09 урок. Путь к прощению - 1

Урок 7. Путь к прощению  (1 – й  урок)

 

Задачи:

·      ребёнок осознает, что гнев, гордыня, несдержанность являются причинами ссор и обид, которые несут с собой горечь и душевную боль и захочет воспитывать в себе противоположные черты характера: спокойствие, смирение (в смысле непревозношение над другими), выдержку, доброжелательность;

·      поймёт, что наши победы во многом зависят от нашего старания и прилежания, от нашего добросовестного отношения к делу, а небрежность в деле часто приводит к поражению.

 

     Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы: «Что такое  обида?» и «Что обида приносит человеку?»

·      Какие ассоциации у вас возникли, когда вы услышали слово «обида»? Запишите это в кластер.

В тетради:

 

 

ОБИДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Поможет нам разобраться в этих вопросах история про двух

братьев, которые вдруг поссорились.

 

     Читая рассказ, мы будем составлять таблицу – синтез, куда запишем ключевые слова, которые помогут нам создать образ каждого из братьев.

     По ходу прочтения учитель на доске составляет таблицу-синтез, записывая ключевые слова.

 

Нет места обидам (Нэн Гилберт)

(Слайд 1) Ссора Ларса с его братом Йоном началась несколько месяцев назад, еще в марте, во время финальной лыжной гонки сезона. Оба брата участвовали в гонке, как и все ребята из их деревни и с окрестных ферм.

     Ларс был уверен, что именно он придет первым. Никто во всей деревне не мог обогнать его. Разумеется, своего брата он тоже не считал соперником. Хотя Йон и был на год старше, Ларс опережал его во всех видах спорта.

 

Таблица-синтез (слайд 2):

 

Ларс

Йон

Выводы, мысли

уверен

первым

никто не мог обогнать его

не считал соперником

опережал

на год старше

Ларс более ловок, более подвижен, спортивнее,

уверен в себе

 

·      В ваших тетрадях изображены фигурки двух мальчиков (слайд 3). Подумайте, какая принадлежит Ларсу, а какая - Йону? Прежде чем подписать под каждым изображением имя мальчика, объясните свой выбор. Какая информация из текста (слайд 1) вам может помочь? (Ларс – более спортивен (никто во всей деревне не мог обогнать его), раскован, уверен в себе (был уверен, что именно он придет первым); у Йона - менее спортивная фигура (Ларс опережал его во всех видах спорта,) на лице нет той самоуверенности, что у Ларса (своего брата он (Ларс) тоже не считал соперником).

 

Слайд 4.

Но Ларс просчитался - первым к финишу пришел Йон.

- Ты нечестно победил! - набросился Ларс на брата в раздевалке. - Я уже обходил тебя у финиша, а ты нарочно палку подставил! Нарочно!

- Не говори ерунду! – презрительно бросил Йон. Он был так горд и доволен собой (ведь он победил в первый раз!), что не удержался от колкой шутки:

- Лучше б лыжи обстругал как следует. Не иначе как щепкой за снег зацепился!

Эти слова вызвали всеобщий хохот. Все прекрасно знали, как ненавистно Ларсу любое дело, требующее усидчивости. Часами ошкуривать и полировать лыжи, как Ион, - нет, это не для него! Обычно он за один вечер кое-как выстругивал себе пару лыж из мягкой породы дерева, а уже на следующий день они ломались.

- Вот это на тебя похоже, Ларс - поддразнивали ребята. - Щепка подвела!

Ларс был очень горд и вспыльчив. Мало того, что он не победил, над ним еще и посмеялись! Он в бешенстве выбежал из раздевалки и ушел домой один, не дожидаясь брата.

     Таблица – синтез (продолжение, слайд 5):

 

Ларс

Йон

Выводы, мысли

просчитался

нечестно

ненавистно дело, требующее усидчивости

горд

вспыльчив

в бешенстве

презрительно

горд

доволен собой

колкая шутка

часами полировал и ошкуривал

Ларс –  младший брат - гордый, вспыльчивый, торопливый, небрежен в работе, с ленцой; Йон – старший брат, наоборот,  старателен, усидчив, усерден в работе, но горделив.

 

·      Что мы узнали о братьях? Какими чертами характера они обладают? (Ларс –  младший брат - гордый, вспыльчивый, торопливый, небрежен в работе, с ленцой; Йон – старший брат, наоборот,  старателен, усидчив, усерден в работе, но горделив.)

В тетради:

 

 

Черты характера

Ларса                   .

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

Какие черты

характеров

явились

причиной

ссоры

(подчеркни).

Что хотел бы

добавить

____________

_____________

 

Йона                  .

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

 

·      Какие черты характера обоих братьев явились причиной ссоры? Подчеркните их красным цветом. (Гнев, гордыня – у Ларса, несдержанность, гордыня («презрительно бросил» в ответ брату) – у Йона.)

·      Что бы хотели добавить? (Зависть у Ларса. Вместо того, чтобы порадоваться за брата (ведь Йон победил в первый раз!!!), он стал злиться на него и негодовать).

·      Создавая образ каждого из братьев (на рисунке в тетради, слайд 3) подумайте, как можно выразить быстроту, стремительность, рвение к первенству, а также небрежность и торопливость у Ларса; и – аккуратность и старательность у Йона, его спокойствие и степенность?

(Возможные ответы. Характер братьев на рисунке можно отобразить цветом. Ларс – стремительный, уверенный в себе, горделивый, не привыкший проигрывать. Какие цвета в одежде у него будут преобладать? Наверное, яркие, красочные.  А Йон, наоборот, спокойный, старательный (часами ошкуривал и полировал лыжи), никогда не бывавший в роли победителя (победил в первый раз). Какие цвета в одежде у него будут преобладать? Скорее всего, спокойные, неброские.

     Небрежность и аккуратность можно выразить деталями в одежде, например,  небрежно наброшенный шарф у Ларса и аккуратно завязанный у Йона, как одеты шапки,  шнурки на ботинках…)

·      Ваши предположения о том, как себя дальше поведут братья по отношению друг к другу? (Предположения детей)

     Йон пожалел о сказанном. Он-то знал, как глубоко задели Ларса насмешки товарищей. Несколько дней подряд он старался всячески показать брату, что раскаивается и просит прощения.

Он выстрогал Ларсу рожок, чтобы созывать с пастбища коров и коз. Он даже посвятил брата в свои сокровенные планы: скопить этим летом денег и купить в деревенской лавочке губную гармонику.

- Она во-от такая! - восклицал Йон, разводя руки, как рыболов. - Я на ней так сыграю, ты не поверишь! За лето уж точно скоплю, хоть она и дорогая.

·      Как Йон пытался примириться с братом? (Выстрогал Ларсу пастуший рожок, посвятил брата в свои сокровенные планы.)

Надо сказать, что в той части Норвегии, где жили братья, автомобильные дороги повсюду проходили через пастбища, через пшеничные и картофельные поля. Каждое поле было огорожено забором, в котором были ворота.

Туристам, что путешествовали на автомобилях, приходилось проезжать через множество таких ворот. Мало кому из них хватало терпения всякий раз вылезать из машины: то, чтобы открыть ворота, то - чтобы их закрыть. За пригоршню монет это с удовольствием делали дети фермеров, ведь для многих из них не было иного способа заработать деньги.

Ларс тоже придумал, на что потратить свой летний заработок…

·      Как вы думаете, на что Ларс решил потратить свой заработок? (Предположения детей)

 …он закажет лучшему в деревне плотнику пару новых лыж. Пусть сделает их из прочного дерева да отполирует до блеска. Уж на таких-то лыжах Ларс будет летать по снегу, как по воздуху.

·      Зачем Ларсу нужны лыжи, которые «будут летать по снегу, как по воздуху»?

·      А почему старые лыжи Ларса не летали по снегу, как по воздуху?

Слайд 6: Ларсу было ненавистно любое дело, требующее усидчивости. Часами ошкуривать и полировать лыжи, как Ион, - нет, это не для него! Обычно он за один вечер кое-как выстругивал себе пару лыж из мягкой породы дерева, а уже на следующий день они ломались.

·      Что помешало Ларсу выиграть гонку? (Торопливость и небрежность в изготовлении своих лыж.)

·      Так на кого ему нужно было злиться? (На самого себя,  на то, что он смастерил лыжи «кое-как».)

·      Какие черты характера Йона способствовали его победе? (Старательность, аккуратность, усидчивость, терпение: «часами ошкуривал и полировал лыжи».)

·      Какой вывод можем сделать? (Наши победы во многом зависят от нашего старания и прилежания, от нашего добросовестного отношения к делу, а небрежность в деле может «откинуть» нас далеко назад.)

·      Как вы думаете, рассказал ли Ларс о своих планах Йону?

Только Ларс не рассказал о своем замысле Йону. Ничего, сам все узнает, когда Ларс оставит его далеко позади на состязаниях будущей зимой!

     Увидев, что его попытки помириться с братом ни к чему не приводят, Йон …

·      Как вы думаете, что сделал Йон?

…тоже обиделся, хотя вслух ничего не сказал. «И что это Ларс так взъелся на меня», - недоумевал он. «Ну, пошутил неудачно, но ведь сколько раз я уже давал понять, что раскаиваюсь!»

·      Почему обиделся Йон? (Потому что Ларс, не смотря на желание Йона помириться, не прощал ему нанесённой обиды)

·      Как вы думаете, стало ли легче на душе у Йона после того, как теперь уже и он затаил обиду на брата?

·      Как бы вы поступили на месте Йона?

·      Почему, не смотря на раскаяние Йона, примирения так и не произошло? (Йон только давал понять Ларсу, что раскаивается, но прощения так и не попросил).

Работа в группах:

·      Есть такое выражение «подлить масла в огонь». Как вы думаете, можно ли его применить в данной ситуации? (Предположения детей)

     Выражение «подлить масло в огонь» употребляется тогда, когда своими действиями или  поступками   люди только обостряют  отношения. В данном случае, как  масло усиливает пламя огня, так и новая обида со стороны Йона только усилила пламя ссоры.

     Наступило лето. По заведенному в тех краях обычаю, пришло время женщинам с младшими детьми отправляться в горы. Мужчины и старшие сыновья оставались дома присматривать за коровами и козами.

Йон и Ларс были уже достаточно взрослыми, чтобы остаться с отцом.

За день до того, как женщины с детьми должны были уйти в горы, отец велел сыновьям пригнать всех коров и коз на скотный двор, чтобы утром можно было отправиться в дорогу без лишних хлопот.

- Ларс, пригони-ка стадо с дальнего поля. А ты, Йон, иди сзади, не давай скотине разбредаться. Да смотри, чтобы все ворота потом были заперты.

Ларс вдоволь наглотался пыли, пока гнал стадо к ферме. Солнце пекло нещадно, животные двигались медленно, словно сонные. Оглядываясь назад, Ларс видел, что Йон идет не спеша, о чем-то мечтает, то и дело останавливается и пересвистывается с птицами.

“Хорош, нечего сказать!” - со злостью думал Ларс. “На целое поле отстал от последней коровы. И как это он меня на лыжах обогнал?”

Когда последние коровы и козы оказались в загоне, как раз закончилась дойка, и мать позвала мальчиков ужинать. Йон очнулся от своих грез и поспешил в дом... а ворота-то он запереть забыл!

·      Ваши предположения о том, как поступит Ларс? (Предположения детей)

·      А как бы поступили вы? (Ответы детей)

Ларс открыл было рот, чтобы напомнить ему об этом, но промолчал. В конце концов, отец не ему, а Йону поручил закрывать ворота. Он, Ларс, здесь вообще ни при чем.

·      Как вы думаете, имел ли Ларс право думать, что «он здесь вообще ни при чём»? (Нет, так как, во – первых, братья – это единая семья, заботы и невзгоды которой касаются их обоих, а, во-вторых, сам поступок по отношению к брату был, в общем-то, подлым.)

На ужин была любимая рыба с картошкой и парное молоко. Но Ларс ел без всякого удовольствия. За столом он был рассеян и ни с кем  не разговаривал. Встав из-за стола, он буркнул: “Спасибо” и поскорее ушел спать.

·      О чём говорит такое поведение Ларса? (Что на душе у него было не спокойно, в душе он понимал, что поступил плохо)

Да, совесть – глас Божий в душе человека, она-то и тревожила Ларса, вразумляя исправить свой поступок.

На рассвете, подходя к загону, Ларс услышал растерянные крики брата и понял, что планы на сегодняшнее утро сорвались. Незапертые животные за ночь разбрелись по полю, потравили всходы пшеницы и сильно потоптали картофельные грядки.

- Кто оставил ворота открытыми?! - услышали братья строгий окрик отца.

- Кажется, это я, - пролепетал упавшим голосом Йон.

- Вот бестолочь! - разозлился отец. - Из-за тебя мы целый день потеряли! Сегодня мы уже никуда не пойдем, будем пересаживать картошку. А завтра ты пойдешь в горы!

- Но там же будут только дети, - попробовал возразить Йон.

- Ну, а ты-то кто! - резко прервал его отец.

Ларс незаметно проскользнул в дом. “Я не знал, что так получится, - уговаривал он шевельнувшуюся совесть. - Если бы я знал, я бы, конечно, сказал Йону, что ворота остались открытыми”. Но в глубине души он и сам не очень-то этому верил.

·      Чему «не очень - то верил»  Ларс? (Самому себе. В глубине души Ларс знал, что именно этого он и хотел – отомстить брату, причинить ему боль.)

·      Что явилось причиной подлого поступка Ларса? (Затаённая обида, злоба на брата)

Оставшись без брата на все лето, Ларс один дежурил на дороге, открывая и закрывая ворота всякий раз, когда проезжала машина. Запас монет быстро рос, и он уже знал, что на лыжи ему наверняка хватит. Но мысль эта не доставляла ему ожидаемой радости.

·      Зачем Ларс хотел заказать у лучшего плотника новые лыжи? (Чтобы обогнать брата - своего рода отомстить ему)

·      Так почему же теперь эта мысль не доставляла ему радости? (Он понимал, что поступил нехорошо по отношению к брату, и, конечно же, он любил брата и соскучился по нему, ему было плохо без Йона …) 

«По первому снегу пойду на новых», - пообещал он себе, пересчитав монеты и сложив их в шерстяной носок.

Подошла осень, Йон вместе с матерью возвратился с горных пастбищ. Начались занятия в школе. А Ларс не торопился заказывать себе лыжи.

Йон больше не упоминал про вожделенную гармонику.

·      Почему Йон больше не упоминал о гармонике? (Находясь с матерью в горах, он не имел возможности заработать на гармонику)

Зато сразу же по возвращении он принялся мастерить новые лыжи, еще лучше тех, что у него были прошлой зимой.

·      Как вы думаете, зачем Йон стал мастерить лыжи? (Предположения детей)

·      Ваши предположения о том, что подумал Ларс по этому поводу? (Дети высказывают свои предположения)

«Кажется, он намерен и в другой раз меня обогнать, - с горечью думал Ларс.

·      Как вы думаете, почему у Ларса было горько на душе? (К затаённой старой обиде, которая не давала ему покоя, съедая изнутри, прибавилась новая: «Йон снова хочет унизить его, выиграв гонку.»)

·      Откуда  Ларс взял, что Йон желает снова его обогнать? (Ниоткуда, он сам так решил.)

·      В конечном итоге, на что снова обиделся Ларс? (На свои собственные домыслы.)

Так нередко и в жизни бывает, один человек что-то домысливает за другого и, приписав другому человеку свои мысли, на него же ещё и злится. Так случилось и с Ларсом: «Ну, ничего, - думал он, - вот будут у меня новые лыжи, тогда поглядим, кто кого».

Рождество в Норвегии - праздник особенный. На целых две недели прекращается всякая работа. В эту пору всеобщей радости и дружелюбия чувство обиды, все еще снедавшее Ларса, было особенно неуместно и мучительно.

Приближался сочельник. Ларс не находил себе места и все думал, как бы помириться с братом.

·      Почему Ларс не находил себе места? (Ларс устал от чувства горечи, поселившегося  вместе с обидой в его сердце, теперь уже он искал возможности примирения с братом, ему очень хотелось, чтобы чувство горечи  сменилось на чувство радости.)

·      С чем Ларс связывал ожидаемую  радость? (С примирением с братом)

     Лыж он так и не заказал, и теперь окончательно понял, что ни за что этого не сделает. Ничего, еще зиму покатается на старых, самодельных. Заработанные летом деньги должны пойти на куда более важное дело.

·      Почему для Ларса покупка лыж стала «не важным делом»? (Потому что важным делом для него стало не выигрыш в гонке, а примирение с братом.)

     С этой счастливой мыслью, нацепив те самые старые лыжи, он отправился в деревню. За пазухой у него лежал шерстяной носок, туго набитый монетами.

·      Как вы думаете, чем закончилась эта история?

После выслушанных предположений, учитель дочитывает рассказ.

Возвращаясь домой по твердому насту,  Ларс нес под полушубком уже не деньги, а новенькую блестящую гармонику.

«Скажу Йону, что гармоника по праву принадлежит ему», - думал Ларс, чувствуя, что поступил правильно.

·      Почему Ларс решил, что гармоника по праву принадлежит Йону? (Если бы Ларс напомнил брату про незакрытые ворота, то отец не отправил бы Йона в горы, и он сумел бы сам заработать себе на гармонику.)

     Ведь это я виноват: не напомнил ему про ворота. А все потому, что злился на него”. Наконец-то на душе у Ларса стало легко.

·      Когда  у Ларса на душе стало легко? (Как только Ларс признал и свою вину в ссоре с братом, обида и горечь ушли из его сердца.)

 «Скажу ему так: «Я знаю, что ты не нарочно свалил меня на лыжне». Скажу, что его лыжная палка здесь ни при чем».

Тут Ларс улыбнулся. «Да что там, скажу, что щепка подвела!»

·      Почему Ларс улыбнулся, думая сказать брату, что «щепка подвела»? (Эта фраза и стала причиной раздора. Но тогда она вызвала у Ларса гнев, теперь же, когда Ларс настрадался от собственной обиды и злости, она вызывает у него улыбку, потому что это - путь к примирению.)

Но когда Ларс наконец нашел Йона в мастерской, он ничего этого ему не сказал. Йон как раз наносил последний слой воска на новую пару лыж. Взглянув на вошедшего брата, он смущенно заулыбался и, кивнув на лыжи, произнес:

- Ну вот! Если ты и на них меня не обгонишь, придется тебе отрастить крылья!

Глядя на этот щедрый, сделанный от всего сердца подарок, Ларс не сразу нашелся, что ответить. Он вдруг почувствовал, как душу его наполняет поистине рождественская радость - будто разливается тихая, теплая река. Он молча достал из-за пазухи и протянул Йону губную гармонику:

- Это тебе, братишка!

·      Что явилось причиной рождественской радости, наполнившей душу Ларса?

·      А теперь давайте подведем итог урока. Вернёмся к нашим мыслям в начале урока (кластер). Хотелось бы вам что-нибудь добавить или изменить. Подумайте и запишите.

На следующем уроке мы продолжим разговор

Файлы для скачивания:

      Конспект и медиафайлы урока      

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку