04 урок. 8-я и 9-я Заповеди Блаженства

 

Урок 4.  8-я и 9-я Заповеди Блаженства

 

 

Задачи:

·      ребёнок узнает, что правда торжествует всегда; и если не в этой жизни, то, по учению Христа, в жизни вечной человек, живший по правде, увидит ее торжество;

·       придёт к выводу, что жизнь по правде в мире, где много лжи  — труд и испытание, сопряженные с риском: начиная жить по правде, человек вступает в борьбу с силами зла;

·       поймёт, что на бой за правду нужно выходить только с чистой душой и открытым сердцем, в котором нет ненависти;

·            узнает, что мучениками называют тех, кто жизнью своей заплатил за верность Христу и Его Церкви, а исповедниками тех, кто, пронеся веру православную через все испытания и искушения, остался в живых;

·      ребёнок прочувствует, что живёт в удивительное время – время возрождения Святого Православия на Руси и монашества как формы служения Богу.

 

 

№ м-ф

Названия медиафайлов

01

Рисунок к притче «Таинственный огонь»

м-ф 02/видео

8-я Заповедь Блаженства: 1 мин 10 с

м-ф 03/видео

Блаженны изгнанные за правду: 1 мин 02 с

м-ф 04/видео

Гонимые за правду: 1 мин 56

м-ф 05/видео

9-я Заповедь Блаженства: 1 мин 26 с

м-ф 06/видео

9-я Заповедь Блаженства -2: 1 мин 17 с

м-ф 07/видео

Первые христиане. Рим. Колизей: 3 мин 25 с

м-ф 08/видео

Подвиг первых христиан: 1 мин 16 с

м-ф 09/видео

Начало крестного пути России-1: 1 мин 58 с

м-ф 10/видео

Начало крестного пути России – 2: 1 мин 44 с

м-ф 11/видео

Новомученики. 20 век: 4 мин 15 с

м-ф 12/видео

Свщм Августин: 5 мин 54 с

м-ф 13

Анатолий Оптинский

м-ф 14/видео

Анатолий Оптинский: 2 мин 04 с

м-ф 15/видео

Юбилейный собор 2000 года.

Прославление новомученников российских: 45 с

м-ф 16/видео

Восстановление храмов: 1 мин 05 с

 

 

     8-я Заповедь Блаженства звучит так: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

     Мы уже рассматривали Заповедь, обращенную к тем, кто готов жить по правде:
“Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся”.
Господь здесь говорит о награде людям, взыскующим правды: они обретут то, к чему стремится их душа, как душа Иван из притчи «Таинственный огонь»
[1] (м-ф 01. Рисунок к притче). А в Заповеди об изгнанных за правду Господь предупреждает об опасностях, подстерегающих человека на этом пути (м-ф 02/видео. 8-я Заповедь Блаженства: 1 мин 10 с).

     Рассуждая о происхождении зла, мы говорили, что диавол, по Слову Божию, есть лжец и отец лжи. Он активно действует в нашем мире, распространяя ложь повсюду. Если посмотреть вокруг, то, прежде всего, бросается в глаза, сколь широко распространена неправда (м-ф 03/видео. Блаженны изгнанные за правду: 1 мин 02 с) .

     Человек, живущий по правде, в конечном счете всегда побеждает. Побеждает уже потому, что правда сильнее лжи. Это убеждение живет в мудрости русского народа: “Делай не ложью — все выйдет по-Божьи”, “Все минется — одна правда останется”, “Не в силе Бог, а в правде”...

     Случается, однако, что отдельный человек не доживает до момента торжества правды, ибо 70–80 лет жизни — лишь миг перед лицом вечности. Однако правда торжествует всегда. И если не в этой жизни, то, по учению Христа, в жизни вечной человек, живший по правде, увидит ее торжество. Если награда человеку, принесшему себя в жертву правде, не успевает найти его здесь, то воздаяние праведнику непременно будет ожидать его в жизни вечной.
 Поэтому и говорит Господь: “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное”.

·      Как вы думаете, легко ли жить по правде? Почему?

     Жизнь по правде — труд и испытание, сопряженные с риском, потому что в мире, где мы живем, слишком много лжи. И далеко не случайно то, что завершающая Заповедь Блаженств посвящена гонимым за Христа. Ибо, принимая христианское учение и сверяя с ним свою жизнь, мы занимаем совершенно определенную позицию в ключевом конфликте всех времен — борьбе Бога с диаволом, сил добра с силами зла (м-ф 04/видео. Гонимые за правду: 1 мин 56).

     Борьба за правду есть то, к чему призваны в этом мире христиане. Однако, борясь за правду, нужно не только стремиться к ее торжеству, но и быть при этом чрезвычайно чувствительным к вопросу о цене победы, ибо не все средства для христианина допустимы. В противном случае борьба за правду способна выродиться в обыкновенную свару или интригу.

·      Какие же средства непозволительны в борьбе за правду? (Ответы детей)

     Невозможно утверждение истины посредством злобы и ненависти. Тот, кто выступает за правду, не может питать низкие чувства в отношении своих противников. Ибо сильнейшим нашим оружием в утверждении правды является она сама: правда одновременно есть и цель, и средство борьбы. На бой за правду выходят с открытым сердцем, в котором нет ненависти.

·      Как вы думаете, почему святые отцы говорят о том, что помощниками в борьбе за правду  являются терпение и мужество?

     Терпение восполняет нехватку слабых человеческих сил, дарует способность превозмогать скорбь и трудности. Мужество же необходимо  потому, что ложь всегда пытается запугать человека, прибегает к коварным и низменным средствам, силится сломить дух праведника, перенести поле битвы с открытого места в тесное и темное. И потому борьба за правду всегда вдохновляема мужеством и поддерживаема терпением.
     Господь призывает человека выступать на стороне жаждущих  истины и справедливости, но с тем, однако, чтобы поборник правды при этом всегда памятовал о необходимости сохранять чистоту души, оберегать христианское достоинство и не марать свои одежды грязью лжи и зла.

     Последняя, 9-я, Заповедь Блаженств о тех, кто принимает мученический венец за исповедание Христа Спасителя: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (м-ф 05/видео. 9-я Заповедь блаженства: 1 мин 26 с).

·      Подумайте, почему  ученики Иисуса почитались опасными, и почему необходимо было гнать и злословить тех, кто нес в мир слово любви?

     Вопрос далеко не праздный, ибо ответ на него поможет понять, пожалуй, один из главных конфликтов истории человечества.
Дело в том, что правда Божия была явлена исключительно в личности Иисуса Христа. И поэтому враги правды Божией вполне отдавали себе отчет в том, что без борьбы со Христом и Его последователями невозможно победить Его правду (м-ф 06/видео. 9-я Заповедь Блаженства -2: 1 мин 17 с)

     Это борение со Христом началось еще при жизни Господа. “Никакой Он не Мессия, — вещали тогдашние правители и учители иудейские, — а просто обманщик из Назарета, сын плотника”. “Вовсе Он не воскрес, — твердили они же, узнав о великом чуде. — Это ученики похитили Его тело”. Нечто подобное утверждали и правители Римской империи, называвшие христианство “гадким суеверием” и обрушивавшие на него всю мощь государственного репрессивного аппарата (пояснить детям, что репре?ссии (лат. repressio — подавление, угнетение) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами).
    
Поразительно, но борьба со Спасителем и провозглашенным Им учением объявляется с момента возникновения христианства, с провозглашения Христом Заповедей Блаженств. Во второй половине I века эта борьба обретает форму жесточайших гонений. Начавшись при римском императоре Нероне, они продолжались более 250 лет (м-ф 07/видео. Первые христиане. Рим. Колизей: 3 мин 25 с).

     Древний церковный писатель Тертуллиан говорил: «Кровь мучеников — семя христианства». И это действительно так, потому что мучения и преследования, которым подвергались последователи Иисуса Христа, становились неложным свидетельством истинной веры и таким образом способствовали распространению христианства, так что даже сами гонители нередко бывали обращаемы ко Спасителю силою духа тех, кого они истязали (м-ф 08/видео. Подвиг первых христиан: 1 мин 16 с).
     Гонения на христианство закончились в начале IV века, но в широком смысле слова не прекращались никогда. Быть христианином, открыто жить в соответствии со своими убеждениями почти всегда означало плыть против течения, принимать удары со стороны тех, для кого христианство оставалось словом, далеким от их жизни.

      Но, наверное, ХХ век стал самым страшным периодом гонений на христиан за всю историю. В послереволюционные годы изощренным пыткам и мучениям подвергались наши соотечественники — епископы, священники, монахи, бесчисленное множество верующих. (м-ф 09/видео. Начало крестного пути России-1: 1 мин 58 с). Народ Божий был истребляем только за то, что веровал во Христа Спасителя.

     Но, словно безотчетно чувствуя неправедность творимого ими, преследователи христиан старались представить дело так, будто они травят верующих не за их религиозные убеждения, а за политические прегрешения перед властью. Широко использовался также такой грязный прием, как шельмование (пояснить: шельмование (от нем. schelmen — шельмовать, объявлять подлецом), в России в 1716—66 вид позорящего наказания для дворян, осуждённых на смертную казнь или вечную ссылку)  и дискредитация (пояснить: дискредитация (фр. Discrediter — подрывать доверие) — умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия. Один из приёмов недобросовестной конкуренции) верующих в глазах общества. (м-ф 10/видео. Начало крестного пути России – 2: 1 мин 44 с) .

     В итоге почти все епископы и духовенство были расстреляны или сгинули в лагерях (м-ф 11/видео. Новомученики. 20 век: 4 мин 15 с).

      На свободе осталась горсточка, воистину “малое стадо”, которому выпало на долю сберегать нашу веру в неимоверно трудных условиях.

     Заплатившие жизнью своей за верность Христу и Его Церкви были мучениками, а пронесшие эту веру через все испытания и искушения и оставшиеся в живых стали исповедниками. Трудно даже вообразить себе, что сталось бы с нашим Отечеством, если бы исповедники 20-х, 30-х и последующих годов не сберегли православную веру в нашем народе! Последствия этого были бы катастрофичны.

·      Подумайте, как слова нашего великого русского писателя и мыслителя Ф.М. Достоевского «Если Бога нет, то всё дозволено» связаны с этой реальной катастрофой? (Ответы детей)

     И потому ныне в знак признательности и благодарности христиане склоняют головы как перед памятью тех, кто остался верен Христу даже до смерти, так и перед исповедническими трудами тех, кто сберег и через десятилетия неслыханных гонений пронес искру Православной веры.

   Сегодня мы услышим рассказ об одном из тысяч новомученников российских священномученике Августине, который принял мученическую кончину за Христа (М-ф 12/видео. Свщм Августин: 5 мин 54 с)

    Один из многочисленных русских святых, старец Анатолий Оптинский (м-ф 13. Анатолий Оптинский) перед самым началом того страшного времени (в феврале 1917 г.) в своём пророческом описании будущего России, образно сравнил Святую Русь,  хранительницу веры Православной, с кораблём, потерпевшим крушение (м-ф 14/видео. Анатолий Оптинский: 2 мин 04 с. «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках, и на обломках люди спасаются. И всё же не все погибнут… А что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уж корабля того нет, разбит, погиб, погибло всё! И явлено будет великое чудо Божие… И все щепки и обломки волею Божией и силою Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдёт своим путём, Богом предназначенным.   Так это и будет явное всем чудо»[2]).

  Пророчество старца Анатолия Оптинского  о возрождении Руси сбываются в наши дни. Сегодня русский народ заново учится вере Православной, заново открывает для себя Бога и Его заповеди, заново учится любить землю русскую, любить так, как любили её наши деды и прадеды, кровью которых освящена каждая пядь русской земли

          Именно в то страшное время богоотступничества, Церковь Христова укрепилась великим числом угодников Божиих. Это было время мученических подвигов миллионов христиан (м-ф 15/видео. Юбилейный собор 2000 года. Прославление новомученников российских: 45 с)

      Нам с вами довелось жить в удивительное время – время возвращения святого Православия на  землю Русскую (м-ф 16/видео. Восстановление храмов: 1 мин 05 с ).

     Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

     Святая Церковь ежедневно воспоминает по нескольку мучеников, страстотерпцев и исповедников, имена которых навеки запечатлены на ее скрижалях. Сонмы мучеников засвидетельствовали верность Христу своей жизнью и смертью.

       

Файлы для скачивания:

Конспект и медиафайлы урока 1 часть

Медиафайлы урока 2 часть

Медиафайлы урока 3 часть

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

      

Файлы для скачивания:

     Конспект и медиафайлы урока -1 часть     

 Медиафайлы урока -2 часть 

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] См. 27 урок 2-го года обучения

[2] «Православная Русь». 1970. № 1, стр. 9


Назад к списку