25 урок. Почему Иисуса Христа распяли (проводится в страстную седмицу)

Урок 25. Почему Иисуса Христа распяли (проводится в страстную седмицу)

Задачи:

 

·      узнает, что фарисеи – это духовные лидеры еврейского народа во времена Христа, гордость, зависть и бездушный формализм которых сделали их неспособными увидеть во Иисусе Христе обетованного Мессию;

·      узнает, что книжники и фарисеи, замыслившие убить Господа, обвиняли Его в том, что Он нарушает субботу, исцеляя больных в этот день; общается с грешниками, а следовательно и Сам грешник; называет Себя Сыном Божиим, не имея на то никакого права, и поймёт, что в действительности, основой ненависти ко Христу была зависть:

·      будет знать, что «фарисеем» сегодня называют человека, заботящегося о мелочах, о второстепенном, о буквальном выполнении каких-то правил, и забывающим главное, а под «фарисейством» понимают показное благочестие, лицемерие, уверенность в своей праведности.

 

 

№ м-ф

Название медиафайлов

01

Книжники и фарисеи

02

Гора Синай

03/видео

Фарисеи: 1мин 24 с

04

Христос и фарисеи

05

Исцеление расслабленного

07

Господь исцеляет страждущего

08/видео

Иисус Христос – Господин субботы

09

Трапеза

10/видео

Притча о потерянной и найденной овце: 50 с

11

Добрый Пастырь

12

Я есмь Пастырь добрый…

13

Воскресение Христово

14

Язычники

15

Я знаю Моих, и Мои знают Меня…

16

Я есмь дверь..

 

 

     Куда бы Иисус ни пришел, всюду к Нему собирались несметные толпы народа. В толпе слушающих всегда были книжники и фарисеи (м-ф 01. Книжники и фарисеи).
·   Кто такие книжники?

     Книжники - это законоучители, т.е. хранители, толкователи и учителя Закона.

·      О каком Законе идёт речь? (О Законе, данном Господом израильскому народу через пророка Моисея на горе Синай (м-ф 02. Гора Синай.)

     Хотя фарисеи были хранителями Моисеева Закона, но своей жизнью они являли пример самого бессовестного нарушения этого закона. Налагали на людей тяжёлые и неудобоносимые бремена, а сами уклонялись от них.
      Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю»
[1],  но книжники ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?»[2]; «…вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого»[3].

     Фарисеи были духовными лидерами своего народа. Фарисей, так они себя сами называли, в переводе означает «особый, не такой как все. Они боролись против языческого влияния на народ, проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту, точнейшее исполнение закона. Всё это привлекало к ним людей. Но безмерная гордость и мнение о своей праведности привели фарисеев к духовной слепоте. Искреннее раскаяние, смирение и усердная молитва были чужды книжнику и фарисею.  Фарисеи любили почести и делали всё напоказ. Между тем жизнь их была исполнена "хищения и лукавства".   Правда, со стороны казалось, будто они живут и действуют исключительно во славу Божию. Однако на самом деле они искали славы и чести только для самих себя. За это Христос часто обличал книжников и фарисеев в Своих проповедях (м-ф 03видео. Фарисеи: 1 мин 24 с).    
·   Какое заблуждение относительно Мессии у фарисеев было самое главное? (Видели в Мессии земного царя, который избавит израильский народ от римского ига и сделает израильский народ господствующим на земле).

     В лице Иисуса книжники и фарисеи увидели соперника, который, по их мнению, не имел прав на учительство (м-ф 04. Христос и фарисеи). Авторитетным для законников был лишь тот, кто вышел из их школ. Иисус не являлся учеником «старцев», но говорил «со властью» и только от Своего лица. Это сразу возбудило подозрения, которые не замедлили перейти во враждебность.

     К тому же, толпы слушателей, окружавшие Христа, вызывали у фарисеев зависть. Поэтому они ревниво следили за Ним, стараясь найти в его поступках то или иное нарушение Закона. Например, после Того, как Господь исцелил расслабленного в субботу (м-ф 05. Исцеление расслабленного), фарисеи тут же обвинили Его в нарушении субботы.

·      Чем суббота у евреев отличается от других дней и почему?

 (4- заповедь: Помни день субботний, еже святити его. Шесть дней работай, а седьмой день – суббота Господу Богу Твоему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил.)

      На обвинение фарисеев, что Иисус исцеляет во все дни, не исключая и субботы (м-ф 06. Господь исцеляет страждущего), Господь ответил: «...Отец Мой доныне делает, и Я делаю»[4].     
     Фарисеи, услышав это, вознегодовали на Христа, поскольку Он Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Не один раз Господь прямо указывал на свое единство с Отцом: "Я и Отец — одно[5]","...Отец во Мне и Я в Нем"[6].
     Исцеляя тяжко больных людей в субботу, Господь не отменял закона, но ставил дела любви и милосердия к страждущим людям выше обряда. Обличая фарисеев и книжников в бездушном формализме (соблюдении только внешних форм закона в ущерб людям), обвинявших Его в том, что Он нарушает субботу, Господь сказал им: «суббота для человека, а не человек для субботы[7]». Спаситель указывал, что помощь ближнему есть святое дело, которому не может помешать даже субботний покой (м-ф 07/видео. Иисус Христос – Господин Субботы: 40 с).

     Христос всегда шел навстречу всем сознающим свою греховность и желающим изменить свой образ жизни: если надо было для спасения грешника идти к нему в дом, Он шел; если надо было возлечь с ним за обеденным столом, Он не гнушался и есть с ним (м-ф 08. Трапеза). Но такое обращение Господа с грешниками и Его милосердие к ним возмущало фарисеев и книжников; они считали унизительным для своего достоинства не только протянуть руку помощи падшему брату, но даже просто прикоснуться к нему, так как прикосновение к грешнику считалось осквернением и вызывало очистительные омовения и жертвоприношение; по их мнению, иметь общение с грешниками могли только грешники, и потому если Иисус не гнушался их, то, следовательно, и Сам был грешник, а если Он грешник, то зачем же народ следует за Ним? Это их возмущало, и они открыто высказывали свое негодование, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
     Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию, и рассказал им следующую притчу (м-ф 09/видео. Притча о потерянной и найденной овце: 50 с. «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А, найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии
[8]».)

    

     Фарисеи считали себя мудрыми истолкователями данного Богом закона и непогрешимыми руководителями иудейского народа. Христос же разъяснил им, что они  не могут считаться таковыми, так как думают больше о своих личных выгодах, нежели о благе народа, и потому ведут свой народ не к спасению, а к гибели. Для наглядности Господь рассказывает им притчу о добром пастыре[9] (м-ф 10. Добрый Пастырь), в которой сравнивает народ со стадом овец, а вождей народа — с пастырями этого стада.

·      Кто такой пастырь? (Человек, пасущий скот)

·      Зачем нужен пастух отаре овец? (Следить за овечками, чтобы ни одна из них не потерялась и не попала в беду, защищать овец от хищников, оберегая от всяких напастей.)

     Жизнь иудейских пастухов была исключительно трудной. Никакое стадо не паслось без надзора пастуха, который никогда не бывал свободным, так как травы было немного, овцы постоянно передвигались с места на место и нуждались в постоянном присмотре. Пастбища не были окружены заборами и овцы могли легко заблудиться. По обе стороны плоскогорье круто обрывалось в пустыню, и овцы, дойдя до края, могли легко скатиться вниз с обрыва. Работа пастуха была не только непрерывной, но и опасной, потому что, помимо всего, ему приходилось охранять овец от диких зверей, особенно волков, так же как и от воров и разбойников, которые всегда готовы были украсть овцу. Постоянная бдительность, мужество, терпеливая любовь к стаду - были необходимыми чертами характера пастуха. Вот почему в пример самопожертвования Христос взял именно образ пастуха, сравнивая народ со стадом овец, а вождей народа — с пастырями этого стада.

      «Я есмь пастырь добрый (м-ф 11), - говорит Христос в притче. - Пастырь добрый душу свою полагает за овец; а наемник, который не есть пастырь и которому овцы не свои, видит волка приходящего и оставляет овец и бежит, и волк расхищает их. А наемник бежит, потому что он наемник и не радит об овцах».

·      Кого Господь подразумевает под  наемниками, не радеющими (не заботящимися)  об овцах? (Вождей иудейского народа: книжников и фарисеев)

    Пастырю доброму Иисус противопоставляет воров и разбойников, которые думают только о том, как бы поживиться на счет овец, а также наемника, которому овцы не дороги, который не любит их и думает только о своем личном благополучии. Ворами и разбойниками Он называет всех лже-пророков, лже-мессий, наемниками — фарисеев и подобных им мнимых руководителей народа.

·      Подумайте, кого Господь называет волком, расхищающим овец? (Человекоубийцу –диавола).

     «Я есмь пастырь добрый, - продолжает Христос, - и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как знает Меня Отец, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».

·      В чём различие между пастырем и наёмником? (Добрый пастырь жизнь Свою полагает за овец, а наёмник думает только о своём благополучии и выгоде; при опасности он,  бросив овец, убегает.)

   «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего».[10]

·      Как вы понимаете эти слова Христа? О чём здесь прямо говорит Господь?

 Этими словами Христос указывал на предстоящую Ему смерть. Говоря о Себе как о Пастыре, отдающем жизнь Свою за овец Своих, Иисус сказал, что отдает Свою жизнь добровольно, что никто не отнимает ее у Него и отнять не может, что Ему принадлежит власть как отдать ее, так и вновь принять, и что власть эту Он принял от Отца Своего.

·      Зачем Христос говорит о предстоящей Ему смерти? (Предположения детей)

     Говоря о предстоящей Ему смерти, Господь, с одной стороны, показывает, что книжники и фарисеи, положившие в совете взять Его хитростью и убить, не имеют над Ним никакой власти, кроме того, что дано им свыше; с другой стороны,  Господь  укрепляет веру Своих учеников, чтобы они, видя Его на Кресте, не могли отпасть от Него. Таким образом,  Господь наперед объясняет, что без Его воли никто не может лишить Его жизни и что, отдавая ее добровольно, Он имеет власть опять принять ее.

     Своим ближайшим ученикам Апостолам - Христос не раз говорил, что воскреснет; этими же словами Он пояснил, что не будет воскрешен, а воскреснет Сам (м-ф 12 Воскресение Христово), в силу власти Своей опять принять жизнь, отданную за овец Своих.

     «Есть у Меня и другие овцы, - продолжал Господь, - которые не сего двора; но и тех надлежит Мне привести, и голос Мой услышат, и будет одно стадо и один Пастырь».

·      О каких других овцах говорит Господь? (О других народах - о язычниках (м-ф 13. Язычники)

      Христос пришел не только для спасения еврейского народа - Он пришел спасти весь мир, всех людей, готовых принять Его как Спасителя, к какой бы народности они ни принадлежали, и всех их объединить новым законом любви.

·      Чему ещё учит Христос в этой притче?

     В этой притче Господь научает тому, что люди должны следовать спасительному учению Христа (м-ф 14. Я знаю Моих, и Мои знают Меня), и, напротив, избегать лже-учителей, которые учат вопреки Божественному учению:  «…знаю Моих, и Мои знают Меня».

    В притче Христос Говорит: «Истинно, истинно говорю вам, Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (м-ф 15. Я есмь дверь).

·      Что Господь говорит о тех, кто войдет в «двери Господни»?

(Спасутся, войдут и выйдут и пажить найдут)

·      Как вы понимаете слово «пажить»? (Пажить – это пастбище с густой и сочной травой.)

·      Как мы можем понимать слова Господа: «Я есмь дверь? (Предположения детей)

      Образ двери объясняется другим, сходным сравнением, используемым Иисусом: «Я есмь путь (...); никто не приходит к Отцу, как только через Меня»[11]. Таким образом, только Через Христа, человек может пройти к Богу. Сказав: «Я есмь дверь», Господь показал, что только через веру в Него человек может войти и в Царство Небесное.

     По православному вероучению, Иисус Христос – путь и открытая дверь к Отцу, к Самому Богу. «Через Него мы имеем доступ к Отцу», - говорит апостол Павел в одном из своих посланий[12].

        Образ пастыря и овец, часто встречающийся в Священном Писании, имеет глубокий внутренний смысл. Как и овцы - эти кроткие, беззащитные и беспомощные животные, благополучие которых всецело зависит от пастыря, имеют особую нужду в заботе и защите, так и души человеческие, подверженные козням диавола, лжеучениям, различным соблазнам остро нуждаются для своего спасения в истинном Пастыре.

     Давайте ответим на вопрос, вынесенный в название урока: «За что распяли Господа?»
Работа в тетради по опорным словам. 
     Гордость фарисейская сделали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Чудеса Господа, Его учение, поражавшее народ нравственной высотой, Его кротость - все вызывало у фарисеев ярость. В этом была главная причина, почему они не увидели в Иисусе Христе обетованного через пророков Мессию и добились Его распятия.

 

   

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

 



[1] Вт. 4:2

[2]Мф. 15:3

[3] Мк.7:8

[4] Ин. 5:17

[5] Ин. 10: 38

[6] Ин. 17:10

[7] Мк. 2:27

[8] Лк 15:4

[9] Ин 10:11-16

[10] Ин 10:17,18

[11] Ин 14, 6.

[12] Еф. 2,18


Назад к списку