Урок 29. Успение Пресвятой Богородицы
Задачи:
· ребёнок узнает, что святая гора Афон, которую во время Своей земной жизни посетила Пресвятая Богородица, и благословив, избрала своим уделом – ныне центр иноческой жизни во всем православном мире;
· познакомится с православным вероучением о Воскресении Матери Божий, Которая, подобно Своему Сыну, в третий день с телом была взята на Небеса;
· на примере любви Господа к Своей Матери, прочувствует, с какой любовью мы должны относиться к своим родителям.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Сошествие Святого Духа |
02 |
Лиддский образ Божией Матери |
03 |
Апостолы Пётр и Иоанн Богослов |
04 |
Лиддский образ Божией Матери |
05/видео |
О Деве Марии: 32 с |
06 |
Дионисий Ареопагит |
07/видео |
Дионисий Ареопагит о Деве Марии: 1 мин 14 с. |
08 |
Воскрешение Лазаря |
09 |
Лазарь Четверодневный |
10/видео |
Афон – удел Богородицы: 46 с |
11 |
Святая гора Афон – земной удел Богородицы |
12 |
Вознесение Господне |
13 |
Архангел Гавриил |
14 |
Архангел Гавриил приносит пищу Марии |
15 |
Благовещение |
16/видео |
Явление Архангела Марии: 1 мин 41 с |
17/видео |
Чудесное перенесение апостолов: 29 с |
18 |
Господь принимает душу Своей Матери |
19/видео |
Господь принимает душу Своей Матери: 48 с |
20 |
Успение Пресвятой Богородицы (с Афонием) |
21/видео |
Исцеление Афония: 1 мин 35 с |
22/видео |
Воскресение Богородицы. Апостол Фома: 1 мин 28 с |
23 |
Вознесение Богородицы |
24/видео |
Восшествие на небеса Богородицы: 29 с |
Священное Писание упоминает о Пресвятой Богородице в последний раз в повествовании о пребывании первых верующих в Сионской горнице (м-ф 01. Сошествие Святого Духа). Но христианское предание повествует о многих событиях из последующей жизни Богоматери. Так, оно говорит, что соизволением Пресвятой Богородицы совершилось чудо появления Ее нерукотворенного образа (м-ф 02. Лиддский образ Божией Матери) в Лиддском храме.
Согласно преданию, Лиддский образ Божией Матери явился следующим необычным образом.
Когда апостолы Петр и Иоанн Богослов (м-ф 03. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов) проповедовали Евангелие в городе Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм во имя Пресвятой Богородицы.
Возвратясь в Иерусалим, апостолы просили Божию Матерь посетить и Своим присутствием освятить и благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столбов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы, лик Ее и одежды были совершенно сходны с действительностью (м-ф 04. Лиддский образ Божией Матери). Вскоре Матерь Божия Сама посетила Лиддский храм и даровала образу благодать и силу чудотворения.
Вскоре все концы Вселенной огласились славой Матери Божией; многие из новопросвещенных христиан приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть Ее и насладиться Ее беседой (м-ф 05/видео. О Деве Марии: 32 с).
В IV веке римский император Юлиан Отступник послал в Лидду каменотесов, чтобы те уничтожили этот чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение (его даже пытались вырубить), оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа.
Известно, что Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила на земле еще довольно долго: одни христианские историки говорят о десяти годах, другие считают 22 года. Апостол Иоанн, по завету Господа Иисуса Христа, заботился о Матери Божией как сын, жила Она в его доме. Кто удостаивался видеть Божию Матерь, тот чувствовал высокое счастье и необъяснимое блаженство. В послании святого Дионисия Ареопагита (м-ф 06. Дионисий Ареопагит) к Апостолу Павлу Пресвятая Дева именуется Богообразной, Святейшей паче всех духов небесных; один взор на Нее услаждал благочестивую душу так, что с этим чувством не могло сравниться никакое из земных удовольствий м-ф 07/видео. Дионисий Ареопагит о Деве Марии: 1 мин 14 с. (Для меня, наш великий руководитель,- пишет Дионисий,- было несомненно, – говорю как пред Богом, – что кроме Всевышнего Бога не может существовать ничего, столь исполненного божественной силы и дивной благодати, и однако человеческому уму невозможно постичь, что я видел благообразную и превосходящую святостью всех небесных ангелов всесвятейшую Матерь Господа нашего Иисуса Христа; это даровали мне благодать Божия и почесть лика апостольского, а также – неисповедимая благость и милосердие Самой милостивой Девы. Я снова исповедую пред всемогуществом Божиим, пред благодатию Спасителя и пред великою славою Девы, Матери Его, что когда я с Иоанном, первым среди евангелистов и пророков, который, живя по плоти, сияет как солнце на небе, введен был к благообразной и Пречистой Деве, то меня снаружи облистало великое божественное сияние, просветившее мою душу; при этом я ощутил столь дивное благоухание, что дух мой и тело едва были в состоянии вынести это проявление славы и предначатие вечного блаженства; от славы и Ее божественной благодати изнемогло сердце мое и дух мой. Свидетельствую Богом, пожившим в пречестнейшей девической утробе, что я признал бы Ее за истинного Бога и почтил бы Ее поклонением, подобающим только одному Богу, если бы новопросвещенная душа моя не сохраняла в себе твои божественные наставления и законы: никакая честь и слава людей, прославленных Богом, не может сравниться с тем блаженством, какое испытал я недостойный, в то время удостоившийся; это время было для меня временем величайшего блаженства. Благодарю превышнего и преблагого Бога моего, божественную Деву, великого среди Апостолов Иоанна, также и тебя, украшение церкви и начальника непобедимого, милостиво явивших мне столь великое благодеяние).
Из этого послания святого Дионисия Ареопагита ясно видно, какой божественной благодатью было осияваемо лицо Божией Матери, во время жизни Ее на земле и – как просвещались души и какой духовной радости наполнялись сердца видевших Ее во плоти.
Когда начались преследования христиан и некоторые из учеников были преданы смерти, Апостолы решили оставить Иерусалим и кинуть между собой жребий, кому в какую страну отправиться для проповеди Евангельской. Матерь Божия также пожелала иметь участие в этом жребии и получить удел для проповеди Евангелия. Ей досталась земля Иверская (нынешняя Грузия). С радостью приняв этот удел, Она стала готовиться к отправлению в Иверию; но явившийся Ей Ангел возвестил, что Иверии надлежит просветиться много позднее, а пока Она должна остаться в Иерусалиме, чтобы отправиться отсюда в иную, также требующую просвещения, землю. Имя этой страны должно было открыться Богородице позднее.
Пребывая в Иерусалиме, Пресвятая Богородица всё время жила в доме Иоанна Богослова. Божия Матерь часто пребывала в тех местах, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Её Сына, но особенно любила уединяться там, где Спаситель претерпел крестные страдания и смерть.
Сохранилось предание, что некоторые из иудеев, ненавидевших христиан и зорко наблюдавших за всеми их действиями, донесли первосвященникам и книжникам, что Мария, Матерь Иисусова, ходит каждый день на Голгофу и там, пред бывшим гробом Иисуса, преклонив колена, молится, плачет и воскуряет фимиам.
Первосвященники приставили стражей ко гробу и приказали им строго наблюдать, чтобы никто из христиан не смел приходить к этому месту, если же они увидят там Матерь Иисусову, то немедленно убить Ее. Зоркая стража бдительно подстерегала Пресвятую Деву, но сила Божия скрывала Ее от воинов, не допуская их до лицезрения Богородицы, так что они ни разу не видели Ее, хотя Она, по Своему обыкновению, ежедневно продолжала приходить ко гробу.
Пробыв, таким образом, долгое время у гроба, стражи под клятвой донесли, что ко гробу никто не приходит и что они во все это время никого там не видели.
Так Рука Божия чудесно сохраняла Пресвятую Деву от желавших Её смерти.
В преданиях сообщаются подробности путешествия Пресвятой Богородицы к Лазарю (м-ф 08. Воскрешение Лазаря), чудно воскрешенному Господом. Четверодневный Лазарь (м-ф 09. Лазарь Четверодневный) жил на острове Кипр; здесь он был рукоположен во епископа святым Апостолом Варнавою. Лазаря сильно огорчало, что он давно не видел Божию Матерь, но, зная злобу иудеев, грозившихся убить его, не смел придти в Иерусалим. Узнав это, Матерь Божия написала Лазарю письмо, в котором не велела ради Неё приходить в Иерусалим, но просила прислать за Нею корабль, чтобы Самой приехать к нему. Прочтя послание, Лазарь чрезвычайно обрадовался и немедленно послал за Нею корабль. Богоматерь вместе с Иоанном Богословом и другими спутниками отплыла к острову Кипр.
Когда немного уже оставалось пути до Кипра, вдруг подул сильный ветер, который понес корабль в совершенно другую сторону и загнал в гавань, находившуюся близ Афонской горы.
Пресвятая Дева, усмотрев в этом неожиданном случае проявление воли Божией на предреченный Ей Ангелом жребий, вышла на берег неведомой Ей страны. Гора Афонская в то время была наполнена идольскими капищами, среди которых выдавался огромный храм Аполлона, где совершались разные гадания, волшебства и другие языческие волхвования. Но как только корабль, несший на себе Пречистую Деву, приблизился к берегам Афона, злые духи, находившиеся в идолах, проговорили, принуждаемые высшей силой: «Люди, обольщенные Аполлоном! спешите сойти с горы, и идите в Климентову пристань встретить и принять Марию, Матерь великого Бога Иисуса». Народ устремился к берегу моря, и там увидел приставший корабль и с него сошедшую Боголепную Жену. С благоговением приблизились язычники к Пресвятой Деве и расспрашивали: как Она родила великого Бога, какое имя Его и где Он обретается? Богоматерь возвестила им о тайне воплощения Господа Иисуса Христа; раскрыла силу Евангельского учения, истолковала цель пришествия Бога на землю и описала страдания Его, и славу воскресения, и восшествие Его на небо. Все с трепетом внимали Ей и, прославляя Бога и Матерь Его, пожелали немедленно принять крещение. Пресвятая Богородица сотворила здесь много чудес, которыми укрепила веру новопросвещенных. Оставив для назидания новообращенных одного из сопутствовавших Ей мужей Апостольских, Она перед отбытием с Афона, благословляя народ, сказала: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его на этом месте и на живущих здесь с верой и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Все нужное для земной жизни они будут иметь в изобилии и с малым трудом, и будет уготована им небесная жизнь, и не оскудеет к ним милость Сына Моего до скончания века. Я буду заступница этому месту и теплая о нем ходатаица пред Богом»! После этого Пресвятая Дева села на корабль с Иоанном и прочими спутниками и отплыла к Кипру (м-ф 10/видео. Афон – удел Богородицы: 46 с).
Ныне Святая гора Афон (м-ф 11. Святая гора Афон – земной удел Богородицы) центр иноческой жизни во всем православном мире.
По возвращении в Иерусалим Пречистая Дева Мария снова поселилась в доме святого Иоанна Богослова. Отсюда Она часто удалялась на гору Елеонскую (м-ф 12. Вознесение Господне), – место вознесения на небо Сына Своего и Господа. Здесь в одиночестве Она возносила Ему Свои усердные молитвы, которые оканчивались прошением о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на небо.
И вот однажды во время такой уединенной молитвы Богоматери на горе пред Нею предстал Архангел Гавриил (м-ф 13. Архангел Гавриил).
· Что вы можете рассказать об Архангеле Гаврииле?
Архангел Гавриил служил Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во святое святых (м-ф 14. Архангел Гавриил приносит пищу Марии), принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия (м-ф 15. Благовещение), неотступно охранял Ее во всё время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что через три дня Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пресвятой Деве час смертный, Архангел вручил Ей райскую ветвь. Это была, сияющая светом небесной благодати, ветвь от финиковой пальмы; ее должны были, как сказал Архангел, нести пред одром Богоматери, когда пречестное и пречистое тело Ее будет несено для погребения. Услышав слова Архангела, Пресвятая Богородица исполнилась несказанной радости (м-ф 16/видео. Явление Архангела Марии: 1 мин 41 с).
Возвратясь с горы Елеонской, Матерь Божия начала приготовляться к Своему исходу. Прежде всего Она рассказала усыновленному Ей Апостолу Иоанну о явлении Архангела и показала ему принесенную им ветвь, завещая нести ее при погребении пред Своим гробом. Уведомив всех домашних о Своей предстоящей кончине, Она повелела украсить покой и ложе Свое, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить все необходимое для погребения. Все родственники Богоматери и множество христиан, узнав о приближающейся кончине Богоматери, со всех сторон притекли в дом Иоанна.
Слыша из уст Самой Богородицы весть о скорой Ее кончине, окружавшие Ее верующие не могли удержаться от слез: весь дом наполнился плачем и рыданиями; все умоляли милосердую Владычицу, как общую всех Матерь, не оставлять их сиротами. Но Матерь Божия просила не плакать, а скорее радоваться Ее кончине, говоря, что, представ престолу Божию и беседуя с Сыном Своим, Она будет умолять Его благость о всех, живущих на земле, и не только не оставит их сирыми, но еще будет посещать и охранять, равно как и весь мир, всегда помогая бедствующим.
Матерь Божия также объявила волю свою, чтобы тело Ее было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Ее святые родители и праведный Иосиф Обручнник.
При исходе Своем из этой жизни Пресвятая Богородица желала видеть святых Апостолов, разошедшихся с евангельскою проповедью по вселенной (м-ф 17/видео. Чудесное перенесение апостолов: 29 с)
Накануне дня Успения Богородицы все услышали шум и увидели окружившие дом облака, на которых, по повелению Божию, были принесены Апостолы, восхищенные Ангелами из разных стран, где они проповедовали Евангелие. Апостолы, увидев друг друга, радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? В это время вышел к ним Иоанн Богослов и, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Пресвятой Богородицы настало время отойти ко Господу. Поняли святые Апостолы, что Господь собрал их для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его Матери и для славного погребения Ее пресвятого тела; поняли — и глубокая скорбь объяла их.
Матерь Божия молила Господа и о том, чтобы в час кончины Своей Ей не видеть князя тьмы и ужасных слуг его, но чтобы Сам Сын Ее и Бог, исполняя Свое обещание, пришел и принял Ее душу в Свои святые руки.
Настал третий день после архангельского благовестия. Приближался третий час дня, когда Архангелом предвозвещено было успение Богоматери. Множество свеч пылало в горнице, и святые Апостолы, славя в песнопениях Бога, окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богоматерь и молилась в ожидании Своего исхода и пришествия возлюбленного Сына Своего и Господа.
Внезапно в горнице заблистал неисповедимый свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас (м-ф 18. Господь принимает душу Своей Матери). Они видели, что кровля горницы как бы исчезла в лучах необъятного света, и Сам Господь Иисус Христос, окруженный тьмами Ангелов, Архангелов и других небесных сил, и с праведными душами Праотцов и Пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве, приближается к Своей Пречистой Матери. Увидев Сына Своего, Пресвятая Богородица с радостным восторгом произнесла слова боговдохновенной Своей песни: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!" и, поднявшись с ложа, как бы для встречи Господа, поклонилась Ему. Он же, взирая на Нее очами, исполненными Божественной любви, сказал Ей: "Прииди, ближняя Моя; прииди, возлюбленная Моя; прииди, дражайший Мой перл, и вниди в обители вечной жизни".
Придя в себя, ученики Христовы поклонились Господу, со славою вознесшему на небо душу Своей Матери, и с плачем окружили одр Богородицы. Лицо Пресвятой Девы Марии сияло как солнце, и от пречистого тела Ее исходило дивное благоухание, подобного которому здесь на земле невозможно и найти. От честных мощей Богородицы исходила освящающая сила, наполнявшая радостью сердца всех прикасавшихся к нему. Болящие же получали исцеления: слепые прозревали, у глухих отверзался слух, хромые выпрямлялись, бесы изгонялись, – всякая болезнь совершенно исчезала от одного только прикосновения к одру Божией Матери (м-ф 19/видео. Господь принимает душу Своей Матери: 48 с).
Оплакав свою потерю на земле, но, духовно утешившись приобретением на небе всесильной Заступницы и Молитвенницы к Богу, Апостолы приступили к погребению. Святые Петр, Павел, и Иаков, с прочими главными Апостолами, понесли на плечах своих одр, на котором возлежало пречистое тело; святой Иоанн шел впереди с райскою светозарною ветвью; прочие же святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни.
Торжественное шествие с пречистым телом Богоматери направлялось от Сиона через Иерусалим в Гефсиманию. Над одром и провождающими появился облачный круг, напоминавший венец и озаренный необыкновенно светлым сиянием. А в облаках, во всеуслышание, наполняя воздух, раздавалось дивное ангельское пение. Этот облачный венец плыл по воздуху над одром Божие Матери до самого места погребения; за всё это время не прекращалось и ангельское пение.
Но радостное шествие было неожиданно прервано (м-ф 20. Успение Пресвятой Богородицы (с Афонием). Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Узнав об этом, архиереи и книжники пришли в сильную ярость и послали слуг и воинов, – подговорив также многих и из народа, – чтобы они догнали шествие и разогнали его участников; вместе с тем они приказывали учеников Христовых убить, а тело Богоматери сжечь. Но когда послушная подстрекателям толпа, вооружившись точно на сражение, в ярости побежала вслед за сопровождавшими тело Пресвятой Богородицы и уже стала настигать их, внезапно облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан; преследовавшие слышали лишь пение, никого не видя за облаком. Святые Ангелы, невидимо парившие над телом Богоматери и христианами, поразили злобных преследователей слепотою: одни из них разбили головы о городские стены; другие ощупывали их и, не зная, куда идти, искали проводников. Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки (м-ф 21/видео. Исцеление Афония: 1 мин 35 с. Будучи очень силен, он с неистовою яростью подбежал чрез толпу христиан к одру, чтобы сбросить на землю тело Пречистой Владычицы нашей: когда дерзкие руки священника коснулись одра, тотчас невидимы ангел разсек их посредине невещественным мечом Божие отмщения, и они повисли, не отрываясь от одра, сам же Афоний упал на землю, восклицая:
– Горе мне!
Уразумев свой грех, он стал каяться и говорить святым Апостолам:
– Помилуйте меня, рабы Христовы!
Святой Апостол Петр приказал остановиться несшим тело Богоматери и сказал Афонию:
– Мы не можем исцелить тебя от твоих ран; это может сделать только Сам Господь наш, на Которого вы неправедно восстали и, схватив, убили; но и Он не захочет даровать тебе исцеления, пока ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедаешь устами, что Иисус есть истинный Мессия, Сын Божий.
Афоний воскликнул:
– Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель мира – Христос; мы с самого начала увидели, что он есть Сын Божий, но, омраченные злобною завистью, не хотели открыто признать величия Божия и предали Его безвинно смерти; но Он силою Своего Божества в третий день воскрес, посрамив всех нас, – его ненавистников: мы пытались путем подкупа стражи утаить Его воскресение, но ничего не могли сделать, так как слава об этом повсюду разпространилась.
Когда Афоний говорил это, раскаиваясь в свое грехе, святые Апостолы и все верующие радовались радостью ангелов о кающемся грешнике: святой Апостол Петр повелел Афонию с верою приложить раны усеченных рук к висящим на одре, призывая имя Пресвятой Богородицы. Афоний исполнили это, и тотчас отсеченные руки присоединились к своему месту; они сделались совершенно здоровы; остался только знак отсечения, – точно красная ниточка, окружавший локоть. Афоний пал пред одром ниц, кланяясь рожденному от Пресвятой Богородицы Христу – Богу и ублажая многими похвалами Пречистую Матерь Его: он приводил их святого Писания пророчества, свидетельствующие как о Ней, так и о Христе, и все удивлялись вдвойне, видя чудесное исцеление усеченных рук Афония и слыша от него мудрые слова, которыми он прославлял Господа Иисуса и восхвалял Богородицу. Затем Афоний присоединился к святым Апостолам, следуя с прочими христианами в Гефсиманию за одром.)
Точно также получили исцеление и те их пораженных слепотою, которые с раскаянием подходили с проводниками к честному одру и касались его с верою.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с новым плачем и стенаниями началось последнее целование пречистого тела; лишь к вечеру святые Апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения; и во все это время по-прежнему слышалось в воздухе ангельское пение.
По особенному устроению Божию, тому же Апостолу Фоме, который не поверил в воскресение Господа, пока не вложил свои перста в Его раны, суждено было послужить открытию воскресения и Пресвятой Богородицы. Фома, только на третий день пришедший в Гефсиманию, с воплем и отчаянием повергся он перед гробовою пещерою. Апостолы решились открыть гробницу, чтобы Фома мог хотя бы поклониться святым останкам Приснодевы. Но каково же было их удивление, когда они увидели, что там не было пречистого тела Богородицы, а лежали только одни погребальные пелены, от которых разливалось чудное благоухание! С благоговением и слезами припав к погребальным пеленам, Апостолы молили Господа открыть им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?
В тот же день вечером, когда Апостолы сели, чтобы немного подкрепиться пищею, Сама Пресвятая Дева разрешила их недоумение (м-ф 22/видео. Воскресение Богородицы. Апостол Фома: 1 мин 28 с. К вечеру они сели, чтобы немного подкрепиться пищею. У святых Апостолов во время трапезы был такой обычай: они оставляли среди себя незанятым одно место, полагая на нем в честь Христа, – как Его часть, – кусок хлеба. По окончании трапезы, вознося благодарение, они брали помянутую частицу хлеба, называемую частью Господа, и поднимали вверх, славя великое имя Пресвятой Троицы, затем, после слов "Господи Иисусе Христе, помогай нам!" съедали это кусок, как Божие благословение. Так поступали святые Апостолы не только тогда, когда все были вместе, но и когда каждый находился вдали друг от друга. Теперь же в Гефсимании, во время трапезы, они ни о чем другом не думали и не говорили, как и том, почему не нашлось во гробе пречистого тела Богоматери. И вот, когда, окончив трапезу, святые Апостолы начали воздвизать отложенную в честь Господа частицу хлеба, славя Пресвятую Троицу, вдруг услышали ангельское пение: поднявши глаза, они увидели на воздухе стоящую Пречистую Матерь Божию, окруженную множеством ангелов. Она была осияваема неизреченным светом и сказала им:
– Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни.
Святые Апостолы, исполнившись радости, вместо обычного "Господи Иисусе Христе, помогай нам", воскликнули:
– Пресвятая Богородица, помогай нам!)
С этого времени Апостолы как сами уверовали, так и святую Церковь научили верить, что Пречистая Матерь Божия, подобно Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса (м-ф 23. Вознесение Богородицы).
Кончину Божией Матери святая Церковь называет "успением", а не смертью, потому что умирает Пресвятая Богородица бессмертною смертию. Смерть — лествица. Как лествица имеет две стороны, так и смерть, оканчивающая временную жизнь и начинающая жизнь вечную (м-ф 24/видео. Восшествие на небеса Богородицы: 29 с).
Файлы для скачивания:
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)