Урок 7. Чудотворные иконы. «Спас Нерукотворный», «Нечаянная радость»
Задачи:
· ребёнок узнает, что, как рассказывает предание, первый образ (икона) Иисуса Христа – нерукотворный и был дарован больному царю Авгарю[1] Самим Иисусом Христом для исцеления;
· ребёнок поймёт причины особого уважения православных людей к Образу и иконам Богородицы;
· придёт к выводу, что в жизни человек может ошибаться, но он всегда может принять новое решение и коренным образом изменить своё поведение.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01/видео |
Спас Нерукотворный: 1 мин 18 с |
02 |
Спас Нерукотворный (икона) |
03 |
Апостол Фаддей |
04 |
Спас Нерукотворный (икона) |
05 |
Всех скорбящих Радость (икона) |
06 |
Утоли моя печали (икона) |
07 |
Скоропослушница (икона) |
08 |
Взыскание погибших (икона) |
09 |
Споручница грешных (икона) |
10 |
Нечаянная Радость (икона) |
11 |
Святитель Дмитрий Ростовский |
12 |
Нечаянная Радость (икона) |
13/видео |
Что такое страх Божий:35 с |
14 |
Лиддская икона |
15 |
Тихвинская икона |
16 |
Феодоровская икона |
17 |
Курская – Коренная икона |
18 |
Донская икона |
19 |
Казанская |
20 |
Державная |
21 |
Рефлексия |
Тема нашего урока «Чудотворные иконы».
Сегодня мы познакомимся с преданием, которое рассказывает о том, как появился первая икона (образ), которая называется «Спас Нерукотворный».
Вопросы к детям до показа образа «Спас нерукотворный»:
· Как вы думаете, Кто изображён на этой иконе? (Спас – Спаситель Иисус Христос)
Прибыв с посланием царя в Иерусалим, Анания увидел Иисуса учащего на равнине среди множества людей. Не имея возможности приблизиться к Спасителю и ожидая, когда разойдется народ, Анания встал на камень и, внимательно всматриваясь в лицо Спасителя, намеревался Его изобразить, но … не мог. Долго трудился Анания, но ничего не получалось. Господь же, обращаясь к одному из своих учеников( апостолу Фоме) повелел привести мужа, который, стоя на камне, пытается изобразить Его лицо.)
Когда Ананию подвели, и он ничего ещё не успел сказать, Господь, назвав его по имени, спросил:
– Где письмо царя твоего Авгаря, которое ты принес ко мне из Эдессы?
Анания, в изумлении, тотчас вынул письмо и с трепетом отдал его в руки Спасителя. Господь, прочтя послание, написал Авгарю следующее:
"Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан (это были последние дни жизни Христа на земле пред Его страданиями), и, по совершении, возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную (через крещение)".
Написав такое послание Авгарю, Иисус Христос запечатал его печатью, на которой находилось еврейским письмом такое начертание: Божие видение, Божественное чудо. Затем Господь, исполняя желание царя Авгаря, приказал принести воду и, умыв лицо Свое, отер его поданным Ему четвероконечным убрусом (полотенцем). И о, чудо! на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица (м-ф 02. Спас Нерукотворный. Икона). Отдавая это изображение Анании вместе с письмом, Господь сказал: «Неси, отдай пославшему тебя».
Возвратившись в Эдессу, Анания отдал царю своему нерукотворное изображение на убрусе лица Христова и письмо. Взяв их, Авгарь исполнился радости и, поклонившись образу Христову, припал к нему с любовью и тотчас исцелился, только малая часть проказы оставалась на лице его до того времени, когда должен был придти к нему посланный Господом ученик.
После Крестной смерти Иисуса Христа в Эдессу пришел ученик Господа, святой Фаддей (м-ф 03. Апостол Фаддей). Наставив Авгаря святой вере в Христа, Фаддей крестил царя. В момент крещения уничтожилась и оставшаяся часть проказы, и Авгарь вышел из крещенской купели совершенно чистым, здравым телом и душою. Вместе с Авгарем крестился весь дом его и весь город, и славилось в Эдессе имя Иисуса Христа, единого Бога. Был же на воротах Эдессы стоявший здесь исстари идол какого-то языческого божества, которому всякий, входивший в город, обязан был воздать поклонение. Свергнув и уничтожив идола, Авгарь устроил над воротами в каменной стене круглое углубление, в которое не мог попадать дождь; наложив убрус нерукотворенного Образа Христова на доску негниющего дерева, Авгарь обложил и украсил его золотом с драгоценными камнями и поставил в стене над вратами.
Авгарь издал закон, повелевавший всем входящим в город и исходящим из него поклоняться божественному образу Христову. Это повеление Авгаря соблюдалось в течение многих лет: как во дни его жизни и жизни его сына, так и при его внуке.
Но один из правнуков Авгаря уклонился в идолопоклонство. Увидев на городских вратах образ Спасителя, почитаемый всеми входящими и исходящими, он вознегодовал и захотел сбросить со стены божественное изображение, поставив на его место идола.
По особому извещению от Господа, узнал об этом епископ Эдессы. С другими служителями церкви он ночью пришёл к вратам города и, поднявшись по лестнице, поставил пред святым образом Христовым зажженную лампаду с маслом; потом епископ заложил святой образ глиняною доскою, а затем кирпичами и покрыл заделанное таким образом место мелом и сравнял со стеною, – так ему было повелено божественным явлением. Когда нерукотворенный Образ Христов стал невидим, нечестивый царь оставил свое намерение.
Прошло много лет, и жители забыли о святыне. В
Епископ с поспешностью пошел к вратам и, поднявшись к месту указанному в стене, нашел всё так, как было сказано ему в откровении; узнав заграждение, он раскопал его и отнял доску; и нашел пречистый и пресвятой образ Христов цел и невредим. Лампада, несмотря на то, что прошло уже столько лет, не угасла и была полна елея. А на самой доске, которою заложен был образ, отобразилось другое такое же подобие Лика Христа. Епископ взял убрус с изображением Спаса и показал гражданам; и была для всех великая радость, и все исполнились мужества, уповая на Господа. Епископ, совершая усердное моление, понес Образ по стенам города, являя Лик Спасителя персидским воинам, осаждавшим город. И тотчас всё персидское войско, гонимое божественною силою, обратилось в бегство. Так Эдесса милосердием Христа и явлением Его Нерукотворного Образа была избавлена от своих врагов.
(Дополнительный материал на усмотрение учителя: В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Образ Спаса Нерукотворного у эмира, правившего Эдессой, и перенес его в тогдашнюю столицу Православия – Константинополь (город, основанный Константином Великим, который увидел перед решающим сражением Крест в небе.
С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. По пути и в самом Царьграде (так на Руси называли Константинополь) от Нерукотворного Образа совершались многие чудеса: исцелялись всякие недуги, – слепые прозревали, глухие слышали, хромые ходили и бесы изгонялись.
После падения Константинополя в 1204 году оба Образа были утеряны).
Нерукотворный образ неоднократно давал с себя точные отпечатки, с которых были сделаны списки, т.е. копии.
Образ Спаса Нерукотворного широко почитается на Руси (м-ф 04. Спас Нерукотворный. Икона).
· Подумайте, почему образ «Спаса Нерукотворного» называют чудотворным?
· Давайте определим, какой образ можно назвать чудотворным?.
С первых лет утверждения христианства на Руси православный народ благоговейно чтит Матерь Божию. В Ее честь воздвигались и воздвигаются храмы и монастыри, к Ней обращается с молитвенным словом православный человек.
Существует великое множество чудотворных икон Пресвятой Богородицы, а также великое множество свидетельств о том, что через Свои образы Матерь Божия и раньше, и сейчас являла и являет великие чудеса и милости.
Через святые иконы Матерь Божия подает скорбящим и печальным утешение, обидимым - заступление, болящим - исцеление, бедствующим - скорую помощь. Святые иконы Ее именуются «Всех скорбящих Радость» (м-ф 05), «Утоли моя печали» (м-ф 06), «Скоропослушница» (м-ф 07), «Взыскание погибших» (м-ф 08), «Споручница грешных» (м-ф 09), «Нечаянная Радость» (м-ф 10)...
История иконы «Нечаянная Радость» рассказана святителем Дмитрием Ростовским (м-ф 11 ) в назидательном повествовании об одном грешнике, который получил нежданную духовную радость покаяния от иконы Божией Матери[3] (м-ф 12. Нечаянная Радость).
· Кого вы видите на иконе? (На иконе изображен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богородицы)
Под ликом обыкновенно помещаются первые слова из повести Дмитрия Ростовского: «Человек некий беззаконный»...
· Как вы думаете, кто такой беззаконный человек? (Человек, который преступает законы, иными словами преступник)
Человек этот, проводивший беззаконную грешную жизнь, тем не менее, как рассказывает Дмитрий Ростовский, относился к Богоматери с чувством благоговейной любви и ежедневно молился пред Ее иконой с глубокой верой. Как-то раз, собираясь идти на очередное греховное дело, пред выходом он обратился к иконе Богоматери, чтобы помолиться. Тут внезапно напал на него трепет, и он увидел, что изображение Богоматери как бы задвигалось. У Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и из них хлынула кровь. Пав на землю, преступник закричал: «О, Госпожа, кто это сделал?»
«Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, — отвечала Богоматерь. — Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?»
Грешник в раскаянии стал усердно взывать к Божией Матери о помиловании, дал Ей обещание исправиться и просил умолить Своего Сына, чтобы Он простил его.
Дважды молила Богородица Своего Сына о прощении грешника, пока, наконец, на неотступную мольбу Своей Матери Он не ответил: «Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится Твое пожелание. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи».
Когда окончилось видение, он ощутил в своем сердце и страх, и радость. Душа его ликовала, слезы потоками текли по лицу. Он припал к иконе, преисполненный благодарности за обретенное покаяние и прощение, и молил сохранить дар видеть свои прегрешения и получить помилование. Жизнь его изменилась совершенно и осталась богоугодной до последних дней.
· Как вы думаете, почему после получения прощения, человек почувствовал не только радость, но и страх? (Ответы детей)
Этот человек, вдруг осознав, что своими грехами он вновь и вновь распинает Спасителя, испытал страх Божий.
· Как вы думаете, что такое страх Божий? (Предположения детей)
Истинный страх Божий – это не страх Божьего наказания (м-ф 13/видео. Что такое страх Божий: 35 с). Согласно Священному Писанию, которое говорит, что Бог есть Любовь, Он никого не наказывает, потому что Он всех любит. У вас может возникнуть вопрос: «Почему же тогда существует понятие «Божье наказание»? Давайте разберёмся:
· Допустим, человека предупредили: «Не суй руку в костёр – обожжёшься!», а он не послушался, сунул руку в огонь и получил сильный ожог! Кто его наказал?
Бог заповедями как бы предупреждает: человек не твори зло, иначе твоё зло обернётся против тебя самого.[4].
Люди, живущие по закону Любви и Добра, т.е. исполняющие Заповеди Божии – это Божии люди. Те же, кто творят зло, сами, своими злыми делами, отдаляются от Бога. Вывод делайте сами: люди, творящие добро – Божии люди, а люди, творящие зло – …чьи они?
Бог есть Любовь. Когда верующий человек видит эту Любовь, то невольно возникает страх оскорбить эту Любовь. Страх Божий заключается в опасении оскорбить Бога нарушением Его святой воли, нарушением Закона Любви, и как следствие, отдалении от Бога. Страх Божий – это великое чувство, оно как ограда, как мощный щит, как мощные стены, которые удерживают человека от греха.
Случай о прощении грехов по заступничеству Божией Матери и духовном исцелении раскаявшегося грешника так полюбился русскому народу, что в память его была написана икона, получившая название «Нечаянная Радость».
· Как понять «нечаянная»? (Нечаянная, значит, нежданная, негаданная, как снег на голову,)
Памятуя о тяжести своих грехов, человек этот услышал слова прощения тогда, когда совсем было отчаялся, но по неотступной молитве Богородицы получил прощение. И не чаял, и не надеялся уже... И вот она, нечаянная радость, посетила его почти дрогнувшее сердце.
В этой иконе ярко запечатлелись чаяния народа на милосердное заступничество и помощь Пресвятой Богородицы.
Первый образ был дарован людям самим Спасителем. Но существует не только нерукотворный образ Христа, но и Его Пречистой Матери, называемый Лиддский (м-ф 14. Лиддская икона), который также был дарован людям чудесным образом.
Ученики Господа апостолы Петр и Иоанн в городе Лидде, неподалёку от Иерусалима, создали церковь во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, они стали умолять Божию Матерь прийти в Лидду посмотреть созданный во имя Её храм, благословить его и освятить своим пришествием. На такую просьбу апостолов Пречистая Дева сказала: "С радостью возвращайтесь в Лидду: Я буду там с вами". Возвратившись в Лидду, они увидели в церкви на одном из каменных столбов, утверждающих здание, нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Он представлял собой прекрасное изображение лика Пресвятой Девы в тех одеждах, какие Она обычно носила. Увидев это, Апостолы поклонились этому чудотворному и нерукописному образу и воздали благодарение Богу. Вскоре пришла в Лидду и Богородица. Увидев Свой образ, а также множество почитателей Своих, по вере во Иисуса Христа, Она подала образу Своему благодать и силу чудотворения.
Почти все чудотворные иконы были явлены чудесным образом.
· Откройте тетради, урок 7. Посмотрите на рисунок древа. На рисунке есть подсказки, каким образом являлись людям чудотворные иконы и какие чудеса исходят от них.