03 урок. 7-я Заповедь Блаженства. Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Урок 3. 7-я Заповедь Блаженства: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Задачи:
• ребёнок поймёт, что быть миротворцем означает:
- поступать дружелюбно и не подавать повода к разногласию;
- возникшее разногласие прекращать всеми средствами, даже поступаясь своими интересами, если только это не противоречит долгу и никому не вредит;
- стараться примирять между собой враждующих;
• у ребёнка появится желание творить мир вокруг себя.

№ м-ф Название медиафайла
01/видео Блаженны миротворцы: 50 с
02/видео 7-я Заповедь Блаженства: 33 с
03 Князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом
04 Князь Владимир встречает принцессу Анну
05 Царевна Анна -1
06 Царевна Анна - 2
07 Десятинная церковь
08/видео Борис и Глеб: 41 с
09 Борис и Глеб
10 Князь Владимир
11 Святополк окаянный
12/видео Поход Бориса на печенегов. Смерть Владимира:
1 мин 07 с
13/видео Борис отказывается занять престол силой: 39 с.
14/видео Смерть Бориса и Глеба: 1 мин 39 с.
15/видео Ярослав и Святополк. Смерть Святополка: 1 мин 16 с
16 Св. блг князь Ярослав Мудрый
17/видео Обретение нетленного тела святого Глеба: 1 мин 02 с.
18 Святые Борис и Глеб
19 Борисоглебский монастырь. Дмитров (Моск. обл.)
20 Борисоглебский монастырь. Ростов


• Какие два слова слышатся в слове «миротворец»? (Мир, творец)
• Какого человека можно назвать миротворцем? (Миротворец – тот, кто устраняет ссору, улаживает несогласие, вражду, прекращает войну; кто приносит согласие, единодушие, дружбу, покой, спокойствие).
М-ф 01/видео. Блаженны миротворцы: 50 с.
Сын, который продолжает дело отца, имеет право называться его истинным наследником.
• Какое дело Бога-Отца продолжают миротворцы? (Ответы детей)
Из Священного Писания известно, что первые люди Адам и Ева, нарушив единственную Заповедь Божию «не вкушать плоды с древа познания добра и зла», тем самым отвергли Господа и лишились мира с Богом. Поэтому Небесный Отец послал на землю к людям Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы человек мог примириться с Небом и обрести мир, счастье и жизнь вечную. Дело Мессии на земле состояло в том, чтобы вновь соединить и примирить Бога и человека.
Сынами Божиими назовутся те, кто продолжит дело Господа, устрояющего мир (м-ф 02/видео. 7-я заповедь: 33 с. Как подчеркивает святитель Иоанн Златоуст, этой Заповедью Блаженств Христос "не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует большего, а именно — чтобы мы примиряли несогласия и раздоры других. По заповеди Христа мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто устрояет на земле мир.)

Нередко полагают, что отсутствие войны или прекращение конфликта и есть мир. Поссорились два человека, потом разошлись по разным углам, прекратились крики и взаимные оскорбления — вот как бы и мир наступил.
• Можно ли сказать, что с прекращением враждебных действий, действительно между людьми наступил мир?
Если в душе нет ни мира, ни покоя, одни лишь раздражение, досада, злоба и гнев, то ни о каком истинном примирении и говорить не приходиться.
• А что является приметой истинного мира? (Душевный лад, когда на смену гневу и раздражению приходят согласие и покой).
• Как вы думаете, когда в душе человека воцаряется мир? (Ответы детей)
Мир в душе человека наступает тогда, когда наступает гармония между разумом и чувствами, между потребностями и возможностями. Жизнь постоянно ставит человека в ситуацию, когда для сохранения мира ему необходимо восстановить внутреннюю гармонию, укрощая свой пыл, нрав, желания, хотения... Простейший пример: хочется иметь дорогую вещь, но у родителей нет для этого средств. Из данного состояния существует два выхода.
• Подумайте, о каких двух выходах идёт речь? (Ответы детей)
1) Привести в равновесное положение свои желания и возможности.
2) Не останавливаясь ни перед чем, всеми силами стремиться удовлетворить свои хотения.
Когда желания человека превышают его возможности, то человек, идущий по второму пути, теряет душевный покой, страдает, и страдание его усугубляется чувством зависти. А зависть, как мы знаем, очень опасное чувство. Самый могущественный ангел Денница пал из-за зависти к Богу. Корень почти всех бед в мире – зависть.
• Подумайте, какими качествами души должен обладать миротворец?
Миротворчество всегда требует жертв и самоотдачи. В самом деле, если человек не готов принести в жертву другому часть собственных интересов, как сможет он участвовать в достижении гармонии в отношениях с людьми? И разве способен на это тот, кто привык во главу угла ставить только себя и собственные интересы? Такой человек оказывается в роли носителя постоянного внутреннего конфликта, который чаше всего проецируется на других людей.
Когда люди, находящиеся во вражде, неспособны к самопожертвованию, а значит и к примирению, то конфликт, в котором они участвуют, начинает затрагивать многих других людей, подчас приводя к непоправимым бедам. Например, русские князья, позабыв Заповеди Христовы, дрались между собою, разоряя и губя родную страну.
По слову апостола Павла, добиться мира между людьми можно лишь через всеобщее признание воли Божией . И если центральное место в жизни человека занимает Бог и Его Заповеди, то человек становится способным отказаться от своих претензий во имя блага ближнего, потому что Бог призывает нас к любви.
Сегодня мы познакомимся со святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, князьями-миротворцами, которые заслужили горячую народную любовь и почитание. Они были первыми русскими святыми, канонизированными как Русской, так и Константинопольской Церковью.
Святые Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира (м-ф 03. Князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом) - Крестителя Руси и византийской принцессы Анны (м-ф 04. Князь Владимир. Встреча Византийской принцессы Анны). Это были первые русские князья, рождённые не в язычестве, а от родителей-христиан.
Мать Бориса и Глеба, царевна Анна и ее окружение играли важную роль в церковном устройстве на Руси.
Константинополь порой посылал на далекие глухие окраины не самых лучших и не самых образованных иерархов. В случае с Анной (м-ф 05. Царевна Анна) все было иначе. С ней были отправлены знающие и опытные люди, которым предстояло управлять Русью вместе с наследниками византийской царевны. Византия имела огромный опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Болгары, в свою очередь, сыграли выдающуюся роль в приобщении Руси к духовным ценностям христианства. Русская письменность и книжность возникли на почве греко-болгарской христианской культуры.
Царица Анна (м-ф 06. Царевна Анна) позаботилась о том, чтобы выписать знающих архитекторов и мастеров из Константинополя для постройки первого в русской истории каменного здания – собора Пресвятой Богородицы (м-ф 07. Десятинный храм Пресвятой Богородицы). Великолепный храм, призванный стать первопрестольным храмом Руси, строился пять лет. Он был богато украшен фресками, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни.
Тогда же Владимиром была пожалована Церкви десятина от всех княжеских доходов, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным.
С Десятинной церковью некоторые историки связывали начало русского летописания. При ней были составлены житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках Феодоре и Иоанне в их первоначальном виде, а также «Слово о том, как крестился Владимир, взяв Корсунь». Там же возникла позднее и ранняя, греческая, редакция жития святых Бориса и Глеба.
Итак, это были первые русские князья, рождённые и воспитанные в христианской вере (м-ф. 08. Борис и Глеб: 41 с. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов, а Глеба — в Муром).
Борис и Глеб (м-ф 09. Борис и Глеб) стали первыми русскими святыми, их канонизировали (канонизация - процесс причисления кого-либо к лику святых) в лике мучеников-страстотерпцев.
• Как вы думаете, кто такие страстотерпцы? Какие два слова слышатся в этом слове?(Страсти, терпепеть)
Одно из значений слова страсти – страдание.
Страстотерпцы — наименование мучеников в Православной церкви. Как правило, страстотерпцы. — это христиане, пострадавшие Христа ради из-за клеветы и ненависти своих ближних и при этом встретившие смерть со смирением, простив собственных гонителей и убийц, как например, святые Борис и Глеб .
Святой равноапостольный князь Владимир (м-ф 10. Князь Владимир) скончался 13 (28) июля 1015 г. Престол унаследовал старший из сыновей Владимира — Святополк (м-ф 11. Святополк окаянный). Рожден он был еще в пору язычества Владимира.
Князь Святополк еще при жизни Владимира отличался далеко не самыми лучшими чертами характера. Незадолго до смерти отца, выделившего ему в удел Туровское княжество, Святополк поднял против Владимира мятеж, за что был посажен в темницу. Из заключения он взошел на Киевский престол. Его права на престол были неоспоримы, так как на Руси действовал неписаный закон о престолонаследии: первым среди князей считался тот, кто являлся представителем старшей ветви династии. Однако, известно, что Владимир не очень любил своего старшего сына за его жестокий и коварный нрав. Не пользовался он популярностью и среди народа. Естественно, что в таких условиях Святополк мог опасаться своего свержения и замены на престоле кем-либо из братьев. Наиболее опасными соперниками он считал младших детей Владимира от Анны, которую летописец называет «Болгарыней», очевидно потому, что ее брат — император Василий II — был прозван Болгаробойцей. Святые князья Борис и Глеб были рождены уже от освященного Церковью брака, когда отец их уже был христианином. Мать же являлась «Порфирородной» — особой императорской крови. Это могло повысить шансы Бориса и Глеба на успех в случае их притязаний на престол отца. Житие святых братьев говорит, что они, по-христиански законопослушные, признали Святополка государем.
Однако, жестокий и злобный Святополк, несмотря на свое крещение остававшийся в душе все тем же язычником, всех вокруг мерил по себе.
Когда князь Владимир был уже стар и немощен, пришло ему известие, что на Русь движутся печенеги (м-ф 012/видео. Поход Бориса на печенегов. Смерть Владимира: 1 мин 07 с. Когда князь Владимир был уже стар и немощен, пришло ему известие, что на Русь движутся печенеги, кочевники, неоднократно совершавшие разорительные набеги. Не имея сил отправиться в военный поход, святой Владимир поручил своему сыну Борису стать во главе многочисленной дружины и дать отпор врагу.
Святой Борис еще был в походе, когда его отец, князь Владимир скончался.
В это время в Киеве находился Святополк, старший брат Бориса и Глеба. Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским.
Желая укрепить свой престол он замысдид убить своих братьев Бориса и Глеба.
Когда Борис с войском возвращался из похода, ему сообщили о смерти отца и о том, что произошло в Киеве за время его отсутствия (м-ф 13/видео. Борис отказывается занять престол силой: 39 с. Воеводы тут же стали уговаривать его пойти на Святополка и занять отцовский престол, поскольку в распоряжении Бориса была вся киевская дружина. Но святой князь не хотел устраивать междоусобной резни и распустил отцовских воинов со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»)

Однако Святополк не поверил искренности Бориса. Стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и дружины, он послал к нему наемных убийц. После этого Святополк столь же вероломно умертвил Глеба (м-ф 14/видео. Смерть Бориса и Глеба: 1 мин 39 с. Желая укрепить свое право на киевский престол, Святополк, подобно братоубийце-Каину задумал погубить своих братьев — законных наследников князя Владимира.
Узнав это, воины бывшие с Борисом предложили ему силой занять Киевский престол. Зная святого Бориса как мудрого и милостивого владыку, они хотели видеть его во главе Руси, а не коварного Святополка. Однако раб Христов Борис не захотел становиться причиной междоусобной вражды, он решил отправиться к своему брату со словами: “Будь моим отцом, ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой”? Узнав о таком намерении святого, дружинники оставили его.
Тем временем Святополк подослал своих воинов, чтобы они убили блаженного князя. Поистине он был блажен, ведь о таких, как он Спаситель говорит: “Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими” (Мф.5,9).
Было воскресное утро, святой Борис пел псалмы, когда в его шатер ворвались убийцы и стали наносить ему смертельные раны. Святой не просил о пощаде, он подобно агнцу шел на заклание, подобно Господу поднимался на свою Голгофу. Его единственной просьбой было дать ему время, чтобы помолиться перед смертью.
Окончив молитву, угодник Божий взглянул на своих убийц глазами полными горьких слез и вымолвил:”Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья”. После этих слов, исполненных христовой любви, предательский меч пронзил сердце святого мученика.
Подобным образом был умерщвлен и младший сын Владимира — Глеб.)
Святой Борис был тайно похоронен в Вышгороде, а тело святого Глеба было брошено его убийцами в пустынном месте.
Узнав о вероломном убийстве своих младших братьев, Новгородский князь Ярослав со своим войском выступил против Святополка (м-ф 15/видео. Ярослав и Святополк. Смерть Святополка: 1 мин 16 с. Их войска встретились неподалеку от того самого места, где был убит князь Борис. Жестокий бой длился целый день, и лишь к вечеру новгородское войско стало одолевать дружину Святополка. В испуге Святополк обратился в бегство. И даже, когда воины Ярослава перестали его преследовать, он все еще повторял: “Бежим дальше, гонятся! Горе мне”! Покинув пределы Руси, Святополк вскоре скончался от поразившей его болезни.
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста! Она страшнее любого преследователя, поскольку не оставит человека в покое ни в этой жизни, ни в будущей. Совершая грех, человек сам наносит себе рану, которая будет мучить, его до тех пор, пока он не залечит ее искренним покаянием.)
Вскоре после описанных событий, князь Ярослав (м-ф 16. Св. блг князь Ярослав Мудрый), прозванный за свое разум и благочестие “Мудрым”, занял Киевский престол. Он захотел разыскать тело своего убиенного брата — Глеба, чтобы предать его христианскому погребению (м-ф 17/видео. Обретение нетленного тела святого Глеба: 1 мин 02 с. Господь не замедлил открыть место, где было сокрыто тело святого угодника. До Ярослава дошли слухи о том, что недалеко от Смоленска, где был убит святой Глеб, в пустынном месте люди видят свет и слышат ангельское пение.
Посланные к этому месту священники обрели тело святого Глеба. Оно оказалось совершенно нетленным и источало благоухание. С почетом мощи святого страстотерпца были перенесены в Вышгород и погребены близ могилы святого Бориса.)

• Как вы думаете, почему святых Бориса и Глеба (м-ф 18. Святые Борис и Глеб) считают заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей?

Можно по-разному оценивать поступок князей Бориса и Глеба. Но есть в этой истории одно важное обстоятельство, которое нам сегодня трудно понять без дополнительных пояснений. Дело в том, что при династийном преемстве власти в те далекие времена даже убийство ближайших родственников не считалось чем-то зазорным. А полноту прав на наследуемый престол обеспечивала военная сила, на которую опирался претендент. И вот Борис, имея у себя под началом всю киевскую дружину, вдруг отказывается от прихода к власти, потому что для этого ему пришлось бы убить старшего брата. Вслед за ним из тех же соображений отказывается от власти и Глеб. Ценой собственной жизни они утверждают совершенно новый, невиданный ранее идеал отношений. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши.
В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.
М-ф 19. Борисоглебский монастырь в Дмитрове (Моск. Обл.)
Точной даты основание монастыря история не сохранила, известен он со второй половины 15 века.
Борисоглебский монастырь (м-ф 20) — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним».

• Подведём итог урока: что значит быть миротворцем?
Быть миротворцем означает:
1. Поступать дружелюбно и не подавать повода к разногласию;
2. Возникшее разногласие прекращать всеми средствами, даже поступаясь своими интересами, если только это не противоречит долгу и никому не вредит;
3. Стараться примирять между собой враждующих.
Творить мир означает излучать его вокруг себя.
Миротворец всегда согласовывает свою волю с волей других людей.

 

Файлы для скачивания:

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)
 


Назад к списку