Урок 32. Праздник Масленица
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры (м-ф 01). Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить (м-ф 02).
Но всё-таки Масленицу не следует называть религиозным праздником: просто праздник народный совпадает с православной сыропустной неделей. Потом - Великий пост.
С приходом Православия празднование Масленицы стало более масштабным (м-ф 03).
Масленица - один из самых любимых в народе праздников (м-ф 04). Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние Святки. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена (м-ф 05).
В отличие от других народных торжеств, Масленая неделя не имеет своего строгого отведенного срока празднования, выпадая то на конец февраля, то на начало марта. Масленица длится 7 дней (м-ф 06).
По красоте, поэтичности, традициям и озорству это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников в канун Великого поста (м-ф 07).
Перед наступлением Масленицы, то есть в воскресенье, вечером крестьянская молодежь выходит на устроенные ледяные горы (м-ф 08) "встречать Масленицу" песнями, после чего поздно возвращается домой. Ребятишки, приготавливая к масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают:
1. "Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк двор: на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!"
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы (м-ф 09).
2. Ой, Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом!
3. Наша Масленица годовая,
Наша Масленица годовая!
Наша Масленица годовая,
Она гостика дорогая,
4. Она гостика дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комонях разъезжает,
5. Все на комонях разъезжает!
Чтобы коники были вороные,
Чтобы коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Здравствуй, Масленица!
Дети (м-ф 10) на снежных горках сбегая или скатываясь на салазках с гор, кричат: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" В иных местах дети лепят снежную бабу, которую называют "Масленицей", сажают ее на санки и скатывают с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!"
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник (м-ф 11). К первому дню масленицы устроиваются общественные горы, качели, вислые и круглые, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов), столы с сладимыми яствами
На Масленицу главный, даже уважаемый, грех – обжорство (м-ф 12). Это праздник чревоугодия. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. В каждой губернии (области) были свои обычаи празднования Масленицы. Например, в Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 «встречать масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:
6. Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону -
И пахать пойду!
Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение (м-ф 13): круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.
Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник (м-ф 14). Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.
Основным блюдом Масленичной недели, блин, символизирует солнце (м-ф 15.) - победу добра над злом. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным.
Блины на Масленице пеклись и поедались в несметных количествах.
Игра «Угадай пословицу» (м-ф 16)
· Кто знает пословицы о Блинах?
Игра «Доскажи пословицу»:
БЕЗ БЛИНА НЕ ______________.
ГДЕ БЛИНЫ, ТУТ _________________
БЛИН ДОБРО ___________.
БЛИНЫ БРЮХА _______________.
БЛИН НЕ КЛИН, БРЮХА НЕ ______________.
Проверка (м-ф 17)
Без блина не маслёна.
Где блины, тут и мы;
Блин добро не один..
Блины брюха не прортят.
Блин не клин, брюха не расколет.
Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.
7. Родители:
«Как на масленой неделе
Из трубы- блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!» -
припевали хозяйки и гости и продолжали масленичное блинное чревоугодие.
8. Родители
Пришла маслена неделя.
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
Так шутили и посмеивались сами над собой.
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из
гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные
приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.
Но первый блин на масленице отдается нищим - чтобы они помянули всех усопших.
Также первый блин, испекаемый на масленой неделе кладут на слуховое окошко «для душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!»
В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины (м-ф 18).
9. Дети
Тин-танка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
10. Ах ты Домнушка,
Красно солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь, Не пора ли блины печь! -
Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:
Паршивые блины
По аршину длины!
После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали (м-ф 19):
11. Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Во вторник — заигрыши.
Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже (м-ф 20), примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.
Не отставая, от ребят, и взрослые в один из первых дней тоже ходили от дома к дому и собирали «на Масленицу», припевая:
12. Родители
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
О, мы Масленицу устречали,
Устречали, Лели, устречали,
В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины (м-ф 21).
ЗЯТЬ НА ДВОР - ПИРОГ НА СТОЛ.
На лакомки, в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам (м-ф 22), а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
В широкий четверг начинается масленичный разгул: катанье по улицам (м-ф 23), разные обряды(м-ф 24), например, взятие снежного городка — старинная народная игра, которая была частью масленичных празднований (м-ф 25) Во многих деревнях во время Масленицы сооружают снежные городки: это довольно высокий снежный забор, а вокруг него еще несколько рядов снежной насыпи, пониже главного забора. Все эти сооружения поливаются водою, чтобы были тверже. В последний день Масленицы происходит взятие таких городков. Парни, участвующие в забаве, разделяются на две партии, одни защищают город снежками, другие нападают (м-ф 26).
На усмотрение учителя. Или кулачные бои (м-ф 27) - еще одна масленичная потеха - которая есть остаток древне военной потехи. Наши предки сражались со своими врагами «на кулачках» - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III портив Великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться».
Кулачные бои начинаются с утра и продолжаются до вечера. Сначала начинают бои сам на сам, один на один, а потом уже стена на стену (м-ф 28). В кулачных боях прежде принимали участие все возрасты.
13. Масленица-пышка на улицу вышла,
На гору катиться, с ребятами драться!
Ребята - дураки, нажимали кулаки,
Нажимали кулаки все на Масленицы на боки!
Людное санное катание (м-ф 29) на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение (м-ф 30).
На тещины вечерки зятья угощают своих тещей блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю, к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом, утром, присылать нарядных зватых. Чем более бывало зватых, тем теще более оказывалось почести. Дружко или сват приглашались к таким нарядным позывам и за свои хлопоты с обеих сторон получали подарки.
Суббота отводилась золовкиным посиделкам (м-ф 31. Золовкины посиделки).
По традиции, этот день всегда считался семейным. В Золовкины посиделки новобрачная невестка должна была одаривать золовок (сестёр мужа) подарками. В субботу молодые невестки принимали у себя родных.
В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. Катание (м-ф 32), песни (м-ф 33), звуки гармоники, шум и гам в этот день продолжаются до вечера, когда в заключение всех затей, провожают Масленицу (м-ф 34), то есть, сжигают чучело, изображающее Масленицу, за деревней, на ближайшей горке, именно там, где встречали Масленицу. Сжигают ту Масленицу, с которой катаются в последний день (м-ф 35). Устраивают за деревней огромный костер из сухих веток, дегтярных бочек, льна и соломы. Чучело привозят к костру прямо с катания, или же насаживают его на шест и торжественно подносят к костру. Сжигают чучело (м-ф 36. Сжигание чучела) при пении песен и громких криках. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Все вместе: Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
Кидали в костер блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать.
На усмотрение учителя. Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на «пеших» и «конных». «Пешие» занимают город, «конные» готовятся к нападению. Наконец, «конница», по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город против «конницы», не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако, «конница» берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с «осажденными» разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой, уничтожив последнее проявление зимы — снег и лед.
Ни одна масленичная неделя не обходилась без медвежьего представления (м-ф 37). Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.
В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия (м-ф 38). Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день
Не ходить на горы (м-ф 39-42), не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств — значило в старину: жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.
Просмотр м-ф 42.1
Прощеное воскресенье (м-ф 43)– последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения (м-ф 44-46) - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.
В этот день последний раз употребляется скоромная пища.
Чин прощения (м-ф 47), как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером. В храме уже все по-другому (м-ф 48): на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. Священники тоже испрашивают прощение у своих прихожан.
Стремясь очиститься от всего греховного, люди просят друг у друга прощения (м-ф 49). С той же целью в прощеное воскресенье ходят на кладбище, оставляют на могилах блины и поклоняются праху родных.
Обычай установлен церковью во исполнение заповеди Христа. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», — говорит Евангелие от Матфея. Поэтому масленичной традицией считается посещение родственников, друзей (м-ф 50), чтобы «проститься» перед постом, то есть попросить прощения за возможные нанесенные обиды, примириться. А потом без обид и с миром вступить в Великий пост.
Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощанье приносили пряники. Прощаясь, говорили, по обыкновению, друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, пред сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения. После их приходили все находящиеся в услужении и справляли свое челобитье.
Вот так по-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная (м-ф 51)!
Файлы для скачивания:
Конспект, тетрадь и медиафайлы урока
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)