Уроки 5-6. Святые Царственные Страстотерпцы
Завершая наши уроки, посвящённые Заповедям Блаженства, мы снова обратимся к житию святых Царственных Страстотерпцев Императора Николая II и его Семьи (м-ф 01).
Первыми русскими святыми, прославленными Церковью, стали благоверные князья Борис и Глеб (м-ф 02), которых прославили как страстотерпцев. В Русской Православной Церкви слово "страстотерпец" употребляется к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников".
Именно их канонизация послужила примером для прославления в лике святых убиенного Императора Николая II и его Семьи на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе (м-ф 03/видео. Прославление: 2 мин 05 с).
Вместе с Ними к лику святых причислено великое множество новомучеников и исповедников. Всего поименно в составе Собора Новомучеников и Исповедников Российских было прославлено 1154 подвижника (м-ф 04. Новомученики и исповедники российские. Икона). До 2000 года были прославлены только 13 человек (Cвятейший Патриарх Тихон, на Архиерейских соборах 1992 года - 7 человек, 1994 года - 3 человека, 1997 года - 3 человека).
Вместе с поименным прославлением подвижников, чей подвиг уже изучен, Архиерейский Собор совершил прославление всех за Христа пострадавших новомучеников и исповедников Российских XX века, пока неизвестных людям, но ведомых Богу.
Все Заповеди Блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже здесь на земле, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость.
Святость, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, наивысшее счастье, какого только может желать человек.
Вот какие строки написала Александра Фёдоровна своей ближайшей подруге Анне Вырубовой из заточения: «Как тебе дать почувствовать, чем озарена моя душа? Непонятной, необъяснимой радостью - объяснить нельзя, только хвалю, благодарю и молюсь. Душа моя и дух Богу принадлежат. Душа ликует, чувствует приближение [Христа] (Жениха: грядёт Он[1])…»
Восходя на свою Голгофу Царская Семья прошла все 9 ступеней Заповедей Блаженства.
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
В день смерти своего отца, Императора Александра III, Наследник престола Николай Александрович в глубокой скорби сказал: (м-ф 05/видео. Нищета духовная – 1: 17 с. что Он не желал Царского венца, но, боясь ослушаться воли Царя Небесного и воли Державного Отца, принимает Царский венец. Он надеется на Господа Бога, а не на свои человеческие силы.)
Глубокая вера в Промысел Божий укрепляла Николая Александровича и давала совершенное спокойствие духа, которое никогда не оставляло его. Император не опасался за свою жизнь, не боялся покушений и отказывался от самых необходимых мер безопасности. В решающий момент Кронштадтского мятежа в 1906 году Николай Александрович после доклада министра иностранных дел сказал: "Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи - в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его Волей".
Царица внушила своим детям, что пред Богом все равны и гордиться своим положением не должно, а надо уметь благородно держать себя, не унижая своего положения.
Царские дети не придавали значения своему царскому положению, болезненно воспринимая высокопарное обращение. Однажды, на заседании комиссии по делам благотворительности одна из фрейлин (баронесса С. Буксгевден) обратилась к Великой Княжне Татьяне Николаевне как к президенту этой комиссии - «Ваше Царское Высочество» «Она, - как пишет фрейлина, - посмотрела на меня с изумлением и, когда я села рядом с ней, наградила меня пинком под столом и прошептала: «Ты что, с ума сошла, так ко мне обращаться?» Как вспоминает фрейлина, ей пришлось поговорить с Императрицей, чтобы убедить Татьяну, что в официальных случаях такое обращение необходимо.
Государь получил блестящее образование, одарен был безграничной памятью, исключительной умственной силой, глубокими и разносторонними познаниями, сильной, дисциплинированной волей, обладал выдающимися качествами человека и правителя, но любимым его выражением по своему адресу в узком домашнем кругу было: «Я человек серый» (06видео. Скромность и смирение: 27 с)
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
1 августа 1914 года началась первая мировая война. Став во главе армии, Николай II подвел Россию к победе в этой войне. Но … 2 марта 1917 года Государём был подписан Манифест об отречении от престола в пользу своего брата Великого Князя Михаила (м-ф 07. Великий Князь М.А.). ПОЧЕМУ?
Высшие слои общества всё больше и больше отступали от Бога и, в конце-концов, подняли бунт против самого помазанника Божия – Царя. Чтобы народ охладел к Царю повсюду распространялись грязные клеветы на Государя и его Семью. Царь был высокой нравственности - стали говорить о его порочности. Он любил Россию - стали говорить о его измене. Клевета делала свое дело - начала охладевать любовь народа к Царю. Расчетливая злоба отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту 2 марта в Пскове Государь остался один.
Депутаты и генералы-изменники уверяли Государя, что только Его отречение спасет Poccию от кровавого междоусобия, удержит армию на фронте в спокойствии и предотвратит позорный мир с грозным врагом и, таким образом, Царь приносит себя в жертву во имя спасения Родины.
В день подписания Манифеста об отречении от престола Государь сказал: «Дело идет о России, об ее кровных интересах. Для России я готов отдать и трон и жизнь, если я стал помехой счастья Родины».
Государь, после ночной горячей молитвы перед иконой в своем купе, передал власть своему брату Великому Князю Михаилу Александровичу (м-ф 08видео. Отречение: 50 с).
«Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России. Посему я готов отречься от престола» - дал он телеграмму председателю Думы Родзянко (м-ф 09видео. 2 марта 1917 года: 1 мин 46 с)
Но почему же и брат Николая II Великий Князь Михаил Александрович отрёкся от престола?
Возможно, решающим аргументом для Великого Князя послужила неприкрытая угроза. Полковник Б. Никитин, заведовавший тогда контрразведкой, из беседы с Михаилом Александровичем вынес буквально следующее: «…Родзянко (председатель Государственной Думы), князь Львов и все остальные стремились добиться его отказа от Престола, указывая, что в противном случае все офицеры и члены Дома Романовых будут немедленно вырезаны в Петрограде[2]. Подтверждение этому находим в словах самого Родзянко: «Для нас было совершенно ясно, что Великий Князь процарствовал бы всего несколько часов, и немедленно произошло бы огромное кровопролитие в стенах столицы, которое положило бы начало общегражданской войне. Для нас было ясно, что Великий Князь был бы немедленно убит и с ним все сторонники его, ибо верных войск уже тогда в своем распоряжении он не имел и поэтому на вооруженную силу опереться бы не мог. Великий Князь Михаил Александрович поставил мне ребром вопрос, могу ли я ему гарантировать жизнь, если он примет Престол, и я должен был ему ответить отрицательно[3]»
Уже через 5 дней после подписания Манифеста об отречении, Временное правительство приняло решение об аресте Императора Николая II и его Августейшей супруги и содержании их в Царском Селе. Арест Императора и Императрицы не имел ни малейшего законного основания или повода.
9 марта арестованного накануне Императора перевозят в Царское Село (м-ф 10. Александровский дворец), где его с нетерпением ждала вся Семья.
Вот что напишет в своей книге «Страницы моей жизни» ближайший друг Царской Семьи Анна Вырубова: «По возвращении Государя домой, Их Величества остались одни, Государь, всеми оставленный и со всех сторон окруженный изменой, дал волю своему горю и своему волнению — он, как ребенок, рыдал перед своей женой.
Только в 4 часа дня пришла Государыня, и я тотчас поняла по ее бледному лицу и сдержанному выражению все, что она в эти часы вынесла. Гордо и спокойно она рассказала мне обо всем, что было. Я была глубоко потрясена ее рассказом, так как за все 12 лет моего пребывания при дворе я только три раза видела слезы в глазах Государя».
В первые дни заточения в Царском Селе Государь признался о. Афанасию (Беляеву): «Я решил, что, если это нужно для блага Родины, я готов на все. Семью мою жалко». Произнеся это, царь горько заплакал, а священник стоял, потрясенный виденным и слышанным, и сам готов был разрыдаться.
· Как вы думаете, откуда Царская Семья могла черпать силы, чтобы не сломиться перед таким мощнейшим натиском зла, клеветы, обмана, предательства, измены, оскорблений, унижений…?
Послушайте одну христианскую притчу
«Следы на песке».
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Но то были не твои следы, а Мои, потому что в те времена Я нёс тебя на руках.
История Церкви дает немало Божественных откровений, когда Бог посылал для напутствия и утешения страдальцев-мучеников небожителей. Вот что пишет Игумен Белогорского монастыря Серафим Кузнецов в своей книге «Православный Царь-Мученик», изданной им за границей в 1920 году: «В мае 1917 года в Саровской Пустыни передавал мне один почтенный старец архимандрит замечательное видение:
В дни глубокой его скорби о царственных страдальцах, когда он молился о них со слезами — во время молитвы заснул. Видит он, что находится в Царском Селе, где над Александровским дворцом стоит светлый лучезарный столб, простирающийся до неба. Затем старец подходит к дворцу, где видит чудное видение: за письменным столом сидит Государь, занимаясь письменной работой; у другого небольшого столика сидит Цесаревич Алексей Николаевич за чтением книги; тут же вблизи Императрица с дочерьми сидит за рукоделием, а среди них находился светообразный старец преподобный Серафим, Саровский (м-ф 11) чудотворец, говоря свои духовные наставления и утешения. Когда старец Серафим увидал архимандрита, подошел к нему и сказал: “Сильно не скорби, отец, не унывай, Бог Своих избранных и любимых чад не оставит. Он силен все сделать, чтобы вырвать их от злодеев, но желает им счастья не земного, а небесного… Господь послал меня пока до времени утешать, ободрять и охранять царственных страдальцев, ибо дух бодр, а плоть немощна, нуждается в нашей небесной помощи в трудные минуты скорбей. Видишь лучезарный свет, исходящий от лиц царственных страдальцев, это знак того, что они находятся под особым попечением Божиим, как праведники. Как от начала мира всех праведников поносили, обижали, оклеветывали беззаконные люди, последователи первого лжеца и обманщика диавола, так и этих праведных царственных страдальцев поносят, унижают, оклеветывают, обижают злые люди, наущенные тем же мировым злодеем.... Посмотри на лицо Царицы и увидишь исходящий свет от него ярче других, это знак того, что она больше всех несет клевет и напраслин от последователей мирового клеветника”. Это видение произвело весьма сильное впечатление на старца архимандрита, так что при рассказе его он не мог удержаться от слез”
То что пережила Царская Семья за время своего 16-ти месячного заточения сначала в Царском Селе, затем в Тобольске и, наконец, в Екатеринбурге известно только одному Богу.
Мы можем лишь догадываться о тех нечеловеческих муках, которые претерпевала вся Царская Семья (м-ф 12. В Тобольске. Дом губернатора; м-ф 13-14. В Тобольске. )
В апреле 1918г. в Тобольск, место следующего заключения Царской Семьи, прибыл чрезвычайный комиссар. Он должен был вывезти Государя в Москву. Как раз в это время сильно болел Цесаревич.
Воспитатель наследника рассказывает, что, проходя по коридору, он встретил двух лакеев, которые рыдая, сообщали, что Государя увозят. Минуту спустя Татьяна Николаевна в слезах попросила его к Государыне. Государыня говорила: «Я не могу отпустить Государя одного. Его хотят, как тогда, разлучить с семьей... хотят постараться склонить его на что-нибудь дурное, внушая ему беспокойство за жизнь близких... вдвоем мы будем сильнее сопротивляться, и я должна быть рядом с ним в этом испытании... Но мальчик еще так болен... вдруг произойдет осложнение... Боже мой, какая ужасная пытка... В первый раз в жизни я не знаю, что мне делать».
Государыню терзали сомнения. Наконец она сказала: «Да, так лучше, я уеду с Государем, я вверяю вам Сына», – обратилась она к воспитателю. Семья провела всю вторую половину дня у постели Алексея Николаевича. Вечером Государыня сидела на диване, рядом с ней две дочери. Они так много плакали, что их лица опухли. Все окружавшие Царскую Семью скрывали свои мучения и старались казаться спокойными. У всех было чувство, что, если кто-нибудь не выдержит, не выдержат и все остальные. Государь и Государыня были серьезны и сосредоточенны. Чувствовалось, что они готовы всем пожертвовать, в том числе и жизнью, если Господь, в неисповедимых путях Своих, потребует этого для спасения России.
В одиннадцать часов с половиною слуги собрались в большой зале. Почти все плачут. В три с половиною часа ночи во двор въезжают экипажи. Это ужаснейшие тарантасы. Один только снабжен верхом.
На заднем дворе нашлось немного соломы, которую подстелили на дно тарантасов. Матрац положили только в тот, который предназначен Государыне.
Государь кажется спокойным и находит ободряющее слово для каждого, он обнимает и целует остающихся. Государыня, прощаясь, просит воспитателя оставаться при Алексее Николаевиче. Тот отправляется к нему, мальчик плачет в своей кровати. Несколько минут спустя слышен грохот экипажей. Великие княжны возвращаются к себе наверх и проходят, рыдая, мимо дверей своего брата.
Родители и Дети никогда не разлучались, а теперь должны были разделиться, даже с больным сыном.
Чтобы понять, чего стоило Александре Фёдоровне принятие такого решения, надо знать, что почти с самого рождения жизнь её Сына Царевича Алексея «висела на волоске» и была одним сплошным страданием. Через несколько месяцев после рождения Цесаревича было обнаружено, что он болен неизлечимой страшной болезнью гемофилией, заболевание, связанное с пониженной свёртываемостью крови. Это значило, что незначительное кровотечение представляло серьёзную опасность для жизни ребёнка, даже лёгкий ушиб мог вызвать угрожающее жизни внутреннее кровотечение. Болезнь Наследника требовала от Родителей чрезвычайного напряжения душевных и духовных сил, в особенности от Государыни, которая не знала более покоя…
Вот только один из многочисленных случаев, который произошёл осенью 1912 года. Алексей, играя у пруда (м-ф 15. Пруд у Александровского дворца), неудачно прыгнул в лодку, что вызвало внутреннее кровотечение. Три недели он находился между жизнью и смертью, день и ночь кричал от боли. Окружающим было тяжело слышать его постоянные стоны, так что иногда, проходя мимо его комнаты, домочадцы затыкали уши. Государыня все это время не раздевалась, не ложилась и почти не отдыхала, часами просиживая у кровати своего маленького больного сына, который лежал на бочку с поднятой ножкой, часто без сознания. Ногу эту Алексей Николаевич потом долго не мог выпрямить. Крошечное, восковое лицо с заостренным носиком было похоже на покойника, взгляд огромных глаз был бессмысленный и грустный.
Как-то раз, войдя в комнату Сына и услышав его отчаянные стоны, Государь выбежал из комнаты и, запершись у себя в кабинете, расплакался.
Но вернёмся в Тобольск.
Как только состояние Алексея позволило отправиться в путь, Великие Княжны Ольга, Татьяна, Анастасия и Цесаревич Алексей на пароходе «Русь» (м-ф 16. Последний путь Царской Семьи) выехали из Тобольска в Тюмень, а оттуда поездом в Екатеринбург, где находились Родители и Великая Княжна Мария.
Издевательство охраны продолжалось и на пароходе. К открытым дверям кают Великих Княжон были приставлены часовые, так что они даже не могли раздеться.
Вся провизия, присланная Их Высочествам местными жителями и монахинями Ивановского монастыря была отобрана красногвардейцами в свое пользование. Они выдавали им только немного молока.
Встреча Родителей с Детьми была неописуемо радостной. В эти часы забылись они в своей великой скорби, ибо радость встречи подавила все скорбное и горькое. Но прошли светлые дни и потекли суровые будни.
Два с половиною месяца прожила в Екатеринбурге (м-ф 17-18. Дом Ипатьева) Царская Семья во власти настоящих бандитов, грубых, бесстыдных, разнузданных, которые возбуждали невольный ужас и отвращение. С этими жестокими людьми Царская Семья находилась в постоянном непосредственном общении до середины июня, когда они были заменены еще более ужасными...
Караульные были поставлены во всех углах дома и следили за каждым движением заключенных. Они покрывали стены неприличными рисунками, глумясь над Императрицею и Великими Княжнами. За стол садились все вместе. Караульные, присутствуя тут же, не снимали фуражек, курили, плевали и ругались скверными словами. Нередко охранники половину пищи, приносимой из столовой, съедали, добавляли в нее холодной воды, насыпали табаку, а иногда и, наплевав, с руганью давали страдальцам. Поэтому очень часто Царственным Мученикам приходилось голодать.
Большею частью караульные несли свою службу в пьяном виде. Они систематически грабили и расхищали вещи, белье и одежду Царской Семьи.
Прогулка в саду разрешалась единожды в день, поначалу в течение 15-20 минут, а потом не более пяти. Поведение часовых было совершенно непристойным — они дежурили даже возле двери в туалет, причем не разрешали запирать двери. На стенах охранники писали нецензурные слова, делали неприличные изображения. Но постепенно даже озверевшие охранники были поражены той силой христианского смирения и кротости, с которыми вся Царская Семья переносила мучительное заключение.
Молитва и чтение святых отцов поддерживала, укрепляла и облегчала страдания царственных мучеников. Часто из нижнего этажа доносились пьяные голоса охраны, горланившей непристойные куплеты, а сверху, из комнат Царской Семьи, точно с неба, лились в ответ Херувимская песнь и другие божественные напевы. Пение это смущало самые жестокие сердца. Даже грубые стражи понемногу смягчились в общении с заключенными. Они были удивлены их простотой, их покорила полная достоинства душевная ясность, и они вскоре почувствовали превосходство тех, кого думали держать в своей власти.
Такая перемена не укрылась от глаз большевистских властей. Стража была заменена австро-германскими пленными и выбранными людьми из числа палачей «ЧК – Чрезвычайной комиссии». Жизнь Царской Семьи превратилась в сплошное мученичество.
По мере приближения к своему исходу, Царская Семья достигла, как об этом свидетельствуют их письма из заточения, исповеднической крепости веры, мученического незлобия и всепрощения к своим врагам.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Государь Николай II обладал редкой выдержкой и мужеством. "Сколько лет я жил около Царя и ни разу не видел его в гневе, - вспоминает его слуга, - всегда он был очень ровный и спокойный".
В высказываниях Государя о своих врагах никогда нельзя было уловить ни малейшего оттенка раздражения. На выраженное, однажды, по этому поводу удивление Государь сказал: «Эту струну личного раздражения мне удалось уже давно заставить в себе умолкнуть. Раздражительностью ничего не поможешь, да к тому же от меня резкое слово звучало бы обиднее, чем от кого-нибудь другого».
Все Великие Княжны воспитывались в строго религиозном духе и в строгих требованиях внимательного отношения к каждому человеку без всякого сознания своего превосходства, а тем более кичливости своим высоким положением. Государь всегда повторял: «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения. Такими должны быть и мои Дети». Осуществляя сам в жизни этот принцип, он такими же сделал своих детей, кроткими, добрыми, внимательными ко всем и ласковыми.
Царские Дети были духовно простые и любящие все простое, образованные, естественные, нетребовательные, открытые, глубоко правдивые, проникнутые чувством долга, истинно религиозные.
Простота и скромность были отличительными чертами Царской Семьи. Никогда никто из окружающих не слышал от Их Величеств или от Их Высочеств слово «приказываю».
Обращаясь с просьбой, Великие Княжны говорили: «Если Вам не трудно, то Мама просит Вас...»
Известен такой случай. Как-то осенью в Ялте Александра Фёдоровна пошла с Анной Вырубовой за покупками. Вскоре пошел сильный дождь. Когда Ее Величество вошла в магазин, с ее зонтика на пол натекли большие лужи. Приказчик строго сказал ей, указав на подставку для палок и зонтиков:
— Мадам, для этого есть вещь в углу.
Императрица покорно поставила зонтик, но велико же было смущение приказчика, когда её спутница сказала «Александра Федоровна», — и тут только он догадался, с кем разговаривал.
Находясь в заключении, Царская Семья терпеливо и кротко переносила все обиды, насилия и оскорбления (м-ф 19/видео. Кротость в ответ на издевательства: 1 мин 35 с. «Из воспоминаний Анны Вырубовой: В саду, около самого дворца, стоял Царь всея Руси, и с ним преданный друг его, князь Долгорукий. Их окружало 6 солдат, вернее, 6 вооруженных хулиганов, которые все время толкали Государя, то кулаками, то прикладами, как будто бы он был какой-то преступник, прикрикивая: «Туда нельзя ходить, господин полковник, вернитесь, когда вам говорят!» Государь совершенно спокойно на них посмотрел и вернулся во дворец»).
Надо отметить, что Государь намеренно оставался в чине полковника. Когда Армия и Флот представили Его Величеству просьбу о производстве себя в чин генерал-майора и контр-адмирала, Царь ответил: « Я храню чин, данный мне покойным Императором – моим Отцом»[4]. который даровал ему его отец Александр III.
4. Блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Вот, что пишет святитель Иоанн Шанхайский: «За любовь к Православной Отчизне, за стремление к тишине, покою и миру во всем Божьем мире, за верность Господу и национальным идеалам России, за служение справедливости сторонниками иного миропорядка, основанного на страхе, корысти и насилии, русскому Царю была объявлена беспощадная всемирная война. Все было поднято против самого кроткого, чистого и любвеобильного Царя, чтобы в страшный час борьбы против него он остался один (м-ф . 20. Оставленность Царя: 1 мин).
Чудесное явление иконы (м-ф 21) Державной Божией Матери со скипетром и державой - символами царской власти, в день насильственного отречения Государя было Божьим благословением Царю-мученику на его крестный путь (м-ф 22/видео. Явление иконы «Державная»: 3 мин.) Со дня отречения все пошло последовательно рушиться. Иначе и не могло быть. Был свергнут тот, кто объединял все, стоя на страже Правды (м-ф 23. Блаженны алчущие и жаждущие Правды: 25 с)
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Государь Николай II рос святым мальчиком, готовым молиться о спасении жизни даже маленькой птички, выпавшей из гнезда. И это непрерывно светлое христианское настроение никогда, с самого раннего детства и до самой смерти, не оставляло Его (м-ф 24видео. Милосердие царя: 19 с)
Известен такой случай. Одна еврейка, не имевшая права въезда в Петербург, и получившая отказ в этом, обратилась на Высочайшее имя с просьбой, разрешить ей приехать к больному сыну. Государь положил резолюцию: «Не может быть такого закона, который не позволил бы матери приехать к больному сыну».
Как теперь доподлинно установлено, Государь тратил на дела благотворительности и неожиданную помощь колоссальные суммы из личных средств, ограничивая в тоже время себя в личном обиходе. Он носил много раз штопанную одежду... Через любимую учительницу своих детских лет, имевшую к нему доступ во всякое время, Государь освобождал от платы учащихся своими взносами и отпускал крупные суммы на благотворительность из своих личных средств. После беседы с нею он всегда шепотом просил ее никому ни слова не говорить о его помощи. И она, памятуя просьбу Царя, никому в своем ведомстве не говорила, кто дает эти средства.
Царь ни минуты не колеблясь, пожертвовал во время войны все личные средства, 20 миллионов фунтов, хранившиеся в Лондонском банке, на нужды раненных и увечных и их семей (м-ф 25видео. Царь-бессребреник: 1 мин 21 с)
Когда старшей Дочери Ольге Николаевне исполнилось 20 лет она получила право распоряжаться частью своих денег.
· Как вы думаете, на что она истратила свои первые деньги?
Её первой просьбой было разрешение оплатить лечение ребёнка-инвалида, которого, выезжая на прогулки, она часто видела ковыляющего на костылях, и слышала, что родители ребёнка слишком бедны, чтобы платить за лечение.
Во время пребывания Царской Семьи в Крыму Ее Величество всегда устраивала базары с благотворительной целью. Главный доход на этих базарах доставляли собственноручные работы Ее Величества и Великих Княжон, состоявшие в очень красивых рукоделиях или рисунках. За столом с этими вещами всегда Ее Величество, а также и Великие Княжны присутствовали сами, и понятно поэтому, что толпа была невероятная и продажа шла с исключительной быстротой (м-ф 26видео. Императрица за прилавком. Текст, читаемый учителем во время показа м-ф. За другими столами торговали светские дамы, проводившие сезон в Ялте, которых Ее Величество привлекала таким образом к благотворительности.
Впоследствии на деньги, собранные таким образом, а отчасти и на личные средства Ее Величества была построена в Массандре на берегу моря чудная санатория, куда во время войны посылались на климатическое лечение раненые офицеры.)
Как говорят ближайшие свидетели жизни Государыни, трудно себе представить какой массе лиц Александра Фёдоровна помогала выйти из материальных затруднений, скольким детям оказала помощь в воспитании, о какой массе больных позаботилась, сколько видела слез благодарности. Но никто об этом не знал (м-ф 27видео. Милосердие Государыни: 1 мин 42 с)
С первых дней войны Александра Фёдоровна принялась за организацию санитарных поездов, складов медикаментов и белья, оборудования для госпиталей, под которые старалась приспособить как можно больше дворцов. Александра Фёдоровна и старшие Дочери Ольга и Татьяна, окончив курсы сестёр милосердия, работали в госпитале – случай в мировой истории уникальный (м-ф 28видео. Сёстры милосердия: 2 мин 32 с)
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
М-ф 29видео. Святейшее семейство: 1 мин 50 с.
Государь искал в людях те черты, которые были ему дороги. Его простую, незлобивую, беспритязательную, глубоковерующую, застенчивую натуру, тянуло к бесхитростным людям, с душою простого русского человека (м-ф 30/видео. Глаза царя: 44 с).
Эту любовь к народу наблюдали все во время многочисленных разговоров его с крестьянами. Государь однажды обнял и поцеловал старика, который от волнения и чувств не мог произнести заготовленную речь, ибо эти чувства были Государю дороже слов. В преданность и верность себе этого народа он верил до самой своей смерти (м-ф 31/видео. Мы одно: 1 мин 13 с).
В одном из писем Ольги Николаевны есть такие строки: (м-ф 32видео. Письмо Ольги: 23 с. Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь»).
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Государь Николай II, проникнутый любовью к человеку и верящий, что и в политике необходимо следовать заветам Христа, по личному побуждению обратился ко всем державам с предложением сократить вооружения и создать третейский суд для решения международных споров (м-ф 33/видео. Царь-миротворец: 34 с)
Государь неутомимо стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать. Но трагично именно то, что ему самому пришлось вести три войны - с Китаем, Японией и Первую мировую.
Начальник жандармов обещал Государю, что сотню лет не будет никакой революции в России, если Государь позволит произвести пятьдесят тысяч казней. Император с ужасом и негодованием отверг это предложение. За все его царствование количество казней едва ли превышает четыре тысячи, за те уголовные и политические убийства и грабежи, за которые законы всех стран Mиpa также карают. Ни в какой пролитой в его царствование крови Государь не был повинен, ибо карал закон.
Революционную болезнь Государь был всегда готов лечить милостью и прощением, если только искали их. Невеста одного студента, приговоренного к смертной казни по политическому делу, поздно вечером подала флигель-адъютанту Государя прошение о помиловании. Так как исполнение приговора было назначено на следующий день, то адъютант дерзнул просить царского камердинера вызвать Государя из спальни. Выйдя, Государь написал телеграмму министру юстиции о приостановке исполнения приговора, и, крепко пожимая руку полковника, похвалил его за смелость и решительность, и за данную самому Государю возможность сделать доброе дело. Государь не только помиловал студента, но даже отправил его в Крым на лечение туберкулеза, причем деньги на это были выданы из собственных средств Государя.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Царская Семья оказалась одинокой, отверженной и чужой миру, как носительница прекрасных идеалов Святой Руси среди отпавших от Истины людей. В несмолкаемом газетном хохоте и в уличном общенародном глумлении издевались, позорили, клеветали, оскорбляли и унижали ее.
Но в страданиях и испытаниях умножается духовное ведение, познание себя, своей души. Устремленность к жизни вечной помогает переносить страдания и дает великое утешение.
Страдание Царской Семьи - величественное, исключительное, Христоподобное.
Из письма императрицы Александры Федоровны 13 марта 1918 г. из ссылки в Тобольске: «...Все, что люблю, — страдает, счета нет всей грязи и страданиям, а Господь не допускает уныния: Он охраняет от отчаяния, дает силу, уверенность в светлое будущее еще на этом свете».
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Далеко не случайно то, что завершающая из свода Заповедей Блаженств посвящена гонимым за Христа. Принимая христианское учение и сверяя с ним свою жизнь, мы занимаем совершенно определенную позицию в ключевом конфликте всех времен — борьбе Бога с диаволом, сил добра с силами зла. А противостояние князю тьмы, с его злым началом и могущественной ложью, равно как и исповедание Истины Христовой, — дело вовсе небезопасное. Ибо зло небезразлично к миру и человеку, не нейтрально: оно подкарауливает и уязвляет тех, кто бросает ему вызов.
Если человек принимает Заповеди Блаженств, то он принимаем Самого Христа. А это значит, что высшим законом и высшей правдой его жизни является нравственный идеал христианства, за который он должен быть готов пострадать, обретая и в этом идеале, и в его исповедании полноту жизни.
Заповедь о гонимых за Христа отличается от всех остальных. Сравним ее с предшествующей: "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное".
То есть, блажен тот, кто пострадал за правду: воздаяние ему уготовано на Небесах. Заповедь же о претерпевших ради Христа звучит иначе: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня".
То есть, блаженны не в жизни будущей, но уже в тот самый момент, когда претерпеваются гонения за Христа. Но тогда почему блаженны? Да потому, что именно в момент наибольшего напряжения человеческих сил в стоянии за правду Божию открывается полнота этой правды. Потому что в момент исповедничества, в страшный миг испытаний с мучениками пребывает Сам Господь (м-ф 34/видео. Заступничество Богородицы: 2 мин 31с).
В первые годы ХХ столетия была развёрнута невероятная по своему размаху кампания клеветы, направленная на очернение самого облика Императора и Его Семьи, чтобы народ охладел к Нему, и на подрыв авторитета Самодержавия в России.
Условия жизни в «доме особого назначения» в Екатеринбурге были гораздо тяжелее, чем в Тобольске. Стража состояла из 12-ти солдат, которые жили в непосредственной близости от узников, ели с ними за одним столом. Комиссар Авдеев, закоренелый пьяница, ежедневно изощрялся вместе со своими подчиненными в измышлении новых унижений для заключенных. Приходилось мириться с лишениями, переносить издевательства и подчиняться требованиям этих грубых людей — в числе охранников были бывшие уголовные преступники. Как только Государь и Государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли унизительному и грубому обыску. Спать Царской чете и Княжнам приходилось на полу, без кроватей. Во время обеда Семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали у них еду.
За три дня до злодеяния, 1/14 июля, была последняя служба в помещении, занятом Царской Семьей (м-ф 35видео. Последняя Литургия. Письмо Ольги: 1 мин 03 с. Священник отец Иоанн Сторожев так описывает этот момент. «Мне показалось, что как Николай Александрович, так и все его дочери на этот раз были - я не скажу - в угнетении духа, но все же производили впечатление как бы утомленных. По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитву «Со святыми упокой». Почему-то на этот раз о. диакон, вместо прочтения, запел эту молитву, стал петь и я ... Но едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади меня члены Семьи Романовых опустились на колена» ...
Так подготовились они, сами того не подозревая, к своей смерти, принимая погребальное напутствие.
В это богослужение, вопреки обыкновению, никто из Семьи не пел, что тотчас обратило внимание духовенства и выйдя из дома они поделились своими впечатлениями, что как будто у них там что-то случилось и они все какие-то другие.)
Еще в 18 веке императору Павлу было открыто преподобным Авелем будущее династии Романовых (м-ф 36/видео. Пророчество Авеля: 1 мин 25 с. Преподобный Авель пророчествовал, что Николай II будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. Предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. На венок терновый сменит он венец царский. Искупителем будет - искупит собой народ свой.)
В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую Семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе Государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные Великими княжнами и Анной Демидовой (горничной Государыни). На стульях разместились Государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены Семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать — они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем, в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы (м-ф 37/видео. Убийство Царской Семьи: 2 мин 46 с. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные — каждый заранее знал свою жертву.
Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал — в него выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик — шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние...)
С благоговением вспоминая великий подвиг Царственных Мучеников отдавших жизнь за Православную Церковь и Великую Россию, нельзя забывать тех замечательных людей, которые разделили с ними горечь ссылки, бесчисленные страдания и восшествие на Голгофу ( м-ф 38. Фотоснимки доктора Е.С. Боткина (поз.1), лакея А.Е. Труппа (поз.2), повара И.М. Харитонова (поз.3) и горничной А.С. Демидовой (поз. 4 и 5):. Для большинства из них эта Голгофа носила добровольный характер. Эти люди пожелали оставаться со своим возлюбленным Монархом до конца, хотя многие из них хорошо представляли себе, каким должен быть этот конец.
Эти славные люди принадлежали к разным сословиям, имели разный уровень образования, неодинаковый взгляд на различные стороны жизни. Объединяло их одно – верность долгу и горячая любовь к Царю и его Августейшей Семье, которую им посчастливилось узнать.
Вот их имена – доктор Евгений Сергеевич Боткин, горничная Государыни Анна Степановна Демидова, повар царской семьи Иван Михайлович Харитонов, лакей Государя Алексей Егорович Трупп. Они принял и мученическую смерть одновременно с Государем.
Несколькими днями раньше были зверски убиты дядька Наследника престола Климентий Григорьевич Нагорный ходивший за Цесаревичем с раннего детства, и служивший на Царской яхте «Штандарт», Иван Дмитриевич Седнев, лакей великих княжон. Они оба защищали заключенную Царскую Семью в Екатеринбурге от грабежа и оскорблений. Были увезены из дома заключения в тюрьму и там расстреляны.
Также расстреляны в тюрьме сопровождавшие Государя от Царского Села до Екатеринбурга, но не допущенные жить с Царской Семьей в Екатеринбурге, граф Илья Леонидович Татищев и князь Василий Александрович Долгорукий.
Несколько позднее смерть постигла двух замечательных женщин: графиню Анастасию Гендрикову и учительницу русского языка Екатерину Шнейдер, которые были вывезены в Пермь и там расстреляны. Графиню Гендрикову перед расстрелом допрашивали, добровольно ли она последовала за Романовыми. Она сказала, что добровольно. «Ну, раз вы так преданы им, скажите нам: если бы мы вас теперь отпустили, вы бы опять вернулись к ним и опять продолжали бы служить им?» «Да, до последнего дня моей жизни», - ответила графиня. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - говорит Христос в Священном Писании (Ин. 15, 13).
Когда весной 1919 г. Пермь была взята белыми войсками, при раскопках были найдены тела убитых. Особенно было обращено внимание на тело кристально чистой души благочестивой девушки фрейлины Анастасии Гендриковой: оно не разложилось подобно тому, как сохранялись целыми тела древних мучениц.
Ровно через сутки после гибели Семьи Государя, в Алапаевске под Екатеринбургом, совершилась неслыханно зверская казнь Великой Княгини Елизаветы Федоровны (м-ф 39. Елизавета Федоровна и Сергей Александрович), родной сестры Александры Федоровны. Елизавета Федоровна была замужем за дядей Николая II Великим Князем Сергеем Александровичем, зверски убитым в Москве террористами-эсерами в 1905 году. В последующих за убийством событиях особенно поражает поведение супруги великого князя Елизаветы Феодоровны, зверски замученной большевиками и прославленной позже в лике святых. До покушения она часто получала анонимные письма, где ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участи. Вопреки советам, Великая Княгиня тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала супруга.
Буквально через несколько минут после преступления Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва (м-ф 40. Убийство Сергея Александровича). Там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. После первой панихиды в Чудовом монастыре Елизавета Феодоровна возвратилась во дворец, переоделась в черное траурное платье и начала писать телеграммы, и, прежде всего, сестре Александре Феодоровне, прося ее не приезжать на похороны, т. к. террористы могли использовать этот случай для покушения на Императорскую чету.
На третий день после смерти мужа Елизавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Она сказала, что принесла ему прощение от Сергея Александровича и умоляла убийцу покаяться. В руках она держала Евангелие и предложила почитать его, но он отказался. После этого Великая Княгиня просила Императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.
Иностранное подданство спасло жизнь учителям Цесаревича Пьеру Жильяру и Сиднея Гиббсу, до конца служивших своему царственному ученику. Близость к Августейшей Семье сыграла немалую роль в том, что уроженец республиканской Швейцарии Жильяр станет позднее монархистом, а приверженец англиканской церкви Гиббс, примет православие и станет иеромонахом, а позднее – архимандритом.
Страдания страны и народа не могут быть бессмысленными — в это твердо верят Царственные страстотерпцы (м-ф 41. Царственные страстотерпцы): «Когда все это кончится? Когда Богу угодно. Потерпи, родная страна, и получишь венец славы, награду за все страдания... Весна придет и порадует, и высушит слезы и кровь, пролитые струями над бедной Родиной...
Много еще тяжелого впереди — больно, сколько кровопролитий, больно ужасно! Но Правда должна окончательно победить...» (м-ф 42/видео. Видение митрополита Макария: 52 с)
Файлы для скачивания:
Конспект и медиафайлы урока: часть 1 часть 2 часть 3
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)
[1] Изменено, потому что дети пока не поймут, почему Христа императрица именует Женихом
[2] Никитин Б. Роковые годы. Париж 1937, с. 203
[3] Архив русской революции, т.6, стр. 61
[4] Из статьи полковника Шайдицкого «Государь Император – солдат и верховный вождь».