Урок 26. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим
Задачи:
· поймёт, что чудо воскрешения Лазаря, совершённое Господом для укрепления веры учеников за несколько дней до Своей смерти, показало Его полную власть и могущество над смертью и явилось прообразом воскресения Господа;
· узнает, что, торжественно встречая Господа в Иерусалиме, иудеи видели в Нём Мессию, великого чудотворца, который возьмет в свои руки власть земную, спасёт их от рабства иноземных царей и сделает господствующим народом на земле;
· ребёнок задумается о том, что перед Своими Крестными Страданиями, Христос, явившись Своим ученикам в Божественной Славе, желал укрепить веру апостолов в Его добровольное страдание и смерть за людей и их готовность проповедовать миру, что Иисус Христос, есть истинный Сын Божий, обещанный Мессия.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01/видео |
Преображение Господне: 1 мин 20 с |
02 |
Феофан Грек. Преображение Господне |
03 |
Пророк Илия |
04 |
Моисей |
05 |
Скиния |
06 |
Феофан Грек. Преображение Господне |
07/видео |
Воскрешение Лазаря: 3 мин 59 с |
08 |
Воскрешение Лазаря |
09/видео |
Зачем Господь совершает чудо воскрешения Лазаря: 1 мин 11 с |
10/видео |
Воскрешение сына наинской вдовы: 1 мин |
11/видео |
Воскрешение дочери Иаира: 1 мин 38 с |
12 |
Лазарь Четверодневный |
13/видео |
Плач Господа об Иерусалиме: 21 с |
14 |
Вход Господень в Иерусалим |
15/видео |
Христос направляется в Иерусалим: 42 с |
16/видео |
«Распни Его»: 48 с |
17 |
Вход Господень в Иерусалим |
18/видео |
Вход Господень в Иерусалим: 1 мин 06 с |
19/видео |
Праздник вайи или Вербное воскресенье: 45 с |
После того, как Христос Спаситель открыл ученикам тайну Своих будущих страданий, Он взял троих из них: Петра, Иакова и Иоанна, – и взошел вместе с ними на гору Фавор помолиться (м-ф 01/видео. Преображение Господне: 1 мин 20 с. Во время молитвы Христос преобразился перед ними: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его сделались белыми, как свет, как искрящийся на солнце снег. По правую и левую стороны от Спасителя стояли в небесной славе два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о Его грядущих страданиях. Затем вершину горы осенило облако, и ученики слышали из облака глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»[1])
· Как вы думаете, зачем Господь является перед учениками в божественной славе (м-ф 02. Феофан Грек. Преображение Господне)?
Перед тем, как идти на Голгофу Господу нужно было укрепить веру апостолов, чтобы они, увидев своего Учителя распинаемым на Кресте, (казнь через распятие была не только страшной, но и унизительной, ибо на крестах распинали особо опасных преступников и рабов), не потеряли бы веры в Него как Сына Божия, но увидели бы в этом Его добровольное страдание и смерть за людей и проповедали миру, что Господь Иисус Христос, есть истинный Сын Божий, свидетельство о Котором они услышали на горе Фавор: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.»
Икона тоже рассказывает нам об этих событиях, только – на своем языке. Давайте попробуем его понять!
В центре – Господь. От Него исходит дивный свет. Сияют Его одежды. Они ослепительно белые и покрыты золотым блеском, – это лучи Его Божественной славы. Таким апостолы никогда не видели Христа. Впервые Господь предстал перед Своими учениками Истинным БОГОМ – Сыном Божиим.
Но кроме этого, икона сообщает нам очень важную вещь. Она говорит о том, что Христос при этом ни на одно мгновение не перестал быть и ЧЕЛОВЕКОМ! То есть Господь есть и Бог, и Человек. Что же на иконе говорит об этом? Посмотрите: фигура Господа заключена в сияющую шестиконечную звезду. На самом деле это два треугольника. Вот эти-то треугольники и говорят о том, что в Господе Иисусе Христе – два естества: Божественное и человеческое. А то, что эти треугольники изображены соединенными один с другим, говорит о необыкновенной, непостижимой тайне, – тайне СОЕДИНЕНИЯ Божественного и человеческого в Спасителе.
Вокруг Христа – круг голубого сияния. Голубой цвет на иконе означает Небесное Царство. То есть, Господь не только предстал перед учениками как Бог, но еще и показал им Свое Царство. Рядом с Христом жители этого Царства.
· Вспомните, кто это? (Великие пророки Илия и Моисей)
· Что вы можете рассказать об этих пророках? (Бог являлся как Моисею, так и Илии. Пророк Илия не испытал земной смерти – он был взят на Небо живым (м-ф 03. Пророк Илия). Моисей получил от Господа Божественный Закон – десять заповедей (м-ф 04. Пророк Моисей). Им же, по указанию Божию, построен первый передвижной храм – скиния (м-ф 05. Скиния). Моисей написал Пятикнижие, то есть первые пять книг Ветхого Завета, – вот он держит эту книгу в руке (м-ф 06. Ф. Грек. Преображение). Кончина пророка Моисея на вершине горы Нево, куда он поднялся по повелению Божию и уже больше не вернулся оттуда, окутана тайной: его тело не было найдено.)
· Догадайтесь, каким образом икона показывает нам, что Моисей и Илия – действительно жители Царства Божьего. (Каждый из них прикасается к этому сияющему голубому кругу: Илия – рукой, а Моисей – книгой.)
Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу.
· О чём они беседуют со Христом? (О предстоящих Ему Крестных страданиях, о той Жертве, которую Он желал принести для спасения всех людей.)
Теперь посмотрите, что же происходит с учениками Христа? Они явно потрясены тем, что им открылось. Преображение Христа, свершившееся у них на глазах, Его сияющий вид поразил их. Евангелие сообщает нам, что апостолы «были в страхе», «очень испугались».
· Как икона передаёт состояние апостолов? (Петр упал на колени, заслоняет глаза рукой от нестерпимо сияющего света. Иоанн и Иаков упали навзничь, руками они закрывают свои лица, пытаются заслониться от пронизывающего их Божественного света.)
Из апостолов только Петр изображен на иконе лицом ко Христу. Это не случайно! Восхищённый всем увиденным, именно он воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть».
Но Господь знает, что еще не пришло время, остаться им в этом Царстве, что впереди Его ждут страдания и смерть. Именно для того Христос и преобразился перед учениками, чтобы в тот день, когда ученики увидят Его распинаемым, они поняли, что Он добровольно, по Своей воле пошел на эти страдания.
Вот так икона раскрывает перед нами смысл Великого праздника Преображения Господня, который принадлежит к 12 важнейшим православным праздникам.
· Отметим этот день, который приходится на 19 августа, на круге праздничных дней.
Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа.
Во время земной жизни Господь совершил много чудес, но самым значительным было чудо воскрешения Лазаря, которое Господь совершил незадолго до Своих крестных страданий и смерти (м-ф 07/видео. Воскрешение Лазаря: 3 мин 59 с. Святой Лазарь с сестрами Марфой и Марией жил неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды, когда Господа не было в Иерусалиме, Лазарь тяжело заболел, и, когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: "Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий".
Когда Господь пришёл в Вифанию, прошло уже четыре дня со дня смерти Лазаря. Христос повелел отвести себя к могиле Лазаря и отворить камень, закрывавший вход в пещеру (раньше иудеи хоронили своих умерших в пещерах, выдолбленных в скале). Когда это было сделано, Господь поднял глаза к небу и сказал: «Отче! Благодарю тебя, что услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал меня». Потом воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон». И вышел умерший из пещеры, весь обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком. Иисус сказал присутствующим: «Развяжите его, пусть идет».)
· С какой целью Господь, допустив смерть Лазаря, совершает чудо его воскрешения (м-ф 08. Воскрешение Лазаря)?
После ответов детей м-ф 09/видео. Зачем Господь совершает чудо воскрешения Лазаря: 1 мин 11 с.
Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. Это, без сомнения, было одним из величайших чудес, совершенных Господом, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над смертью, могущество, которое через несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти, вследствие которой многие уверовали в Господа, иудеи пришли в такую ярость, что приняли решение убить не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря.
Во время Своей земной жизни Христос сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала Он воскресил сына наинской вдовицы (м-ф 10/видео. Воскрешение сына наинской вдовы: 1мин), которого уже несли хоронить. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира (м-ф 11/видео. Воскрешение дочери Иаира: 1 мин 38 с). И, наконец, третье – чудо воскрешения из мертвых Лазаря Четверодневного.
Лазарь (м-ф 12. Лазарь Четверодневный) удалился на остров Кипр, где в течение последующих 30 лет проповедовал христианство. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь[2].
Это великое чудо Спасителя, воскрешение Лазаря, вспоминается Православною Церковью в субботу за неделю до Пасхи.
После чудесного воскрешения Лазаря, для празднования Пасхи, Иисус Христос направился в Иерусалим. Господь знал, что Ему предстоит претерпеть в Иерусалиме, знал, что еврейский народ, который встречает Его с пальмовыми ветвями, через несколько дней отвергнет своего Спасителя, предав мучительной и позорной смерти, и поэтому, приближавшись к Иерусалиму Господь заплакал. (М-ф 13/видео. Плач Господа об Иерусалиме: 21 с ).
· Почему народ Израильский отверг Мессию, прихода Которого они ожидали на протяжении долгих тысячелетий? (Иудейский народ видел в Мессии Того, Кто спасёт их от рабства иноземных царей и сделает господствующим народом на земле.)
Многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом Христом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей (м-ф 14. Вход Господень в Иерусалим).
Множество народа, пришедшего на праздник Пасхи в Иерусалим, услышав, что Иисус подходит к городу, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему, постилая по дороге свои одежды и срезанные ветви с деревьев и восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
· Почему народ израильский устроил такую торжественную встречу Иисусу Христу? (Народ Израилев встречал Спасителя как царя, только не Небесного, а земного. Иудеи ожидали, что, вступив в Иерусалим, Иисус Христос возьмет в свои руки власть земную и навсегда избавит израильский народ от иноземного ига, сделав их господствующим народом на Земле.)
· А с какой целью пришёл Господь на землю? (Спасти весь род человеческий от рабства греху и смерти. М-ф 15/видео. Христос направляется в Иерусалим: 42 с )
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Здесь, в Иерусалиме, должен был совершиться величайший подвиг: великие страдания, распятие Христа и искупление Им человечества. И здесь, в Иерусалиме, должно было совершиться самое страшное в истории человечества злодеяние — Богоубийство (м-ф 16/видео. Распни Его: 48 с)
Для входа в Иерусалим Иисус Христос велел Своим ученикам приготовить двух животных — ослицу и молодого осленка (м-ф 17. Вход Господень в Иерусалим). Что это значит? В то время цари в мирное время употребляли этих животных для своих поездок по стране. Конь означал военные сборы. На коне отправлялись в походы. Иисус Христос сел на молодого осленка в знак того, что Он несет с собой мир, что Он — Царь Мира. Святые Отцы говорят также, что ослица символически знаменует собой иудейский народ, а молодой осленок — языческие народы, которые, приняли Спасителя и Его учение.
Итак, множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его (м-ф 18/видео. Вход Господень в Иерусалим: 1 мин 06 с).
Вход Господень в Иерусалим один из великих двунадесятых праздников и празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи.
· Отметим этот день на круге светлых дней. Почему этот праздник подвижный, т. е. не имеет точной даты? (дата праздника зависит от даты Пасхи, т.к приходится на последнее воскресенье перед Пасхой).
Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей) называется также Неделей ваий. В России, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с древних времен стали использовать ее ветви, а сам праздник стал называться Вербным воскресением (м-ф 19/видео. Праздник вайи или Вербное воскресение: 45 с)
Файлы для скачивания:
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)