Урок 04. Храм – Дом Божий. Церковь. Праздник воздвижения Креста Господня

 

 

Урок 4.  Храм – Дом Божий.  Церковь. Праздник воздвижения Креста Господня

 

Задачи:

 

·       ребёнок узнает, что по православному вероучению на Кресте Господь искупил весь  мир от греха, проклятия и смерти, и поэтому Крест, обретший особую Божественную си­лу, является главным символом Православия;

·       овладеет понятием «церковь» в двух значениях: здание для богослужений, и сообщество верующих во Христа людей (во втором значении слово Церковь пишется с заглавной буквы);

·       осознает, что, совершив плохой поступок, мало сожалеть об этом, надо обязательно исправить содеянное добрыми делами и стремиться не допускать повторения проступка.

 

 

№ м-ф

Название медиафайлов

01

Храм Христа Спасителя

02

Словари: ХРАМ

03

Храм

04

Словари: ДОМ

05

Церковь – сообщество людей

06

Учение Христа

07

Разомкни круг

08

Золотое правило

09-13

Храмы

14

Храм – корабль

15

Храм крестообразной формы

16

Храм круглой формы

17

Храм в форме куба

18

Храм-корабль

19

Ноев ковчег

20

Крест с полумесяцем

21

Крест на куполе

22

Воздвижение Креста Господня (икона)

23

Первые  христиане - мученики

24 (видео)

Константин Великий: 26 с

25 (видео)

Император Константин. Крест в небе: 1 мин 16 с

26(видео)

Царица Елена. Обретение Креста: 4 мин 50 с

27

Воздвижение Креста Господня (икона)

28

Золотые купола храмов

29

Рефлексия

 

 

Тема нашего сегодняшнего урока «Храм  - Дом Божий» (м-ф 01. Храм Христа Спасителя)

 

Лесенка познания:

                                                                                            __Скоро узнаю __

                                                                               зачем человек приходит в храм;

                                _Я сегодня узнаю                в чём особое значение колокола

                            Храм –  это Дом Божий,

                     где люди собраны вокруг Христа             

                                   

Наш помощник__

        Словари:

 

·       Как вы думаете, что означает само слово «храм»?

В полном церковнославянском словаре[1] прочитаем: «Храм = дом», т.е. само слово храм обозначает здание, строение м-ф 02. Словари. Храм).

 

 

Полный церковно-славянский словарь

Энциклопедия Википедия

Храмъ = домъ

Храм - как здание священное - отличается от обыкновенных зданий не только внутренним своим расположением, но и внешним видом.

Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

 

 

·       Чем храм отличается от обычного дома (м-ф 03. Храм)? (Ответы детей: строением, великолепием, величием, архитектурой, куполами,  над храмами возвышаются кресты.)    

·            С греческого языка слово «церковь» переводится как Дом Господень, т.е. этим словом называют здание, в котором собираются христиане для совершения богослужений.  

·        Как вы думаете можно ли слово «храм», заменять словом церковь, иными словами:  храм и церковь – это слова синонимы?

      В этом значении слова церковь и храм – синонимы.

     Но слово «Церковь» имеет ещё одно значение. Чтобы это выяснить нам нужно вернуться к значению слова «ДОМ» (м-ф 04. Словарь. Дом).

 

 

В. И. Даль

С.И. Ожегов

В.В. Виноградов

ДОМ: строение для житья, усадьба

ДОМ: жилое  здание; свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство; место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования; династия, род.

ДОМ: люди, живущие вместе; семья.

 

 

  

         Во втором значении, словом «Церковь» обозначают сообщество людей (м-ф 05. Церковь – сообщество людей).

·       Найдите в тексте словарей слова, которые помогут нам понять, что такое сообщество людей. (С. И. Ожегов «…место, где живут люди, объединённые общими интересами…»)

·       Что может объединять людей в Церкви? (В Церкви людей объединяет вера во Христа).

·       Что значит «вера во Христа»? (Предположения детей)

По ходу беседы,  дети совместно с учителем заполняют таблицу:

 

Церковь – сообщество людей

учение  Христа

Любовь

к Богу

к людям

творение добрых

дел

 

«Золотое правило»

 

Верить во Христа – значит, быть последователями Его учения.

·       Как вы думаете, чему учил Христос? (м-ф 06. Учение Христа:  

«Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим…»

«Возлюби ближнего твоего как самого себя…»

                                                                                                             Мк. 12:30–31)

 

·       Что значит любить Бога? (Предположения детей)

Да, ребята, любовь к Богу включает в себя соблюдение Его заповедей.

·       Что значит любить ближнего? (М-ф 07. Рисунок "Разомкни круг".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·       Вокруг моего «Я» находятся как бы три круга: 1-й – мои близкие; 2-й – те, кого я знаю; 3-й – незнакомые мне люди.)

·       Кто ко мне ближе всего? (Те, кого я люблю)

·       Люблю ли я всех, кого знаю? (Нет, не всех, только кое-кого)

·       Люблю ли я тех, кого не знаю? (Вполне возможно, что нет)

 

     А Господь заповедовал  людям любить друг друга, без исключений. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…»[2].

·       А легко ли любить всех?

      А Христос говорит, что другого нужно любить так же, как самого себя[3].

·       Что это значит? (Не делай другому того, чего не желаешь себе…)

     Это правило, которое в устах Господа прозвучало так (м-ф 08. Золотое правило»): «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»[4],  назвали «золотым».

      Давайте запишем  в таблицу: «Золотое правило»

·      Ребята, давайте на рисунке покажем, что этот «я-человек», находящийся в центре круга,  любит всех.  (Предложения детей)

     Учитель может предложить свой вариант: лучами солнечного (жёлтого) цвета, исходящих из центра круга, изобразить свет любви, льющийся на всех людей.

 

·       Как вы думаете, почему дальше Господь продолжил: «Иной ( т.е. Любовь к Богу и людям)  большей сих заповедей нет»?

 

     Как мы говорили, верить во Христа – значит исполнять Его заповеди. Но Господь говорил, что вера без дел мертва.

     Дела бывают разные. Приведите примеры (сходить в магазин, перевести бабушку чере дорогу, почитать, позвонить другу…)

·       Выберите из ваших примеров те, о которых мог говорить Христос.

     Вывод делает учитель. Только то есть доброе дело, которое направлено на благо другого человека.

 

         Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Храм – Дом Божий». В энциклопедии Википедия мы прочитали, что храм — это архитектурное сооружение

 Храмы по своей форме разнообразны ((м-ф 09-13. Храмы).

     Но излюбленными издревле формами храма были: продолговатая, наподобие корабля (м-ф 14), крестообразная (м-ф 15), круглая (м-ф 16) и в виде куба (м-ф 17).

Посмотрите в тетради, какие формы храмов у вас изображены (круглая, прямоугольная, крестообразная, в виде куба).

·       Каждая из форм заключает в себе глубокий символический смысл. Прочитайте какой. ( Крест – символ спасения; Круг – символ Вечности; прямоугольная форма - символ Ноева Ковчега, кубическая форма – символ Вселенной).

·       Догадайтесь, какой форме соответствует какой символ?

 

 

Форма храма в виде:

 

Прямоугольника               Куба                  Креста                        Круга

 

Это символ:

 

 Вечности              Спасения             Вселенной                  Ноева ковчега

 

  Сегодня я раскрою вам смысл только одной формы - прямоугольной, которая символизирует Ноев Ковчег (м-ф 18)

     Храмы продолговатой формы, наподобие корабля - символизируют  Ноев  ковчег (м-ф 19. Ноев ковчег). Это самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь подобно Ноеву ковчегу, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведёт их в Царство Божие. Корабль этот  устремлён на восток. Чтобы  плыть от тьмы к свету нужно плыть с запада на восток, к восходу солнца. На востоке был и рай[5].

     В соответствии с пpедставлением о хpаме, как о коpабле, плывущем в Цаpство Божие, на куполах хpамов иногда ставят четыpехконечные кpесты с полумесяцем (м-ф 20. Крест с полумесяцем), концы котоpого напpавлены ввеpх. Одно из символических значений такого креста - "якоpь спасения" якорь надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве.

 

Итак, над куполом храма возвышается Крест (м-ф 21)- главный символ христианства, который имеет  особую Божественную си­лу, сохраняющую и спасающую  людей при жизни и по смерти.

 

     27 сентября Православная Церковь совершает день памяти Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (м-ф 22. Икона праздника ). Этот праздник установлен в 4 веке в память обретения подлинного Креста, на котором был распят Спаситель.

     Трудной и опасной была жизнь первых христиан, гонения на которых продолжались почти три века (м-ф 23. Первые христиане - мученики).

     Прошло 300 лет после пришествия на землю Господа, и на римский престол вступил молодой император Константин Великий (м-ф 24/видео. Константин Великий: 26 с). К христианской вере он был расположен своей матерью царицей Еленой. Отец его, хотя был язычником, видя, что христиане — верные слуги и честные граждане, также покровительствовал христианам. Константин  имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Во время гонений на христиан, Константин видел их мужество веру  и  несокрушимую твердость в исповедании Христа и это также расположило его в  пользу христианской веры[6].

На царский престол помимо Константина претендовали ещё несколько человек. Вскоре между ними разгорелась война. Когда Константин вёл свои войска на решающее сражение, произошло великое чудо (м-ф 25/ видео. Крест в небе: 1мин 16 с. Однажды перед большой битвой он увидел на небе необыкновенное Знамение - огненный Крест с надписью: «Сим побеждай». Константин повелел нанести изображения креста на знамена и щиты своих воинов. Его главный и самый опасный соперник, несмотря на неравные силы,  был наголову разбит, постыдно бежал и утонул по дороге в реке).

     Константин окончательно уверовал в спасительность учения Христа, запретил гонения на христиан, вернул им богослужебные здания и с того времени объявил христианство официальной религией, равноправной с другими.

         Молодой император решил отыскать Крест Господень, тот самый на котором был распят Иисус Христос. С этой целью в 326 году в Иерусалим отправилась его мать, царица Елена (м-ф 26/видео. Царица Елена. Обретение Креста Господня: 4 мин 50 с. После долгих поисков ей указали, что Крест Христов зарыт в землю, и на том месте построен языческий храм. Когда, по приказанию Елены, разрушили капище (языческий храм) и  стали рыть землю, то нашли три креста, дощечку с надписью: «Иисус Назарей, Царь Иудейский» — и четыре гвоздя, пронзившие Спасителя. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Господь, решили поочередно возложить кресты на умершего христианина, которого проносили мимо. Под третьим крестом мертвец ожил. Так был обретен Животворящий Крест Господень.

          Слух об этом чуде быстро распространился по всей стране. Народ устремился на Голгофу, чтобы своими глазами увидеть Крест, на котором был распят Спаситель. Всем хотелось приложиться ко Кресту. Но сделать это было невозможно из-за множества народа.)

     Патриарх иерусалимский Макарий воздвиг Крест на высоком месте, чтобы все могли видеть его (м-ф 27. Икона. Воздвижение Креста Господня). Поэтому праздник и называется Воздвижение Креста Господня.

·            Храмами была покрыта вся земля русская.

·       Посмотрите внимательно, что напоминают золотые купола храмов (м-ф 28. Золотые купола храмов)?

    Точно язычки пламени неугасимых свечей они возвышаются повсюду, освящая не только Святую Русь, но и другие земли.

     Откройте тетради (урок 1)  и на «карте» земли русской нарисуйте купола  храмов, увенчанных крестом, покрывающих Святую Русь.

 

Рефлексия (м-ф 29)

     В ваших тетрадях в начале каждого урока изображёна звёздочка-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после занятия:

·       зелёный цвет – мне было интересно;

·       желтый – мне было интересно, но кое-что осталось непонятно;  

·       красный – я с этим не согласен

·       фиолетовый – мне это «фиолетово»

·       чёрный – мне было скучно

Далее ребята рассаживаются в группы по выбранному цвету своих

чувств. После обсуждения по группам, что было интересно,  что непонятно,  с чем не согласны, почему было скучно или безразлично, идёт выступление представителей от групп.

     Таким образом, ребята, которые что-то не поняли, могут дополнить свои знания, группы «несогласных» и «фиолетовых» имеют возможность пересмотреть свои взгляды. 

 


[1] Г. Дьяченко. М.-2005, стр. 794

[2] Иоанн. 13:34

[3] Мф 22:39

[4] Мф 7:12

 

[5] Быт. 2, 8

[6] Православие от А до Я. Москва 2006, стр. 363-364

 

Файлы для скачивания:

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Назад к списку