Урок 8. Путь к прощению (продолжение)
Задачи:
· ребёнок поймёт, что в общении с людьми на первое место нужно ставить уважительное отношение к человеку;
· осознает, что простить – это, значит, перестать винить своего обидчика, не держать на него зла, не желать ему возмездия;
· придёт к выводу, что только искреннее прощение приносит человеку радость и счастье;
· отметит для себя, что для умения прощать, нужны такие черты характера как милосердие, сострадание, искренность, великодушие, сочувствие
· задумается о своих чертах характера: что ему мешает прощать обиды;
· у ребёнка, ещё раз пережившего чувство горечи от непрощённых обид и радости от дарованного прощения, появится желание избавиться от своих обид, «просто простив» своих обидчиков.
На прошлом уроке мы искали ответ на вопросы «Что такое обида?», и «Что обида приносит человеку?».
· Какие выводы мы сделали?
Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы «Что такое истинное прощение?», «Что истинное прощение приносит человеку» и «Как простить обиду?»
· Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «прощение»?Запишите это в кластер.
В тетради:
ПРОЩЕНИЕ
На прошлом уроке мы узнали историю про двух братьев, которые вдруг поссорились.
· С чего началась ссора братьев? (После гонки, в которой выиграл не Ларс, уверенный в победе, а его брат Йон, которого Ларс и соперником не считал, Ларс обвинил брата в том, что тот нарочно подставил ему лыжную палку перед финишем. В ответ Йон презрительно бросил, неудачно пошутив, что Ларса подвела щепка его кое-как ошкуриных лыж. Ребята, присутствующие при этом, подняли Ларса на смех. Обидевшись, Ларс в бешенстве убежал, не дожидаясь брата).
Работа в группах:
· Ребята, давайте мы немножко пофантазируем и представим себя в роли… лыж Ларса и Йона. Как вы думаете, о чём они могли разговаривать по возвращении домой после той гонки?
После ответов детей, учитель может высказать свои предположения, например: «Лыжи Ларса говорили о том, что если бы они были сделаны из более прочной породы дерева, да Ларс ошкурил бы их и отшлифовал, как Йон свои, то они-то, лыжи, не подвели бы своего хозяина: летели ли бы по снегу, как по воздуху и примчали бы Ларса к финишу первым.
А лыжи Йона говорили о том, что им очень жалко Ларса, но он сам виноват в том, что проиграл, и им, лыжам, очень обидно за несправедливые обвинения, брошенные в адрес их хозяина, ведь они-то, лыжи, знают, сколько трудов Йон вложил в свою победу. К тому же они, лыжи, не понимают, почему Ларс обиделся на брата, ведь тот сказал ему правду: Ларс проиграл потому, что лыжи обстругал кое-как».
· Ребята, подумайте, почему Ларс обиделся на брата, который сказал ему, в общем-то, правду, ведь, действительно, проиграл он потому, что лыжи не обстругал, как следует? (Во-первых, это было даже не сказано, а презрительно «брошено», во-вторых, сказано при товарищах, и, в-третьих, Ларс в тот момент был «не в себе» от досады.)
· Как нужно было в этой ситуации поступить Йону? (Во-первых, не отвечать ничего, пока брат не успокоится, во-вторых, говорить о небрежной работе, сделанной кое-как, нужно было наедине с братом, и, в- третьих, сам тон должен был быть доброжелательным.)
Преподобный Серафим Саровский так говорил: «С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления».
· Посмотрите в вашей таблице (урок 26), что явилось причиной ссоры? (Гнев, несдержанность, гордыня)
· Что чувствовал Ларс, не желая простить брата? (Обиду и боль)
· Что Ларсу принесло, наконец, облегчение? (Решение забыть обиду, сказать Йону, что тот не нарочно задел его на лыжне, признаться про незакрытые ворота, а на скопленные деньги осуществить мечту брата: купить ему губную гармонику.)
Работа в группах:
· Какие черты характера помогли Ларсу простить обиду? (Сострадание (из-за него Йон провёл целое лето в горах с малыми детьми, да ещё и не смог заработать на гармонику, о которой мечтал), любовь, великодушие, милосердие)
· Что значит, простить человека?
Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла. Простить человека – значит восстановить с ним хорошие отношения.
Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Боли может и не стать меньше, прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на человека, причинившего мне эту боль, зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть».
Работа в группах:
· Какими чертами характера нужно обладать для умения прощать?
(Любовь, милосердие, искренность, доброжелательность, смелость, решительность, терпение, великодушие, сострадание)
· Какими чертами характера нужно обладать, чтобы уметь признавать свои ошибки? (Доброжелательность, искренность, мудрость, откровенность, решительность, справедливость, честность)
· Запишите необходимые черты характера в таблицу (если какая-то черта характера нужна и для умения прощать, и для умения признавать свои ошибки, запишите её в среднем столбце).
Таблица в тетради:
для умения прощать:
________________
________________
________________
________________ |
Какими чертами характера нужно обладать
|
уметь признавать свои ошибки:
________________
________________
________________
________________ |
Слушая выступления представителей групп, ребята пополняют свои записи в таблице.
Каждый человек волен выбирать простить или не простить обиду. Часто человек говорит себе «Ну ладно, прощу его (её), если он (она) извинится».
· В какую ловушку попадает человек, который так думает? (Предположения детей)
Такой человек ставит себя в условия зависимости от своего обидчика, ведь если тот не извинится, то такой человек не сможем простить его.
· Что можно посоветовать этому человеку? (Решить, что для него важнее: не простив, считать себя правым, или, простив и освободившись от горького чувства обиды, быть счастливым.)
· Давайте предположим, что все люди на земле лишились такой важной черты характера, как умение прощать. Что произойдет с нашим миром? (Ответы детей)
Порой бывает очень трудно простить не внешне, а сердцем. Прощать трудно, но необходимо. Поэтому нужно всегда ставить себя на место обидчика. Ведь завтра мы можем оказаться на его месте и так же просить прощения. Принимая решение «простить или не простить» нужно помнить заповедь Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»[1]
· Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам очень трудно было простить человека, но, в одном случае вы простили обидчика, а в другом – не простили. Вспомните, какие чувства вы испытали в каждом случае.
В тетради:
Зарисуй себя в тот момент, когда ты простил обиду, и в тот момент, когда не простил. Ниже запиши чувства, которые ты испытывал в каждом случае.
Я простил обиду
|
Я не простил обиду
|
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________ |
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________ |
· Как вы думаете, почему иногда человек держит обиду в себе, мучаясь, но не прощая? (Предположения детей)
Обобщая ответы детей, учитель может высказать и своё мнение по этому вопросу: «Обижаясь, человек сохраняет за собой чувство собственной правоты. Когда же человек прощает, он признаёт, что он тоже был в чём-то не прав. Поэтому каждый человек должен решить для себя, что для него важнее: считать себя правым или быть счастливым, ведь прощая других, человек освобождается от горького чувства обиды, злобы, и желания отомстить.» И только сам человек властен либо продолжить свои страдания, либо прекратить, отпустив обиду и испытав подлинное счастье и невыразимую радость прощения дарованного или прощения полученного.
· Подумайте, почему человеку гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? В чём смысловая разница этих слов? (Ответы детей)
«Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так, например, один ребенок, балуясь и сломав линейку другому, может сказать «Ой, извини». Тем самым как бы оправдываясь: «Я не виноват, так получилось».
А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться. Ты меня прОсто прОсти!
Слово «прости» по-старославянски звучит как «прОсти» (с ударением на О) и означает «выпрямить», т.е. простить – это как бы исправить кривизну в отношениях, выпрямить их, сделав простыми и искренними, без скрываемых недоброжелательных чувств, которые несут с собой затаённые непрощённые обиды.
· В Православной Церкви есть особенный день, когда люди друг у друга испрашивают прощения. Как называется этот день и чему он предшествует? (Прощеное воскресение - последний день перед Великим постом)
Воскресенье накануне Великого поста – Прощеное. Чтобы вступить в Великий пост с доброй душой и чистым сердцем, в этот день в Церкви совершается чин прощения: все православные христиане во главе с самим патриархом просят друг у друга прощения. Просить друг у друга прощение - это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»[2]. Это неизменное Евангельское чтение в Прощёное воскресенье.
Обычай совершать чин прощения в Церкви берёт начало в глубокой древности, когда монашествующие в этот день собирались в свой храм, прощались друг с другом и уходили в пустыни на подвиги молитвы, покаяния и воздержания. Некоторые осознавали, что, может быть, они не вернутся уже под кров своей обители. Поэтому они примирялись друг с другом, чтобы не оставить никого обиженным и огорченным. А в день Вербного воскресенья все вновь возвращались в свою обитель с пением стихиры[3] «Днесь[4] благодать Святаго Духа нас собра», чтобы вместе прославить искупительный подвиг Господа Иисуса Христа и радостно встретить Господа Воскресшего.
Время Великого поста – это время приготовления к встрече самого главного христианского праздника – праздника праздников Воскресения Христова. Великий пост - это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, поэтому православные христиане стараются положить начало своему очищению, освободившись от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.
· Апостол Пётр как-то спросил у Господа: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Как вы думаете, что ответил ему Христос? (Предположения детей)
Иисус ответил Петру: не говорю тебе: “до семи”, но до седмижды семидесяти раз.
· Как вы понимаете слова Господа? (ПрОсто прОстить, не считая обид).
Когда Спасителя привели на суд к первосвященникам, и слуга ударил Его по щеке, помните, с каким достоинством Иисус ему ответил: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?[5]» Разве Господь обиделся? Разве можно себе представить обиженного Христа или обиженную Божию Матерь? Конечно, нет! Это даже смешно.
· Объясните, пожалуйста, почему Господь, не смотря на то, что Его мучили, издевались, клеветали, никак не мог обижаться на тех, кто, в конце концов, добился Его распятия?
Бог – есть Любовь[6] – так говорит Священное Писание.
Иисус Христос, как Второе Лицо Пресвятой Троицы, есть Истинная Любовь. (Ответ к заданию 3: Иисус Христос есть Истинная Любовь)
· Как вы думаете, какая любовь есть истинная? (Ответы детей)
Вот, что об этом в Священном Писании говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит»[7].
· К сожалению, человек, даже зная, что простить обиду необходимо, не всегда легко может это сделать. Как же быть? Как человеку убедить себя простить обиду?
· Давайте, при помощи приёма фишбоун пропишем причины обид, и что они приносят человеку.
В вашей тетради нарисована схема в виде рыбьего скелета - фишбоун. В голове скелета прописана проблема, которая рассматривается. В нашем случае – это обида. Так и напишем обида. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отметим причины обид, на нижних напишем, что обиды
приносят человеку. Наши выводы запишем в «рыбьем хвосте».
Причины обид
ОБИДА
страдание
гордыня
самолюбие
зависть
эгоизм
огорчение
боль
слёзы
Не держи обиду, прОсто прОсти!
Что обида приносит человеку
· Какой вывод сделаем? (Обида - это горечь, это страдание, это душевная боль, которая «съедает» человека изнутри. Нельзя обиду держать в себе, надо просто простить человека и всё!)
Задание по группам.
2. Рефлексия.
Напишите синквейны к слову «Обида» и «Прощение».
После выслушанных ответов, учитель может зачитать свой синквейн, например,
1. Обида
5. Боль
1. Прощение
2. Чистосердечное, искреннее
3. Сострадать, мириться, успокаиваться
4. На сердце становится легко и радостно
5. Милость
· Как вы думаете, почему синонимом, выражающим суть слова «прощение», я выбрала слово милость? (Предположения детей)
Милость – великодушие, доброта, милосердие. Поистине доброе, милосердное сердце просто не сможет держать обиду в себе, оно просто прощает, отпуская обиду.
· Подведем итог урока. На какие вопросы мы искали ответ? Хотелось бы вам что-нибудь добавить или изменить в кластере? Подумайте и запишите.
[1]Матф.7:12
[2] Мф. 6:14-15
[3] богослужебное песнопение
[4] сегодня
[5] Иоан.18:23
[6] 1 Иоан 4-8
[7] 1 Кор. 13: 4-7
Файлы для скачивания:
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)