Урок 27. Страстная седмица. Тайное решение Синедриона. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Великая пятница
Задачи:
· ребёнок узнает, что Таинство Причастия (Евхаристии), установленное Господом на Тайной Вечере, совершается за каждой Божественной Литургией, где под видом вина и хлеба Господь преподаёт верующим Свои Тело и Кровь;
· задумается о том, что люди бездуховные часто пытаются возвысить себя, унижая и заставляя страдать другого;
· удивится тому, через какие тяжёлые физические и духовные страдания добровольно прошёл Иисус Христос ради спасения рода человеческого.
№ п/п |
Названия медиафайлов |
01 |
Иерусалим |
02 |
Разрушение Иерусалимского храма |
03 |
Вход Господень в Иерусалим |
04 |
Изгнание торговцев из храма |
05 |
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные… |
06 |
Иуда у первосвященников |
07/видео |
Ветхозаветный агнец – прообраз Христа: 51 с |
08/видео |
Сие есть Кровь Моя Нового Завета: 48 с |
09/видео |
Таинство Евхаристии (Причастия): 1 мин 18 с |
10 |
Тайная Вечеря |
11/видео |
В Гефсимансков саду: 1 мин 17 с |
12/видео |
«Душа Моя скорбит смертельно»: 1 мин 55 с |
13/видео |
Кровавый пот: 20 с |
14/видео |
Предательство Иуды: 54 с |
15/видео |
Взятие Христа: 55 с |
16/видео |
«Теперь власть тьмы…»: 1 мин 35 с |
17/видео |
Апостолы оставляют Христа: 33 с |
18 |
Христос у первосвященника Анны |
19/видео |
Суд у Каиафы: 1 мин 46 с |
20 |
Понтий Пилат |
21 |
Дом Понтия Пилата |
22 |
Иисус перед Понтием Пилатом |
23/видео |
Отпусти нам Варавву: 1 мин 14 с |
24 |
Суд у Пилата |
25 |
Обращение Понтия Пилата к иудеям |
26/видео |
Пилат предает Христа на распятие: 3 мин 15 с |
27 |
Несение Креста |
28 |
Распятие Господа |
29/видео |
Снятия с Креста и положение во гроб: 1 мин 04 с |
30/видео |
Опечатывание гроба Господня: 1 мин 13 с |
31/видео |
Сошествие во ад: 27 с |
Подъезжая к Иерусалиму за 5 дней до Своего Распятия, Господь, посмотрев на город с Елеонской горы, прослезился (м-ф 01. Иерусалим).
· О чем плакал Спаситель? (Ответы детей)
Господь плакал о Своем городе. Здесь, в Иерусалиме, должен был совершиться величайший подвиг: вольные страдания, распятие Христа и искупление Им человечества. И здесь, в Иерусалиме, должно было совершиться самое страшное в истории человечества злодеяние — богоубийство. Господь видел Иерусалимский храм, его позолоченные купола, и думал о том, какая страшная кара постигнет этот святой и преступный город. В 70 году от рождества Христова Иерусалим и храм Божий были разрушены римскими войсками до основания (м-ф 02. Разрушение Иерусалимского храма), а место, где стоял храм, было вспахано плугом, так что не осталось там камня на камне. Так исполнилось предсказание Господа о том, что «не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено»[1].
Въехав в Иерусалим (м-ф 03. Вход Господень в Иерусалим), Иисус Христос направился в Иерусалимский храм. Там Его встретил страшный шум: крики людей и блеяние животных, которых продавали прямо в храме. Жертвенных животных должны были продавать у стен, но ради успешности торговли первосвященники разрешили вводить их в само святилище. Там же стояли лавки менял, потому что, по иудейскому обычаю, нельзя было жертвовать на храм и покупать животных на деньги языческих государей, их необходимо было обменять на иудейские монеты.
Господь, взяв бич в руки (но никому не причинив вреда), изгнал продающих скот и менял из дома Божьего (м-ф 04. Изгнание торговцев из храма).
Когда храм был очищен, слепые и хромые обступили Господа (м-ф 05. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас). Они просили Его о помощи, и Господь исцелял их. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, громко восклицали: "Осанна Сыну Давидову!"
Затаив против Христа страшную злобу, вожди иудейские готовы были схватить Его в любую минуту и тут же предать смерти, но боялись народа, потому что народ почитал Христа за пророка. Тогда первосвященники избрали хитрую тактику: они решили оклеветать Иисуса Христа перед народом и римской властью, а затем схватить Его и предать смерти.
В это время один из двенадцати ближайших учеников Господа - Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, если я вам предам Его?» (м-ф 06. Иуда у первосвященников). Первосвященники предложили ему тридцать серебренников; и с этого времени Иуда искал удобного случая предать своего Учителя.
Наступил Четверг, канун Святой Пасхи.
· В честь какого события была установлена Ветхозаветная Пасха? (Ответы детей)
Пасха, по повелению Божию, была установлена пророком Моисеем во время выхода евреев из Египта в память освобождения их от рабства. Вечером, накануне Пасхи, иудеи должны были приготовлять пасхального агнца и есть с горькими травами и пресным хлебом.
В последний раз хотел Иисус собраться со Своими учениками и встретить праздник Пасхи (м-ф 07/видео. Ветхозаветный агнец – прообраз Христа: 51 с).
Во время Своей последней трапезы, Господь преподал апостолам Свои Пречистые Тело и Кровь, которые Он отдаст за спасение всего человечества. На этой Тайней Вечере Господь совершил первое в истории Церкви Таинство Причащения, или Евхаристии (м-ф 08/видео. Сие есть Кровь Моя Нового Завета: 48 с. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи, Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «Сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: "Пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов»[2].)
Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: "Сие творите в Моё воспоминание" (м-ф 09/видео. Таинство Евхаристии (Причастия): 1 мин 18 с. Отныне и до конца времён христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом, в котором под видом хлеба и вина, Господь снова и снова преподаёт Свои Тело и Кровь. Как учит Святая Церковь, Причащаясь Святых Таин, христиане приобщаются Божественной любви, приобщаются Самого Божества… «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»[3].)
Во время Тайной Вечери (м-ф 10. Тайная Вечеря) Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. В недоумении, глядя друг на друга, они стали спрашивать один за другим: «Не я ли Господи?» Спросил и Иуда: «Не, я ли, Равви?" Спаситель тихо сказал ему: «Ты». Иоанн сидел рядом со Спасителем, и Петр сделал ему знак, чтобы тот спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Христа, спросил: «Господи! Кто это?», и услышал в ответ: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам". И, обмакнув кусок хлеба в блюдо с солью, подал его Иуде Искариотскому, сказав: «Что делаешь, делай скорее». Иуда, приняв кусок, тотчас вышел.
Придя на гору, Господь взял с Собою трёх учеников: Петра, Иакова и Иоанна и пошел в глубь сада. Обращаясь к ученикам, Христос сказал: «Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю и молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты»[4] (м-ф 12/видео. «Душа Моя скорбит смертельно»: 1 мин 55 с)
Тоска и душевные мучения Господа были так велики и молитва - так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота[5]. И явился Ему ангел с неба и укреплял Его (м-ф 13/видео. Кровавый пот: 20 с)
Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к ученикам, которые уснули, и сказал: «Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня[6]» (м-ф 14/видео. Предательство Иуды: 54 с: В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда заранее условился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите»).
Подойдя к Иисусу Христу со словами: «Радуйся, Равви (Учитель)!», Иуда поцеловал Его. Христос сказал ему: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?»
· Как вы думаете, зачем Господь задаёт Иуде этот вопрос? (После ответов детей м-ф 15/видео. Взятие Христа: 55 с)
Апостолы хотели защитить Христа, но Он остановил их (м-ф 16/видео. Теперь власть тьмы…: 1 мин 35 с).
После того, как воины схватили и связали Христа, апостолы в ужасе разбежались (м-ф 17/видео. Апостолы оставляют Христа: 33 с).
Воины привели Спасителя к старому первосвященнику Анне (м-ф 18. Христос у первосвященника Анны). Пытаясь найти в Иисусе какую-нибудь вину, Анна допрашивал Господа об Его учении и Его учениках.
Не найдя в Нём никакой вины, Анна отослал связанного Иисуса Христа через двор к своему зятю первосвященнику Каиафе (м-ф 19/видео. Суд у Каиафы: 1 мин 46 с. У первосвященника Каиафы в эту ночь собрались многие члены Синедриона. Пришли также старейшины и книжники иудейские. Все они уже заранее сговорились приговорить Христа к смерти, именно поэтому и собрались ночью, вопреки закону, по которому Синедрион, как верховное судилище, должен был собираться в храме и непременно днем. Для того чтобы осудить Христа, им нужно было найти какую-нибудь вину достойную смерти. А так как никакой вины нельзя было найти, то они выискивали ложных свидетелей, которые сказали бы неправду против Иисуса Христа. На все выдвигаемые лживые свидетельства Иисус Христос ничего не отвечал.
Тогда Каиафа спросил: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» И тогда Христос ответил прямо: « Я» [7]
Каиафа же, разодрав свои одежды (в знак негодования и ужаса), сказал: «На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали Его богохульство (т. е. что Он, будучи человеком, называет Себя Сыном Божиим)? Как вам кажется?» И все в один голос сказали в ответ: «Повинен смерти».)
Так как была уже ночь, начальники разошлись по домам спать, а Христа велели воинам караулить. Воины всю ночь мучили Спасителя. Они плевали Ему в лицо, закрывали глаза, били по лицу и спрашивали: «Угадай, Христос, кто Тебя ударил?" Всю ночь воины издевались над Христом, а Он все терпел.
Осудив Иисуса Христа на смерть, первосвященники и старейшины еврейские, всё же сами не могли привести в исполнение своего приговора без утверждения начальника страны - римского правителя в Иудее. В это время римским правителем в Иудее был Понтий Пилат (м-ф 20. Понтий Пилат).
Рано утром, в ту же пятницу, они привели связанного Иисуса Христа на суд к Пилату, чтобы он утвердил смертный приговор над Иисусом. Но сами не вошли в преторию - дом, в котором жил римский правитель (м-ф 21. Дом Понтия Пилата), чтобы не оскверниться перед Пасхою входом в дом язычника.
Когда Пилат вышел к первосвященникам и старейшинам иудейским, они начали обвинять Спасителя, говоря: «Его нужно казнить смертью, потому что Он развращает народ, запрещает давать подать кесарю и называет Себя Христом Царем, а мы не можем сами казнить никого».
Пилат увел Христа к себе в дом и стал Его спрашивать, чему Он учил людей (м-ф 22. Иисус перед Понтием Пилатом). Из допроса Пилат понял, что перед ним стоит не возмутитель против власти Римлян, а проповедник истины и учитель народа. Услышав, что Христос называет себя не земным царем, а небесным, он хотел Его отпустить на волю.
Но иудеи, которые решили во что бы то ни стало убить Иисуса Христа, стали говорить, что Он возмущает народ и не велит платить подати ни в Галилее, ни в Иудее.
Пилат услыхав, что Иисус Христос родом из Галилеи, послал Его на суд к галилейскому царю Ироду, который по случаю праздника Пасхи также был Иерусалиме. Ирод тоже не нашел никакой вины за Христом и отослал Его назад к Пилату (м-ф 23 видео. Отпусти нам Варавву: 1 мин 14 с. Когда Иисуса Христа снова привели к Пилату, то к претории уже собралось много народа, начальников и старейшин. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал, что ни он, ни Ирод не нашли за Христом никакой вины.
У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Пилат, пользуясь этим случаем, сказал народу: «Есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» Пилат был уверен, что народ будет просить Иисуса, потому что знал, что вожди иудейские предали Иисуса Христа по зависти и злобе. Между тем первосвященники и старейшины научили народ просить освобождение Вараввы. Варавва же был разбойник, который был посажен в темницу, со своими сообщниками, за произведенное в городе возмущение и убийство. Народ, наученный старейшинами, кричал: «Отпусти нам Варавву!».)
В то время, когда Пилат сидел на судейском месте (м-ф 24. Суд у Пилата), жена его прислала к нему сказать: «Не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него».
Пилат (м-ф 25. Обращение Пилата к иудеям), обращаясь к иудеям спросил: «Что же хотите, чтобы я сделал с Иисусом, называемым Христом?" Они закричали: "Да будет распят!"
Пилат снова сказал им: «Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем. Итак, наказав Его, отпущу". Но они еще сильнее закричали: «Распни Его! Да будет распят!»
Тогда Пилат, думая вызвать у народа сострадание ко Христу, велел воинам бить Его (м-ф 26/видео. Пилат предает Христа на распятие: 3 мин 15 с. Воины отвели Иисуса Христа во двор и, раздев Его, жестоко били. Потом надели на Него багряницу (короткую красную одежду без рукавов, застегивающуюся на правом плече) и, сплетши венец из колючего терна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость, вместо царского скипетра. И стали насмехаться над Ним. Они становились на колена, кланялись Ему и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!» Плевали на Него и, взявши трость, били по голове и по лицу Его.
После этого Пилат вышел к евреем и, выведя Иисуса Христа в терновом венце и в багрянице, сказал: «Вот я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины".
Видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, Пилат взял воды, умыл свои руки перед народом и сказал: «Неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (т. е. пусть эта вина на вас падет).
На это весь народ еврейский в один голос ответил: «Кровь Его на нас и на детях наших». Так евреи сами приняли на себя и даже на потомство свое ответственность за смерть Господа Иисуса Христа.
После этого Пилат, в угоду иудеям, дал приказ распять Иисуса Христа на кресте.)
По приказу Пилата воины сделали большой тяжелый крест; и заставили Иисуса Христа нести его за город, на гору Голгофу. На пути Христос несколько раз падал. Воины схватили одного встречного на дороге человека-Симона и заставили его нести крест Христов (м-ф 27. Несение Креста).
На горе Голгофе воины положили Христа на крест (м-ф 28. Распятие Господа), прибили гвоздями руки и ноги Его ко кресту и вкопали крест в землю.
Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Мучения распятого человека невозможно описать. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Присудив Христа к такой смерти, начальники иудейские хотели навеки Его опозорить.
Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницею и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.)
Женщины, которые стояли при Кресте, тоже были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое, помазать этим миром тело Христово.
На другой день после Распятия иудейские начальники пришли к Пилату и сказали: «Господин! этот обманщик говорил: через три дня воскресну. Прикажи до трех дней стеречь могилу, чтобы ученики Его не украли Его тела и не сказали народу: «Воскрес из мертвых, и тогда будет последний обман хуже первого». Пилат ответил им: «У вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете».
Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать (м-ф 30/видео. Опечатывание гроба Господня: 1 мин 13 с); и поставили у гроба Господня воинскую стражу.
Великая Страстная пятница считается самым скорбным днем церковного года. В этот день Господь Иисус Христос был распят и умер на Кресте, искупая людские грехи. В Евангелии от Иоанна сказано: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную"[8].
Суббота – день покоя на земле. Господь спускается во ад, чтобы разрушить двери ада и вывести оттуда души праведников (м-ф 31/видео. Сошествие во ад: 27 с).
Файлы для скачивания:
Конспект, учебник-тетрадь и медиафайлы урока:
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)
[1] Мф 24:2
[2] Лук.22:19-20
[3] Инн 6:54
[4] Мф 26:39
[5] В минуты наивысшего психического напряжения, капилляры лопаются, и кровь смешивается с потом.
[6] Мк 14: 41-42
[7] Мф 26:63; Мк 14:61,62
[8] Ин 3:16