07 урок. Нагорная проповедь. Учение Иисуса Христа

Урок 7. Нагорная проповедь. Учение Иисуса Христа

 

Задачи:

·       ребёнок задумается о том, что только тот имеет право на прощение, кто сам умеет прощать других;

·       поймёт, что Закон Моисеев «око за око и зуб за зуб» предписывает: мера наказания не должна превышать меры вины;

·       осознает, что слова Христа «не противься злому», надо понимать, как «не воздавай злом за зло»;

·       осмыслит, что слова Спасителя «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»  означают: останови зло на себе: не мсти, не проявляй враждебности; не агрессией, а милосердием, лаской и добром сделать первый шаг к примирению.

 

   

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01/видео

Нагорная проповедь: 1 мин

 02/видео

Не судите, и не судимы будете: 35 с

03/видео

Не нарушить пришёл Я Закон, но исполнить: 47 с

04

Суд над Иисусом

05/видео

Иисуса ударяют по щеке: 28 с

06

Иисус изгоняет торговцев из храма

07

Ангел Хранитель

08/видео

«Золотое правило»: 22 с

09/видео

Притча о жестоком заимодавце: 2 мин 59 с

10/видео

Прощайте, и прощены будете: 17 с

11/видео

«Отче Наш»: 58 с

 

     Сегодня мы познакомимся с другими учениями Нагорной проповеди, в которой Спаситель высказал всю суть Своего учения (м-ф 01/видео. Нагорная проповедь: 1 мин).

 

1. Иисус Христос учил не осуждать и не критиковать других, а больше смотреть на свои недостатки.

     Св. апостол и евангелист Лука приводит слова Иисуса Христа так:

                 Не судите, и не будете судимы;
                 не осуждайте, и не будете осуждены;
                 прощайте, и прощены будете[1];

·       Есть люди, которые творят зло и говорят, что осуждать их за это нельзя, ссылаясь на слова Господа: «Не судите, да не судимы будете». Что вы думаете по этому поводу? (Подвести детей к мысли, что таким образом эти люди могут делать, что хотят, и зло будет торжествовать.)

     Эти слова они объясняют вне контекста и неправильно. Человек должен судить, в смысле рассуждать о том или ином поступке (и только поступке) другого человека с тем, чтобы отличать добро от зла, а осуждать человека может только Бог (м-ф 02/видео. Не судите, и не судимы будете: 35 с)

Повесть об иноке, никого не осудившем[2]

 

Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с весельем, хваля и прославляя Бога. Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему:

- Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божьею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога.

Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им:

- Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот сейчас ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши рукописание, ангелы спросили меня: "Знаешь ли ты это?" Я отвечал: "Да, знаю". Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никого никогда не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, который сказал: "Не судите, да не судимы будете; если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный" (Мф.7:1; 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостью и весельем отхожу к Богу".

Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу.

 

     Иными словами, Иисус Христос учил, что если кто не прощает другому, тот и сам теряет право на прощение.

     Иудеи осуждали Христа в том, что он нарушает закон, данный Моисеем, на что Господь сказал: «Не нарушить пришёл Я закон, но исполнить» (м-ф 03/видео. Не нарушить пришёл Я Закон, но исполнить: 47 с)

     Например, мы только что говорили о том, что Иисус Христос учил людей прощать и не быть злопамятными. «Вы слышали, - учил Господь,- что сказано: око за око и зуб за зуб[3].» Эти слова Иисус Христос приводит из Закона Моисея, который  был дан потому, что евреи имели обыкновение своему обидчику воздавать гораздо большим количеством страданий, чем тот этого заслуживал, и чтобы прекратить чрезмерность мести и жестокости, Моисей в своем законе предписывал, чтобы месть осуществлялась только после гражданского суда и была справедливой, а именно, мера наказания не должна превышать меры вины, и с вынесением наказания месть не должна более продолжаться.

 «А Я говорю вам, - продолжал Христос, - не противься злому.

·       Как вы понимаете слова Христа «Не противься злому? (Предположения детей)

Слово “противиться” обозначает действовать против, вопреки, наперекор, то есть отвечать противным действием, противничать[4]. «Не противься злому», то есть не воздавай злом за зло, не мсти, не проявляй враждебности и агрессии, воздержись от ответного зла даже к врагам.

«Но кто ударит тебя в правую щеку твою, - учил Спаситель, - обрати к нему и другую[5]».

·       Как вы понимаете эти слова? (Подставить другую щёку, значит остановить зло на себе, не передавать его «по цепочке» дальше)

     Так Иисус Христос рекомендует вести себя человеку при столкновении со злом. Но это вовсе не означает, что Спаситель заставляет подчиняться злу и не вести борьбу с ним. Наоборот, Спаситель призывает бороться со злом и учит побеждать зло, но не методами агрессии и насилия, то есть не оружием зла, а … добром. (Апостол Павел, разъясняя учение Христа, пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»[6].)

     Не противиться злу Христос также рекомендует и для того, чтобы человек ответил на вред, причиненный ему злодеем, не агрессией, а милосердием, лаской, то есть добром, и таким образом сделал первый шаг к примирению. А зло, сделанное в ответ обидчику, приводит к новому, еще большему злу, и обостряет отношения между людьми. Прекратить обмениваться ответными злыми действиями враги смогут лишь тогда, когда один из них вместо злого, сделает первый благоразумный добрый поступок, который приведет враждующих людей к примирению.

     Дети читают вывод в тетради:

 Не отвечая на причиненное ему зло, человек достигает осуществления сразу двух задач:

·       сдерживаясь от гнева, сам не участвует в ответном зле, а благодаря этому зла на свете будет меньше;

·       не отвечая враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны обидчика на ответное враждебное действие.

     Поступки Самого Иисуса Христа всегда будут для нас ярким примером. Так, например, в тот момент, когда разгневанные евреи взяли камни чтобы побить Спасителя за то, что Он называет себя Сыном Божиим, Иисус Христос не стал мириться с этим злом, но победил зло добром, которое выразилось не в агрессии, а в мирных словах увещевания. В ответ на злобу евреев Спаситель сказал: “Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?[7] Кроткий вопрос, основанный на обезоруживающей правде, прозвучал из уст Спасителя и, разбудив очерствевшую совесть евреев, защитил Иисуса Христа от побоища.

     Таким образом, не противностью, не агрессией, а кротостью и правдой Иисус Христос отстранил от Себя опасность и победил зло доброй речью.

     В другом случае, когда Спасителя допрашивал первосвященник Анна (м-ф 04. Суд над Иисусом) один из служителей, которого не устроил ответ Иисуса, ударил Его по щеке[8] (м-ф 05/видео. Иисуса ударяют по щеке: 28 с. Иисус сказал ударившему его служителю: “Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?[9]”).

     Как видим, в этой ситуации Иисус Христос не подставил второй щеки, не смирился со злом, а защитил Себя кротким вопросом, основанным на обезоруживающей правоте и без агрессии и вражды победил зло. И пристыженный служитель не поднял больше на Спасителя руки.

     В другой ситуации, во время посещения Иерусалимского храма Спаситель также не дает восторжествовать злу (м-ф 06. Иисус изгоняет торговцев из храма). «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей[10]». Сделал это Иисус Христос для того, чтобы очистить храм от осквернения, так как торговцы в Святом месте - храме, как на базаре, вели торговлю: меняли деньги, продавали скот и птицу. Очищая храм от кощунства евреев, Иисус сказал торговцам: “Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников”. Так как торговцы добровольно уходить из храма не хотели, то Спаситель, в качестве вынужденной меры, опрокинул их столы и скамьи, но не причинил никому телесного вреда.

     Способ поведения, связанный с уклонением от зла, угоден Богу, потому что позволяет делать добро, а это является соблюдением заповедей Божьих. А человек соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла[11], потому что ему помогает и его защищает Бог (м-ф 07. Ангел Хранитель).

     Не противиться злу нужно также и для того, чтобы исполнить такие слова Спасителя. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»[12] (м-ф 08/видео. «Золотое правило»: 22с)
·    Как вы понимаете эти слова Спасителя? (Не нужно делать другим то, что не хотим самим себе.)
     К тому же, если человек не будет проявлять агрессию на зло, а ответит добром, то в том случае, когда этот человек сам случайно совершит непреднамеренное зло, то и ему не будут мстить за это и отвечать враждой, а ответят взаимопониманием и доброжелательностью.

     Не противиться злу, в смысле не отвечая злом на зло, нужно также и для того чтобы соблюсти заповедь Божью, согласно которой Бог Сам воздает злодею за зло. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»[13]. Господь накажет злодея лучше, чем обиженный человек. Господь накажет злодея в тот момент, когда это будет нужнее всего.

     Не противиться злу при встрече с ним, то есть не отвечать на зло противностью, ответной агрессией нужно также и потому чтобы исполнить Божью заповедь о прощении врагов. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших[14]»

     Для того, чтобы сохранить в душе чувство прощения, мы всегда должны помнить, что сами прощены Богом. Чтобы объяснить эту мысль, Христос произнес притчу о царе, который хотел сосчитаться с рабами своими (м-ф 09/видео. Притча о жестоком заимодавце: 2 мин 59 с: Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А так как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: Государь! Потерпи на мне, и я все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, и пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, пришедши, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его[15]». )

·       Кто подразумевается под Царём? (Бог)

·       Кто подразумевается под должниками? (Люди)

·       Что подразумевается под долгом царю в 10000 талантов? (Грехи человека перед Богом)

·       Что подразумевается под долгом товарища? (Наши грехи друг перед другом)

·       Как вы думаете, почему Христос говорит, что мы должны друг другу сто монет, а Богу – десять тысяч монет?

     Эти слова указывают на то, что Бог готов нам простить такие грехи, о которых и подумать страшно, а мы друг другу подчас не можем простить и небольшой обиды.

Из притчи ясно, что мы можем рассчитывать на Божью милость только при том условии, если сами от всего сердца прощаем обидчиков (м-ф 10/видео. Прощайте, и прощены будете: 17 с.)

     Эта притча также раскрывает смысл прошения молитвы «Отче наш», которую Господь дал в Нагорной проповеди как образец молитвы (м-ф 11/видео. «Отче Наш»: 58 с).

Работа в тетради. Найдите в тексте молитвы нужные слова и подчеркните их:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Лк 6:37

[2] Жития святых по Дмитрию Ростовскому. 30 марта

[3] Исх 21:24; Лев 24:20; Втор 19:21

[4] Слово “противиться” обозначает “оказывать противодействие” (С.И. Ожегов, Словарь русского языка, издание 24-е, страница 614). А слово “противодействовать” означает “оказывать противодействие препятствие” (там же).

[5] Мф 5: 38,39

[6] Рим.12:21

[7]Иоан.10:31-32

[8] Иоан.18:22

[9] Иоан.18:23

[10] Матф.21:12-13

[11] Еккл.8:5

[12]Матф.7:12

[13] Рим.12:19

[14] Матф.6:14-15

[15] Мт. 18:23-35


Назад к списку