фаддей

04

Спас Нерукотворный (икона)

05

Всех скорбящих Радость (икона)

06

Утоли моя печали (икона)

07

Скоропослушница (икона)

08

Взыскание погибших (икона)

09

Споручница грешных (икона)

10

Нечаянная Радость (икона)

11

Святитель Дмитрий Ростовский

12

Нечаянная Радость (икона)

13/видео

Что такое страх Божий:35 с

14

Лиддская икона

15

Тихвинская икона

16

Феодоровская икона

17

Курская – Коренная икона

18

Донская икона

19

Казанская

20

Державная

21

Рефлексия

 

  

      Тема нашего урока «Чудотворные иконы».

     Сегодня мы познакомимся с преданием, которое рассказывает о том, как появился первая икона (образ), которая называется «Спас Нерукотворный».

     Вопросы к детям до показа образа «Спас нерукотворный»:

·       Как вы думаете, Кто изображён на этой иконе? (Спас – Спаситель Иисус Христос)

  • Что значит нерукотворный? (Не руками сотворённый, т.е. сотворён не человеческими руками (м-ф 01/видео. Спас Нерукотворный: 1 мин  18 с. Предание свидетельствует[2], что во времена земной жизни Спасителя, в сирийском городе Едессе правил царь Авгарь. Он страдал неисцелимой болезнью – проказой: снаружи его покрывали синеватые язвы; внутри он чувствовал ломоту костей и расслабление всего тела. До Авгаря дошёл слух об Иисусе Христе и о великих чудесах, совершаемых Им, – как словом Своим Он врачует всякую болезнь. Очень сильно желал Авгарь увидеть своими глазами Творца таких чудес, надеясь и сам получить от Него исцеление. Но царь не имел возможности сам идти в Иудею, и потому послал письмо Христу, умоляя Его придти к Нему в Эдессу. Но, не имея уверенности, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить лицо Спасителя. Столь велика была у Авгаря любовь ко Христу,  что он желал хотя бы видеть  изображение лика Иисуса Христа.

     Прибыв с посланием царя в Иерусалим, Анания увидел Иисуса учащего на равнине среди множества людей. Не имея возможности приблизиться к Спасителю и ожидая, когда разойдется народ, Анания встал на камень и, внимательно всматриваясь в лицо Спасителя,  намеревался Его изобразить, но … не мог. Долго трудился Анания, но ничего не получалось. Господь же, обращаясь к одному из своих учеников( апостолу Фоме) повелел привести мужа, который, стоя на камне, пытается изобразить  Его лицо.)

     Когда  Ананию подвели, и он ничего ещё не успел сказать, Господь, назвав его по имени, спросил:

– Где письмо царя твоего Авгаря, которое ты принес ко мне из Эдессы?

     Анания, в изумлении, тотчас вынул письмо и с трепетом отдал его в руки Спасителя. Господь, прочтя послание, написал Авгарю следующее:

"Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан (это были последние дни жизни Христа на земле пред Его страданиями), и, по совершении, возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную (через крещение)".

     Написав такое послание Авгарю, Иисус Христос запечатал его печатью, на которой находилось еврейским письмом такое начертание: Божие видение, Божественное чудо. Затем Господь, исполняя желание царя Авгаря, приказал принести воду и, умыв лицо Свое, отер его поданным Ему четвероконечным убрусом (полотенцем). И о, чудо! на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица (м-ф 02. Спас Нерукотворный. Икона). Отдавая это изображение Анании вместе с письмом, Господь сказал: «Неси, отдай пославшему тебя».

     Возвратившись в Эдессу, Анания отдал царю своему нерукотворное изображение на убрусе лица Христова и письмо. Взяв их, Авгарь исполнился радости и, поклонившись образу Христову, припал к нему с любовью и тотчас исцелился, только малая часть проказы оставалась на лице его до того времени, когда должен был придти к нему посланный Господом ученик.

     После Крестной смерти Иисуса Христа в Эдессу пришел ученик Господа, святой Фаддей (м-ф 03. Апостол Фаддей). Наставив Авгаря святой вере в Христа, Фаддей крестил царя. В момент крещения уничтожилась и оставшаяся часть проказы, и Авгарь вышел из крещенской купели совершенно чистым, здравым телом и душою. Вместе с Авгарем крестился весь дом его и весь город, и славилось в Эдессе имя Иисуса Христа, единого Бога. Был же на воротах Эдессы стоявший здесь исстари идол какого-то языческого божества, которому всякий, входивший в город, обязан был воздать поклонение. Свергнув и уничтожив идола, Авгарь устроил над воротами в каменной стене круглое углубление, в которое не мог попадать дождь; наложив убрус нерукотворенного Образа Христова на доску негниющего дерева, Авгарь обложил и украсил его золотом с драгоценными камнями и поставил в стене над вратами.

     Авгарь издал закон, повелевавший всем входящим в город и исходящим из него поклоняться божественному образу Христову. Это повеление Авгаря  соблюдалось в течение многих лет: как во дни его  жизни и жизни его сына, так и при его внуке.

     Но один из правнуков Авгаря уклонился в идолопоклонство. Увидев на городских вратах образ Спасителя, почитаемый всеми входящими и исходящими, он вознегодовал и захотел сбросить со стены божественное изображение, поставив на его место идола.

     По особому извещению от Господа, узнал об этом епископ Эдессы. С другими служителями церкви он ночью пришёл к вратам города и, поднявшись по лестнице, поставил пред святым образом Христовым зажженную  лампаду с маслом; потом епископ заложил святой образ глиняною доскою, а затем кирпичами и покрыл заделанное таким образом место мелом и сравнял со стеною, – так ему было повелено божественным явлением. Когда нерукотворенный Образ Христов стал невидим, нечестивый царь оставил свое намерение.

     Прошло много лет, и жители забыли о святыне. В 545 г. во дни благочестивого царя Иустиниана персидский царь Хозрой с большим войском подошел к Эдессе, окружил его и начал упорную и продолжительную осаду. Горожане в великом страхе со слезами молились Богу, прося у Него милости и помощи. В одну ночь епископу Эдессы  в видении явилась блистающая великою славою светоносная Дева, показывая перстом на городские ворота и место в стене, она сказала:  «Вверху этих врат сокрыт божественный Нерукотворенный Образ Спаса Христа. Взяв его, быстро избавишь от бед град сей и народ его».

     Епископ с поспешностью пошел к вратам и, поднявшись к месту указанному в стене, нашел всё так, как было сказано ему в откровении; узнав заграждение, он раскопал его и отнял доску; и нашел пречистый и пресвятой образ Христов цел и невредим. Лампада, несмотря на то, что прошло уже столько лет, не угасла и была полна елея. А на самой доске, которою заложен был образ, отобразилось другое такое же подобие Лика Христа. Епископ взял убрус с изображением Спаса и показал гражданам; и была для всех великая радость, и все исполнились мужества, уповая на Господа. Епископ, совершая усердное моление, понес Образ по стенам города, являя Лик Спасителя персидским воинам, осаждавшим город. И тотчас всё персидское войско, гонимое божественною силою, обратилось в бегство. Так Эдесса милосердием Христа и явлением Его Нерукотворного Образа была избавлена от своих врагов.

     (Дополнительный материал на усмотрение учителя: В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Образ Спаса Нерукотворного у эмира, правившего Эдессой, и перенес его в тогдашнюю столицу Православия – Константинополь (город, основанный Константином Великим, который увидел перед решающим сражением Крест в небе.

     С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.  По пути и в самом Царьграде (так на Руси называли Константинополь) от Нерукотворного Образа совершались многие чудеса: исцелялись всякие недуги, – слепые прозревали, глухие слышали, хромые ходили и бесы изгонялись.    

     После падения Константинополя в 1204 году  оба Образа были утеряны).

     Нерукотворный образ неоднократно давал с себя точные отпечатки, с которых были сделаны списки, т.е. копии.

     Образ Спаса Нерукотворного широко почитается  на Руси (м-ф 04. Спас Нерукотворный. Икона).

·       Подумайте, почему образ «Спаса Нерукотворного» называют чудотворным?

·       Давайте определим, какой образ можно назвать чудотворным?.

     С первых лет утверждения христианства на Руси православный народ благоговейно  чтит Матерь Божию. В Ее честь воздвигались и воздвигаются храмы  и монастыри,  к Ней обращается  с молитвенным словом   православный  человек.

     Существует великое множество чудотворных икон Пресвятой Богородицы, а также великое множество свидетельств о том, что через Свои образы Матерь Божия  и раньше, и сейчас являла и являет великие чудеса и милости.

Через святые иконы Матерь Божия подает скорбящим и печальным утешение, обидимым - заступление, болящим - исцеление, бедствующим - скорую помощь. Святые иконы Ее именуются «Всех скорбящих Радость» (м-ф 05), «Утоли моя печали» (м-ф 06), «Скоропослушница» (м-ф 07), «Взыскание погибших» (м-ф 08), «Споручница грешных» (м-ф 09), «Нечаянная Радость» (м-ф 10)...

История иконы «Нечаянная Радость» рассказана святителем Дмитрием Ростовским (м-ф 11 ) в назидательном повествовании об одном грешнике, который получил нежданную духовную радость покаяния от иконы Божией Матери[3] (м-ф 12. Нечаянная Радость).

·       Кого вы видите на иконе? (На иконе изображен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богородицы)

Под ликом обыкновенно помещаются первые слова из повести Дмитрия Ростовского: «Человек некий беззаконный»...

·       Как вы думаете, кто такой беззаконный человек? (Человек, который преступает законы, иными словами преступник)

Человек этот, проводивший беззаконную грешную жизнь, тем не менее, как рассказывает Дмитрий Ростовский, относился к Богоматери с чувством благоговейной любви и ежедневно  молился пред Ее иконой с глубокой верой.  Как-то раз, собираясь идти на очередное греховное дело, пред выходом он обратился к иконе Богоматери, чтобы помолиться. Тут внезапно напал на него трепет, и он увидел, что изображение Богоматери как бы задвигалось. У Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и из них хлынула кровь. Пав на землю, преступник закричал: «О, Госпожа, кто это сделал?»

«Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, — отвечала Богоматерь. — Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?»

Грешник в раскаянии стал усердно взывать к Божией Матери о помиловании, дал Ей обещание исправиться и просил умолить Своего Сына, чтобы Он простил его.

 Дважды молила Богородица Своего Сына о прощении грешника, пока, наконец, на неотступную мольбу Своей Матери Он не ответил: «Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится Твое пожелание. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи».

     Когда окончилось видение, он ощутил в своем сердце и страх, и радость. Душа его ликовала, слезы потоками текли по лицу. Он припал к иконе, преисполненный благодарности за обретенное покаяние и прощение, и молил сохранить дар видеть свои прегрешения и получить помилование. Жизнь его изменилась совершенно и осталась богоугодной до последних дней.

·       Как вы думаете, почему после получения прощения, человек почувствовал не только радость, но и страх? (Ответы детей)

     Этот человек, вдруг осознав, что своими грехами он вновь и вновь распинает Спасителя, испытал страх Божий.

·       Как вы думаете, что такое страх Божий? (Предположения детей)

     Истинный страх Божий – это не страх Божьего наказания (м-ф 13/видео. Что такое страх Божий: 35 с). Согласно Священному Писанию, которое говорит, что Бог есть Любовь, Он никого не наказывает, потому что Он всех любит. У вас может возникнуть вопрос: «Почему же тогда существует понятие «Божье наказание»?  Давайте разберёмся:

·       Допустим, человека  предупредили: «Не суй руку в костёр – обожжёшься!», а он не послушался, сунул руку в огонь и получил сильный ожог! Кто его  наказал?

     Бог заповедями как бы предупреждает: человек не твори зло, иначе твоё зло обернётся против тебя самого.[4].

    Люди,  живущие по закону Любви и Добра, т.е. исполняющие Заповеди Божии – это Божии люди. Те же, кто творят зло,  сами, своими злыми делами, отдаляются от Бога. Вывод делайте сами: люди, творящие добро – Божии люди, а люди, творящие зло – …чьи они?

Бог есть Любовь. Когда верующий человек видит эту Любовь, то невольно возникает страх оскорбить эту Любовь. Страх Божий заключается в опасении оскорбить Бога нарушением Его святой воли, нарушением Закона Любви, и как следствие, отдалении от Бога.  Страх Божий – это великое чувство, оно как ограда, как мощный щит, как мощные стены, которые удерживают человека от греха. 

     Случай о прощении грехов по заступничеству Божией Матери и духовном исцелении раскаявшегося грешника так полюбился русскому народу, что в память его была написана икона, получившая название «Нечаянная Радость».

·                 Как понять «нечаянная»? (Нечаянная, значит, нежданная, негаданная, как снег на голову,)

     Памятуя о тяжести своих грехов, человек этот услышал слова прощения тогда, когда совсем было отчаялся, но по неотступной молитве Богородицы   получил прощение. И не чаял, и не надеялся уже... И вот она, нечаянная радость, посетила его почти дрогнувшее сердце.

В этой иконе ярко запечатлелись чаяния народа на милосердное заступничество и помощь Пресвятой Богородицы.

      Первый образ был дарован людям самим Спасителем. Но существует не только нерукотворный образ Христа, но и Его Пречистой Матери, называемый Лиддский (м-ф 14. Лиддская икона), который также был дарован людям чудесным образом.

     Ученики Господа апостолы Петр и Иоанн в городе Лидде, неподалёку от Иерусалима, создали церковь во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, они стали умолять Божию Матерь прийти в Лидду посмотреть созданный во имя Её храм, благословить его и освятить своим пришествием. На такую просьбу апостолов Пречистая Дева сказала: "С радостью возвращайтесь в Лидду: Я буду там с вами". Возвратившись в Лидду, они увидели в церкви на одном из каменных столбов, утверждающих здание, нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Он представлял собой прекрасное изображение лика Пресвятой Девы в тех одеждах, какие Она обычно носила. Увидев это, Апостолы поклонились этому чудотворному и нерукописному образу и воздали благодарение Богу. Вскоре пришла в Лидду и Богородица. Увидев Свой образ, а также множество почитателей Своих, по вере во Иисуса Христа, Она подала образу Своему благодать и силу чудотворения.

Почти все чудотворные иконы были явлены чудесным образом.

·       Откройте тетради, урок 7. Посмотрите на рисунок древа. На рисунке есть подсказки, каким образом являлись людям чудотворные иконы и какие чудеса исходят от них.

 

 

Рефлексия (м-ф 21)

Файлы для скачивания:

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR) 



[1] Дмитрий Ростовский. Жития святых. 16 августа. «Первое сказание о сношениях Христа с Авгарем встречаем у отца церковной истории Евсевия Памфила (ум. 340 г.); по его собственным словам он занес это сказание в свою историю, основываясь не на предания только, но и на письменных документах, найденных им в Эдесских архивах». 

[2] Дмитрий Ростовский. Жития святых. 16 августа. «Первое сказание о сношениях Христа с Авгарем встречаем у отца церковной истории Евсевия Памфила (ум. 340 г.); по его собственным словам он занес это сказание в свою историю, основываясь не на предания только, но и на письменных документах, найденных им в Эдесских архивах». 

[3] Книга о Пресвятой Богородице. М. 2002, стр. 405

[4] http://orthtexts.narod.ru/2006-2_polug_Osipov.htm#_Toc134338180. Лекции 2006 года по апологетике в МДС. Правосудие Божие, закон и наказание: «Каждым нарушением Божественного закона ты караешь самого себя, собственный закон бытия, своей природы. Твоя природа – это есть Божий закон. И когда ты его нарушаешь – ты себя ранишь, калечишь, себе приносишь травму. Итак, православное понимание – что Бог внутри нас, наша природа – это природа Бога, мы входим в эту природу, которая устроена закономерно. Поэтому, нарушая те нормы бытия, мы нарушаем свою структуру, нормы своего бытия, вредим себе. Грех – есть рана, наносимая себе, а не нарушение какого-то внутреннего закона, за который я должен буду принести удовлетворение правосудию Божию.»


Назад к списку